Напоминание

Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по тестопластике "Волшебное тесто"


Автор: Боталова Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по тестопластике "Волшебное тесто"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11» г.Перми

Утверждено

приказом заведующего

__________М.Я.Несветаева

№ - ОД от

Программа дополнительного образования

«Волшебное тесто»

(художественно-эстетическое развитие

посредством тестопластики детей 3-4 лет)

Автор: воспитатель Боталова Ирина Евгеньевна

г.Пермь, 2018г.

1

Пояснительная записка

Все дети любят лепить. Им интересен сам процесс и результат.

С помо-

щью простого и доступного материала как соленое тесто можно сделать много

интересного: забавную фигурку, игрушку, украшение. Готовое изделие ребенку

интересно потрогать, повертеть, поиграть с ним, подарить и, конечно, похва-

статься: "Это я сделал сам!" Создавая оригинальное произведение, полезную

вещь собственными руками, украшая свое жилище, ребенок чувствует себя зна-

чимым в этом мире, вносит в него частичку своего "я".

Своими корнями лепка из теста уходит в далекое прошлое и тесно связа-

на с народными обычаями, праздниками, домашним укладом. Встречая весну,

обычно выпекали вылепленных из теста птичек. Когда на Руси вошло в обычай

празднование Нового года, люди стали дарить друг другу фигурки изготовлен-

ные из соленого теста. Их преподносили молодоженам, потому что они несли в

себе особый смысл - символизировали богатство и благополучие в семье. Ведь

хлеб и соль всегда присутствовали на любом столе. Отсюда и название таких

фигурок - "хлебосол".

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в

плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кру-

гозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жиз-

ни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают художествен-

ный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное. Учит не

только смотреть, но и видеть, ведь герои и сюжеты будущих работ находятся

рядом с нами, идут по улице, живут в книгах и кинофильмах. Необходимо толь-

ко помочь ребенку их отыскать. Лепка воспитывает усидчивость, развивает тру-

довые умения и навыки ребенка. Воспитывает такие качества, как самостоя-

тельность, целенаправленность в выполнении работы, умение довести работу

до конца. Наряду с развивающей, обучающей и коммуникативной функцией,

тестопластика решает релаксационную функцию - преобразует деструктивную

форму энергии в социально - адаптивную форму деятельности, снимает психо-

эмоциональное напряжение,

особенную ценность приобретает для развития

мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Работа с тестом - это своего

рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцирован-

ных движений, координации, тактильных ощущений.

Исследования отече-

ственных и зарубежных специалистов свидетельствуют о том, что художествен-

но - творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает

детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызы-

вает

радостное,

приподнятое

настроение,

повышает

самооценку,

чувство

удовлетворения. Во время занятий с тестом, дети работают за одним большим

столом, это объединяет, даёт возможность видеть результаты друг друга, об-

ращаться друг к другу за советом, помощью, то есть реализовать коммуника-

тивную потребность детей в процессе творчества.

2

Такой материал, как соленое тесто, удивительно пластичный, нежный,

мягкий и не пачкает рук. При правильном замесе - не крошится, не трескается,

не имеет запаха, приятно на ощупь. Долго сохраняется при бережном обраще-

нии, а в случаях поломки изделия не образует острых углов. Тесто - это нату-

ральный и экологически чистый продукт. Он доступен каждому, дёшев и лёгок

в приготовлении и использовании. Детям работа с тестом доставляет наряду с

познавательными навыками массу удовольствий и радостных мгновений.

Цель:

-

Развитие творческих способностей, снятие эмоционального напряжения у

детей дошкольного возраста средствами тестопластики.

Работа по тестопластике построена с учётом возрастных особенностей:

Происходит знакомство с тестом, укрепление и развитие моторики, приоб-

ретение навыков и умений в практической, творческой деятельности, представ-

лений об окружающей действительности, взаимопомощи, повышение самоо-

ценки и приобщение родителей к тестопластике.

Задачи:

-

Познакомить детей с новым пластичным материалом - солёное тесто.

-

Развивать чувство формы и мелкую моторику.

-

Развивать конструктивное мышление и навыки в процессе лепки.

-

Развивать фантазию и воображение.

-

Воспитывать аккуратность, самостоятельность, уверенность, активность,

любознательность.

-

Развивать эмоциональную отзывчивость, желание взаимодействовать.

- Развивать мелкую моторику рук;

-

Приобщать родителей к технике тестопластики в условиях детско-роди-

тельского взаимодействия.

Принципы:

-

Принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, регулярно-

сти, планомерности воспитательно-образовательного процесса.

