Автор: Койнова Галина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО "Троицкий Дом детского творчества"
Населённый пункт: п.Троицкий, Талицкого района, Свердловской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: литературно - музыкальная композиция "Войной украденное детство"
Раздел: дополнительное образование
ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
«ВОЙНОЙ УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО»
Цель: Воспитание патриотизма в подрастающих воспитанниках .
Задачи:
1. Прививать интерес к изучению истории родной страны, чтению книг.
2. Прививать чувство ответственности за наследие своих предков.
3. Развивать сценические навыки учащихся, умение декламировать стихи.
Звучит мажорная легкая мелодия. Место действия – детская площадка. Дети
играют в чехарду, скачут на скакалках, подбрасывают мяч.
1 девоч.: (выкапывая что-то из песка): Ребята, смотрите, что я нашла!
Все: Что это? Ого! Где ты это взяла?
1 девоч.: Да вот здесь. Честно. Мы ямку для сюрпризов копали, а тут тетрадь
старая.
2 девоч.: Написано Мемуары.
3 девоч:: Должно быть, кто-то когда-то ее сюда спрятал и забыл достать. А
давайте откроем?
Все: Давайте, конечно. Дайте мне почитать.
(Все разбирают пожелтевшие листы, вчитываются.)
4 девоч: Ребята, это воспоминания девочки, Милы Аниной, пережившей
блокаду Ленинграда.
.5 девоч: Ого! Да здесь же стихи. Слушайте!
Война обрушилась нежданно,
Все переполнила собой,
И все смешалось в этом мире,
И смерть носилась над землей.
6 девоч:
Нет, и детей война не пощадила,
И все невзгоды выдала сполна…
Я стала малолетнею старухой –
Все видела, все знала, все могла…
Голос Милы Аниной: Когда началась война, мне было неполных 7 лет.
(Музыка Б.Кукоба «Смута», музыка постепенно утихает)
(Все оборачиваются. На сцене за спинами ребят стоит Мила Анина (девочка 7
лет) в черной одежде с платком на голове. Играющие расступаются)
Мила: мы жили в Ленинграде с мамой, папой и маленьким братишкой. Когда
началась война, папа добровольцем ушел на фронт, а мы с мамой и Шуркой
остались в Ленинграде. Нам, детям, наравне со взрослыми, пришлось
пережить холод, голод, гибель родных, но мы держались и держались до
конца, пройдя через весь этот ужас.. Ужас, который взрослые назовут
страшным, черным словом - Блокада.
( Метроном)
(Мила выводит на сцену Шурика, усаживает рисовать за стол)
Шурик: Мила! А ты чего больше боишься - Гитлера или крыс? Я- крыс. Их
теперь стало так много..
Мила: Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Тогда нам всем,
Шурка, будет полный капут. Месяц без еды мы точно не продержимся!
Шурик: Не продержимся. Я вот все время есть хочу. Витька с третьего этажа
сказал, что его мама может варить студень из столярного клея. Жаль, что у
нас клея нет!
Мила: (ставит кружку на стол) Ты, Шурик, кипяточку попей, все меньше о
еде думать будешь!
Шурик: (пьет из кружки) Помнишь, Мила, я раньше молоко не любил с
пенкой? Эх, сейчас целую кастрюлю выпил бы!!!
(Входит мама в валенках, встряхивает платок от «снега», подходит к столу,
кладет на него сверток)
Мила: Мама пришла!!
Мама: (устало садится на стул) Как вы тут?
( Шурик подходит к ней с рисунком)
Шурик: Смотри, что я нарисовал!
Мама: (крутит рисунок) Ничего не пойму, сынок. Что это за черные
каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?
Шурик: (объясняет на рисунке) Черное -это война. А белое-это булка!.. Я
просто больше ни о чем другом думать не могу. А у тебя ничего нет поесть?
Случайно -при случайно?
Мама: Случайно – при случайно есть! Вот!
