Автор: Боталова Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по тестопластике "Волшебное тесто"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11» г.Перми
Утверждено
приказом заведующего
__________М.Я.Несветаева
№ - ОД от
Программа дополнительного образования
«Волшебное тесто»
(художественно-эстетическое развитие
посредством тестопластики детей 3-4 лет)
Автор: воспитатель Боталова Ирина Евгеньевна
г.Пермь, 2018г.
1
Пояснительная записка
Все дети любят лепить. Им интересен сам процесс и результат.
С помо-
щью простого и доступного материала как соленое тесто можно сделать много
интересного: забавную фигурку, игрушку, украшение. Готовое изделие ребенку
интересно потрогать, повертеть, поиграть с ним, подарить и, конечно, похва-
статься: "Это я сделал сам!" Создавая оригинальное произведение, полезную
вещь собственными руками, украшая свое жилище, ребенок чувствует себя зна-
чимым в этом мире, вносит в него частичку своего "я".
Своими корнями лепка из теста уходит в далекое прошлое и тесно связа-
на с народными обычаями, праздниками, домашним укладом. Встречая весну,
обычно выпекали вылепленных из теста птичек. Когда на Руси вошло в обычай
празднование Нового года, люди стали дарить друг другу фигурки изготовлен-
ные из соленого теста. Их преподносили молодоженам, потому что они несли в
себе особый смысл - символизировали богатство и благополучие в семье. Ведь
хлеб и соль всегда присутствовали на любом столе. Отсюда и название таких
фигурок - "хлебосол".
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в
плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кру-
гозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жиз-
ни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художествен-
ный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное. Учит не
только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся
рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо толь-
ко помочь ребенку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает тру-
довые умения и навыки ребенка. Воспитывает такие качества, как самостоя-
тельность, целенаправленность в выполнении работы, умение довести работу
до конца. Наряду с развивающей, обучающей и коммуникативной функцией,
тестопластика решает релаксационную функцию - преобразует деструктивную
форму энергии в социально - адаптивную форму деятельности, снимает психо-
эмоциональное напряжение,
особенную ценность приобретает для развития
мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Работа с тестом - это своего
рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцирован-
ных движений, координации, тактильных ощущений.
Исследования отече-
ственных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художествен-
но - творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает
детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызы-
вает
радостное,
приподнятое
настроение,
повышает
самооценку,
чувство
удовлетворения. Во время занятий с тестом, дети работают за одним большим
столом, это объединяет, даёт возможность видеть результаты друг друга, об-
ращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуника-
тивную потребность детей в процессе творчества.
2
Такой материал, как соленое тесто, удивительно пластичный, нежный,
мягкий и не пачкает рук. При правильном замесе - не крошится, не трескается,
не имеет запаха, приятно на ощупь. Долго сохраняется при бережном обраще-
нии, а в случаях поломки изделия не образует острых углов. Тесто - это нату-
ральный и экологически чистый продукт. Он доступен каждому, дёшев и лёгок
в приготовлении и использовании. Детям работа с тестом доставляет наряду с
познавательными навыками массу удовольствий и радостных мгновений.
Цель:
-
Развитие творческих способностей, снятие эмоционального напряжения у
детей дошкольного возраста средствами тестопластики.
Работа по тестопластике построена с учётом возрастных особенностей:
Происходит знакомство с тестом, укрепление и развитие моторики, приоб-
ретение навыков и умений в практической, творческой деятельности, представ-
лений об окружающей действительности, взаимопомощи, повышение самоо-
ценки и приобщение родителей к тестопластике.
Задачи:
-
Познакомить детей с новым пластичным материалом - солёное тесто.
-
Развивать чувство формы и мелкую моторику.
-
Развивать конструктивное мышление и навыки в процессе лепки.
-
Развивать фантазию и воображение.
-
Воспитывать аккуратность, самостоятельность, уверенность, активность,
любознательность.
-
Развивать эмоциональную отзывчивость, желание взаимодействовать.
- Развивать мелкую моторику рук;
-
Приобщать родителей к технике тестопластики в условиях детско-роди-
тельского взаимодействия.
Принципы:
-
Принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, регулярно-
сти, планомерности воспитательно-образовательного процесса.
-
Принцип сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи,
которую перед ним, поставили и осознавать, каким образом он будет ре-
шать эту задачу.
-
Принцип поэтапности- от простого к сложному- важное условие при обу-
чении лепке.
-
Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчи-
тана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия,
-
и желания его сотворить.
