Автор: Низамова Лилия Якубовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №11"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека "Пальчиковые игры для развития речи детей 3–4 лет"
Раздел: дошкольное образование
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная
с большого. По окончании покрутить
кулачком.
-----------------------------------
ПРЯТКИ
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы.
Усложнение: поочередное сгибание
пальчика на обеих руках.
------------------------------------
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
На первую строчку показать большие
пальцы на обеих руках. Затем
поочередно соединять их с остальными
пальцами.
---------------------------------------
УЛЕЙ
Вот маленький улей, где пчелы
спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззз!
Пальцы сжать в кулак, затем
отгибать их по одному. На последнюю
строчку резко поднять руки вверх с
растопыренными пальчиками - пчелы
улетели.
---------------------------------------
ЧЕРЕПАХА
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает
голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно.
Руки сжаты в кулаки, большие пальцы
внутри. Затем показать большие пальцы
и спрятать их обратно.
-----------------------------------------
КАПУСТКА
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку солим, солим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капустку жмём, жмём.
Движения прямыми ладонями вверх-вниз,
поочередное поглаживание подушечек
пальцев, потирать кулачок о кулачек.
Сжимать и разжимать кулачки.
----------------------------------------
ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Ритмично сжимать и разжимать
кулачки. На счет - поочередно загибать
пальчики на обеих руках.
----------------------------------
ПОВСТРЕЧАЛИСЬ
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу!",
Два щенка: "Ав-ав!",
Два жеребенка: Иго-го!",
Два тигренка: "Ррр!"
Два быка: "Муу!".
Смотри, какие рога.
На каждую строчку соединять
поочередно пальцы правой и левой рук,
начиная с мизинца. На последнюю
строчку показать рога, вытянув
указательные пальцы и мизинцы.
----------------------------------------
ЛОДОЧКА
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые строчки две ладони соединить лодочкой и
выполнять волнообразные движения руками. На слова
"паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони
вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
ГОСТИ
Русская игра
Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки
плотно прижаты к пальцам правой руки.
- Мама, мама!
Мизинцы четыре раза
постукивают друг о друга.
- Что, что, что?
Три раза постукивают друг о
друга указательные пальцы.
- Гости едут!
Постукивают мизинцы.
- Ну и что?
Постукивают указательные пальцы.
- Здрасьте, здрастье!
Средний и безымянный
пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами
другой руки, обходя их то справа, то слева.
- Чмок, чмок, чмок!
Средний и безымянный
пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки
РЫБКИ
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Имитировать руками движения рыбок
в соответствии с текстом.
С ДОБРЫМ УТРОМ!
С добрым утром, глазки!
Указательными
пальцами поглаживать глаза
Вы проснулись?
Сделать из пальцев "бинокль"
посмотреть в него
С добрым утром, ушки!
Ладонями
поглаживать уши
Вы проснулись?
Приложить ладони к ушам
"Чебурашка"
С добрым утром, ручки!
Поглаживать то
одну, то другую ручки
Вы проснулись?
Хлопки в ладоши
С добрым утром, ножки!
Поглаживание
коленок
Вы проснулись?
Потопать ногами
С добрым утром, солнце!
Я проснулся!
Поднять руки вверх, посмотреть на солнце
ДРУЖБА
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Соединить пальчики обеих рук, начиная с
большого. Затем соединять, начиная с
мизинца.
--------------------------------------------------------------------------
ЛАДУШКИ ЛАДОШКИ
Мыли мылом ручки. Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Наварили кашки Помешали ложкой.
Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Строили ладошки Домик для матрешки.
Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Курочке Пеструшке Накрошили крошек.
Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Хлопали ладошки Танцевали ножки.
Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Прилегли ладошки Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки, Ладушки ладошки!
Движения выполняются в соответствии с текстом, как
подскажет фантазия.
МАЛАНЬЯ
У Маланьи у старушки
Хлопки в ладоши, то
правая, то левая рука сверху.
Жили в маленькой Избушке
Сложить руки
углом, показать избушку.
Семь сыновей,
Показать семь пальцев
Все без бровей,
Очертить брови пальцами.
Вот с такими ушами,
Растопыренные ладони
поднести к ушам.
Вот с такими носами
Показать длинный нос двумя
растопыренными пальцами.
Вот с такими усами,
Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.
Вот с такой головой,
Очертить большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой!
Показать руками большую окладистую бороду
Они не пили, не ели,
Одной рукой поднести ко рту
"чашку", другой - "ложку".
На Маланью все глядели
Держа руки у глаз
похлопать пальцами, как ресницами.
И все делали вот так.
Дети показывают загаданные действия
-------------------------------------------------