Автор: Пономарев Александр Васильевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ№211 им.Л,И,Сидоренко
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация массового тестирования физической подготовленности школьников в условиях средней школы"
Раздел: среднее образование
АВТОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
по теме:
«Организация массового тестирования физической
подготовленности школьников в условиях средней школы»
Выполнил: Пономарев Александр Васильевич
учитель физической культуры
МАОУ СОШ№211 им.Л.И.Сидоренко
г. Новосибирска
Новосибирск-2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Актуальность проблемы массового тестирования школьников.
Цели и задачи. Методы сбора материала.
Глава 1. Анализ литературных источников.
Глава 2. Описание технологии. Педагогическая экспертиза по проверке
технологии.
Выводы.
Перечень литературы.
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Для успешного решения задач физвоспитания в школе важно иметь
исчерпывающую информацию о физической подготовленности и состоянии
здоровья учащихся. Поэтому своеобразной точкой отсчета в работе учителя
физической культуры должно быть комплексное тестирование учащихся. Оно
помогает
выявить
уровни
развития
кондиционных
и
координационных
способностей,
оценивать
качество
технической
и
т актиче ской
подготовленности.
На основе результатов тестирования можно:
- сравнить подготовленность, как отдельных учащихся, так и целых
групп;
-
проводить
спортивный
отбор
для
занятий
спортом
и
участия
в
соревнованиях;
- осуществлять объективный контроль за обучением школьников;
- выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов
обучения и форм организации занятий;
-
обосновывать
нормы
физической
подготовленности
детей
и
подростков.
Кроме этого, очень важно иметь информацию в первые дни учебного
года, для того чтобы максимально точно планировать физическую нагрузку
на
уроках
физической
культуры,
позволяя
учителю
работать
уверенно
и
продуктивно,
своевременно
корректировать
двигательную
активность
определенных категорий школьников.
Не мене важным является заинтересованность в тестировании самих
учащихся, стимуляция школьников к показу высокого уровня физической
подготовленности
и
к
дальнейшему
повышению
своего
физического
состояния.
Поэтому
очень
важна
форма
организации
и
проведения
тестирования, которой, как правило, не уделяется должного внимания.
Понимая
актуальность
затронутой
проблемы,
мной
была
поставлена
следующая
цель:
разработать
технологию
по
организации
и
проведению
массового
тестирования
школьников
на
базе
средней
школы
в
короткие
сроки.
Из поставленной цели следуют задачи:
1.
Обобщить
литературные
источники
по
проблеме
тестирования
школьников.
2. Разработать методику проведения массового тестирования школьников
в короткие сроки в условиях средней школы.
3. Разработать практические рекомендации для учителей физической
культуры и администрации школ по организации тестирования учащихся.
Для сбора материала использовались следующие методы:
1.
Метод
обобщения
литературных
источников
проводился
с
целью
выявления
методик
по
организации
массового
тестирования
учащихся
и
разработки на их базе собственной технологии по организации и проведению
тестирования школьников.
2. Метод анализа исследований проводился с целью выявления средств и
методов организации тестирования.
3. Экспертная оценка проводилась с целью выявления эффективности
технологии.
ГЛАВА 1
Для оценки физической подготовленности человека, в разное время,
авторами
предлагалось
использовать
от
1-2
до
15
и
более
тестируемых
показателей.
Многие
авторы
считают
наиболее
важными
тестовые
испытания,
связанные с проявлением общей (аэробной) выносливостью. Результаты этих
испытаний предлагаются ими в качестве интегрального показателя уровня
физической подготовленности. Так, Купер более 35 лет назад предложил
характеризовать физическую подготовленность расстоянием, пробегаемым за
12 минут. Другие исследователи показали, что результат 12-ти минутного
бега
пропорционален
такому
интегральному
показателю
аэробной
работоспособности, как максимальное потребление кислорода.
Не
отрицая
важности
определения
аэробной
производительности,
большинство отечественных и зарубежных авторов являются сторонниками
комплексного
подхода
к
оценке
физической
подготовленности
человека,
расходясь,
однако,
относительно
количества
и
качества
необходимых
показателей.
Для
оценивания
полученных
результатов
тестирования
физической
подготовленности человека используют в основном два варианта:
1)
в
каждом
тестовом
испытании
устанавливаются
нормативы,
в
с оот ве т с т в ии
с
которыми
определяет ся
уровень
ф и з и ч е с ко й
подготовленности;
2) разрабатывается интегральная оценка физической подготовленности
человека,
основанная
на
переводе
многомерной
системы
измерений
(секунды, метры количество повторений) в одномерную (очки, баллы).
