Автор: Фомина Галина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 28
Населённый пункт: город Елец, Липецкая область
Наименование материала: конспект образовательной деятельности
Тема: "Деревья"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад №28 города Ельца»
Конспект образовательной деятельности (область
«Речевое развитие»)
на тему: «Деревья»
для подготовительной группы
(с использованием информационных технологий)
Воспитатель: Фомина Галина Николаевна
(первая категория)
2018 год
Цель:
учить детей составлять рассказы-сравнения с опорой на схему.
Задачи:
- упражнять детей в составлении сравнительных рассказов о деревьях;
- закреплять, активизировать словарный запас по теме «Деревья»
(лиственные, хвойные, осина, рябина, береза, дуб, ель, сосна), формировать
умение подбирать антонимы, правильно употреблять существительные в
Родительном падеже единственного числа;
- развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, память,
активизировать мыслительную деятельность, развивать мелкую моторику
рук;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Демонстрационный материал: презентация «Деревья», схема для составления
сравнительных рассказов, презентация с проверкой к упражнению «С какого
дерева ветка», презентация «Как вести себя в лесу».
Раздаточный материал: индивидуальные карты к упражнению «С какого
дерева ветка».
Информационные средства: мультимедийный проектор, экран.
Предварительная работа:
- рассматривание картин, иллюстраций с изображением деревьев;
- чтение художественной литературы;
- рисование деревьев;
- беседа, как вести себя в лесу.
Ход занятия:
«Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро – солнцу и птицам
- Доброе утро- улыбчивым лицам.
Пусть каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера»
Воспитатель: Ребята, я хочу загадать загадку. Много рук, а нога одна (ответ
детей: дерево).
-Молодцы! А как называется большая площадь земли, заросшая деревьями?
(ответ детей: лес)
Я приглашаю вас отправиться на прогулку в лес.
Пальчиковая игра «Наш лесок».
Он не низок, не высок,
Зелен, светел наш лесок.
Мы когда учиться стали,
В том лесочке насчитали:
Восемь сосенок густых,
Пять березок молодых,
Семь осинок-невеличек,
Девять елочек-сестричек.
Хорошо в лесу таком –
Каждый кустик нам знаком.
(А. Прокофьев)
Дети дут шагом по кругу, взявшись за руки.
Остановившись, показывают руками
"деревья" (показать ладони обеих рук,
раздвинув пальцы)
На каждый такт делать волнообразные
движения указательным пальцем вытянутой
вперед руки всторону, как бы считая
"деревья" (читая первую строку, двигать
рукой вправо
, вторую строку - влево).
Показывать на руках столько пальцев, сколько
называется деревьев.
Снова идут шагом по кругу, взявшись за руки.
Показывают "деревья".
Демонстрация презентации. Дети называют деревья на картинках-слайдах,
обобщают, образовывают существительные (презентация «Деревья»,
Приложение 1).
- Ребята, давайте осмотримся и назовем деревья, растущие в лесу (ответы
детей: дуб, береза, осина, рябина, ель, сосна).
- В какой лес мы попали? (в березовый (березняк) – слайд «Березовый лес»))
- А как называется лес, в котором растут осины? (осинник – слайд
«Осинник»)
- А лес, в котором растут одни дубы? (дубняк – слайд «Дубняк»)
- А как называется лес, в котором растут сосны? (слайд «Сосновый бор»)
- А лес, состоящий из одних елей? (слайд «Ельник»)
- А как можно назвать ель, сосну, какие это деревья? (ответ: хвойные)
- А береза, дуб, осина какие? Назовите одним словом (лиственные).
- Ребята, в лесу могут расти и лиственные, и хвойные деревья сразу этот лес
называется смешанным (слайд «Смешанный лес»).
А сейчас я предлагаю вам игру «Составь из частей».
Презентация «Составь дерево из частей», Приложение 2.
Дети называют части дерева: корень, ствол, крона – ветви с листьями, и
складывают дерево из частей на фланелеграфе.
- А теперь игра на внимание. Я начну предложение и брошу вам мяч, а вы его
закончите, назвав слово в значении наоборот, и возвратите мяч обратно.
Игра с мячом «Наоборот». Подбор антонимов.
- Осина – лиственное дерево, а ель ….
- У сосны хвоинки длинные, а у ели - ….
- Кора дуба темная, а березы - ….
- Ствол у березы тонкий, а у дуба - …
- Листья осины широкие, а листья рябины - …
- Взрослые деревья высокие, а молодые - …
- Молодцы! Давайте сравним деревья, опираясь на схему: деревья в целом по
виду, по высоте, стволы по цвету, по толщине, листья по величине и по
форме.
Составление рассказов-сравнений (схема для составления рассказов
сравнений, Приложение 3)
-Молодцы, вы хорошо научились составлять рассказы! Давайте проверим, как
хорошо вы знаете деревья. Я предлагаю вам на перфокартах соединить
линией ветку с соответствующим деревом и рассказать, с какого дерева ветка.
Упражнение «С какого дерева ветка» (перфокарты «С какого дерева
ветка», Приложение 4).
Работа проверяется на слайде презентации (проверка выполнения работ
детьми, презентация «С какого дерева ветка», Приложение 5).
- Ребята, ведь мы с вами находимся в лесу, а здесь есть свои правила
поведения. Посмотрите на экран (презентация «Правила поведения в лесу и
на лугу», Приложение 6, слайд №1). Можно в лесу громко кричать? Почему?
(слайд №2) Что делают дети? Чем опасен огонь для леса? (слайд №3)
Мусорить в лесу можно? Почему это плохо?
- Молодцы, вы все сказали правильно и если будете всегда соблюдать эти
правила, то будете желанными гостями в лесу. Наша прогулка подходит к
концу. Давайте подведем итог: что вы видели, чему научились (ответы детей).
А теперь, когда мы получили заряд бодрости и хорошего настроения, нам
пора возвращаться назад в детский сад.