Автор: Сергеенко Галина Владимировна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Сахалинский горный техникум"
Населённый пункт: Шахтерск, Углегорского района, Сахалинской области
Наименование материала: методическая статья
Тема: Рефлексивная деятельность как способ развития профессиональной компетентности обучающихся
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Сахалинский горный техникум»
РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сергеенко Галина Владимировна-
мастер производственного обучения
Аннотация:
в
статье
говорится
о
необходимости
формирования
и
развития
рефлексивных способностей обучающихся.
Ключевые с л ов а : рефлексия,повышение
эффективности
учебной
деятельности,
развитие учебных компетенций обучающихся
.
В образовании интегральным показателем качества подготовки будущего
специалиста
следует
рассматривать
профессиональную
компетентность,
которая характеризует умение человека использовать в конкретной ситуации
усвоенные
знания
и
личностный
опыт.
Профессиональная
компетентность
включает в себя различные составляющие, в том числе и рефлексивную.
Образование, с точки зрения компетентностного подхода, предполагает,
прежде
всего,
подготовку
студентов
к
жизни,
возможность
применения
ключевых компетентностей на практике. В этой связи особую актуальность и
значимость приобретает задача формирования у студентов рефлексии.
О су щ е с т вл я я
р е фл е кс и ю ,
п ед а го г
о п р ед е л я е т,
н а с ко л ь ко
последовательным, целенаправленным и эффективным было его воздействие на
обучающихся,
в
какой
степени
достигнут
предварительно
намеченный
результат.
В
настоящее
время
существует
противоречие
между
необходимостью
развития
рефлексивной
деятельности
обучающихся
на
учебном
занятии
и
недостаточностью разработанных педагогических подходов к этому процессу в
условиях их профессионального становления.
Проблемой
развития
рефлексии
у
обучающихся
в
процессе
обучения
занимались многие ученые.
По мнению А.Б.Воронцова рефлексия трехслойна: одна ее часть связана с
рефлексивным
анализом
действий
обучающихся,
другая
–
с
рефлексией
учебной ситуации и третья – обращена к рефлексии собственных действий
педагогов. Он писал, что без рефлексии невозможна коррекция действий и
движения вперед.
Л.Н.Борисова
представляет
рефлексию
в
виде
следую щей
последовательности: развитие направленности обучающихся на рефлексивную
2
профессиональную
деятельность,
готовности
действовать
в
ситуациях
с
высокой
степенью
неопределенности;
включенность
в
процесс
решения
нестандартных
профессиональных
задач;
формирование
способностей
к
самоанализу,
самооценке,
без
чего
невозможна
положительная
динамика
развития рефлексии.
Для формирования рефлексии у обучающихся необходимо использовать
различные методы, приемы и формы проведения учебных занятий. Обучение
нужно строить так, чтобы ставились задачи, вызывающие у них затруднения, т.е.
такие, какие они не в состоянии решить, опираясь только на имеющиеся знания.
Для
решения
должны
требоваться
размышления,
коллективные
обсуждения,
выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе,
наблюдения, исследования, консультации.
Важно, чтобы в учебном процессе для будущих рабочих и специалистов
были созданы условия для самостоятельного определения цели, выбора средств
своей
деятельности,
а
так
же
осуществление
перевода
учебных
и
профессиональных
проблем
в
жизненно
важные.
Отношение
педагогов
с
обучающимися должны строиться на основе доверия, открытости, диалога для
создания позитивной атмосферы, в которой могла бы развиваться и протекать
рефлексия.
Чаще всего на учебных занятиях рефлексию проводят в конце занятия,
используя невербальные средства (палец, смайлик, картинка и др.), т.к. урок
ограничен временными рамками и это позволяет быстро получить результат
освоения обучающимися материала урока. Но, для того, чтобы действительно
сформировать рефлексию будущих специалистов, необходимо, чтобы на каждом
этапе
урока
обучающиеся
оценивали
свои
знания
и
способности
и
своих
одногруппников.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна
проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.
Ценность
сформированных
рефлексивных
действий
обучающихся
в
образовательном
пространстве
состоит
в
том,
что
они
помогают
3
обучающимся сформулировать получаемые результаты, переопределить цели
дальнейшей
работы,
скорректировать
свой
образовательный
путь.
Формирование
рефлексивной
деятельности
на
уроках
-
это
совместная
деятельность обучающихся и преподавателя, позволяющая совершенствовать
учебный процесс, ориентируясь на личность каждого обучающегося.
Рефлексия бывает: индивидуальная – формирование реальной самооценки
(беседа с обучающимся по результатам самооценки – почему выбран тот или
иной уровень); групповая – акцентирование ценности деятельности каждого
члена
группы
для
достижения
максимального
результата
в
решении
поставленной задачи («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….
(имя)», «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).
Использование
разнообразных
форм
рефлексии
на
уроке
позволяет
преподавателю сформировать у обучающихся потребности в осмыслении своих
учебных действий, желания анализировать, размышлять, исследовать.
Педагог,
анализируя
работу
обучающихся
на
уроке,
оценивает
свой
опыт,
цели
и
задачи,
выбранные
способы
деятельности,
осмысливает
собственные
действия
с
точки
зрения
их
эффективности
для
развития
личности обучающегося.
Направления использования педагогом рефлексивных приемов в работе
с обучающимися:
-
анализ
урока
или
отдельного
его
элемента,
анализ
содержания
деятельности,
анализ
ситуации
в
группе,
анализ
общего
дела
в
учебной
группе (это рефлексия в «живой» педагогической ситуации);
- анализ своего прошлого опыта деятельности (учебной или любой другой),
систематизация опыта и выделение значимых позиций;
-
моделирование
своих
возможных
действий
в
будущем,
таких
как
целеполагание и планирование, проектирование деятельности по реализации
намеченных целей, представление образа ожидаемого результата;
- рефлексия в проблемной ситуации, в ситуации выбора преобразование
проблемы в задачу деятельности.
4
Рефлексия
должна
работать
на
главную
учебную
цель
-
повышение
эффективности самой учебной деятельности, развитие ключевых компетенций
обучающихся. Организация рефлексии на уроке каждый день обязательна. Она
способствует повышению мотивации обучающегося, а учебная мотивация -
залог повышения качества образования, одна из ведущих задач образования.
Умение
рефлексировать
пригодится
обучающемуся
не
только
в
процессе
учебной деятельности, но и в профессиональной жизни.
Из всего сказанного можно сделать вывод: рефлексия — это не пустая
трата времени, а важная и необходимая составляющая учебного процесса. Все,
что
делается
на
уроке
по
формированию
рефлексивной
деятельности
-
не
самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитие очень
важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости
и конкурентоспособности. Это важные качества выпускника техникума для
востребованности
на
рынке
труда
и
дальнейшей
профессиональной
деятельности.
Литература
1. Агапов, В. С., Мишина,М. М., Мишина Е. И. Становление личностной
рефлексии будущих специалистов. – М.: Изд-во МГОУ, 2012.
2. Владимиров,
В.
Г.,
Костюков,
Н.
Н.,
Журавлев,
А.
Г.
Передача
информации и рефлексия проблемы понимания в учебном процессе. – М.:
МАКС Пресс, 2008.
3. Гаргай,
В.
Б.,
Куракбаев,
К.
С.
Рефлексивная
педагогика
как
путь
становления
и
развития
профессиональной
компетентности
учителя
(по
материалам зарубежного опыта) // Сибирский педагогический журнал. 2009. №
7. 344-358с.
5