Напоминание

Место и роль СМИ в формировании партийной системы


Автор: Галиева Алсу Равилевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МОУ Охотничьевская СШ
Населённый пункт: пос. Ст. Охотничья Ульяновского района Ульяновской области
Наименование материала: статья
Тема: Место и роль СМИ в формировании партийной системы
Раздел: полное образование





Назад




Место и роль средств массовой информации в становлении и

развитии партийной системы.

Средства массовой информации (СМИ) - один из важнейших

институтов

современного

общества,

оказывающий

влияние

почти

на

все

сферы его деятельности, включая политику, здравоохранение, образование,

религию и т.д. Массовая культура в различных ее вариантах формируется,

распространяется

и

сохраняется

с

помощью

СМИ.

Огромна

их

роль

в

формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в

целом.

Более

того,

восприятие

и

интерпретация

важнейших

явлений

и

событий, происходящих в стране и мире, также осуществляются через СМИ.

Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне

все

большего

проникновения

СМИ

в

политическую

сферу.

В

настоящее

время СМИ превращаются в один из важнейших инструментов реализации

политического процесса.

Уже первые шаги телевидения на политической арене в 50-х - начале

60-х годов вызвали среди специалистов эйфорию по поводу всемогущего

нового

средства

массовой

информации.

Сенсационная

победа

на

президентских выборах 1960 года. В США малоизвестного тогда сенатора

Дж.

Кеннеди

над

вице-президентом

страны

Р.

Никсоном

была

сразу

же

зачислена

в

актив

телевидения,

транслировавшего

серию

дебатов

между

кандидатами.

Учитывая

эти

и

подобные

факты,

западные

исследователи

пришли к выводу, что активизация деятельности СМИ способствовала эрозии

организационной

структуры

политических

партий,

размыванию

их

социальной

базы,

ослаблению

партийной

приверженности

все

большего

числа избирателей в индустриально развитых странах. Это нашло отражение

в

формировании

и

широком

распространении

тезиса

о

том,

что

СМИ

заменяют политические партии, выступая в качестве основного механизма

регулирования

и

реализации

политического

и

особенно

избирательного

процесса.

Утверждается,

что

журналисты,

репортеры,

специалисты

по

рекламе и другие представители СМИ заменили традиционных политиков в

качестве

привратников

политического

процесса.

Не

лишены

основания

наблюдения и тех специалистов, которые изображают журналистов как новых

творцов политических идей и мифов, взявших на себя функцию, которую

раньше выполняли интеллектуалы. [27]

Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют

такими пышными титулами, как великий арбитр, четвертая ветвь власти

наряду

с

законодательной,

исполнительной

и

судебной.

Вера

во

всемогущество

телевидения

настолько

велика,

что,

по

мнению

иных

политических деятелей, тот, кто контролирует телевидение, контролирует

всю страну.

Современную политику невозможно представить без прессы,

радио и телевидения. Можно уверенно утверждать, что в тех грандиозных

переменах,

которые

в

настоящее

время

переживает

наша

страна,

не

последнюю роль играют СМИ. Более того, в отсутствие оппозиционных

партий, сколько-нибудь значимых организаций и союзов, способных бросить

реальный

вызов

тоталитарной

системе,

СМИ

сыграли

роль

своего

рода

организатора и мощного стимулятора сил.

Еще в начале 60-х годов канадский социолог М. Маклюэн, конечно, не

без некоторого преувеличения, утверждал, что средство передачи само по

себе более важно, чем передаваемая им информация. С этой точки зрения

каждая

система

массовой

коммуникации

имеет

свои

специфические

особенности.

Но

все

СМИ

объединяет

способность

к

прямой

связи

с

общественностью, как бы минуя традиционные институты связи - церковь,

школу, семью, политические партии и организации. Именно эта способность

и используется, например, рекламным агентом, пытающимся убедить купить

тот или иной товар, или политическим деятелем, политической партией и т.д.

для мобилизации массовой поддержки своей программы. [28]

В

течение

длительного

периода

для

широкой

публики

главным

источником информации служила пресса - газеты и журналы. Многие из них

возникли в качестве органов тех или иных политических партий, либо в

какой-то форме были вовлечены в политический процесс. Во всяком случае,

газеты с самого начала не скрывали, что не собираются быть политически

нейтральными.

Значение

имело

и

то,

что

газеты

предлагали

не

только

политическую

и

экономическую

информацию.

Предоставляя

материалы

развлекательного

характера

и

местные

новости,

они

приучили

простых

людей рассматривать себя как часть более широкого мира, реагирующую на

происходящие в нем события.

Радио

и

телевидение

значительно

расширили

возможности

эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях.

Изобретение

радио

в

конце

XIX

века

радикальным

образом

и

навсегда

изменило механизм освещения информации, сделав возможным передавать

ее

через

государственные

границы

и

на

дальние

расстояния

без

необходимости

физического

присутствия.

