Напоминание

"Проектная деятельность в детском саду по ФГОС: методические рекомендации для педагогов"


Автор: Горячева Ирина Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 11 общеразвивающего вида" г. Печора
Населённый пункт: Республика Коми, город Печора
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Проектная деятельность в детском саду по ФГОС: методические рекомендации для педагогов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС: методические

рекомендации для педагогов

Надо отметить, что проектная деятельность в ДОУ в настоящее время занимает важное место в

деятельности педагогов. Проектной деятельности дошкольников посвящено много внимания и

обсуждений. Когда внедрялся стандарт начального образования с 2007 года, именно проектный

метод обучения был взят за основу учителями начальной школы. Для дошкольного возраста в ДОУ

метод проектов можно тоже рассматривать как один из наиболее эффективных форм организации

совместной

деятельности

детей

и

взрослых.

Познавательно-исследовательская

деятельность

определена во ФГОС (п.2.7) как сквозной механизм развития ребенка.

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС

Проектный метод – не новое явление. Поднимите историю – и вы увидите, что еще в 1880-х годах

была создана проектная система обучения. Суть ее сводилась к тому, что дети вместе с педагогом

выполняют

совместный

проект

проектной

деятельности

в

ДОУ,

включаясь

таким

образом

в

реальную действительность, а не оторванную. Именно тогда было выделено 4 вида проектов:

созидательный,

потребительский

это

изготовление

каких-то

предметов

для

своих

нужд,

проблемный (разрешение проблемы) и проект-упражнения. Эта технология уже в 20-х годах нашего

века была разработана группой авторов как метод проектов, который в 30-е годы в России уже

широко использовался. Прежде чем говорить о методе проектов в ДОУ, важно помнить, что в основе

всегда

лежат

теоретические

позиции

проектной

деятельности

в

ДОУ.

В

основе

должен

быть

ребенок. Это значит, ему должно быть интересно. Темы проектов в ДОУ могут идти не только от

взрослого, а прежде всего от ребенка – что ему интересно узнать. Кроме того, для развития детей

ФГОС дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155),

предполагает

поддержку

детской

инициативы

и

самостоятельности

в

разных

видах

детской

деятельности в ДОУ по ФГОС, в т. ч. проектной.

Проектная деятельность в детском саду по ФГОС: партнерская деятельность

взрослого с дошкольниками

Когда мы говорим о проектной деятельности в ДОУ по ФГОС, нужно обязательно помнить, что

в

проектной

деятельности

с

дошкольниками

позиция

воспитателя

меняется,

и

он

становится

партнером для детей. Партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться на очень

содержательном

моменте:

на

чтении

художественной

литературы,

на

игре,

на

продуктивной

деятельности,

на

познавательно-исследовательской

деятельности,

но

воспитатель

все

делает

вместе с детьми.

Нужно всегда обращать внимание на 4 основных позиций, при которых воспитатель становится

партнером для ребенка.

1) Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. Воспитатель вместе с детьми

сидит за столом и вместе с ними рисует, режет, клеит. Это не позиция учителя, который показал

приемы и отошел в сторону.

2) Второе условие – это добровольное присоединение ребенка к деятельности без

психологического и дисциплинарного принуждения. Встречается позиция воспитателя: «Та-а-ак,

все-все подошли ко мне! Сейчас мы с вами будем строить из кубиков мост» – такой позиции не

должно быть. Воспитатель должна придумать такой оборот в своей речи, чтобы дошкольникам

захотелось присоединиться к проектной деятельности: «Ой, посмотрите какой большой ручеек

течет у нас на участке! Маленький Мишутка не может переправиться. Построим мостик вместе! Кто

хочет мне помочь?» И тогда – сколько детей подошли, столько и будут строить. Если воспитатель

еще что-то подскажет, тогда присоединятся и другие.

3) Третья позиция – свободное общение, перемещение ребенка во время деятельности.

«Пойди/возьми/принеси/а где у нас лежит?/а давайте вместе подумаем...» – это не обязательно за

столами, как в школе: детский сад должен потихонечку отходить от классно-урочной системы.

