Автор: Горячева Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 11 общеразвивающего вида" г. Печора
Населённый пункт: Республика Коми, город Печора
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Проектная деятельность в детском саду по ФГОС: методические рекомендации для педагогов"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
Проектная деятельность в детском саду по ФГОС: методические
рекомендации для педагогов
Надо отметить, что проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в
деятельности педагогов. Проектной деятельности дошкольников посвящено много внимания и
обсуждений. Когда внедрялся стандарт начального образования с 2007 года, именно проектный
метод обучения был взят за основу учителями начальной школы. Для дошкольного возраста в ДОУ
метод проектов можно тоже рассматривать как один из наиболее эффективных форм организации
совместной
деятельности
детей
и
взрослых.
Познавательно-исследовательская
деятельность
определена во ФГОС (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка.
Проектная деятельность в детском саду по ФГОС
Проектный метод – не новое явление. Поднимите историю – и вы увидите, что еще в 1880-х годах
была создана проектная система обучения. Суть ее сводилась к тому, что дети вместе с педагогом
выполняют
совместный
проект
проектной
деятельности
в
ДОУ,
включаясь
таким
образом
в
реальную действительность, а не оторванную. Именно тогда было выделено 4 вида проектов:
созидательный,
потребительский
–
это
изготовление
каких-то
предметов
для
своих
нужд,
проблемный (разрешение проблемы) и проект-упражнения. Эта технология уже в 20-х годах нашего
века была разработана группой авторов как метод проектов, который в 30-е годы в России уже
широко использовался. Прежде чем говорить о методе проектов в ДОУ, важно помнить, что в основе
всегда
лежат
теоретические
позиции
проектной
деятельности
в
ДОУ.
В
основе
должен
быть
ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов в ДОУ могут идти не только от
взрослого, а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать. Кроме того, для развития детей
ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155),
предполагает
поддержку
детской
инициативы
и
самостоятельности
в
разных
видах
детской
деятельности в ДОУ по ФГОС, в т. ч. проектной.
Проектная деятельность в детском саду по ФГОС: партнерская деятельность
взрослого с дошкольниками
Когда мы говорим о проектной деятельности в ДОУ по ФГОС, нужно обязательно помнить, что
в
проектной
деятельности
с
дошкольниками
позиция
воспитателя
меняется,
и
он
становится
партнером для детей. Партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться на очень
содержательном
моменте:
на
чтении
художественной
литературы,
на
игре,
на
продуктивной
деятельности,
на
познавательно-исследовательской
деятельности,
–
но
воспитатель
все
делает
вместе с детьми.
Нужно всегда обращать внимание на 4 основных позиций, при которых воспитатель становится
партнером для ребенка.
1) Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Воспитатель вместе с детьми
сидит за столом и вместе с ними рисует, режет, клеит. Это не позиция учителя, который показал
приемы и отошел в сторону.
2) Второе условие – это добровольное присоединение ребенка к деятельности без
психологического и дисциплинарного принуждения. Встречается позиция воспитателя: «Та-а-ак,
все-все подошли ко мне! Сейчас мы с вами будем строить из кубиков мост» – такой позиции не
должно быть. Воспитатель должна придумать такой оборот в своей речи, чтобы дошкольникам
захотелось присоединиться к проектной деятельности: «Ой, посмотрите какой большой ручеек
течет у нас на участке! Маленький Мишутка не может переправиться. Построим мостик вместе! Кто
хочет мне помочь?» И тогда – сколько детей подошли, столько и будут строить. Если воспитатель
еще что-то подскажет, тогда присоединятся и другие.
3) Третья позиция – свободное общение, перемещение ребенка во время деятельности.
«Пойди/возьми/принеси/а где у нас лежит?/а давайте вместе подумаем...» – это не обязательно за
столами, как в школе: детский сад должен потихонечку отходить от классно-урочной системы.