К

началу

и

в

период

второй

мировой

войны

радио

стало

одним

из

главных

средств

политической

мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более

возросла его роль в послевоенный период, когда оно пришло практически во

все уголки развитых стран. По своей значимости радио постепенно стало

уступать стремительно набиравшему силу телевидению.

В 70-х - 80-х годах телевидение, которое приобретало все больший

вес в политическом процессе, стало доминирующим средством массовой

информации. Постепенно теледебаты между конкурирующими кандидатами

на

высшие

выборные

должности

как

инструмент

предвыборной

борьбы

получают все большее признание во всех индустриально развитых странах, в

том числе и у нас в России.

Утверждение

М.

Маклюэна,

что

"электронная

деревня"

стала

реальностью, хотя и является преувеличением, но тем не менее телевидение в

индустриально

развитых

странах

в

наши

дни

обладает

огромными

возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от

того,

в

чьих

руках

оно

находится,

его

можно

использовать

как

для

объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в

мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах

тех или иных групп людей.

Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Они представляют

собой сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и

элементов, обеспечивающих информирование населения о происходящих в

каждой

конкретной

стране

и

во

всем

мире

событиях

и

явлениях.

Еще

Г.Ласуэлл выделил следующие четыре основные функции СМИ:

-наблюдение за миром (сбор и распространение информации);

-"редактирование" (отбор и комментирование информации);

-формирование общественного мнения; распространение культуры.

Другими

словами,

СМИ

обеспечивают

расширенную

форму

человеческой

коммуникации.

Ко

всему

этому

нужно

добавить

еще

одну

важнейшую

их

функцию

-

политизация

общества

и

политическое

просвещение

широких

слоев

населения.

Пресса,

радио,

телевидение

претендуют

на

выполнение

функций

"сторожевой

собаки

общественных

интересов", на то, чтобы быть "глазами и ушами общества", предупреждая,

например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, коррупции

в

коридорах

власти

и

т.д.

Для

оправдания

такого

имиджа,

или

такой

претензии, СМИ должны выглядеть независимыми как с экономической, так

и с политической точки зрения. [29]

В

большинстве

индустриально

развитых

стран

СМИ

представляют

собой частно-предпринимательский институт, отрасль экономики, в которой

заняты десятки, а то и сотни тысяч человек. Их экономическая деятельность

основывается на сборе, производстве, хранении и "продаже" информации. В

этом

качестве

функционирование

СМИ

подчиняется

законам

рыночной

экономики. Они пронизаны противоречиями общества и воспроизводят их в

своих публикациях и программах, затрагивая интересы различных слоев и

групп.

По

мере

увеличения

экономической

мощи

и

социокультурного

влияния СМИ приобретают относительную свободу от контроля со стороны

государства

и

крупнейших

корпораций

-

рекламодателей.

Естественно,

реклама,

являясь

одним

из

важнейших

источников

финансирования

и

прибылей

СМИ,

служила

и

продолжает

служить

существенным

препятствием к их моральной и политической независимости.

Коммерческое

начало,

являющееся

основой

большинства

органов

и

организаций

СМИ,

в

принципе

индифферентно

к

содержанию,

оно

предполагает рыночное использование информации для продажи как можно

более широкой публике. В своих публикациях, репортажах и комментариях

СМИ могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов,

обратить

внимание

общественности

на

наиболее

одиозные

стороны

их

деятельности. Общественное мнение, в той или иной форме сраженное через

СМИ,

играет

немаловажную

роль

в

ограничении

власти

и

конкретных

действий правящих кругов, в разоблачении отдельных наиболее вопиющих

нарушений законности с их стороны. Следует отметить и то, что многие

журналы

и

газеты,

а

также

радиовещательные

и

радиотелевизионные

держатся на плаву и даже процветают на вскрытии скандалов, разоблачении

м а х и н а ц и й ,

в ы и с к и ва н и и

с е к р е то в .

Р а з о бл ач и т е л ь н а я ,

и л и

"исследовательская" журналистика стала девизом многих изданий.

Многие из западных изданий задают тон в публичных дискуссиях и

спорах, доводят наиболее актуальные проблемы и темы скандалы и аферы до

общественности. Необходимо отметить, что, апеллируя к

чувственным,

иррациональным,

эмоционально-волевым

компонентам

общественного

сознания,

как

чувство

любви

к

родине,

националистические

и

патриотические настроения и т.д., СМИ способны мобилизовать поддержку

значительными слоями населения тех или иных акций правящих кругов или

отдельных

заинтересованных

групп.

Как

правило,

в

подобных

случаях

изменения в массовом сознании носят кратковременный характер и после

завершения пропагандистской кампании по данному конкретному поводу все,

как

говорится,

возвращается

на

круги

своя.

Эта

о собенно сть

функционирования

СМИ,

как

будет

показано

ниже,

особенно

отчетливо

проявляется во время избирательных кампаний.



В раздел образования