Последние годы мы посадили детей за столы, они еще 11 лет в школе засидятся за партами, поэтому

проектная деятельность дошкольников должна быть организована и на полу, если им это интересно,

и за столом, и объединение детей в другом пространстве. Кстати, теперь в период бодрствования

детей допускается использовать спальни для организации игровой и образовательной деятельности,

поэтому пространство расширяется (наконец-то, СанПиН разрешили использовать спальни вовремя,

когда не проводится сон!) Если кровати еще и сдвигаются – есть такие комплекты – то пространство

еще более увеличивается.

4) Четвертая позиция партнерских отношений (партнерской деятельности дошкольника) –

открытый временной конец занятия или игры, когда каждый работает в своем темпе.

«Индивидуальный темп работы над проектом» – обеспечивает каждому ребенку свой уровень и

этапы освоения какой-то образовательной области.

Что может называться проектной деятельностью в детском саду по ФГОС?

По словам Л.В.Свирской, «...под проектом мы подразумеваем отрезок времени группы, в процессе

которого

и

дети,

и

взрослые

совершают

увлекательную

поисково-познавательную

творческую

работу, а не просто участие детей под руководством воспитателя в серии связанной одной темой

занятий и игр»3. Она уловила ту ошибку, которую совершают многие педагоги.

Хотелось бы напомнить, что любой проект должен разворачиваться в проблемной ситуации.

Проблемная ситуация может быть сформулирована как взрослым, воспитателем, так и самим

ребенком. Он приходит и спрашивает: «Почему с неба идет дождь/ветер? Откуда он берется?» –

тогда

эта

проблемная

ситуация

разворачивается,

и

воспитатель

организует

непосредственную

деятельность.

Не все можно назвать проектом, не все темы проектной деятельности в ДОУ подходят. Не любую

совместную деятельность педагога и детей, связанную с определенной темой, можно перевести в

рамки проектной деятельности. Для проекта выбираем только ту ситуацию, которая не может быть

решена прямым действием, например, «пойду и почитаю им про это книжку».

Авторы пособия «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, обозначили

формулировку:

«Проектная

деятельность

предполагает

разные

формы

активности

детей

в

зависимости от замысла», «в ходе проектной деятельности в ДОУ дошкольник исследует различные

варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный путь

решения». Воспитатель должна понимать, что это действительно сложно организуемый процесс, не

каждый педагог готов к его организации.

Важна позиция, что участники проектной деятельности в ДОУ должны захотеть это узнать или быть

мотивированы. Здесь даже простого интереса не достаточно. Педагоги часто наблюдают, как быстро

пропадает интерес у ребенка: он спросил что-то – и интерес пропадает. Нужно уметь подогревать

этот интерес, чтобы дети активно участвовали, становились авторами идей – тем проектов в ДОУ.

Воспитатель включается в исследование только в том случае, если все это поэтапно продумано.

Темы проектной деятельности в детском саду по ФГОС

Творческая группа старших воспитателей семейных детских садов обобщили наработанный

материал и издали книгу «Организация проектной деятельности в детском саду», где вы сможете

найти великолепные проекты, готовые сценарии. Например, такие темы проектов в ДОУ: «Я и мое

настроение», «Расту здоровым в Стране здоровья», «Семейный театр», «Гость на порог – радость в

дом», «Ложка – царица стола», «Елочка-красавица» и т.д.

Любой проект в проектной деятельности в ДОУ дошкольников должен создаваться и планироваться

воспитателем заранее. Например, проект «Расту здоровым в Стране здоровья» – это

исследовательский творческий проект, по срокам он – долгосрочный. Цель проекта – обеспечение

детей необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий,

позволяющих укреплять свое здоровье, сохранять его. В ходе этого проекта проводились очень

интересные тематические дни: «Здоровое питание», «Гигиенические правила, которые ты должен

соблюдать», «Моя здоровая семья» (приглашались родители вместе с детьми и создавался целый

литературный праздник).

Рекомендуем педагогам образовательных организаций активно внедрять проектную деятельность

дошкольников в образовательную деятельность с детьми.

1.

СанПин 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв.

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26

2.

Лидия Свирская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики

дошкольного образования Новгородского института развития образования

3.

Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие

для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. (Работаем по

ФГОС дошкольного образования).

4.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов

дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015



В раздел образования