Напоминание

литературно - музыкальная композиция "Войной украденное детство"


Автор: Койнова Галина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО "Троицкий Дом детского творчества"
Населённый пункт: п.Троицкий, Талицкого района, Свердловской обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: литературно - музыкальная композиция "Войной украденное детство"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ЛИТЕРАТУРНО – МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«ВОЙНОЙ УКРАДЕННОЕ ДЕТСТВО»

Цель: Воспитание патриотизма в подрастающих воспитанниках .

Задачи:

1. Прививать интерес к изучению истории родной страны, чтению книг.

2. Прививать чувство ответственности за наследие своих предков.

3. Развивать сценические навыки учащихся, умение декламировать стихи.

Звучит мажорная легкая мелодия. Место действия – детская площадка. Дети

играют в чехарду, скачут на скакалках, подбрасывают мяч.

1 девоч.: (выкапывая что-то из песка): Ребята, смотрите, что я нашла!

Все: Что это? Ого! Где ты это взяла?

1 девоч.: Да вот здесь. Честно. Мы ямку для сюрпризов копали, а тут тетрадь

старая.

2 девоч.: Написано Мемуары.

3 девоч:: Должно быть, кто-то когда-то ее сюда спрятал и забыл достать. А

давайте откроем?

Все: Давайте, конечно. Дайте мне почитать.

(Все разбирают пожелтевшие листы, вчитываются.)

4 девоч: Ребята, это воспоминания девочки, Милы Аниной, пережившей

блокаду Ленинграда.

.5 девоч: Ого! Да здесь же стихи. Слушайте!

Война обрушилась нежданно,

Все переполнила собой,

И все смешалось в этом мире,

И смерть носилась над землей.

6 девоч:

Нет, и детей война не пощадила,

И все невзгоды выдала сполна…

Я стала малолетнею старухой –

Все видела, все знала, все могла…

Голос Милы Аниной: Когда началась война, мне было неполных 7 лет.

(Музыка Б.Кукоба «Смута», музыка постепенно утихает)

(Все оборачиваются. На сцене за спинами ребят стоит Мила Анина (девочка 7

лет) в черной одежде с платком на голове. Играющие расступаются)

Мила: мы жили в Ленинграде с мамой, папой и маленьким братишкой. Когда

началась война, папа добровольцем ушел на фронт, а мы с мамой и Шуркой

остались в Ленинграде. Нам, детям, наравне со взрослыми, пришлось

пережить холод, голод, гибель родных, но мы держались и держались до

конца, пройдя через весь этот ужас.. Ужас, который взрослые назовут

страшным, черным словом - Блокада.

( Метроном)

(Мила выводит на сцену Шурика, усаживает рисовать за стол)

Шурик: Мила! А ты чего больше боишься - Гитлера или крыс? Я- крыс. Их

теперь стало так много..

Мила: Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Тогда нам всем,

Шурка, будет полный капут. Месяц без еды мы точно не продержимся!

Шурик: Не продержимся. Я вот все время есть хочу. Витька с третьего этажа

сказал, что его мама может варить студень из столярного клея. Жаль, что у

нас клея нет!

Мила: (ставит кружку на стол) Ты, Шурик, кипяточку попей, все меньше о

еде думать будешь!

Шурик: (пьет из кружки) Помнишь, Мила, я раньше молоко не любил с

пенкой? Эх, сейчас целую кастрюлю выпил бы!!!

(Входит мама в валенках, встряхивает платок от «снега», подходит к столу,

кладет на него сверток)

Мила: Мама пришла!!

Мама: (устало садится на стул) Как вы тут?

( Шурик подходит к ней с рисунком)

Шурик: Смотри, что я нарисовал!

Мама: (крутит рисунок) Ничего не пойму, сынок. Что это за черные

каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?

Шурик: (объясняет на рисунке) Черное -это война. А белое-это булка!.. Я

просто больше ни о чем другом думать не могу. А у тебя ничего нет поесть?

Случайно -при случайно?

Мама: Случайно – при случайно есть! Вот!