На основе первого варианта составлены системы оценок физической
подготовленности
в
некоторых
вариантах
ГТО,
в
тесте
"ЮРОФИТ",
в
программах по физическому воспитанию в средних специальных учебных
заведений, вузах, во временном образовательном стандарте, в физкультурных
комплексах некоторых европейских стран (Франция, Швейцария, Германия).
В последние годы в связи с более широким применением компьютерных
технологий в сфере физической культуры чаще используют комплексную
оценку для определения уровня физической подготовленности.
Уровень
физическая
подготовленность
в
Японии
оценивается
при
помощи теста «на пригодность к занятиям физической культурой». Тест
состоит
из
пяти
испытаний.
За
результаты
в
каждом
из
пяти
тестовых
испытаниях начисляются очки, которые суммируются. Сумма очков является
общей
оценкой
физической
подготовленности.
За
каждое
испытание
начисляется от 0 до 10 баллов. По общей оценке присваивается один из
шести разрядов. Для каждого разряда существует минимум баллов, который
необходимо
набрать
в
каждом
тестовом
испытании.
Если
тестируемый
набирает много общих баллов, но в одном виде баллы меньше необходимого
минимума,
то
при
выставлении
общей
оценки
ему
снижают
классность
(разряд) на одну ступень.
В
последнее
время
в
литературе
дискутируется
вопрос
об
индивидуальном подходе к оценке физической подготовленности человека.
Так,
авторы
проекта
временного
образовательного
стандарта
считают
выполнение норм физической подготовленности необязательным, для по-
лучения
высокой
оценки
достаточно
иметь
положительную
динамику
результатов в тестовых упражнениях.
Анализ
состава
и
направленности
тестовых
испытаний,
систем
оценивания
и
других
характеристик
тестов
для
определения
уровня
физической
подготовленности
человека
позволяет
сделать
следующие
выводы:
В большинстве случаев тестируется и оценивается определенный набор
показателей физической подготовленности человека.
1. Выносливость сердечно-дыхательной системы (кардио-распираторная
выносливость)
наиболее
часто
определяется
по
результатам
бега
на
дистанциях от 500 до 3000 м и с помощью функциональных проб.
2. Работоспособность определенных мышечных групп при различных
режимах мышечного сокращения. В данном случае используют результаты
прыжка в длину и высоту, бега на дистанциях от 30 до 100 м, подтягивания на
перекладине, сгибания рук в упоре лежа, подъема туловища из положения
лежа на спине, кистевой динамометрии.
3.
Подвижность
определенных
суставов,
координация,
ловкость
и
способность
сохранять
равновесие.
Очень
часто
для
оценки
физической
подготовленности человека данные компоненты не оцениваются вообще или
тестируется какой-либо из них, т.е. можно считать, что показатели третьей
группы носят не основной, а дополнительный характер.
Как правило, комплекс оценки физической подготовленности человека
включает результаты выполнения 3-5 тестовых упражнений и примерно такое
же
количество
физиологических
и
антропометрических
показателей.
Наиболее часто используются показатели роста, веса, ЖЕЛ, ЧСС и АД в
покое,
после
нагрузки
и
восстановления.
В
состав
тестов
часто
входят
естественные движения: бег, подтягивание, прыжки и т. д.
Наряду с позитивными моментами, существующие тесты имеют ряд
недостатков, к которым можно отнести и их невысокую надежность. Это
связано
с
тем,
что
используются
упражнения
с
низкой
степенью
регламентации, результаты в которых измеряются с низкой точностью. К
таким упражнениям относятся: бег на дистанциях 30-100 м, челночный бег,
наклон вперед для определения подвижности суставов, специальные тесты на
равновесие и координацию. Использование бега на спринтерских дистанциях
в качестве тестового испытания требует автоматического хронометрирования,
которое
в
большинстве
случаев
невозможно
обеспечить.
При
ручном
хронометрировании слишком велика ошибка измерения результата (0,2 сек и
более). То же можно сказать и об измерении результатов в челночном беге и
др.
Отсутствует
строгая
стандартизация
выполнения
упражнений,
оценивающих подвижность определенных суставов, координацию, ловкость
и
способность
сохранять
равновесие.
Вариантность
выполнения
таких
упражнений также понижает надежность теста. Тестовые комплексы состоят
из большого количества физических упражнений. Использование для оценки
физической подготовленности 5-7 и более упражнений затрудняет процедуру
тестирования,
а
в
некоторых
случаях,
когда
на
одного
тестирующего
(преподаватель в школе и других учебных заведений) приходится до 20 и
более испытуемых, становится невозможным.
