Автор: Ким Елена Сергеевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ 2 г.Никольское"
Населённый пункт: Никольское
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
(из опыта работы)
Сегодня
особенно
важна
и
актуальна
проблема
сохранения
и
укрепления
здоровья школьников. По данным НИИ педиатрии лишь около 12 % учащихся
школ
практически
здоровы.
Наблюдается
чрезвычайно
высокая
распространенность
нарушения
осанки,
близорукость,
невротические
расстройства,
склонность
к
частым
простудным
заболеваниям.
Все
это
указывает на необходимость ориентации системы образования на сбережение и
укрепление здоровья школьников, формирование у них установки на здоровый
образ
жизни,
выбор
таких
технологий
преподавания,
которые
были
бы
адекватны возрасту учеников, устраняли бы перегрузки в учебном процессе и
позволяли
добиться
положительных
результатов
в
сохранении
здоровья
школьников.
Актуальность здоровьесбережения отражена в образовательных документах:
Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в России,
Концепция
непрерывного
образования,
Федеральный
государственный
образовательный стандарт основного общего образования.
В течение многих лет на своих уроках я использую здоровьесберегающие
технологии, которые помогают школьникам легко усвоить материал без ущерба
для их здоровья и ощутить удовольствие и эмоциональный комфорт от самого
процесса
получения
знаний.
В
своей
работе
я
использую
смену
видов
деятельности,
дыхательную
гимнастику,
физкультминутки,
игровые,
динамические и музыкальные паузы, зрительную гимнастику, релаксацию и
эмоциональную рефлексию.
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
имеет
первостепенное
значение.
Иностранный
язык
–
один
из
наиболее
трудных
и
серьезных
предметов
в
школе.
С
первых
уроков
дети
учатся
общаться на английском языке. Им приходится много запоминать, говорить,
писать, читать, слушать и анализировать информацию. Интенсивные занятия
требуют от школьников концентрации внимания и напряжения сил, именно
поэтому основная задача на уроке – создание атмосферы сотрудничества и
взаимоуважения. Чем комфортнее чувствуют себя дети в процессе обучения,
тем выше уровень их успеваемости. Отсутствие напряжения положительно
сказывается
на
психологическом
состоянии
ребенка,
а
доброжелательное,
терпеливое и тактичное отношение учителя помогает усвоить разнообразный
материал.
Чтобы
достигнуть
высокой
эффективности
урока,
я
всегда
учитываю
физиологические
и
психологические,
возрастные
и
индивидуальные
особенности
детей,
осуществляю
дифференцированный
подход
к
детям
с
разными
возможностями
и
предусматриваю
такие
виды
работы,
которые
снимали бы усталость, чувство страха, боязни и создавали положительный
эмоциональный настрой.
Урок начинаю с фонетической зарядки – это этап урока, который позволяет
переключиться
на
иностранный
язык,
ввести
учеников
в
атмосферу
иноязычного
общения
и
во
многом
определяет
успех
всего
урока.
В
фонетическую
зарядку
включаю
несколько
различных
упражнений
дыхательной гимнастики. Дыхательная гимнастика способствует насыщению
кислородом каждой клеточки организма; повышает возбудимость коры больших
полушарий головного мозга, стимулирует работу сердца и нервной системы;
дополняет
любое
лечение
(медикаментозное,
гом е о п ат и ч е с ко е ,
физиотерапевтическое); развивает ещё не совершенную дыхательную систему
ребёнка
и
укрепляет
защитные
силы
организма.
Дыхательные
упражнения
просто
необходимы
детям,
довольно
часто
болеющим
простудными
заболеваниями.
Каждое занятие включает несколько различных упражнений.
- Упражнение «Шарик». Предлагаю детям представить, что они воздушные
шарики. «You
are
balloons». На счет 1, 2, 3, 4 дети делают 4 глубоких вздоха
«Breath
in!» и задерживают дыхание. Затем на счет 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 медленно
выдыхают «Breathout».
- Отрабатывая английский звук [w], предлагаю детям подуть на воображаемое
пламя свечи, губы детей должны быть округлены и слегка выдвинуты вперед.
Далее
этот
звук
отрабатывается
при
произношении
следующих
слов: we, well, wet, will, wind,window, why, what, white
и т.д.
-
Отрабатывая
английский
звук
[h],
предлагаю
детям
глубоко
и
медленно
вдохнуть через нос и выдохнуть, отогревая замерзшие руки. Далее этот звук
о т р а б а т ы в а е т с я
п р и
п р о и з н о ш е н и и
с л е д у ю щ и х
слов: hi, he, his, hello, how, who, horse, whose, hen, herи т.д.
Формы фонетической зарядки разнообразны: хоровое повторение выученных
ранее
речевых
образцов,
разучивание
пословиц,
поговорок,
скороговорок,
стихотворений. Иногда фонетическую зарядку с детьми младшего школьного
возраста провожу в форме игры:
- какая группа или ряд вспомнит и запишет больше слов рифмующихся со
словом cat(rat, hat, bat, fat);
-
кто
быстрее
назовет
слово
с
долгим
звуком,
чтобы
оно
рифмовалось,
например:spot
–
sport, live
–
leave, slip
–
sleep, ship
–
sheep;
- кто быстрее закончит стихотворную строчку:
1. Watch that dog! 2. The ground is white,
He runs for a … (frog). All day and all … (night).
