Автор: Пономарев Александр Васильевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 211 им.Л.И.Сидоренко
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Физкультурная разминка как средство организации безопасного пространства школьников.
Раздел: начальное образование
Физкультурная разминка как средство организации безопасного пространства
школьников
Александр Васильевич Пономарев
РФ, город Новосибирск, муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа№211 имени Леонида
Ивановича Сидоренко
Аннотация :
Анализ травматизма в школе показал, что учащиеся начальной и средней
школы в 90% случаев получают травмы не на «травмоопасных» уроках, а на
переменах.
Традиционные
формы
организации
двигательной
активности
школьников между уроками детям не интересны. Как привлечь школьников к
организованной
и
безопасной
подвижности
на
переменах,
снизить
риск
возникновения
травмы
на
уроках
физической
культуры
и
пойдет
речь
в
предлагаемой статье.
Ключевые слова :
Безопасное пространство, предупреждение травм, разминка, конкурс.
Физкультурная или спортивная разминка в общепринятом понимании – есть
комплекс
общеразвивающих
упражнений,
выполняемых
в
начале
физкультурного
занятия
или
тренировки
с
целью
подготовки
организма
занимающегося к последующей физической нагрузке.
Грамотно
проведенная
разминка
снижает
риск
получения
травм
занимающимися.
И
тем
не
менее,
большинство
школьников
среднего
и
старшего
звена
с
неохотой
делают
разминку,
считая
ее
излишеством.
«Прививать любовь» к ОРУ можно в любом возрасте, но более органично это
внедрение проходит в начальной школе.
Проведенный
анализ
травматизма
в
школе
за
первое
полугодие
2017-
2018учебного года показал, что учащиеся начальной и средней школы в 90%
случаев получают травмы не на уроках физической культуры, а на переменах.
Организованным
играм
на
переменах
дети
предпочитают
беспорядочно
бегать,
шуметь,
толкаться,
то
есть
подвергать
опасности
и
себя
и
окружающих.
Как
заинтересовать
детей
в
организованной
безопасной
подвижности
на
переменах, каким образом замотивировать младших школьников и их шефов-
старшеклассников
на
контролируемую
физическую
активность
между
уроками, ну и как повысить значимость ОРУ на уроках физической культуры
и спортивных тренировках.
Решая эти вопросы, мной было предложено провести конкурс разминок в
рамках
предметной
недели
ФКиОБЖ
по
разработанному
положению.
Предложение было одобрено и конкурс был включен в план мероприятий
предметной
недели.
Открывала
неделю
общешкольная
разминка
под
руководством
инструктора.
Конкурс
разминок
проводился
среди
команд
вторых классов.
Достойное выступление предполагает серьезную подготовку. Руководствуясь
положением
и
опираясь
на
критерии
оценивания
выступления
команд,
младшие школьники под руководством классных руководителей, шефов и
инструкторов ФК разрабатывали комплексы, разучивали их под выбранную
фонограмму на переменах и представляли на конкурсе. В комплекс разминки
разрешалось
включать
общеразвивающие
упражнения
на
месте
и
в
движении, прыжковые упражнения, упражнения с предметами, перестроения,
выполняемые под музыкальное сопровождение. Длительность выступления
ограничивалась
тремя
минутами.
Конкурс
проходил
в
актовом
зале.
Разрешались
видеозаставки
с
проекцией
на
экран
и
световые
эффекты.
Открывал
конкурс
танец
с
элементами
ОРУ
в
исполнении
школьного
танцевального коллектива старшеклассников, они же закрывали мероприятие
после подведения итогов. Конкурс получился напряженным и зрелищным.
Победителям вручен переходящий кубок, что так же мотивирует и призеров и
аутсайдеров
соревнований
на
будущие
победы.
В
вступительном
и
заключительном
словах
подчеркивалась
значимость
разминки
как
неотъемлемой части спортивной тренировки или урока физической культуры.
Таким образом, учащиеся начальных классов на хорошем эмоциональном
фоне получают огромное количество информации, им прививается уважение
к предмету ФК и понимание важности комплексов в начале физкультурных
занятий,
они
учатся
заниматься
организованно
и
безопасно
для
себя
и
окружающих.
Скоро
лето.
Далеко
не
всем
воспитанникам
оздоровительных
лагерей
нравится утренняя зарядка. Теперь вы знаете что делать : объявите конкурс
зарядок, и дети к вам потянутся. Проверено – работает!