-

Принцип сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи,

которую перед ним, поставили и осознавать, каким образом он будет ре-

шать эту задачу.

-

Принцип поэтапности- от простого к сложному- важное условие при обу-

чении лепке.

-

Принцип наглядности. Непосредственная зрительная наглядность рассчи-

тана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия,

-

и желания его сотворить.

-

Принцип доступности и

индивидуальности. Учитывает половые и воз-

растные различия, различные способности у детей одного возраста.

3

Методы и приемы обучения.

1.

Последовательное знакомство с различными видами лепки:

-

Конструктивный - при этом способе лепки образ создается из отдельных

частей.

-

Скульптурный (пластический) - изделие лепится из целого куска.

-

Комбинированный - этот способ объединяет два способа: конструктивный

и скульптурный

-

Рельефная лепка - поделки, изготовленные этим способом, представляют

собой объемное лепное изображение на плоскости.

-

Лепка по форме - иногда для лепки удобно использовать прочные готовые

формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и

пр.

-

Модульная лепка - этот способ напоминает составление объемной мозаики

или конструирование из одинаковых деталей. В зависимости от формы мо-

дуля различается несколько видов модульной лепки: из бесформенных ку-

сочков, из шариков, из валиков.

-

Лепка из колец - как правило, такая техника применяется для лепки посу-

ды.

2

Словесный метод:

-

Беседа, рассказ;

-

Объяснение, пояснение;

-

Вопросы;

-

Словесная инструкция

3

Наглядный метод:

-

Рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, иг-

рушки, скульптурные изделия)

-

Показ, выполнение работы (частично, полностью);

Этапы реализации программы:

I

этап: ознакомительный:

Начинаем со знакомства с новым материалом - солёное тесто. Знакомим с

самыми доступными приёмами, которые необходимо знать каждому:

Учимся делить единый кусок на части . существует несколько способов:

-

откручивание;

-

отщипывание;

-

разрезание и надрезание стекой;

-

разрезание прочной нитью;

II этап: основной:

4

Учимся придавать форму:

-

формование

-

раскатать в ладонях или на столе;

-

сплющить;

-

вдавить;

-

вытянуть;

-

согнуть;

-

свернуть;

-

свить или сплести

Учимся соединять детали:

-

прижать;

-

примазать;

-

сгладить;

-

вдавить;

-

насадить на каркас;

-

положить на шов жгутик и разгладить;

-

сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать.

Учимся оформлять и декорировать изделие:

-

дополнение изделия мелкими деталями (налепами);

-

процарапывание различными инструментами;

-

оформление рельефом (оттиском);

-

дополнение образа различными элементами их других материалов (бисер,

пуговицы, семечки)

III этап: презентационный

-

выставки детских работ

-

выставки совместных работ детей и родителей

-

мастер-класс

-

изготовление сувениров для детей и взрослых.

Ресурсное обеспечение

Материально- техническое обеспечение:

-

магнитофон,

-

ноутбук

Инструменты и приспособления:

-

материал - солёное тесто,

-

стеки, пластмассовые лопатки;

-

штампики фабричного производства, формочки для теста или для игр с

песком, шаблоны.

-

кисточки разных размеров, стаканчики для воды, краски (акварельные, гу-

ашь)

-

салфетки бумажные, тканевые;

-

бумага белая, цветная, картон, клей ПВА,

5

-

скалка для раскатывания пластин,

-

ситечко, чесноковыжемалка, пластиковые досочки,

-

природный материал (семена, травы, крупы и другие),

-

бросовый материал (проволока, бусинки, пуговицы, зубочистки и другие)

Наглядный материал:

-

иллюстрации,

-

народные игрушки,

-

образцы изделий.

Примерная структура занятий

- Приветствие, пальчиковая игра;

-

Демонстрация изделия из теста, рассматривание, мотивация;

-

Уточнение приёмов лепки, лепка;

-

Индивидуальная помощь;

-

Положительный анализ детских работ;

-

Прощание.

К концу первого года обучения дети осваивают следующие элементы техни-

ки:

-

деление единого куска на части отщипыванием, отрыванием, откручивани-

ем, отрезанием стекой;

-

прикрепление, соединение кусков теста между собой прижиманием, вдав-

ливанием, примазыванием;

-

создание цилиндрической формы:

-

раскатывание в ладонях продольными движениями туда - обратно;

-

раскатывание кусочков теста кончиками двух пальцев (большим и указа-

тельным);

-

раскатывание куска теста одной ладонью на твёрдой поверхности прямы-

ми движениями;

