Автор: Галиева Алсу Равилевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МОУ Охотничьевская СШ
Населённый пункт: пос. Ст. Охотничья Ульяновского района Ульяновской области
Наименование материала: статья
Тема: Место и роль СМИ в формировании партийной системы
Раздел: полное образование
Место и роль средств массовой информации в становлении и
развитии партийной системы.
Средства массовой информации (СМИ) - один из важнейших
институтов
современного
общества,
оказывающий
влияние
почти
на
все
сферы его деятельности, включая политику, здравоохранение, образование,
религию и т.д. Массовая культура в различных ее вариантах формируется,
распространяется
и
сохраняется
с
помощью
СМИ.
Огромна
их
роль
в
формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в
целом.
Более
того,
восприятие
и
интерпретация
важнейших
явлений
и
событий, происходящих в стране и мире, также осуществляются через СМИ.
Эти обстоятельства приобретают особую актуальность и значение на фоне
все
большего
проникновения
СМИ
в
политическую
сферу.
В
настоящее
время СМИ превращаются в один из важнейших инструментов реализации
политического процесса.
Уже первые шаги телевидения на политической арене в 50-х - начале
60-х годов вызвали среди специалистов эйфорию по поводу всемогущего
нового
средства
массовой
информации.
Сенсационная
победа
на
президентских выборах 1960 года. В США малоизвестного тогда сенатора
Дж.
Кеннеди
над
вице-президентом
страны
Р.
Никсоном
была
сразу
же
зачислена
в
актив
телевидения,
транслировавшего
серию
дебатов
между
кандидатами.
Учитывая
эти
и
подобные
факты,
западные
исследователи
пришли к выводу, что активизация деятельности СМИ способствовала эрозии
организационной
структуры
политических
партий,
размыванию
их
социальной
базы,
ослаблению
партийной
приверженности
все
большего
числа избирателей в индустриально развитых странах. Это нашло отражение
в
формировании
и
широком
распространении
тезиса
о
том,
что
СМИ
заменяют политические партии, выступая в качестве основного механизма
регулирования
и
реализации
политического
и
особенно
избирательного
процесса.
Утверждается,
что
журналисты,
репортеры,
специалисты
по
рекламе и другие представители СМИ заменили традиционных политиков в
качестве
привратников
политического
процесса.
Не
лишены
основания
наблюдения и тех специалистов, которые изображают журналистов как новых
творцов политических идей и мифов, взявших на себя функцию, которую
раньше выполняли интеллектуалы. [27]
Знаменательно, что в современной политологии СМИ характеризуют
такими пышными титулами, как великий арбитр, четвертая ветвь власти
наряду
с
законодательной,
исполнительной
и
судебной.
Вера
во
всемогущество
телевидения
настолько
велика,
что,
по
мнению
иных
политических деятелей, тот, кто контролирует телевидение, контролирует
всю страну.
Современную политику невозможно представить без прессы,
радио и телевидения. Можно уверенно утверждать, что в тех грандиозных
переменах,
которые
в
настоящее
время
переживает
наша
страна,
не
последнюю роль играют СМИ. Более того, в отсутствие оппозиционных
партий, сколько-нибудь значимых организаций и союзов, способных бросить
реальный
вызов
тоталитарной
системе,
СМИ
сыграли
роль
своего
рода
организатора и мощного стимулятора сил.
Еще в начале 60-х годов канадский социолог М. Маклюэн, конечно, не
без некоторого преувеличения, утверждал, что средство передачи само по
себе более важно, чем передаваемая им информация. С этой точки зрения
каждая
система
массовой
коммуникации
имеет
свои
специфические
особенности.
Но
все
СМИ
объединяет
способность
к
прямой
связи
с
общественностью, как бы минуя традиционные институты связи - церковь,
школу, семью, политические партии и организации. Именно эта способность
и используется, например, рекламным агентом, пытающимся убедить купить
тот или иной товар, или политическим деятелем, политической партией и т.д.
для мобилизации массовой поддержки своей программы. [28]
В
течение
длительного
периода
для
широкой
публики
главным
источником информации служила пресса - газеты и журналы. Многие из них
возникли в качестве органов тех или иных политических партий, либо в
какой-то форме были вовлечены в политический процесс. Во всяком случае,
газеты с самого начала не скрывали, что не собираются быть политически
нейтральными.
Значение
имело
и
то,
что
газеты
предлагали
не
только
политическую
и
экономическую
информацию.
Предоставляя
материалы
развлекательного
характера
и
местные
новости,
они
приучили
простых
людей рассматривать себя как часть более широкого мира, реагирующую на
происходящие в нем события.
Радио
и
телевидение
значительно
расширили
возможности
эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях.
Изобретение
радио
в
конце
XIX
века
радикальным
образом
и
навсегда
изменило механизм освещения информации, сделав возможным передавать
ее
через
государственные
границы
и
на
дальние
расстояния
без
необходимости
физического
присутствия.