Такие
игры
развивают
интонационный
и
фонематический
слух
детей,
их
творческие
способности,
воспитывают
эмоциональное
отношение
к
слову,
необходимое для овладения английским языком.
Использование «разминки» побуждает учащихся к общению, плавно подводит
к новой теме, название которой и цели урока формулируют сами учащиеся с
моей помощью.
Детям
всегда
интересно
узнать,
о
чем
сегодняшний
урок.
Я
использую
лексическую игру «Как называется наша тема» и предлагаю ученикам самим
расшифровать тему урока, в словах которой каждая буква закодирована цифрой,
соответствующей порядковому номеру буквы в алфавите: А – 1, В – 2, С – 3 и
т.д.
Например: 5, 4, 21, 3, 1, 20, 9, 15, 14 (Education).
Овладение новыми знаниями требует большого умственного и физического
напряжения.
Чтобы
уменьшить
негативное
влияние
учебной
нагрузки,
необходима
смена
видов
деятельности.
По
этой
причине
я
считаю
целесообразным
проведение
на
каждом
уроке
физкультминуток
для
предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности,
профилактики нарушения осанки.
На
начальном
этапе
я
провожу
музыкальную
зарядку
с
использование
различного вида движений, песен, танцев. Например:
T. Stand
up! (Звучит
песенка.)
Hands up, hands down, Clap, clap, clap your hands.
Hands on hips, sit down. Clap your hands together. (2 times)
Hands up, to the sides. Stamp, stamp, stamp your feet
Bend left, bend right. Stamp your feet together. (2 times)
One, two, three, hop,
One, two, three, stop!
Stand still!
Музыкальные паузы во время учебного процесса играют важную роль, так как
это
хороший
вид
релаксации.
Дети
любят
участвовать
в
игре-пантомиме
«Изобрази животное». Звучит негромкая веселая английская песенка. Учитель
называет по-английски животное (a
cat, a
mouse, a
bear, a
monkey, a
hare), а дети
должны угадать животное и изобразить его. Они с удовольствием выполняют
к о м а н д ы ,
а с с о ц и и р у я
и х
с
д е й с т в и я м и
животных: fly
like
a
bird, jump
like
a
frog, run
like
a
dog, swim
like
afish, skip
like
a
m
onkey, walk
like
a
bear.
Эта
игра
позволяет
детям
снять
психологический
дискомфорт, расслабиться эмоционально и физически.
Возрастные
особенности
детей
младших
классов
требуют
большой
двигательной
активности,
поэтому
здесь
я
использую
танцевальные
и
музыкальные
физкультминутки.
Основная
задача
таких
пауз
–
смена
деятельности, повышение эмоционального состояния детей, а также развитие
координации движений.
Постепенно
словарный
запас
учащихся
расширяется
и
физкультминутки
становятся
более
сложными.
Например,
изучая
тему
«Части
тела»,
ребята
выполняют разминку под следующее стихотворение:
Hands on your hips, hands on your knees,
Put them behind you if you please.
Touch your shoulders, touch your nose,
Touch your ears, touch your toes.
Raise your hands high up in the air,
To the sides, on your hair.
Raise your hands as before,
While we clap – one, two, three, four.
Разнообразные стихи и рифмовки для физкультминуток поддерживают интерес
учащихся
к
этому
виду
деятельно сти.
Дети
становятся
б ол е е
дисциплинированными, собранными и организованными, сохраняя высокую
работоспособность на протяжении всего урока.
Я так же использую игры для снятия напряжения, монотонности, при отработке
языкового материала, при активизации речевой деятельности. Например, игра в
мяч имеет несколько вариантов:
- учитель называет слово по-английски и бросает мяч ученику. Поймавший мяч
имеет право перевода;
- учащийся выходит к доске и, отбивая мяч от пола, называет 5 англоговорящих
стран (видов спорта, частей тела, продуктов питания);
- игра в мяч помогает автоматизации употребления форм глагола в устной речи.
Образуется
две
команды.
Представитель
первой
команды
придумывает
предложение
с
изученным
глаголом.
Он
бросает
мяч
партнеру
из
второй
команды и называет предложение, пропуская глагол. Поймавший мяч повторяет
предложение, вставляя правильную форму глагола, бросает мяч партнеру из
первой команды и называет свое предложение, опуская глагол и т.д. Например:
глагол write: «She
…
a
letter
now» (is
writing).
В своей работе я часто использую подвижные игры, в процессе которых дети
свободно передвигаются по классу. Они помогают детям снять напряжение,
укрепить
здоровье
и
решить
определенные
учебно-воспитательные
задачи.
Например,
подвижная
игра
«Светофор».
На
полу
чертятся
мелом
границы
тротуара,
вместо
светофора
используются
цветные
карточки.
