Напоминание

Рефлексивная деятельность как способ развития профессиональной компетентности обучающихся


Автор: Сергеенко Галина Владимировна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Сахалинский горный техникум"
Населённый пункт: Шахтерск, Углегорского района, Сахалинской области
Наименование материала: методическая статья
Тема: Рефлексивная деятельность как способ развития профессиональной компетентности обучающихся
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования Сахалинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Сахалинский горный техникум»

РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Сергеенко Галина Владимировна-

мастер производственного обучения

Аннотация:

в

статье

говорится

о

необходимости

формирования

и

развития

рефлексивных способностей обучающихся.

Ключевые с л ов а : рефлексия,повышение

эффективности

учебной

деятельности,

развитие учебных компетенций обучающихся

.

В образовании интегральным показателем качества подготовки будущего

специалиста

следует

рассматривать

профессиональную

компетентность,

которая характеризует умение человека использовать в конкретной ситуации

усвоенные

знания

и

личностный

опыт.

Профессиональная

компетентность

включает в себя различные составляющие, в том числе и рефлексивную.

Образование, с точки зрения компетентностного подхода, предполагает,

прежде

всего,

подготовку

студентов

к

жизни,

возможность

применения

ключевых компетентностей на практике. В этой связи особую актуальность и

значимость приобретает задача формирования у студентов рефлексии.

О су щ е с т вл я я

р е фл е кс и ю ,

п ед а го г

о п р ед е л я е т,

н а с ко л ь ко

последовательным, целенаправленным и эффективным было его воздействие на

обучающихся,

в

какой

степени

достигнут

предварительно

намеченный

результат.

В

настоящее

время

существует

противоречие

между

необходимостью

развития

рефлексивной

деятельности

обучающихся

на

учебном

занятии

и

недостаточностью разработанных педагогических подходов к этому процессу в

условиях их профессионального становления.

Проблемой

развития

рефлексии

у

обучающихся

в

процессе

обучения

занимались многие ученые.

По мнению А.Б.Воронцова рефлексия трехслойна: одна ее часть связана с

рефлексивным

анализом

действий

обучающихся,

другая

с

рефлексией

учебной ситуации и третья – обращена к рефлексии собственных действий

педагогов. Он писал, что без рефлексии невозможна коррекция действий и

движения вперед.

Л.Н.Борисова

представляет

рефлексию

в

виде

следую щей

последовательности: развитие направленности обучающихся на рефлексивную

2

профессиональную

деятельность,

готовности

действовать

в

ситуациях

с

высокой

степенью

неопределенности;

включенность

в

процесс

решения

нестандартных

профессиональных

задач;

формирование

способностей

к

самоанализу,

самооценке,

без

чего

невозможна

положительная

динамика

развития рефлексии.

Для формирования рефлексии у обучающихся необходимо использовать

различные методы, приемы и формы проведения учебных занятий. Обучение

нужно строить так, чтобы ставились задачи, вызывающие у них затруднения, т.е.

такие, какие они не в состоянии решить, опираясь только на имеющиеся знания.

Для

решения

должны

требоваться

размышления,

коллективные

обсуждения,

выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе,

наблюдения, исследования, консультации.

Важно, чтобы в учебном процессе для будущих рабочих и специалистов

были созданы условия для самостоятельного определения цели, выбора средств

своей

деятельности,

а

так

же

осуществление

перевода

учебных

и

профессиональных

проблем

в

жизненно

важные.

Отношение

педагогов

с

обучающимися должны строиться на основе доверия, открытости, диалога для

создания позитивной атмосферы, в которой могла бы развиваться и протекать

рефлексия.

Чаще всего на учебных занятиях рефлексию проводят в конце занятия,

используя невербальные средства (палец, смайлик, картинка и др.), т.к. урок

ограничен временными рамками и это позволяет быстро получить результат

освоения обучающимися материала урока. Но, для того, чтобы действительно

сформировать рефлексию будущих специалистов, необходимо, чтобы на каждом

этапе

урока

обучающиеся

оценивали

свои

знания

и

способности

и

своих

одногруппников.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна

проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Ценность

сформированных

рефлексивных

действий

обучающихся

в

образовательном

пространстве

состоит

в

том,

что

они

помогают

3

обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели

дальнейшей

работы,

скорректировать

свой

образовательный

путь.

Формирование

рефлексивной

деятельности

на

уроках

-

это

совместная

деятельность обучающихся и преподавателя, позволяющая совершенствовать

учебный процесс, ориентируясь на личность каждого обучающегося.

Рефлексия бывает: индивидуальная – формирование реальной самооценки

(беседа с обучающимся по результатам самооценки – почему выбран тот или

иной уровень); групповая – акцентирование ценности деятельности каждого

члена

группы

для

достижения

максимального

результата

в

решении

поставленной задачи («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….

(имя)», «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

Использование

разнообразных

форм

рефлексии

на

уроке

позволяет

преподавателю сформировать у обучающихся потребности в осмыслении своих

учебных действий, желания анализировать, размышлять, исследовать.

Педагог,

анализируя

работу

обучающихся

на

уроке,

оценивает

свой

опыт,

цели

и

задачи,

выбранные

способы

деятельности,

осмысливает

собственные

действия

с

точки

зрения

их

эффективности

для

развития

личности обучающегося.

Направления использования педагогом рефлексивных приемов в работе

с обучающимися:

-

анализ

урока

или

отдельного

его

элемента,

анализ

содержания

деятельности,

анализ

ситуации

в

группе,

анализ

общего

дела

в

учебной

группе (это рефлексия в «живой» педагогической ситуации);

- анализ своего прошлого опыта деятельности (учебной или любой другой),

систематизация опыта и выделение значимых позиций;

-

моделирование

своих

возможных

действий

в

будущем,

таких

как

целеполагание и планирование, проектирование деятельности по реализации

намеченных целей, представление образа ожидаемого результата;

- рефлексия в проблемной ситуации, в ситуации выбора преобразование

проблемы в задачу деятельности.

4

Рефлексия

должна

работать

на

главную

учебную

цель

-

повышение

эффективности самой учебной деятельности, развитие ключевых компетенций

обучающихся. Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она

способствует повышению мотивации обучающегося, а учебная мотивация -

залог повышения качества образования, одна из ведущих задач образования.

Умение

рефлексировать

пригодится

обучающемуся

не

только

в

процессе

учебной деятельности, но и в профессиональной жизни.

Из всего сказанного можно сделать вывод: рефлексия — это не пустая

трата времени, а важная и необходимая составляющая учебного процесса. Все,

что

делается

на

уроке

по

формированию

рефлексивной

деятельности

-

не

самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитие очень

важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости

и конкурентоспособности. Это важные качества выпускника техникума для

востребованности

на

рынке

труда

и

дальнейшей

профессиональной

деятельности.

Литература

1. Агапов, В. С., Мишина,М. М., Мишина Е. И. Становление личностной

рефлексии будущих специалистов. – М.: Изд-во МГОУ, 2012.

2. Владимиров,

В.

Г.,

Костюков,

Н.

Н.,

Журавлев,

А.

Г.

Передача

информации и рефлексия проблемы понимания в учебном процессе. – М.:

МАКС Пресс, 2008.

3. Гаргай,

В.

Б.,

Куракбаев,

К.

С.

Рефлексивная

педагогика

как

путь

становления

и

развития

профессиональной

компетентности

учителя

(по

материалам зарубежного опыта) // Сибирский педагогический журнал. 2009. №

7. 344-358с.

5



В раздел образования