Напоминание

Детские игры народов саха


Автор: Мордосова Нюргустана Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Сардаана" с. Беченча
Населённый пункт: РС(Я) Ленский район с. Беченча
Наименование материала: статья
Тема: Детские игры народов саха
Раздел: дошкольное образование





Назад




Народные традиции трудового

Народные традиции трудового

воспитания детей

воспитания детей

.

.

Содержание

Содержание

Введение.

I Учение айыы о трудовом воспитании детей.

1. Культ поклонения идолам.

2. Формирование труда в процессе жизнедеятельности.

3. Условия трудового воспитания.

II Проблемы трудового воспитания детей.

1. Проблемы трудового воспитания детей в современное

время.

2. Занятия для детей дошкольного возраста по ознакомлению

с народными традициями трудового обучения.

Заключение

Использованная литература.

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Ситуация переходного периода развития общества привела к необходимости гуманизации

образования и усилению ценности обучения и воспитания подрастающего поколения на

этнопедагогическом опыте, историческом и национально-культурном наследии. В данных

условиях возникает проблема введения народных традиций в трудовом воспитании

старших дошкольников.

Основу трудового воспитания детей дошкольного возраста составляет знание социальной

действительности. Уже в дошкольном возрасте знания о труде должны занимать одно из

ведущих мест в воспитательно-образовательной работе детского сада, так как

обеспечивают понимание роли труда в жизни общества и каждого отдельного человека,

перестраиваются мотивы и отношения к собственному труду, к предметам, созданным

другими людьми.

I

I

Учение айыы о трудовом

Учение айыы о трудовом

воспитании детей

воспитании детей

1.Культ поклонения идолам.

1.Культ поклонения идолам.

Труд - сама основа жизни народа. Сюда

относиться не только производство

материальных благ, но и народное

творчество, художественные промыслы.

Трудолюбие считается главным критерием

оценки личности. Участие детей трудовой

жизнедеяльности рассматривается как

необходимость. И это обстоятельство

предопределяет трудовую общность

взрослых и детей, обуславливает атмосферу

взаимного уважения поколений. Исходя из

верований якутов, область трудового

воспитания находиться под

покровительством Джесегей айыы,

относящего хозяйственность, выносливость

и целеустремленность к основным

приоритетам практического воспитания.

Ребенок старается быть трудолюбивым, все

задания выполняет с усердием, готов к

любой работе. По мнению последователей

учения айыы, воспитание детей в труде

связано с основными направлениями

подготовки в духе Джесегей айыы, который

учит хозяйственности, умелому

планированию быта и жизни.

.

Амулет. Джесегей айыы

Амулет. Джесегей айыы

Каждая трудолюбивая семья, занималась

хозяйственно-бытовой деятельностью, способна

обеспечить собственное благополучие при

условии соблюдения традиций своих предков:

- традиции весеннего переселения семьи из

зимника в летник.

- традиции разведения лошадей. Как

известно, якуты считают, что лошадь – это дитя

Джесегей айыы, жизненно необходимое животное

переданное божеством в дар человеку, чтобы

крылатый конь служил ему в качестве друга.

Лошадь являлась поистине священным

животным. К которому относятся с большим

почтением и уважением, доходящим до

поклонения. Проведение летнего национального

праздника «» связано с почитанием священной

лошади и угощением кобыльим молоком –

кумысом. В знак уважения и преклонения перед

лошадью ее череп вешают на больших

лиственницах за изгородью, ближе к домашнему

очагу, с целью защиты от нечистой силы.

Непосредственное участие во всех этих

мероприятиях, принимают дети, порой они

являются основной движущей силой.

2.Формирование труда в процессе

2.Формирование труда в процессе

жизнедеятельности

жизнедеятельности

Якуты всегда уделяли серьезное внимание задаче

формирования у детей знаний, умений и навыков к

труду. Любовь к труду формировалась в якутской

семье в процессе ее жизнедеятельности. К посильной

работе детей начинали приобщать с семилетнего

возраста. Девочку даже несколько раньше: посылали

с поручениями к соседям, за водой, за хворостом,

присмотреть за младшими, прибрать в доме. С пяти-

шести лет мальчиков начинали учить верховой езде,

позже – навыкам владения орудиями труда на

сенокосе, охоте, а затем и другими традиционными

занятиями.