К
началу
и
в
период
второй
мировой
войны
радио
стало
одним
из
главных
средств
политической
мобилизации общества и важнейшим инструментом пропаганды. Еще более
возросла его роль в послевоенный период, когда оно пришло практически во
все уголки развитых стран. По своей значимости радио постепенно стало
уступать стремительно набиравшему силу телевидению.
В 70-х - 80-х годах телевидение, которое приобретало все больший
вес в политическом процессе, стало доминирующим средством массовой
информации. Постепенно теледебаты между конкурирующими кандидатами
на
высшие
выборные
должности
как
инструмент
предвыборной
борьбы
получают все большее признание во всех индустриально развитых странах, в
том числе и у нас в России.
Утверждение
М.
Маклюэна,
что
"электронная
деревня"
стала
реальностью, хотя и является преувеличением, но тем не менее телевидение в
индустриально
развитых
странах
в
наши
дни
обладает
огромными
возможностями для воздействия на общественное мнение. В зависимости от
того,
в
чьих
руках
оно
находится,
его
можно
использовать
как
для
объективного и оперативного информирования людей о реальных событиях в
мире, их просвещения и воспитания, так и для манипулирования в интересах
тех или иных групп людей.
Роль СМИ в политике нельзя оценивать однозначно. Они представляют
собой сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и
элементов, обеспечивающих информирование населения о происходящих в
каждой
конкретной
стране
и
во
всем
мире
событиях
и
явлениях.
Еще
Г.Ласуэлл выделил следующие четыре основные функции СМИ:
-наблюдение за миром (сбор и распространение информации);
-"редактирование" (отбор и комментирование информации);
-формирование общественного мнения; распространение культуры.
Другими
словами,
СМИ
обеспечивают
расширенную
форму
человеческой
коммуникации.
Ко
всему
этому
нужно
добавить
еще
одну
важнейшую
их
функцию
-
политизация
общества
и
политическое
просвещение
широких
слоев
населения.
Пресса,
радио,
телевидение
претендуют
на
выполнение
функций
"сторожевой
собаки
общественных
интересов", на то, чтобы быть "глазами и ушами общества", предупреждая,
например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности, коррупции
в
коридорах
власти
и
т.д.
Для
оправдания
такого
имиджа,
или
такой
претензии, СМИ должны выглядеть независимыми как с экономической, так
и с политической точки зрения. [29]
В
большинстве
индустриально
развитых
стран
СМИ
представляют
собой частно-предпринимательский институт, отрасль экономики, в которой
заняты десятки, а то и сотни тысяч человек. Их экономическая деятельность
основывается на сборе, производстве, хранении и "продаже" информации. В
этом
качестве
функционирование
СМИ
подчиняется
законам
рыночной
экономики. Они пронизаны противоречиями общества и воспроизводят их в
своих публикациях и программах, затрагивая интересы различных слоев и
групп.
По
мере
увеличения
экономической
мощи
и
социокультурного
влияния СМИ приобретают относительную свободу от контроля со стороны
государства
и
крупнейших
корпораций
-
рекламодателей.
Естественно,
реклама,
являясь
одним
из
важнейших
источников
финансирования
и
прибылей
СМИ,
служила
и
продолжает
служить
существенным
препятствием к их моральной и политической независимости.
Коммерческое
начало,
являющееся
основой
большинства
органов
и
организаций
СМИ,
в
принципе
индифферентно
к
содержанию,
оно
предполагает рыночное использование информации для продажи как можно
более широкой публике. В своих публикациях, репортажах и комментариях
СМИ могут пролить свет на скрытые пружины политики правящих кругов,
обратить
внимание
общественности
на
наиболее
одиозные
стороны
их
деятельности. Общественное мнение, в той или иной форме сраженное через
СМИ,
играет
немаловажную
роль
в
ограничении
власти
и
конкретных
действий правящих кругов, в разоблачении отдельных наиболее вопиющих
нарушений законности с их стороны. Следует отметить и то, что многие
журналы
и
газеты,
а
также
радиовещательные
и
радиотелевизионные
держатся на плаву и даже процветают на вскрытии скандалов, разоблачении
м а х и н а ц и й ,
в ы и с к и ва н и и
с е к р е то в .
Р а з о бл ач и т е л ь н а я ,
и л и
"исследовательская" журналистика стала девизом многих изданий.
Многие из западных изданий задают тон в публичных дискуссиях и
спорах, доводят наиболее актуальные проблемы и темы скандалы и аферы до
общественности. Необходимо отметить, что, апеллируя к
чувственным,
иррациональным,
эмоционально-волевым
компонентам
общественного
сознания,
как
чувство
любви
к
родине,
националистические
и
патриотические настроения и т.д., СМИ способны мобилизовать поддержку
значительными слоями населения тех или иных акций правящих кругов или
отдельных
заинтересованных
групп.
Как
правило,
в
подобных
случаях
изменения в массовом сознании носят кратковременный характер и после
завершения пропагандистской кампании по данному конкретному поводу все,
как
говорится,
возвращается
на
круги
своя.
Эта
о собенно сть
функционирования
СМИ,
как
будет
показано
ниже,
особенно
отчетливо
проявляется во время избирательных кампаний.