Последние годы мы посадили детей за столы, они еще 11 лет в школе засидятся за партами, поэтому
проектная деятельность дошкольников должна быть организована и на полу, если им это интересно,
и за столом, и объединение детей в другом пространстве. Кстати, теперь в период бодрствования
детей допускается использовать спальни для организации игровой и образовательной деятельности,
поэтому пространство расширяется (наконец-то, СанПиН разрешили использовать спальни вовремя,
когда не проводится сон!) Если кровати еще и сдвигаются – есть такие комплекты – то пространство
еще более увеличивается.
4) Четвертая позиция партнерских отношений (партнерской деятельности дошкольника) –
открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе.
«Индивидуальный темп работы над проектом» – обеспечивает каждому ребенку свой уровень и
этапы освоения какой-то образовательной области.
Что может называться проектной деятельностью в детском саду по ФГОС?
По словам Л.В.Свирской, «...под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе
которого
и
дети,
и
взрослые
совершают
увлекательную
поисково-познавательную
творческую
работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой
занятий и игр»3. Она уловила ту ошибку, которую совершают многие педагоги.
Хотелось бы напомнить, что любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации.
Проблемная ситуация может быть сформулирована как взрослым, воспитателем, так и самим
ребенком. Он приходит и спрашивает: «Почему с неба идет дождь/ветер? Откуда он берется?» –
тогда
эта
проблемная
ситуация
разворачивается,
и
воспитатель
организует
непосредственную
деятельность.
Не все можно назвать проектом, не все темы проектной деятельности в ДОУ подходят. Не любую
совместную деятельность педагога и детей, связанную с определенной темой, можно перевести в
рамки проектной деятельности. Для проекта выбираем только ту ситуацию, которая не может быть
решена прямым действием, например, «пойду и почитаю им про это книжку».
Авторы пособия «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, обозначили
формулировку:
«Проектная
деятельность
предполагает
разные
формы
активности
детей
в
зависимости от замысла», «в ходе проектной деятельности в ДОУ дошкольник исследует различные
варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный путь
решения». Воспитатель должна понимать, что это действительно сложно организуемый процесс, не
каждый педагог готов к его организации.
Важна позиция, что участники проектной деятельности в ДОУ должны захотеть это узнать или быть
мотивированы. Здесь даже простого интереса не достаточно. Педагоги часто наблюдают, как быстро
пропадает интерес у ребенка: он спросил что-то – и интерес пропадает. Нужно уметь подогревать
этот интерес, чтобы дети активно участвовали, становились авторами идей – тем проектов в ДОУ.
Воспитатель включается в исследование только в том случае, если все это поэтапно продумано.
Темы проектной деятельности в детском саду по ФГОС
Творческая группа старших воспитателей семейных детских садов обобщили наработанный
материал и издали книгу «Организация проектной деятельности в детском саду», где вы сможете
найти великолепные проекты, готовые сценарии. Например, такие темы проектов в ДОУ: «Я и мое
настроение», «Расту здоровым в Стране здоровья», «Семейный театр», «Гость на порог – радость в
дом», «Ложка – царица стола», «Елочка-красавица» и т.д.
Любой проект в проектной деятельности в ДОУ дошкольников должен создаваться и планироваться
воспитателем заранее. Например, проект «Расту здоровым в Стране здоровья» – это
исследовательский творческий проект, по срокам он – долгосрочный. Цель проекта – обеспечение
детей необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий,
позволяющих укреплять свое здоровье, сохранять его. В ходе этого проекта проводились очень
интересные тематические дни: «Здоровое питание», «Гигиенические правила, которые ты должен
соблюдать», «Моя здоровая семья» (приглашались родители вместе с детьми и создавался целый
литературный праздник).
Рекомендуем педагогам образовательных организаций активно внедрять проектную деятельность
дошкольников в образовательную деятельность с детьми.
1.
СанПин 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26
2.
Лидия Свирская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики
дошкольного образования Новгородского института развития образования
3.
Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие
для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. (Работаем по
ФГОС дошкольного образования).
4.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов
дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015