Автор: Мызникова Ирина Викторовна
Должность: преподаватель общеобразовательных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ СО "НТЖТ"
Населённый пункт: г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: Реализации технологии активных методов обучения как одно из условий создания "ситуации успеха" у студентов
Раздел: среднее профессиональное
Реализации
технологии
активных
методов
обучения
как
одно
из
условий
создания «ситуации успеха» у студентов
Мызникова Ирина Викторовна
преподаватель физики и информатики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
Нижнетагильский железнодорожный техникум
Г. Нижний Тагил
За последние годы словосочетания «ситуация успеха», «жизненная успешность»
стали для многих преподавателей привычными. Неоспоримым фактором является то, что
эмоциональное
благополучие
студента,
является
необходимым
условием
для
качественного освоения знаний.
Образовательный
процесс
всегда
связан
с
восприятием
новой
информации.
Освоение
новых
знаний
лишь
тогда
становится
успешным,
когда
студенты
сами
становятся исследователями той или иной проблемы.
Эффективным
средством
организации
обучения,
влияющим
на
качественное
достижения
результата,
является
реализация
технологии
активных
методов
обучения,
которая
развивает
познавательные
процессы:
мышление,
память,
воображение.
Совершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных
операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым.
Активные методы обучения, за счет создания высокой познавательной мотивации,
обеспечивают активную и результативную учебную деятельность обучающихся. Активные
методы обучения - это игровые методы. В игровой форме сложные, малоинтересные
задания становятся для обучающегося увлекательным занятием. Игра – это мощнейшая
сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки (А.С.Макаренко, К.Д.Ушинский,
А.Н.Леонтьев). Игровые приемы и ситуации, реализуемые в ходе занятия, выступают как
средство побуждения и стимулирования студентов к учебной деятельности.
Игра предполагает возможность вовлечения каждого обучающегося в активный
познавательный процесс, быть не пассивным наблюдателем, а активно включаться в
работу на занятии [1].
Одним из условий проведения занятия с использованием технологии активных
методов обучения является организация логичного перехода с помощью активных методов
от одного образовательного мероприятия к другому, с тем, чтобы был выстроен целостный
и качественный процесс обучения [3].
Постоянная диагностика полученных знаний, оценивание своего состояния в
процессе занятия помогает включить в процесс рефлексии всех обучающихся.
Представляю опыт реализации технологии активных методов обучения на занятии
по дисциплине «Физика» Проработка содержания темы осуществляется различными
приемами: а) на первом этапе «Разминка» студентам предлагается ответить на вопросы
(фронтальная работа);
б) на втором этапе
«Занимательные опыты» -
объяснить
продемонстрированные опыты (фронтальная работа);
в)
на третьем этапе «Решение
качественных
задач»
студентам
предлагается
подумать
и
ответить
чем
объясняются
предложенные явления (фронтальная работа); г) 4 этап «Определение единиц измерения»
осуществляется посредством игры «Дартс», разработанной в формате MS Power Point
(индивидуальная работа); д) на 5 этапе студентам предлагается заполнить недостающее
данное
в
формуле
и
дать
формулировку
закона
или
определение
величины,
описывающейся данной формулой (работа в парах); е) на 6 этапе «Решение расчетных
задач» студентам предлагается определить недостающие данные в таблице (работа
в
парах);
ж)
на 7 этапе - предлагается провести саморефлексию путём написания
синквейна
по
теме
занятия
(работа
в
парах)
и
заполнить
лист
самооценки
(индивидуальная работа).
Ожидаемые результаты реализации технологии активных методов обучения на
занятии:
1. расширение тематики изучаемого материала, необходимость более глубокой и
детальной проработки содержания учебных дисциплин;
2.
активизация
познавательной
деятельности
обучающихся,
возрастание
роли
самостоятельной работы, инициативы в проведении исследовательской деятельности, и
как следствие формирование и развитие общих и профессиональных компетенций;
3. создание благоприятного, эмоционально-комфортного состояния обучающихся.
АМО дает возможность объединить в процессе поиска решений учебных задач
обучающихся, разных по темпераменту, поведению и уровню знаний, избегая
дискомфортных
ситуаций,
создать «ситуацию успеха», поэтому
организация такого
занятия
может
быть
эффективно использована для улучшения качества усвоения
материала.
Список литературы
1.
Лазарев Т. В. Образовательные технологии новых стандартов. Часть1. Технология
АМО. Петрозаводск. Verso. 2012
2.
Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Педагогические технологии в профессиональных
учебных заведениях / Т.Ю. Ломакина, М.Г. Сергеева.- М.: Наука, 2008.
3.
Колокольникова З. У., Митросенко С. В., Петрова Т. И., Технология активных
методов обучения в профессиональном образовании. Учебное пособие. – Красноярск,
Лесосибирский педагогический институт, 2007