Методы народной педагогики якутов давали

возможность профессионально подготовить детей к

жизни, проявить себя в каком-либо виде труда: охоте,

заготовке дров, уходе за скотом, сенокосе,

рыболовстве, сборе ягод и т. п.

Ребенок с малых лет должен унаследовать от

своих родителей все лучшие качества: мужество,

трудолюбие, целеустремленность.

Якутская игрушка.

Якутская игрушка.

Бык

Бык

Дети с игры начинают свою бытовую

деятельность. Детские игры появляются

путем подражания труду взрослых. У

якутов дети из тальника, бересты делали

коров, быков, лошадей. В процессе игры

выполняли обязанности дояра, коневода,

пастуха. Эвенские дети «разводят»

оленей, собак, строят шалаши, яранги.

Такие игры психологически готовят детей к

труду.

Процесс приобретения детьми навыков

и умений, получаемых в области

животноводства, издавна служит

социально-экономической базой якутской

семьи. Разведение крупного рогатого

скота – основное занятие коренного

населения. У народов сложилось

убеждение, что культ поклонения идолам

покровителям животных способствует

развитию животноводства и приумножает

достаток людей

3. Условия трудового воспитания

3. Условия трудового воспитания

Залогом появления у детей работоспособности

служит наличие необходимых условий:

Первое условие – сама природа. Ребенок постоянно

бывает на свежем воздухе, загорает, получает от

природы живительную силу и энергию.

Вторым условием является терпение обучаемого.

Ребенок должен усердно овладевать тем или иным

видом деятельности, доводя качество исполнения

задания до уровня скрупулезности. Тогда он сумеет

научиться преодолевать любые трудности.

Третьим условием является способность

доводить до конца намеченную работу. Порой

природные и хозяйственно-бытовые обстоятельства

требуют работать с раннего утра до позднего вечера.

В труде принимают участие все члены семьи.

Трудясь в таком напряженном ритме, дети

привыкают к работе в духе солидарности,

сплоченности и без лишних затруднений завершают

начатое.

Четвертое условие – стремление выполнить

намеченное независимо от обстоятельств. Для

выработки этого качества ребенок должен уметь

трудиться с усердием, не пытаясь отложить дела на

другой срок. Отложенная работа часто отрицательно

влияет на сознание ребенка, у него может появиться

привычка отказаться от нее, обуславливая свой

отказ поиском каких-либо причин чтобы переложить

дела на плечи других. Понятно, что из таких детей

впоследствии вырастают недобросовестные люди

споверхностным отношением к труду

Пятое условие – всегда аккуратно , умело и добросовестно выполнять любые

хозяйственно-бытовые работы. При этом большое внимание следует уделять

поддержанию хорошего настроения ребенка на момент начала выполнения тех

или иных видов работ. Это придает ему уверенность в успехе и энергию для

выполнения намеченного.

Шестое условие. Нужно, что бы ребенок всем сердцем чувствовал

ответственность и важность выполняемых им работ, сам сумел овладеть

определенными трудовыми навыками. Надо, что бы дети с ранних лет

чувствовали радость от результата своего труда. Все эти качества, связанные с

сознательным отношением к труду и умением целенаправленно поддерживать

трудовую дисциплину, ребенок получает, непосредственно участвуя в

выполнении хозяйственно-бытовых работ.

Правильно воспитанный ребенок впоследствии становиться хозяином своей

жизни (тойон-хаан киhи). Для него труд действительно является потребностью.

Семья, состоящая из работящих людей, легче преодолевает любые

препятствия. Личный авторитет, сложившийся в процессе трудовой

деятельности, становиться достоянием человека и служит примером для других.

Родители, выполнившие все требования учения айыы, обеспечивают ребенку

истинное трудовое воспитание.

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к заключению, что у народов

Севера необходимость трудового воспитания детей воспринималась не как

личное дело родителей, а как дело, в котором были кровно заинтересованы род,

община, племя и вся нация.