Некоторые
авторы
предлагают
оценивать
уровень
физической
подготовленности по индивидуальной динамике учащихся. Необязательное
выполнение норм физической подготовленности школьников может привести
к следующим негативным последствиям:
- произволу при выставлении оценок;
- искаженному представлению испытуемых о своих возможностях;
- ухудшению социальной адаптации учащихся;
- к обману: учащийся с низким уровнем физической подготовленности в
начале
года
сознательно
продемонстрирует
результаты
ниже
своих
возможностей, а затем будет демонстрировать несколько лучшие результаты,
что
позволит
ему
получить
хорошую
оценку.
К
тому
же
при
большом
количестве
учеников
преподаватель
не
сможет
прослеживать
ин-
дивидуальную динамику
физической подготовленности учащихся.
Если требования к физической подготовленности будут предъявляться в
соответствии с классификацией по типам телосложения, учащиеся одного
возраста
и
пола
будут
оцениваться
по
различным
стандартам,
что
противоречит закону об образовании РФ. Тест, не предъявляющий единых
нормативных требований к учащимся одного возраста и пола, относящихся к
основной медицинской группе, выпадает из системы образования РФ.
Во
многих
тестах
отсутствуют
многобальные
шкалы
для
оценки
физической
подготовленности.
При
применении
3-4-балльных
шкал
испытуемые получают одинаковые очки (баллы) за различные результаты в
одном из упражнений. Например, прыжки в длину с места на 220 см и на 239
см юношей 16-17 лет оцениваются одинаково.
Задание в ТФП жестких нормативов в каждом тестовом упражнении, не
дает возможности компенсировать даже небольшое отставание одних сторон
физической подготовленности человека за счет других, т.е. не позволяет
учесть индивидуальные особенности человека. Использование таких шкал не
способствует
тому,
чтобы
испытуемые
показывали
свои
максимальные
результаты.
Так,
например,
если
уровень
подготовленности
человека
в
тестовом упражнении превышает максимальный уровень соответствующего
норматива, испытуемый сознательно не перевыполняет этот норматив.
Основная трудность, с которой приходится сталкиваться при разработке
теста
для
определения
уровня
физической
подготовленности
человека,
обусловлена
отсутствием
фундаментальных
зависимостей,
связывающих
показатели
физической
подготовленности
с
другими
характеристиками
жизнедеятельности человека, и как следствие, отсутствием четких критериев,
которым должен соответствовать тест. Поэтому при разработке теста для
определения
уровня
физической
подготовленности
человека
приходится
полагаться главным образом на мнение экспертов, что приводит к появлению
большого числа тестов для оценки физической подготовленности человека.
Требования, предъявляемые к тесту, можно разделить на несколько групп.
Как любой тест, ТФП должен иметь высокую валидность и надежность.
Процедура
тестирования
должна
быть
стандартизирована,
что
позволит
повысить надежность теста, а также поставить испытуемых в равные условия.
Выполнение тестовых упражнений должно быть строго регламентировано, а
результаты в них должны измеряться с достаточной точностью.
Если
ТФП
является
элементом
систем
физического
воспитания
и
образования
в
России,
то
в
соответствии
с
этим
он
должен
отвечать
требованиям,
отражающим
правовые,
ресурсные
(финансы,
материально-
техническая
база,
время,
необходимое
для
тестирования,
квалификация
кадров и т.д.), организационные и другие аспекты функционирования этих
систем. Вытекающие из этого требования можно сформулировать так:
- минимизация количества тестовых упражнений;
- включение в тест простых для выполнения упражнений;
- включение в тест упражнений, выполнение которых не требует сложных
технических средств;
- использование социально-значимых тестовых упражнений;
-
использование
тестовых
упражнений,
выполнение
которых
не
травмоопасно;
- соблюдение техники безопасности при тестировании;
-
предъявление
единых
требований
к
тестируемым
одного
пола
и
возраста.
Формам
организации
и
проведения
тестирования
в
специальной
литературе отведено незначительное место. Высокая мотивация испытуемых
позволяет
им
показывать
высокие
результаты.
Поэтому
очень
важно
правильно организовать процесс тестирования, особенно если тестирование
требуется провести в короткие сроки.
В
описанной
ниже
технологии
представлены
форма
организации
массового тестирования школьников, определен набор тестовых упражнений
исходя из условий школы, а также методика определения победителей.
ГЛАВА 2
Описание технологии.
Представленная технология – результат моих изысканий в области
тестирования физической подготовленности школьников. В ней предложена
форма
проведения
тестирования,
методика
определения
физической
подготовленности школьников, а также методика определения победителей
соревнования в командном первенстве.
Форма организации и проведения тестирования.