(разворачивает сверток - в нем две маленькие картофелины)
Мама: (гладит сына по голове) Ешьте детки - это вам подарок от зайчика.
( Шурик жадно накидывается на еду)
Мила: Какой зайчик, мама? Я уже не маленькая. Опять свой паек с фабрики
нам принесла?
Мама: Я ела, Мила, ела. Это вам.
Мила: (делит свою картофелину пополам) Тогда пополам, иначе есть не
буду! И не спорь со мной!
(едят молча картошку)
На передний план выходит девочка с фотоальбомом, начинает его листать. К
ней подходят остальные девочки. ( участники инсценировки уходят со
сцены)Читая стихи, передают альбом друг другу.
(Музыка «В парке Чаир», на ее фоне)
7 девоч:
Фотокарточки довоенные…
Папа, мама, братишка и я…
Вот я плачу, а тут с мороженым…
Вот мы с Зойкой держим кота.
1 девоч:
Я в матроске, с косою до пояса,
На качелях у коки в саду.
Здесь мы все на веранде обедаем…
В довоенном ушедшем раю…
2 девоч:
Вот в снегу я, катаюсь с горки…
Вот на даче…цветы…река…
Это – бабушки, это – дедушки,
Только все зачеркнула война…
3 девоч:
Это мама поет под гитару,
Здесь вот с братиком на руках…
Я в блокадной холодной комнате
Над альбомом сижу в слезах…
4 девоч:
Как недавно все это было…
Только все разорила война.
Довоенные фотокарточки,
Слабый отсвет былого тепла…
(Музыка Б.Кукоба «Смута»,девочки расходятся в стороны, музыка
постепенно утихает, на сцену выходит Мила)
Мила: С наступлением холодов дома стало очень холодно, очень голодно,
очень страшно и очень одиноко. Я плакала долго. Зашла соседка. Она ничего
не спросила, а только сказала что-то вроде: «Ничего, Бог терпел и нам велел».
Она всегда во всех случаях вспоминала Бога и часто молилась и мне
говорила, чтобы я тоже молилась своими словами.
(Выходит мама. Мила и ее мама встают на колени, пытаются молиться)
5 девоч:
Молилась мама, стоя на коленях,
Молилась без иконы и креста…
Просила чуда – сохранить от смерти
Меня – ее голодное дитя…
6 девоч:
И я стояла рядом на коленях…
Не зная слов, крестила молча лоб…
А по спине елозили мурашки,
И бил от холода и голода озноб…
7 девоч:
Но я ждала, что состоится чудо –
Христос появится из темного угла,
И сразу кончится и голод, и блокада,
И прекратится страшная война…
(Девочка закрывает лицо руками. К ней подходит Мила Анина, гладит по
голове. Мама уходит, девочки разворачивают обои с детскими рисунками)
Мила: Окно в комнате было занавешено светомаскировкой. Вставая утром, я
отгибала небольшой уголок, и в этой полутьме я пыталась рисовать. Бумаги
не было, и я разрисовала стены прямо по обоям.
Мила: (показывая на рисунки)
Я рисую на стене
Все, что в голову придет…
Это танк, а тут меня
Мама за руку ведет…
Здесь деревья…,там стрельба…
Это солнца круг с лучами.
Вот зеленая поляна
С разноцветными цветами.
Я продрогла…есть охота…
Дрожь в коленках и руках…
Разрисованные стены
Закружились вдруг в глазах…
(Мила опускается на колени, все дети подбегают к ней, помогают подняться)
1 девоч:
Я из блокады и войны,
Я знаю то, что знать не надо…
Я в ней жила, я помню все –
Какой была моя блокада.
2 девоч:
Неправда, что не помнят дети
Все тяготы блокадных лет…
Мы – Книга Памяти и Боли,
И детских маленьких побед…
Мила: Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. Помните!
Финальная песня «Не отнимайте солнца у детей», муз. Е.Лучников,
Е.Бондаренко, сл.В.Попков.