(разворачивает сверток - в нем две маленькие картофелины)

Мама: (гладит сына по голове) Ешьте детки - это вам подарок от зайчика.

( Шурик жадно накидывается на еду)

Мила: Какой зайчик, мама? Я уже не маленькая. Опять свой паек с фабрики

нам принесла?

Мама: Я ела, Мила, ела. Это вам.

Мила: (делит свою картофелину пополам) Тогда пополам, иначе есть не

буду! И не спорь со мной!

(едят молча картошку)

На передний план выходит девочка с фотоальбомом, начинает его листать. К

ней подходят остальные девочки. ( участники инсценировки уходят со

сцены)Читая стихи, передают альбом друг другу.

(Музыка «В парке Чаир», на ее фоне)

7 девоч:

Фотокарточки довоенные…

Папа, мама, братишка и я…

Вот я плачу, а тут с мороженым…

Вот мы с Зойкой держим кота.

1 девоч:

Я в матроске, с косою до пояса,

На качелях у коки в саду.

Здесь мы все на веранде обедаем…

В довоенном ушедшем раю…

2 девоч:

Вот в снегу я, катаюсь с горки…

Вот на даче…цветы…река…

Это – бабушки, это – дедушки,

Только все зачеркнула война…

3 девоч:

Это мама поет под гитару,

Здесь вот с братиком на руках…

Я в блокадной холодной комнате

Над альбомом сижу в слезах…

4 девоч:

Как недавно все это было…

Только все разорила война.

Довоенные фотокарточки,

Слабый отсвет былого тепла…

(Музыка Б.Кукоба «Смута»,девочки расходятся в стороны, музыка

постепенно утихает, на сцену выходит Мила)

Мила: С наступлением холодов дома стало очень холодно, очень голодно,

очень страшно и очень одиноко. Я плакала долго. Зашла соседка. Она ничего

не спросила, а только сказала что-то вроде: «Ничего, Бог терпел и нам велел».

Она всегда во всех случаях вспоминала Бога и часто молилась и мне

говорила, чтобы я тоже молилась своими словами.

(Выходит мама. Мила и ее мама встают на колени, пытаются молиться)

5 девоч:

Молилась мама, стоя на коленях,

Молилась без иконы и креста…

Просила чуда – сохранить от смерти

Меня – ее голодное дитя…

6 девоч:

И я стояла рядом на коленях…

Не зная слов, крестила молча лоб…

А по спине елозили мурашки,

И бил от холода и голода озноб…

7 девоч:

Но я ждала, что состоится чудо –

Христос появится из темного угла,

И сразу кончится и голод, и блокада,

И прекратится страшная война…

(Девочка закрывает лицо руками. К ней подходит Мила Анина, гладит по

голове. Мама уходит, девочки разворачивают обои с детскими рисунками)

Мила: Окно в комнате было занавешено светомаскировкой. Вставая утром, я

отгибала небольшой уголок, и в этой полутьме я пыталась рисовать. Бумаги

не было, и я разрисовала стены прямо по обоям.

Мила: (показывая на рисунки)

Я рисую на стене

Все, что в голову придет…

Это танк, а тут меня

Мама за руку ведет…

Здесь деревья…,там стрельба…

Это солнца круг с лучами.

Вот зеленая поляна

С разноцветными цветами.

Я продрогла…есть охота…

Дрожь в коленках и руках…

Разрисованные стены

Закружились вдруг в глазах…

(Мила опускается на колени, все дети подбегают к ней, помогают подняться)

1 девоч:

Я из блокады и войны,

Я знаю то, что знать не надо…

Я в ней жила, я помню все –

Какой была моя блокада.

2 девоч:

Неправда, что не помнят дети

Все тяготы блокадных лет…

Мы – Книга Памяти и Боли,

И детских маленьких побед…

Мила: Говорят, что человек жив, пока о нем помнят. Помните!

Финальная песня «Не отнимайте солнца у детей», муз. Е.Лучников,

Е.Бондаренко, сл.В.Попков.



В раздел образования