-
Принцип доступности и
индивидуальности. Учитывает половые и воз-
растные различия, различные способности у детей одного возраста.
3
Методы и приемы обучения.
1.
Последовательное знакомство с различными видами лепки:
-
Конструктивный - при этом способе лепки образ создается из отдельных
частей.
-
Скульптурный (пластический) - изделие лепится из целого куска.
-
Комбинированный - этот способ объединяет два способа: конструктивный
и скульптурный
-
Рельефная лепка - поделки, изготовленные этим способом, представляют
собой объемное лепное изображение на плоскости.
-
Лепка по форме - иногда для лепки удобно использовать прочные готовые
формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и
пр.
-
Модульная лепка - этот способ напоминает составление объемной мозаики
или конструирование из одинаковых деталей. В зависимости от формы мо-
дуля различается несколько видов модульной лепки: из бесформенных ку-
сочков, из шариков, из валиков.
-
Лепка из колец - как правило, такая техника применяется для лепки посу-
ды.
2
Словесный метод:
-
Беседа, рассказ;
-
Объяснение, пояснение;
-
Вопросы;
-
Словесная инструкция
3
Наглядный метод:
-
Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, иг-
рушки, скульптурные изделия)
-
Показ, выполнение работы (частично, полностью);
Этапы реализации программы:
I
этап: ознакомительный:
Начинаем со знакомства с новым материалом - солёное тесто. Знакомим с
самыми доступными приёмами, которые необходимо знать каждому:
Учимся делить единый кусок на части . существует несколько способов:
-
откручивание;
-
отщипывание;
-
разрезание и надрезание стекой;
-
разрезание прочной нитью;
II этап: основной:
4
Учимся придавать форму:
-
формование
-
раскатать в ладонях или на столе;
-
сплющить;
-
вдавить;
-
вытянуть;
-
согнуть;
-
свернуть;
-
свить или сплести
Учимся соединять детали:
-
прижать;
-
примазать;
-
сгладить;
-
вдавить;
-
насадить на каркас;
-
положить на шов жгутик и разгладить;
-
сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать.
Учимся оформлять и декорировать изделие:
-
дополнение изделия мелкими деталями (налепами);
-
процарапывание различными инструментами;
-
оформление рельефом (оттиском);
-
дополнение образа различными элементами их других материалов (бисер,
пуговицы, семечки)
III этап: презентационный
-
выставки детских работ
-
выставки совместных работ детей и родителей
-
мастер-класс
-
изготовление сувениров для детей и взрослых.
Ресурсное обеспечение
Материально- техническое обеспечение:
-
магнитофон,
-
ноутбук
Инструменты и приспособления:
-
материал - солёное тесто,
-
стеки, пластмассовые лопатки;
-
штампики фабричного производства, формочки для теста или для игр с
песком, шаблоны.
-
кисточки разных размеров, стаканчики для воды, краски (акварельные, гу-
ашь)
-
салфетки бумажные, тканевые;
-
бумага белая, цветная, картон, клей ПВА,
5
-
скалка для раскатывания пластин,
-
ситечко, чесноковыжемалка, пластиковые досочки,
-
природный материал (семена, травы, крупы и другие),
-
бросовый материал (проволока, бусинки, пуговицы, зубочистки и другие)
Наглядный материал:
-
иллюстрации,
-
народные игрушки,
-
образцы изделий.
Примерная структура занятий
- Приветствие, пальчиковая игра;
-
Демонстрация изделия из теста, рассматривание, мотивация;
-
Уточнение приёмов лепки, лепка;
-
Индивидуальная помощь;
-
Положительный анализ детских работ;
-
Прощание.
