Напоминание

Традиционные и новые формы взаимодействия педагогов,детей и родителей в детском саду.


Авторы: Иванова Наталья Викторовна, Иванцова Марина Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: гбоу Школа 2120
Населённый пункт: Московский
Наименование материала: статья
Тема: Традиционные и новые формы взаимодействия педагогов,детей и родителей в детском саду.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ,

ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ.

Четвертый год мы работаем в детьми по программе «Миры детства.

Конструирование возможностей». Одной из целью этой программы

является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и

повышения компетентности родителей (законных представителей) в

вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Программа предполагает тесное сотрудничество педагогов, детей и

родителей.

Критериями оценки работы с семьями воспитанников являются доступность,

системность, регулярность. В процессе сотрудничества детского сада и семьи

были разработаны разнообразные формы взаимодействия, которые условно

можно разделить на три группы: коллективные, индивидуальные и наглядно-

информационные.

Коллективные формы представлены в работе детского сада в виде

родительских собраний.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы,

консультации, чаты.

В процессе перехода к партнёрскому взаимодействию

наименьшую степень эффективности показали такие используемые

наглядно–информационные формы работы с родителями,

информационные проспекты для родителей, размещение информации на

сайте учреждения, организация дней открытых дверей, открытые

просмотры занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет.

В программе «Миры детства» большую роль во взаимодействии педагогов,

детей и родителей играет разработанное оригинальное дидактическое

пособие - «Детский календарь».

На каждой странице календаря родителям даются рекомендации о том, как

выполнить с ребёнком задание. При этом, для этого не надо искать

сопутствующие материалы – они находятся на данной страничке.

Родителям не надо заботиться о форме преподнесения материала детям.

Все обращения к детям заранее продуманы учёными и представлены в

тексте календаря. Взрослые только читают текст, адресованный ребёнку, и

действуют в соответствии рекомендации.

Каждое занятие оставляет свой «предметный след», итогом занятия

становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, игровой макет.

Значительная часть заданий, предназначенных для выполнения в семье,

находит свое продолжение в детском саду. Ребенок, не выполнивший их в

домашних условиях, испытывает затруднения на занятиях в группе.

Родители, осознав это, будут стараться обеспечить непрерывность

образовательной деятельности. Кроме того, выполняя с ребенком

совместную работу дома, родители могут оценить образовательную

деятельность, осуществляемую в ДОУ.

Задания, размещенные в «ДК», просты, нетрудоёмки. Они являются

обязательными для выполнения. Организованные по ним занятия

обеспечивают интенсивное освоение новых знаний, умений и навыков.

Наблюдаемый эффект побуждает родителей продолжать занятия в

домашних условиях. Таким образом, программа способствует

взаимодействию педагогов, родителей и детей в процессе приобретения

ими новых знаний, умений и навыков.

На этом их взаимодействие не заканчивается, ведь кроме образовательного

процесса есть еще и много других форм общения друг с другом. Мы

регулярно проводим тематические выставки рисунков, поделок, в которых

участвуют родители с детьми. Также проводим мастер – классы по

рисованию, изготовлению поделок, по кулинарии. Практикуем совместные

выходы в театры, поездки на экскурсии. Все это требует времени и

моральных сил на организацию, но с другой стороны это очень объединяет

и родителей и детей. Они видят друг друга в разных ситуациях, вне

учебного заведения, приобретают опыт общения в свободной обстановке,

что способствует сплочению коллектива и накоплению положительных

эмоций.

Также мы часто на тематических утренниках привлекаем родителей к

участию в них. Их участие спонтанно, в виде игры, в виде танцев с детьми

и т.д.

Каждому из нас взрослых хорошо знакомо из детства ощущение радости от

спонтанно организованных развлекательных встреч в своем доме. Мы

называли такие встречи концертом. Одевали мамину одежду, придумывали

образ, сами выбирали, что петь, танцевать или загадывать. Устраивали

такие концерты своим родным или гостям на дне рождения.

Воспоминания из детского сада чаще связаны с ролью, определенной тебе

взрослым по его строго организованному и продуманному сценарию для

утренника. На одном из утренников девочка пяти лет сказала: «Почему все

должны быть конфетками?! Я хочу быть дельфином! И хочу петь свою

песню про дельфина!».

Подкрепление высказыванию этой девочки не трудно найти во ФГОС ДО.

«Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как

средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации

их поэтического и музыкального слуха. Однако в последнее время в этой

области решается более широкий круг задач: — развитие творческого

потенциала ребенка; — развитие образного, ассоциативного мышления; —

развитие самостоятельности и творческой активности.» Руководствуясь

этим, мы предположили, что детям нужен свой собственный концерт, по их

сценарию и задумке. Но без помощи взрослых здесь не обойтись!

Мы хотим познакомить вас с мероприятием, которое традиционно

проводится в нашем учреждении к Дню матери. Называется оно «Кабачок»,

названному по одноимённой телевизионной программе, в которой ведущие

умелым образом, шутками и прибаутками, историями и рассказами

связывали между собой концертные номера. Это мероприятие

кардинальным образом отличается от традиционных утренников, где

основными зрителями являются родители, а дети выступают в роли

артистов. Основные цели этого мероприятия: вовлечь родителей и детей в

творческий процесс, способствовать их объединению, воспитывать у детей

любовь и привязанность к совей семье, лучше узнать друг друга и

рассказать о своих увлечениях, да и просто наполниться положительными

эмоциями. «Кабачок» - это кафе, где встречаются старые знакомые и куда

заходят новые посетители. Хозяйки кафе ( они же воспитатели) радушно

встречают своих гостей за столиками. Зал украшен, на столиках стоят

угощения, играет музыка. Это вовсе не объявление номеров, скорее это

душевные посиделки за чашечкой чая, разговорами, которые

перемешиваются с концертными номерами. Проведение этого праздника

требует подготовки и взаимодействия и детей, и педагогов, и родителей.

Основная фигура на этом празднике – МАМА! Дети готовят в

воспитателями стихи и песни о маме, делают поделки в подарок, рисуют

рисунки, пишут приглашения на праздник. Но основная работа

воспитателей заключается в том, чтобы вовлечь родителей в процесс

подготовки праздника. Родители готовят дома с детьми номера, а потом

представляют их на празднике. Чтобы облегчить родителям выбор номера,

мы предлагаем им перечень жанров, из которых они могут выбрать

подходящий, а потом обсуждаем их выбор, предлагая, если надо, помощь с

подборкой музыки, костюмов и т.д. Это может быть: песня, танец, фокусы,

частушки, стихи, представление творческих работ, игра на музыкальных

инструментах и просто игра, которую они проведут со всеми. Полёт

фантазии не ограничен! «Кабачок» имеет и еще одну ценность… В

круговерти рабочих дней родители часто лишены возможности узнать

ближе своих воспитателей, выйти за рамки их профессии и взглянуть на

них с новой стороны. А именно в «Кабачке» воспитатель может в какой –

то мере раскрыться перед родителями, рассказать о своих увлечениях, о

своих житейских мыслях. И всё это в непринуждённой доброжелательной

обстановке. Это очень важно и необходимо для человеческих отношений!

Желаем вам плодотворного взаимодействия с родителями и детьми и новых

творческих идей!



В раздел образования