Современное подрастающее поколение, касаясь проблемы решения
стоящих перед ним задач, все чаще вместо - «почему?», задает вопрос «а
зачем?».
В
любой
деятельности,
в
том
числе
и
в
тестировании,
важна
мотивация. Поэтому огромное значение имеет: как и насколько интересно
организовано
мероприятие.
Мной
предложено
проводить
тестирование
в
форме игры, в соревновательном режиме, в течении одного дня. И так как
важно иметь информацию о физической подготовленности учащихся в первые
дни
учебного
года,
лучше
всего
провести
это
мероприятие
в
рамках
традиционного «Дня здоровья», который организуется в сентябре и в мае.
Подготовительный к данным соревнованиям период включает в себя
работу
с
классными
руководителями,
школьным
врачом,
активом
школы.
Готовятся положение о соревновании, протоколы соревнования, маршрутные
листы
с
картой,
определяются
тестовые
и
интеллектуальные
задания,
инвентарь, награды, формируется судейская бригада из числа спортсменов-
старшеклассников
и
освобожденных
учителей.
Классные
руководители
совместно со школьным врачом подготавливают заявки с допуском к участию
в
соревновании,
а
также
протокол,
где,
кроме
колонок
с
тестовыми
упражнениями, указывают дату рождения, медицинскую группу, вид спорта,
разряд и место занятий учащегося. Обработанный протокол, по сути, является
спортивным паспортом класса.
Соревнования начинаются с общей линейки с обязательным
прослушиванием гимна РФ и напутственным словом членов администрации и
приглашенных
гостей.
Представленные
судьи
занимают
свои
места
на
дистанции. После общей разминки под руководством учителя физической
культуры
или
актива
школы,
команды,
получив
маршрутные
листы
и
разрешение врача, стартуют. Классные руководители находятся с классом.
Администрация
школы
осуществляет
общее
руководство
мероприятием,
непосредственное проведение соревнований ложится на судейскую коллегию
во главе с руководителем физической культуры школы.
Команды классов стартуют по разработанным маршрутам со стартовым
интервалом, исключающим встречу двух команд на
одном контрольном
пункте. В противном случае отсекается время ожидания от общего времени
прохождения дистанции командой класса. Длина дистанции соответствует
возрасту учащихся (от 500 до 1000 метров), количество контрольных пунктов
на параллель одинаково (4-6). На контрольных пунктах фиксируется время
прибытия и убытия команды, выполняются тестовые упражнения (прыжки в
длину
с
ме ста,
метание
мяча,
подтягивание,
отжимание),
н а
интеллектуальных
пунктах
проверяются
знания
учащихся
(решение
кроссворда на спортивную тематику).
Ориентируясь по карте, команды преодолевают отрезки дистанции и
выполняют тестовые задания на контрольных пунктах. На финише протоколы
собираются и обрабатываются. Определяются победители в своих возрастных
категориях как в командном, так и в личном зачете. Награждение проходит на
общешкольной линейке. Результаты соревнования, проведенного в рамках
«Дня здоровья», входят в зачет школьной спартакиады.
Методика организации и проведения массового тестирования в рамках
«Дня здоровья» опробована на площадке МБОУ СОШ№143 в 2012 и 2013
годах, признана эффективной экспертами.
Методика определения победителей соревнования.
Итоги в командном соревновании подводятся исходя из данных протокола,
отдельно
по
мальчикам
и
девочкам,
следующим
образом:
средняя
арифметическая
результатов
тестового
упражнения
умножается
на
коэффициент
участия
(соотношение
допущенных
к
соревнованиям
и
участвующих
в
них).
К
примеру:
75%участвующих
от
количества
допущенных дадут команде КУ-0.75. Определяются места по каждому виду
тестовых
упражнений,
далее
они
складываются.
Побеждает
команда,
имеющая
наименьшую
сумму
мест.
При
равной
сумме
мест
выигрывает
команда класса с более высоким коэффициентом участия.
В
личном
первенстве
определяются
как
победители
в
отдельных
видах
тестирования, так и абсолютные победители в своих параллелях.
Представленная методика определения победителей соревнования была
опробована на базе МБОУ СОШ №143 в 2012 и 2013годах. Ее эффективность
подтверждена экспертной оценкой.
Тест для определения уровня физической
подготовленности учащихся
Исходя
из
анализа
существующих
тестов
для
определения
уровня
физической
подготовленности
и
вышеперечисленных
требований,
предлагается
следующий
тест
для
определения
уровня
физической
подготовленности учащихся 7-17 лет.