К концу первого года обучения дети осваивают следующие элементы техни-
ки:
-
деление единого куска на части отщипыванием, отрыванием, откручивани-
ем, отрезанием стекой;
-
прикрепление, соединение кусков теста между собой прижиманием, вдав-
ливанием, примазыванием;
-
создание цилиндрической формы:
-
раскатывание в ладонях продольными движениями туда - обратно;
-
раскатывание кусочков теста кончиками двух пальцев (большим и указа-
тельным);
-
раскатывание куска теста одной ладонью на твёрдой поверхности прямы-
ми движениями;
-
преобразование формы цилиндра: свертывание в кольцо (бублик, баранка,
колёсико, обруч), скручивание в спираль (клубочки, улитка, цветок, змея),
сплющивание в ленту (листок, шарфик), раскатывание в конус (морковка,
колпачок), свивание в две - три колбаски (коса, растение),
-
создание шарообразной формы:
-
раскатывание кусочка теста круговыми движениями;
-
раскатывание кусочка теста одной ладонью на твёрдой поверхности;
-
раскатывание кусочка теста кончиками двух пальцев (глазки, носик);
-
преобразование формы шара: сплющивание между ладонями в диск (коле-
со, лепёшка), лёгкое вытягивание с обеих сторон и раскатывание в овоид и
элипс (воздушный
шарик,
дыня), оттягивание с одной стороны (груша,
матрёшка), раскатывание и по необходимости сгибание (банан, огурец),
6
сплющивание с одной стороны в полусферу (пряники, жуки), создание
углубления пальцами или карандашом (шляпка гриба, чашка, ваза)
-
объединение одинаковых, похожих и различных форм (бусы, заборчик; пи-
рамидка, неваляшка; грибок, птичка);
-
моделирование формы-основы разнообразными движениями: оттягивани-
ем, загибанием, скручиванием, сминанием, придавливанием, прищипыва-
нием и так далее, там, где нужно - сверху, по бокам, снизу;
-
скрепление деталей следующим образом: присоединение на нужном месте
(сверху, сбоку, снизу) и плотное прижимание; сглаживание пальцами или
салфеткой места соединения; вдавливание, насаживание на трубочку, па-
лочку;
-
использование стек, колпачков фломастеров, палочек, печаток для переда-
вания особенностей поверхности тех или иных образов (пёрышки, чешуи,
шёрстки);
-
дополнение вылепленных образов различными элементами из других ма-
териалов (бисер, пуговицы, семечки, крупа, цветная бумага и картон);
-
самостоятельно создают простой образ, дополняя его небольшими деталя-
ми (глазки, ушки, усики и т.д.)
-
называют форму, размер, соотносит величину деталей.
7
Перспективный план (для детей 3-4 лет)
сроки
Тема занятия
часы
материал
1 неделя
октября
"Тяп-ляп"
(знакомство с тестом)
15 мин
Соленое тесто
2 неделя
октября
"Колобок"
15 мин
Соленое тесто, цветная ткань,
салфетки матерчатые.
3 неделя
октября
"Яблочки на тарелочке"
15 мин
Соленое тесто красного, зелено-
го, желтого цвета, салфетки ма-
терчатые.
4неделя
октября
"Бублики-баранки"
15 мин
Соленое тесто, пластиковая вил-
ка, зубочистка.
1неделя
ноября
"Домик для зайчика"
15 мин
Тесто, картон синего цвета, вата,
силуэт зайчика, салфетки матер-
чатые.
2неделя
ноября
"Мышка- Норушка"
15 мин
Тесто серого цвета, бусинки, сте-
ки, салфетки матерчатые, игруш-
ка - мышка.
3неделя
ноября
"Ежик"
15 мин
Тесто серого цвета, бусинки, се-
мечки.
4 неделя
ноября
"Ути-ути!"
15 мин
Соленое тесто, бусинки, матерча-
тые салфетки, стеки, картинки
водоплавающих птиц.
1неделя
декабря
"Снежинка"
15 мин
Солёное тесто: синее и белое;
тесьма, стеки, матерчатые сал-
фетки
2 неделя
декабря
"Игрушки на елку"
15 мин
Цветное тесто, формочки, ниточ-
ки, матерчатые салфетки.
3 неделя
декабря
"Бусы на елку"
15 мин
Цветное тесто, тесьма, матерча-
тые салфетки.
4неделя
декабря
"Подсвечник"
15 мин
Цветное тесто, шаблон звездочки,
свечка, стеки, матерчатые салфет-
ки.
3неделя
января
"Весёлые ладошки"
15 мин
Цветное тесто, стеки, матерчатые
салфетки
4 неделя
января
"Рыбка"
15 мин
Солёное тесто, матерчатые сал-
фетки, чечевица, фломастеры,
стеки
1 неделя
февраля
"Весёлые игрушки"
15 мин
Цветное тесто, деревянная палоч-
ка, бусинки, матерчатые салфетки
2 неделя
февраля
"Вкусное угощение"
15 мин
Тесто, стеки, матерчатые салфет-
ки
8
3 неделя
февраля
"Кораблик"
15 мин
Картон , цветное тесто, цветная
бумага, зубочистки, чеснокодав-
ка, матерчатые салфетки,
4 неделя
февраля
"Подснежники для мамы"
15 мин
Тесто: синее, зелёное, зубо-
чистки, пенопласт, матерчатые
салфетки
1 неделя
марта
"Цыплёнок"
15 мин
Жёлтое тесто, бусинки, матерча-
тые салфетки, стеки
2 неделя
марта
"Солнышко - колоколныш-
ко"
15 мин
Цветное тесто, палочка дер., ма-
терчатые салфетки.