II

II

Проблемы трудового

Проблемы трудового

воспитания детей

воспитания детей

1.Проблемы трудового воспитания детей

1.Проблемы трудового воспитания детей

в современное время

в современное время

На современном этапе развития общества прогрессивные традиции народа саха утрачивают свою

значимость. В связи с этим использование народных традиций в современной практике обучения и

воспитания является настоятельной необходимостью.

В связи с изменением условий жизни, постепенно увядают трудовые традиции, явно снижается тенденция

трудолюбия у детей. Разделение труда на престижный и непрестижный, неуважительное отношение к так

называемым малооплачиваемым профессиям.

В условиях семьи формируется отношение к труду. Социологические исследования позволяют условно

определить три группы родителей по привлечению детей к труду:

1) родители, позитивно относящиеся к детскому труду и в какой-то мере приобщающие их к труду;

2) родители, отвергающие труд детей, мотивируя тем, что еще в жизни наработаются;

3) родители, привлекающие детей к труду иногда, от случая к случаю.

Поскольку в настоящее время у молодого поколения появляется негативизм к труду, нужно развивать у

детей привычку трудиться с раннего возраста. А не развивать производственные навыки, которые

сформируются к зрелости. Привычка к труду должна быть дополнена соображениями чисто

воспитательного порядка, должна включить привитие определенных моральных качеств: любви к труду,

уважения к трудящимся людям, высокого представления о месте труженика в обществе. В этом узком

плане задачи семьи заключаются в следующем:

- воспитание ценностного отношения к труду в семье в результате подражания;

- подготовка детей физически и психологически к постоянному участию в производительном труде;

- выполнение детьми различных работ не только по указанию старших, но и самостоятельно по

собственной инициативе.

Эти задачи направлены на включение семьи в процесс формирования общей готовности детей к труду.

2. Занятия для детей дошкольного возраста по ознакомлению

2. Занятия для детей дошкольного возраста по ознакомлению

с

с

народными традициями трудового обучения.

народными традициями трудового обучения.

Цель состоит в том, чтобы ознакомить детей с национальными видами труда.

Ознакомление с национальными видами труда происходит через знакомство с загадками,

пословицами, поговорками, скороговорками, песнями о труде, традиционными играми и

упражнениями. Поговорки о труде такие как «Кто работает, тот ест. – Ким улэлиир, ол

аhыыр», «Земля плодоносна, человек смекалист. – Сир быйаннаах, киhи булумнньулаах»,

«Хорошо, когда оладьи с маслом, а работа с увлечением. – Алаадьы арыыла5а, улэ

кохтооо5о учугей». Песни о труде: «Любовь к коню», «Песня косаря», «Заклинание

охотника», «Мольба рыбака».

Народные игры, формирующие трудовые умения и навыки: «Ловля рыбы», «Напоить

жеребенка», «Перекочевка на летник», «Охота за диким оленем», «Невод».

Можно так же применить ручной труд детей. Например, для девочек занятия по

вышиванию, шитью. Для мальчиков – изготовление изделий, украшений из дерева,

бересты.

Занятия по ознакомлению детей с народными традициями могут быть реализованы

педагогами, воспитателями, в воспитательно-образовательном процессе дошкольного

образовательного учреждения.

Заключение

Заключение

Вышеизложенные требования и вытекающие из них

педагогические задачи возможно реализовать в том

лишь случае, если они будут тесно связаны с

историческими национальными традициями и

обычаями народов Якутии, с их этическим,

эстетическим и религиозным мировоззрением.

Использованная литература

Использованная литература

1.

Н.Б.Попов «Культура семейного воспитания

народов Севера» Якутск – 1993г.

2.

Л.И.Федорова «Этнопедагогические традиции

нравственного воспитания» Якутск – 1995г.

3.

И.С.Портнягин Этнопедагогика «кут сюр» Якутск –

1998г.

4.

А.Е.Захарова «Якутский фольклор» Якутск – 1989г.

5.

А.Е.Захарова «Якутский фольклор» Якутск – 1993г.



В раздел образования