Состав тестовых упражнений
Тестовые упражнения
Пол
Единицы измерения
Подтягивание
в
висе
на
перекладине
Юноши
Количество повторений
Сгибание-разгибание рук в
упоре лежа (отжимание)
Девушки
Количество повторений
Прыжок в длину с места
Юноши, девушки
Сантиметры
Метание набивного мяча
Юноши, девушки
Метры
Результаты в подтягивании на перекладине и отжимании характеризуют
работу в силовом режиме мышц рук и пояса плечевого пояса (пояса верхних
конечностей).
Прыжок
в
длину
и
метание
мяча
на
дальность
позволят
оценить
скоростно-силовые
и
координационные
возможности
человека,
а
также
концентрацию внимания.
Кроме того, преодоление дистанции между пунктами тестирования
предъявляет определенные требования к аэробно-анаэробным возможностям
организма, к состоянию кардио-респираторной и гормональной систем, к
работе мышц ног и туловища.
Таким образом, перечисленные упражнения охватывают широкий спектр
физиологических
систем,
механизмов
и
двигательных
возможностей
человека,
уровень
функционирования
которых
в
значительной
степени
определяет физический статус человека.
Система оценивания.
Для
оценивания
уровня
физической
подготовленности
учащихся
используется
комплексная
оценка,
определяемая
как
сумма
баллов,
набранных в тестовых упражнениях.
Баллы в каждом из тестовых упражнений начисляются в соответствии с
многобальной оценочной шкалой.
При разработке оценочной шкалы учитывались:
- нормативы в тестовых упражнениях, используемые на сегодняшний
день в учебных заведениях;
-
мнения экспертов;
-
результаты статистического анализа данных, полученных при
тестировании уровня физической подготовленности учащихся.
Испытуемому
в
каждом
тестовом
упражнении
начисляются
баллы,
соответствующие
показанному
результату.
Суммированием
баллов,
набранных
в
трех
упражнениях,
получаем
общее
количество
баллов
(комплексная
оценка),
по
которым
определяется
уровень
физической
подготовленности учащегося.
Предлагаемый тест предназначен для определения уровня физической
подготовленности
учащихся
различного
пола
и
возраста,
что
позволяет
использовать его для следующих целей:
-
наблюдение
за
индивидуальной
динамикой
уровня
физической
подготовленности учащегося на протяжении всего времени обучения в школе
или других учебных заведениях;
-
сопоставление
физической
подготовленности
учащихся
различного
возраста и пола;
- изучение физической подготовленности определенных контингентов
учащихся.
Данный тест предлагается использовать для проведения соревнований на
определение абсолютного победителя (класса, школы, района, области и т.д.)
по ОФП.
Процедура тестирования
Тестирование учащихся проводится два раза в год: в начале года –
в сентябре, в конце года – в мае.
Весь комплекс тестовых упражнений выполняется в один день .
К тестированию допускаются учащиеся, имеющие медицинский допуск.
Перед тестированием необходимо провести разминку и ознакомить
учащихся с целью и условиями тестирования.
Учащиеся должны участвовать во всех трех тестовых испытаниях и
показать результаты не хуже указанных в таблице (см. Приложение).
Регламентация упражнений
Подтягивание на перекладине из виса
Выполняется
максимальное
количество
раз
хватом
сверху.
Исходное
положение: вис на перекладине, руки полностью выпрямлены в локтевых
суставах.
Подтягивание
засчитывается
при
положении,
когда
подбородок
испытуемого находится выше уровня перекладины. Каждое последующее
подтягивание выполняется из исходного положения. Запрещены движения в
тазобедренных и коленных суставах и попеременная работа руками.
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание)
Выполняется максимальное количество раз. Исходное положение: упор
лежа
на
горизонтальной
поверхности,
руки
полностью
выпрямлены
в
локтевых суставах, туловище и ноги составляют одну прямую. Отжимание
засчитывается, когда испытуемый, коснувшись грудью пола (горизонтальной
поверхности),
возвратился
в
исходное
положение.
При
выполнении
упражнения запрещены движения в тазобедренных суставах.
Прыжок в длину с места
Испытуемый выполняет три попытки, лучшая из которых заносится в
протокол. Отталкивание осуществляется двумя ногами, мах руками разрешен,
приземление на ноги.
Метание на дальность
Метание мяча весом 150грамм производится с разбега , не заступая за
линию старта, в коридоре шириной 10метров. Лучшая из трех попыток
фиксируется в протоколе.
Метание в цель выполняют учащиеся 1-3 классов с 6 метров в мишень
диаметром 1 метр, подвешенную на высоте 2 метра. Количество попаданий
фиксируется.
Запись результатов тестирования производится в протокол.