3 неделя
марта
"Птичка"
15 мин
Тесто, бусинки, стеки, матерча-
тые салфетки
4 неделя
марта
"Гусеница"
15 мин
Цветное тесто, зелёный картон,
стеки, матерчатые салфетки
1 неделя
апреля
"Птички в гнёздышках"
15 мин
Цветное тесто, бусинки, стеки,
матерчатые салфетки
2 неделя
апреля
"Цветик - семицветик"
15 мин
Цветное тесто, картон, стеки, ма-
терчатые салфетки
3 неделя
апреля
"Весёлые осьминожки"
15 мин
Цветное тесто, картон, матерча-
тые салфетки, стеки, фломастеры,
бусинки
4 неделя
апреля
"Вот какие пальчики"
15 мин
Цветное тесто, природный мате-
риал, стеки, матерчатые салфетки
1 неделя
мая
«Божья коровка»
15 мин
Цветное солёное тесто, чечевица,
зубочистки, матерчатые салфет-
ки, стеки
2 неделя
мая
«Кит»
15 мин
Цветное тесто, цветной картон,
стеки, матерчатые салфетки
3 неделя
мая
«Улитка»
15 мин
Цветное тесто, зубочистки, веточ-
ка, матерчатые салфетки, стека,
вода, кисточки
4 неделя
мая
«Всё умеем сами»
(мастер-класс для роди-
телей)
30 мин
Цветное тесто, салфетки, бусины,
стеки, дощечки, медиапроектор,
музыкальное сопровождение.
ДИАГНОСТИКА
9
Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетиче-
ского развития и развития изобразительной деятельности дошкольников.
Задачи диагностики: Изучить особенности развития изобразительного
творчества у дошкольников.
Диагностическая ситуация " Научи лепить!"
Цель - освоение дошкольниками изобразительной деятельности и про-
явления творчества.
Проводятся анализ процесса продуктивной деятельности у до-
школьников: выявление особенностей освоения компонентов изобразитель-
ной деятельности - от цели до результата, проявление творчества в процессе
выполнения работы детьми дошкольного возраста, а также анализ продукта
детской деятельности.
Стимульные материалы: соленое тесто разных цветов, стеки, пласт-
массовые лопатки; штампики, формочки для теста или для игр с песком, ша-
блоны, кисточки салфетки бумажные, тканевые, бумага белая, цветная, картон,
скалка для раскатывания пластин; природный материал (семена, травы, крупы и
другие); бросовый материал (проволока, бусинки, пуговицы, зубочистки и дру-
гие)
Условия диагностирования: для проведения диагностики можно огра-
ничиться лепкой по предложенной взрослым теме. Диагностика проводится в
сентябре, повторное проведение - в мае.
Используется игровая ситуация - оказание помощи игровому персона-
жу, который не умеет лепить. Материалы и инструменты находятся в поле зре-
ния ребёнка. Фиксируется самостоятельный выбор материала и организация
ребёнком рабочего места.
Инструкция: ребёнку предлагается научить игрового персонажа ле-
пить, рассказать, что для этого надо. Затем предлагается выполнить работу по
самостоятельно выбранной теме: "Ты любишь лепить? Что интересно лепить?
Вылепи, что хочется. Всё, что захочешь.
Способы обработки и анализа материалов. В процессе наблюдения
фиксируются: особенности принятия задания ребёнком, сформированность дея-
тельности (от цели до результата), особенности проведения в процессе выпол-
нения задания (сосредоточенность, организованность, аккуратность, умение ор-
ганизовать рабочее место, планировать деятельность), эмоциональные проявле-
ния, самостоятельность, активность, комментарии и другие показатели.
Литература
1.
Васина Н. Соленое тесто. М., 2010
10
2.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967
3.
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М., 1998
4.
Гусева И. Соленое тесто (лепка и роспись). СПб.,2005
5.
Давыдова Г. Н. Детский дизайн. М., 2006
6.
Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986
7.
Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. М., 2010
8.
Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие до-
школьников. М..1983
9.
Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. М.,2000
10.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2007
11.Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. М., 2010
12.Трофимова М.В. и др. И учеба, и игра: изобразительное искусство
Ярославль, 1997
11