Автор: Мельникова Ольга Геннадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №162"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Презентация
Тема: "Практики музыкально-художественной деятельности в развитии инициативности, эмоциональной отзывчивости детей"
Раздел: дошкольное образование
ПРАКТИКИ МУЗЫКАЛЬНО-
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
РАЗВИТИИ
ИНИЦИАТИВНОСТИ,
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ
П О Д Г О Т О В И Л А :
М У З Ы К А Л Ь Н Ы Й
Р У К О В О Д И Т Е Л Ь
М Е Л Ь Н И К О В А
О Л Ь Г А
Г Е Н Н А Д Ь Е В Н А
М Б Д О У
« № 1 6 2 »
Г .
О Р Е Н Б У Р Г
Проблеме
эмоционального развития
ребёнка
, уделяется огромное внимание в
отечественной и зарубежной науке.
Вопросы
эмоционального развития детей
связываются с обновлением содержания
образования, требованиями гуманизации
и демократизации педагогического
процесса, а также с качественным
улучшением эстетического
воспитания
подрастающего поколения.
Второй год жизни.
При восприятии
музыки дети проявляют ярко
контрастные эмоции: веселое оживление
или спокойное настроение. Различают
общее настроение музыки, ее характер,
следовательно, воспринимают
эмоциональное ее содержание.
Третий и
четвертый год жизни.
В силу
неустойчивости внимания дети лучше
воспринимают небольшие, яркие по
своим образам произведения, особенно
песни. Способны очень активно
откликаться на музыку, вслушиваться в
интонации, настроение песен, активно
переживая и воспроизводя интонации.
Пятый год жизни.
Имеют некоторую эмоциональную
устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются
на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного
характера вызывают у них более спокойное состояние.
Появляется заинтересованность содержанием произведений,
рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем
рассказывает музыка.
Шестой и седьмой год жизни.
На основе полученных знаний и
впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но
и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение,
разобраться в его выразительных средствах, почувствовать
разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального
образа, что очень важно и для воспитания эстетического
отношения к окружающему.
Целью
моего практико-методологического
исследования является:
Развитие эмоциональной
отзывчивости
как основы творческих способностей у
детей дошкольного возраста посредством восприятия
музыки.
Для достижения цели были выделены следующие
задачи:
1.
Развивать способность эмоционально откликаться
на чувства, выраженные в музыке;
2.
Знакомить детей с музыкальными
произведениями, первоначальными сведениями о
музыке;
3.
Формировать музыкальный вкус в процессе
накопления слуховых впечатлений;
4.
Активизировать творческое воображение в
процессе восприятия музыки;
Считаю,
что развитие эмоциональной отзывчивости
детей на занятиях музыкой наиболее успешно будет
осуществляться в результате применения
эффективных
методов и приемов
. Таких как:
наглядно-слуховой (художественное исполнение
произведения, цитаты из текста песни, загадки,
пословицы, фрагмент из музыкального
произведения);
словесный (например, образный рассказ о музыке,
беседа о содержании, сопоставление);
практический (передача музыкальных явлений в
движениях - хлопки, поднимание и опускание рук,
движения с флажками, палочками).
наглядно-зрительный (например, игрушки,
художественные иллюстрации, пособия, которые
помогают раскрыть музыкальный образ.)
1. Музыкальное лото
Цель. Различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная).
Оборудование. Карточка из плотного картона (размер 21 – 7 см)
разделена двумя линиями на три квадрата: на первом изображен
ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным
выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами.
Музыкальный репертуар. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л. В.
Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы».
Инструкция к проведению. Дети слушают пьесу веселого,
грустного или спокойного характер и с помощью карточек
определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее
изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках
показывают последовательность исполнения пьес.
Д. Шостакович
Л. В. Бетховен
П. Чайковский
Композиторы
2. «Танцующая
кисточка»
(беспредметное рисование)
Цель. Выразить в рисунках контрастные эмоциональные состояния
(радость, грусть).
Оборудование. Листы бумаги формата А4; акварельные краски,
широкие колонковые или беличьи кисти №8,10.
Музыкальный репертуар. Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховен
«Лунная соната» первая часть.
Методические приемы. Дети слушают музыку с закрытыми
глазами. Затем открывают глаза и рисуют под музыку (два, три
повтора).
3. Двигательная
импровизация под
музыку
Цель. Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях.
Оборудование. Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски
бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки,
палочки, ленточки,
Музыкальный репертуар. «Рондо Венециано».
Методические приемы. Детям предлагается представить себя весенними
цветами. Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой,
им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут
украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих
вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные
предметы, постепенно подбирая к музыке. Дети с выбранными предметами в
руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по
очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя
движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего.
4. Оркестровка
Цель. Передавать характер звучания музыки через игру на
детских музыкальных инструментах.
Оборудование. Колокольчики, бубенцы, треугольники,
палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.
Музыкальный репертуар. П. И. Чайковский «Камаринская»
Методические приемы. Детям предлагается послушать
музыкальное произведение. После прослушивания подумать,
на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту
музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки.
Оркестровка музыкального произведения.
Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в
художественно-эстетическом воспитании детей. Они выражаются в том,
что:
– дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно
изменились особенности музыкального восприятия: появилось
произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали
исполнения.
– их высказывания об эмоциональном и образном содержании музыки стали
более адекватными;
– они научились внимательно рассматривать картины живописи и
составлять словесное описание картины;
– создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
– находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью
детских музыкальных инструментов.
Считаю необходимым и дальше использовать в практике музыкально-
эстетического воспитания методы и приемы, способствующие развитию
эмоциональной отзывчивости детей.
«Музыка является могучим и ничем не
заменимым
средством в формировании духовного мира
ребенка»
Спасибо
за внимание!