Результаты тестирования уровня физической подготовленности
учащихся________класса________школы в рамках «дня здоровья».
№
ФИ
дата/
рож
медицинс
группа/
допуск
прыжки
метание
подтяги
вание
отжим
ание
вид
спорта/
разряд
место зан /
тренер
Дата:
Преподаватель физической культуры:
Директор: М.П.
АКТ
экспертной оценки авторской технологии учителя МАОУ СОШ№211
г.Новосибирска Пономарева А.В. по теме: ««День здоровья», как форма организации
массового тестирования школьников в условиях средней школы».
Мы, учителя физической культуры г.Новосибирска, ознакомились с авторской
технологией Пономарева А.В., заслушали доклад автора, провели обсуждение
предложенного материала и сделали следующие выводы:
1.
Технология раскрывает актуальную проблему современной школы,
заслуживает внимания, дальнейшего усовершенствования и рекомендуется к
использованию в условиях средней школы.
2.
Разработанная и опробованная автором методика позволяет эффективно решать
задачи тестирования школьников.
3.
Технология позволяет оперативно вносить коррективы в планирование и
организацию двигательной активности учащихся.
4.
Предложенные в технологии методы организации и проведения тестирования
заслуживают внимания и могут быть использованы как составляющие в
аналогичных мероприятиях.
ВЫВОДЫ
1. В мировой практике накоплен большой опыт в области тестирования
физической
подготовленности
школьников,
но
формам
организации
и
проведения ТФП в специальной литературе отведено незначительное место.
2.
Тест
физической
подготовленности,
являющийся
элементом
системы
физического
воспитания
и
образования
в
России
должен
отвечать
требованиям,
отражающим
правовые,
ресурсные
(финансы,
материально-
техническая база, квалификация кадров и т.д.), организационные и другие
аспекты ее функционирования.
3.
Игровая
форма
организации
и
проведения
мероприятия,
а
также
соревновательный
режим
тестирования
мотивирует
участников
на
демонстрацию высоких показателей физической подготовленности.
4. Методика определения победителей с применением коэффициента участия
эффективно решает проблему массовости в проведении тестирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа по физическому воспитанию учащихся 1-4, 5-9, 10-11
классов общеобразовательной школы /В.И. Лях, Г.Б. Мейксон – М., 1991,
1992, 1993.
2.
Комплексная
программа
физического
воспитания
учащихся
1-11
классов /В.И. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. – М., 1996.
3. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М., 1998.
4. Александров В.М., Ендропов О.В., Петренко Б.С. Актуальные вопросы
теории
физической
культуры
и
практики
оздоровительной
работы.
Новосибирск, 1996.
5. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной
активности. – М., 1991.
6.
Программа
физического
воспитания
учащихся
1-11
классов,
основанная на одном из видов спорта (баскетбол) /Е.Н. Литвинова, М.Я.
Виленский, Б.И. Туркунов. – М., 1996.
7.
Спортивная
метрология:
Учебник
для
институтов
физической
культуры. /Под ред. В.М. Зациорского. – М.: Физкультура и спорта, 1982.
8. Рубанович В.Б. Врачебный контроль. - Новосибирск, 2003.
9.
Настольная
книга
учителя
физкультуры:
Справочно-методическое
пособие / сост. Б.И. Мишин. – М., 2003.
10. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и
физической подготовлнности.-М.: Советский спорт,2008.
11.
Балашова
В.Ф.
Физическая
культура:
тестовый
контрользнаний:
методическое пособие.-М.:Физическая культура 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 1
Характеристика некоторых тестов для определения
уровня физической подготовленности человека.
Название и
авторы теста
Контингент
Тестовые испытания
Оцениваемые, по
мнению авторов,
качества
ГТО – 88
Учащиеся,
студенты,
учащаяся молодежь
Бег 1000 – 3000 м, бег
60–100 м, подтягивание
н а
п е р е к л а д и н е ,
сгибание
рук
в
упоре
л е ж а ,
п о д н и м а н и е
туловища из положения
лежа на спине.
Общая
выносливость,
скоростно-силовая
выносливость,
силовая
выносливость
«Карта здоровья»
Вавилов Ю.В.
Все группы
населения
Бег 1000 м, бег 30 м,
отжимание,
н а к л о н
в п е р е д ,
п р ы ж о к
в
длину с места
Общая
выносливость,
быстрота,
динамическая сила
Временный
образовательный
стандарт
Лях В.И.,
Кофман Л.Б.,
Мейксон Г.Б.