-

преобразование формы цилиндра: свертывание в кольцо (бублик, баранка,

колёсико, обруч), скручивание в спираль (клубочки, улитка, цветок, змея),

сплющивание в ленту (листок, шарфик), раскатывание в конус (морковка,

колпачок), свивание в две - три колбаски (коса, растение),

-

создание шарообразной формы:

-

раскатывание кусочка теста круговыми движениями;

-

раскатывание кусочка теста одной ладонью на твёрдой поверхности;

-

раскатывание кусочка теста кончиками двух пальцев (глазки, носик);

-

преобразование формы шара: сплющивание между ладонями в диск (коле-

со, лепёшка), лёгкое вытягивание с обеих сторон и раскатывание в овоид и

элипс (воздушный

шарик,

дыня), оттягивание с одной стороны (груша,

матрёшка), раскатывание и по необходимости сгибание (банан, огурец),

6

сплющивание с одной стороны в полусферу (пряники, жуки), создание

углубления пальцами или карандашом (шляпка гриба, чашка, ваза)

-

объединение одинаковых, похожих и различных форм (бусы, заборчик; пи-

рамидка, неваляшка; грибок, птичка);

-

моделирование формы-основы разнообразными движениями: оттягивани-

ем, загибанием, скручиванием, сминанием, придавливанием, прищипыва-

нием и так далее, там, где нужно - сверху, по бокам, снизу;

-

скрепление деталей следующим образом: присоединение на нужном месте

(сверху, сбоку, снизу) и плотное прижимание; сглаживание пальцами или

салфеткой места соединения; вдавливание, насаживание на трубочку, па-

лочку;

-

использование стек, колпачков фломастеров, палочек, печаток для переда-

вания особенностей поверхности тех или иных образов (пёрышки, чешуи,

шёрстки);

-

дополнение вылепленных образов различными элементами из других ма-

териалов (бисер, пуговицы, семечки, крупа, цветная бумага и картон);

-

самостоятельно создают простой образ, дополняя его небольшими деталя-

ми (глазки, ушки, усики и т.д.)

-

называют форму, размер, соотносит величину деталей.

7

Перспективный план (для детей 3-4 лет)

сроки

Тема занятия

часы

материал

1 неделя

октября

"Тяп-ляп"

(знакомство с тестом)

15 мин

Соленое тесто

2 неделя

октября

"Колобок"

15 мин

Соленое тесто, цветная ткань,

салфетки матерчатые.

3 неделя

октября

"Яблочки на тарелочке"

15 мин

Соленое тесто красного, зелено-

го, желтого цвета, салфетки ма-

терчатые.

4неделя

октября

"Бублики-баранки"

15 мин

Соленое тесто, пластиковая вил-

ка, зубочистка.

1неделя

ноября

"Домик для зайчика"

15 мин

Тесто, картон синего цвета, вата,

силуэт зайчика, салфетки матер-

чатые.

2неделя

ноября

"Мышка- Норушка"

15 мин

Тесто серого цвета, бусинки, сте-

ки, салфетки матерчатые, игруш-

ка - мышка.

3неделя

ноября

"Ежик"

15 мин

Тесто серого цвета, бусинки, се-

мечки.

4 неделя

ноября

"Ути-ути!"

15 мин

Соленое тесто, бусинки, матерча-

тые салфетки, стеки, картинки

водоплавающих птиц.

1неделя

декабря

"Снежинка"

15 мин

Солёное тесто: синее и белое;

тесьма, стеки, матерчатые сал-

фетки

2 неделя

декабря

"Игрушки на елку"

15 мин

Цветное тесто, формочки, ниточ-

ки, матерчатые салфетки.

3 неделя

декабря

"Бусы на елку"

15 мин

Цветное тесто, тесьма, матерча-

тые салфетки.

4неделя

декабря

"Подсвечник"

15 мин

Цветное тесто, шаблон звездочки,

свечка, стеки, матерчатые салфет-

ки.

3неделя

января

"Весёлые ладошки"

15 мин

Цветное тесто, стеки, матерчатые

салфетки

4 неделя

января

"Рыбка"

15 мин

Солёное тесто, матерчатые сал-

фетки, чечевица, фломастеры,

стеки

1 неделя

февраля

"Весёлые игрушки"

15 мин

Цветное тесто, деревянная палоч-

ка, бусинки, матерчатые салфетки

2 неделя

февраля

"Вкусное угощение"

15 мин

Тесто, стеки, матерчатые салфет-

ки

8

3 неделя

февраля

"Кораблик"

15 мин

Картон , цветное тесто, цветная

бумага, зубочистки, чеснокодав-

ка, матерчатые салфетки,

4 неделя

февраля

"Подснежники для мамы"

15 мин

Тесто: синее, зелёное, зубо-

чистки, пенопласт, матерчатые

салфетки

1 неделя

марта

"Цыплёнок"

15 мин

Жёлтое тесто, бусинки, матерча-

тые салфетки, стеки

2 неделя

марта

"Солнышко - колоколныш-

ко"

15 мин

Цветное тесто, палочка дер., ма-

терчатые салфетки.