Когда
на
«светофоре» загорается красный свет, дети стоят, на желтый свет – ученики
хлопают в ладоши, а на зеленый – переходят через дорогу. При этом каждое
действие проговаривается стихотворением:
Look
to
this
side, Look
to
that
side,
First look to the left, And then to the right.
Before you cross the street
Use your eyes, use your ears,
And then use your feet.
The green says: “Go”, Now go slow.
The red says: “Stop”, Now do so.
The yellow says: “Be ready”, Please, clap your hands.
В
средней
и
старшей
школе
ребятам
нравятся
ролевые
игры.
Они
дают
возможность воссоздания различных отношений, в которые вступают люди в
обычной жизни. Например, на уроке «Здоровье и еда» в 10 классе используется
ролевая игра «Давайте исследуем и проверим наши покупки». Игра оживляет
урок,
способствует
созданию
благоприятного
психологического
климата,
вызывает
интерес
к
изучению
иностранного
языка,
активизирует
познавательную
деятельность
учащихся,
повышает
мотивацию,
влияет
на
развитие внимания, памяти.
На среднем и старшем этапах обучения возрастает количество программного
материала,
соответственно
увеличивается
визуальная
нагрузка
и
неуклонно
растет количество детей с плохим зрением. Для снятия напряжения провожу
разрядку в виде упражнений для глаз.
Close your eyes. Open your eyes.
Turn your eyes to the left,
Turn your eyes to the right.
Look up, look down, look around.
Look at your nose,
Look at that rose.
Close your eyes, open, wink and smile.
Your eyes are happy again.
В конце учебного дня нелегко настроиться на овладение новыми знаниями,
поэтому очень часто на уроках в средних и старших классах я использую
комплексную релаксацию. Детям необходима психологическая поддержка. Я
уменьшаю
освещенность
кабинета,
включаю
тихую,
спокойную
музыку.
Ученики принимают удобную позу, закрывают глаза.
Sit comfortably. Close your eyes. Breathe in. Breathe out. Let’s pretend it’s summer.
You are lying on a sandy beach. The weather is fine. A light wind is blowing from the
sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet.
Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You
are relaxing. (Pause). Your troubles float away. You love your relatives, your friends.
They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of
wonders. You can do anything. You are sure of yourself, that you have much energy.
You are in good spirit.Open your eyes. How do you feel?
На уроках на всех уровнях обучения я обязательно использую песни. Песня –
один из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции
учащихся. С помощью песни заучивается лексика, отрабатывается фонетика
языка,
практикуются
грамматические
структуры.
Песни
я
подбираю
такие,
чтобы их можно было петь хором, легко запомнить мелодию и слова. Хорошо,
если
слова
песни
сопровождаются
еще
и
соответствующими
движениями.
Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной
учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или
конце
урока,
когда
нужна
пауза,
чтобы
снять
напряжение
и
восстановить
работоспособность.
Рефлексия – это неотъемлемая часть завершения уроков. Для ее проведения я
использую различные приемы. Так, например, в начальной школе в конце урока
предлагаю
детям
вспомнить,
чему
они
должны
были
научиться
и
проанализировать свою работу на уроке:
Поработали ребята – оцените результаты.
Сам себе поставь оценку: солнце, тучку, снегопад.
Солнышко – собой доволен. Тучка – я чуть-чуть расстроен.
Снегопад – ну не беда, так бывает иногда.
В средних и старших классах в начале урока раздаю детям грустные и веселые
« с м а й л и к и » ,
з а д а ю
в о п р о с ы :
«Are
you
in
a
good
mood? What
smile
do
you
choose?», в конце урока эти вопросы
повторяются, дети отвечают на них и выбирают смайлики, соответствующие их
настроению, также выясняю, что понравилось/не понравилось на уроке, что
узнали нового, чему научились.
Главная задача школы – образование. Ее надо решать вместе с другой важной
задачей – оздоровлением. Поэтому дело учителей – не вредить здоровью, а
укреплять
его.
В.А.Сухомлинский
писал:
«Опыт
убедил
нас
в
том,
что
примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в
учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание или недомогание,
чаще всего совершенно незаметное для врача и поддающееся излечению только
совместными усилиями матери, отца, врача и учителя» [9; 61]. Я считаю, что
каждый учитель должен научить детей с самого раннего возраста беречь и
укреплять свое и ценить чужое здоровье, жить без стрессов, личным примером
демонстрировать здоровый образ жизни, и тогда будущие поколения вырастут
здоровыми, способными преодолевать трудности и достигать поставленные
цели.
На
мой
взгляд,
здоровьесберегающие
образовательные
технологии
–
важнейшие среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье
школьников.
Их
использование
способствует
укреплению
и
сохранению
здоровья, ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению
психологического
климата
в
коллективах,
позволяет
успешнее
овладевать
необходимыми
знаниями,
умениями
и
навыками,
преодолевать
трудности,
предотвращать усталость и утомляемость, повышает мотивацию к изучению
иностранного языка, создает условия для самовыражения учащихся и открывает
простор для педагогического творчества.