Учащиеся
образовательных
школ
Бег
6
мин,
бег
30
м,
челночный бег 3Х10 м,
прыжок
в
длину
с
места, наклоны вперед
из
положения
сидя,
п о д т я г и в а н и е
н а
высокой
перекладине
(юноши), подтягивание
на низкой перекладине
(девушки)
Выносливость,
скорость,
координация,
силовая
скорость,
гибкость, сила
«Президентский
тест» за молодую
Россию.
Виноградов П.А.,
П а н а е в
В . Г . ,
Разумовский Е.А.
Учащие ся
и
д е т и
дошкольного возраста
Бег 30-100 м, бег 1000 –
2000
м,
пры жок
в
д л и н у
с
м е с т а ,
п о д т я г и в а н и е
н а
перекладине
(юноши),
уд е р ж а н и е
в
в и с е
(девушки),
отжимание
о т
п о л а
( ю н о ш и ) ,
отжимание от пола на
коленях
( д е ву ш к и ) ,
п о д ъ е м
в
с е д
и з
положения
лежа
на
спине за 30 сек., тест на
координацию
«Фламинго»
30
сек.,
н а к л о н
в п е р е д
и з
положения сидя
Тест-программа
мэра Москвы
Ко ф м а н
Л . Б . ,
Кабачков
В.А.,
Т я п и н
А . Н . ,
Пузырь
Ю . П . ,
Захаров Л.А.
Учащиеся 6-17 лет
Бег 1000 м, челночный
бег 10Х5 м,
подтягивание, вис на
перекладине, подъем
туловища, наклон
вперед сидя, прыжок в
длину с места
Выносливость,
стартовая скорость и
ловкость,
силовая
выносливость,
статическая
выносливость,
сила
мышц – сгибателей
туловища,
активная
гибкость
п о з в о н оч н и к а
и
тазобедренных
суставов,
динамическая
сила
м ы ш ц
н и ж н и х
конечностей
Спортивно-
оздоровительные
соревнования
школьников
России
«Президентские
состязания
Учащиеся 1–11
классов
общеобразовательных
школ
Б е г
1 0 0 0
м
с
возможным
переходом
на
ходьбу,
отжимание,
вис
на
перекладине,
поднимание
туловища
из положения лежа на
спине, прыжок в длину
с места, наклон вперед
из положения сидя
Кардио-
респираторная
функция,
силовая
выносливость мышц
р у к ,
с и л о в а я
выносливость мышц
живота,
скоростно-
силовые
качества,
подвижность
п о з в о н оч н и к а
и
тазобедренных
суставов
Тест
американской
ассоциации
здоровья,
физического
в о с п и т а н и я
и
спорта
Учащиеся 5 – 12
классов
Подтягивание
(мальчики), вис на
согнутых руках
(девочки), поднимание
туловища из положения
лежа на спине,
челночный бег, прыжок
в длину с места, Бег 50
ярдов, бег 600 ярдов
Сила
мышц
ру к ,
верхнего
плечевого
п о я с а ,
м ы ш ц
живота, бедер и ног,
в з р ы в н а я
с и л а
мышц ног, скорость
и выносливость
Тест пригодности
физической
к у л ь т у р е
в
Японии
В с е
г р у п п ы
населения
Прыжок в длину с
места, поднимание
туловища из положения
лежа на спине,
отжимание, челночный
бег, бег 5 мин.
Мгновенная
сила,
динамическая
выносливость,
статическая
выносливость,
быстрота
реакции,
выносливость
Тест
европейского
совета
«Юрофит»
Школьники
Челночный бег 10 Х 5,
PWC
170,
к и с т е в а я
динамометрия, прыжок
в длину с места, вис на
перекладине,
поднимание
туловища
Кардио-
респираторная
выносливость,
статическая сила,
взрывная сила,
силовая
из положения лежа на
спине, бег с постепенно
возрастающей
скоростью,
перекрестные
д в и ж е н и я
р у к а м и ,
н а к л о н
в п е р е д
и з
п о л о ж е н и я
с и д я ,
баллансирование
на
одной ноге на опоре
выносливость,
скорость, скорость
расчлененного
движения,
подвижность
позвоночника,
равновесие.
Таблица 2
Таблица оценки тестовых результатов.