3 неделя

марта

"Птичка"

15 мин

Тесто, бусинки, стеки, матерча-

тые салфетки

4 неделя

марта

"Гусеница"

15 мин

Цветное тесто, зелёный картон,

стеки, матерчатые салфетки

1 неделя

апреля

"Птички в гнёздышках"

15 мин

Цветное тесто, бусинки, стеки,

матерчатые салфетки

2 неделя

апреля

"Цветик - семицветик"

15 мин

Цветное тесто, картон, стеки, ма-

терчатые салфетки

3 неделя

апреля

"Весёлые осьминожки"

15 мин

Цветное тесто, картон, матерча-

тые салфетки, стеки, фломастеры,

бусинки

4 неделя

апреля

"Вот какие пальчики"

15 мин

Цветное тесто, природный мате-

риал, стеки, матерчатые салфетки

1 неделя

мая

«Божья коровка»

15 мин

Цветное солёное тесто, чечевица,

зубочистки, матерчатые салфет-

ки, стеки

2 неделя

мая

«Кит»

15 мин

Цветное тесто, цветной картон,

стеки, матерчатые салфетки

3 неделя

мая

«Улитка»

15 мин

Цветное тесто, зубочистки, веточ-

ка, матерчатые салфетки, стека,

вода, кисточки

4 неделя

мая

«Всё умеем сами»

(мастер-класс для роди-

телей)

30 мин

Цветное тесто, салфетки, бусины,

стеки, дощечки, медиапроектор,

музыкальное сопровождение.

ДИАГНОСТИКА

9

Цель диагностики: выявление особенностей художественно-эстетиче-

ского развития и развития изобразительной деятельности дошкольников.

Задачи диагностики: Изучить особенности развития изобразительного

творчества у дошкольников.

Диагностическая ситуация " Научи лепить!"

Цель - освоение дошкольниками изобразительной деятельности и про-

явления творчества.

Проводятся анализ процесса продуктивной деятельности у до-

школьников: выявление особенностей освоения компонентов изобразитель-

ной деятельности - от цели до результата, проявление творчества в процессе

выполнения работы детьми дошкольного возраста, а также анализ продукта

детской деятельности.

Стимульные материалы: соленое тесто разных цветов, стеки, пласт-

массовые лопатки; штампики, формочки для теста или для игр с песком, ша-

блоны, кисточки салфетки бумажные, тканевые, бумага белая, цветная, картон,

скалка для раскатывания пластин; природный материал (семена, травы, крупы и

другие); бросовый материал (проволока, бусинки, пуговицы, зубочистки и дру-

гие)

Условия диагностирования: для проведения диагностики можно огра-

ничиться лепкой по предложенной взрослым теме. Диагностика проводится в

сентябре, повторное проведение - в мае.

Используется игровая ситуация - оказание помощи игровому персона-

жу, который не умеет лепить. Материалы и инструменты находятся в поле зре-

ния ребёнка. Фиксируется самостоятельный выбор материала и организация

ребёнком рабочего места.

Инструкция: ребёнку предлагается научить игрового персонажа ле-

пить, рассказать, что для этого надо. Затем предлагается выполнить работу по

самостоятельно выбранной теме: "Ты любишь лепить? Что интересно лепить?

Вылепи, что хочется. Всё, что захочешь.

Способы обработки и анализа материалов. В процессе наблюдения

фиксируются: особенности принятия задания ребёнком, сформированность дея-

тельности (от цели до результата), особенности проведения в процессе выпол-

нения задания (сосредоточенность, организованность, аккуратность, умение ор-

ганизовать рабочее место, планировать деятельность), эмоциональные проявле-

ния, самостоятельность, активность, комментарии и другие показатели.

Литература

1.

Васина Н. Соленое тесто. М., 2010

10

2.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967

3.

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М., 1998

4.

Гусева И. Соленое тесто (лепка и роспись). СПб.,2005

5.

Давыдова Г. Н. Детский дизайн. М., 2006

6.

Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986

7.

Зимина Н.В. Шедевры из соленого теста. М., 2010

8.

Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие до-

школьников. М..1983

9.

Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. М.,2000

10.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2007

11.Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. М., 2010

12.Трофимова М.В. и др. И учеба, и игра: изобразительное искусство

Ярославль, 1997

11



В раздел образования