подтягивание
(мальчики)
«3»
удовлетворит
«4»
хорошо
«5»
отлично
отжимание
(девочки)
«3»
удовлетворит
«4»
хорошо
«5»
отлично
1 кл
1
2
3
1 кл
3
5
10
2 кл
1
2
3
2 кл
4
6
10
3 кл
1
2
4
3 кл
5
7
12
4 кл
1
3
5
4 кл
6
8
12
5 кл
2
4
6
5 кл
7
9
14
6 кл
3
5
7
6 кл
8
10
15
7 кл
4
6
8
7 кл
9
12
16
8 кл
5
7
9
8 кл
10
14
18
9 кл
6
8
10
9 кл
10
15
20
10 кл
8
10
12
10 кл
10
15
20
11 кл
10
12
15
11 кл
10
15
18
прыжки в
длину
(мальчики)
прыжки в
длину
(девочки)
1 кл
110
135
155
1 кл
90
135
155
2 кл
120
140
165
2 кл
110
140
160
3 кл
130
150
175
3 кл
120
150
170
4 кл
135
160
185
4 кл
125
155
175
5 кл
140
170
195
5 кл
130
160
185
6 кл
145
175
200
6 кл
135
165
190
7 кл
150
180
205
7 кл
140
170
190
8 кл
160
190
210
8 кл
145
170
200
9 кл
175
195
220
9 кл
155
175
205
10 кл
210
220
235
10 кл
165
185
205
11 кл
215
225
240
11 кл
165
185
200
метание на
дальность
(мальчики)
метание на
дальность
(девочки)
1кл
мет в цель 1
2
3
1 кл
1
2
3
2 кл
1
2
3
2 кл
1
2
3
3 кл
1
3
5
3 кл
1
3
5
4 кл
мет на д-ть 18
22
28
4 кл
12
15
17
5 кл
24
27
30
5 кл
16
18
20
6 кл
27
30
35
6 кл
19
21
24
7 кл
30
33
38
7 кл
21
23
27
8 кл
32
36
42
8 кл
22
25
29
9 кл
35
40
45
9 кл
23
27
30
10 кл
37
42
47
10 кл
24
28
32
11 кл
38
44
50
11 кл
24
30
35
Положение
о соревнованиях по ТФП в рамках «Дня здоровья»
1.
Цели и задачи. Целью тестирования является определение физической
подготовленности учащихся, выявление лучших спортсменов школы,
формирование спортивных паспортов класса, а также популяризация
физической культуры и спорта в школьном сообществе.
2.
Место и время проведения. Спортивный комплекс школы. Сентябрь
(май), --ч--мин.
3.
Участники
соревнований. В
соревнованиях
участвуют
команды
классов (все учащиеся не имеющие медотвода).
4.
Судейство
и
руководство
соревнованиями. Общее
руководство
с о р е в н о в а н и я м и
о с у щ е с т в л я е т
а д м и н и с т р а ц и я
ш ко л ы ,
непосредственное судейство возлагается на судейскую коллегию во
главе с главным судьей соревнований.
5.
Программа
соревнований. Соревнования
проводятся
между
командами
классов
по
параллелям
в
течении
одного
дня:
в
9.00-
линейка;
9.30-разминка;
9.45-раздача
маршрутных
листов,
допуск
врача;
10.00-старт;
10.00-12.00-прохождение
дистанции;
12.00-
обработка протоколов, подведение итогов. На контрольных пунктах
дистанции команды тестируются в прыжках в длину с места, в метании
мяча(150гр) на дальность, в подтягивании и отжимании.
6.
Определение победителей и награждение. Победители в командном
первенстве
определяются
по
сумме
мест
занятых
в
каждом
виде
программы. Места в отдельных видах программы определяются как
средняя
арифметическая
результатов
команды
умноженная
на
коэффициент
участия(соотношение
участвующих
к
допущенным
к
соревнованиям). В личном первенстве определяются как победители в
отдельных видах, так и абсолютные победители в своих параллелях.
Победители
в
личном
первенстве
награждаются
на
общешкольной
линейке грамотами и призами. Победители в командном первенстве
дипломами и переходящими кубками.
7.
Финансирование
соревнований. Финансирование
соревнований
ложится на администрацию школы.
8.
Контакты
.
по вопросам организации и проведения соревнований
обращаться к главному судье соревнований:… Контактный телефон:…
Маршрутный лист … класса СОШ … в соревнованиях по ТФП
в рамках Дня Здоровья от … сентября … года.
Ж-8, Р-18, М-3, З-13, Ж-6, Д-18, Ж-8
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж З
И
К
Л
М Н
О
П
Р
С
Т
1
*
2
3
*
*
4
5
6
*
*
*
*
7
8
*
9
*
10
11
12
*
*
13
*
*
14
15
*
*
16
17
18
*
*
*
*старт-финиш: Ж-8
*подтягивание, отжимание: Ж-6,Н-18,М-12,К-15
*прыжки в длину: М-6,Ж-12,Д-18,Е-1
*метание мяча: Л-9,М-3,Т-15,А-3
*викторины: Р-18,А-13,Т-6,З-13