Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Паршута Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ гимназия №5
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока «Наполним музыкой сердца…» по произведению К.Паустовского «Корзина с еловыми

шишками»

Предметы: Литературное чтение, музыка, окружающий мир.

УМК «Школа 2100»

Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В одном счастливом детстве» часть 2, 3 класс

Цель: Познакомить с произведением К.Паустовского о великом норвежском композиторе Э.Григе.

Задачи:

-обучающие

проанализировать рассказ К.Паустовского; прослушать музыкальные произведения Грига, показав, как рождается

музыка, как воздействует на слушателя, о чем может рассказать; познакомить с географическом расположением

Норвегии, особенностями природы и климата

-развивающие

Развитие эмоционального мира, музыкального слуха, воображения через текст и музыкальные произведения

-воспитательные

Воспитывать уважительное отношение к книге и литературному произведению, к родному языку, к чувствам других

людей; любовь к музыке

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические

приёмы

Организационны

й момент

Приветствие. Проверка готовности к

уроку. Доброжелательный настрой на

урок и пожелания друг другу успехов.

Осуществляют самопроверку

готовности к уроку.

Актуализация

знаний.

Определение

темы урока.

Нацеливание на прослушивание

музыки Э.Грига «Пер Гюнт» Утро.

( представьте себе что-либо, слушая

музыку)

Беседа:

-Какое настроение вызвала музыка?

Какие чувства вы испытали?

(ощущение покоя, радости, света,

тепла)

-Какие картины природы могли бы

нарисовать?(восход солнца,

пробуждение природы)

Вывод: Это муз. Произведение Э.Грига

«Утро» , жившего в 19 веке , более 100

лет назад, но музыка его до сих пор

волнует наши сердца(показ портрета)

Работа с учебником и чтение названия

произведения и автора.

- Знакомо ли вам имя автора?(да)

-В чем особенность его произведений?

О ком или о чем он пишет?( о природе,

о любви ко всему живому на земле,

воспевает красоту окружающего мира,

учит нас любить её)

Слушают музыку.

Отвечают на вопросы,

высказывают свое мнение.

Делают выводы.

Рассказ презентаций о Григе

Открывают учебники, читают

автора и название произведения

Синтез и анализ

музыкального

произведения

(беседа, диалог)

Целеполагание и

подготовка к

усвоению нового

материала

Чтение эпиграфа к уроку: «Нет хуже,

когда у человека душа сухая. Вянет от

таких жизнь , как трава от осенней

росы» -К.Паустовский

Вывод : Познакомимся с Паустовским –

певцом красоты человеческой души.

Предположения детей, о чем

пойдет речь на уроке.

Работа с текстом

Прослушаем чтение по ролям 1 части

рассказа.

О чем идёт речь в рассказе? ( о встрече

Читают по ролям.

Подчеркивают особенно

поэтичные высказывания автора о

природе.

Эмоционально-

эстететическое и

функциональное

чтение.

великого композитора с маленькой

девочкой – Дагни)

С чего начинался рассказ7 ( с описания

норвежской природы)

Какие особенно поэтичные выражения

использует автор в рассказе?( грибной

воздух, зелёные пряди леса, золото и

медь листьев, осенний наряд)

Обратите внимание , как он говорит об

эхе ( птица-пересмешник)

Вывод: Григ любуется великолепием

норвежской природы

Показ презентации и чтение стихов о

великолепии норвежской природы под

обработанную современными

композиторами музыку Грига

«Мелодичная музыка»

Обобщение: С чего же ещё начинается

рассказ?( с описания встречи Грига с

Дагни)

Что в их разговоре самое главное( Григ

решает сделать девочке подарок)

Почему он захотел его сделать?

Вывод: Дагни ему понравилась. Она

мала, но трудолюбива, доверчива, мила

и красива, чуткая, а главное – девочка

имеет доброе сердце, умеет думать и

печалиться о других. Её душа открыта

и чиста и она очень близка к той

природе, которая её окружает.

Почему Григ отсрочил подарок?( Григ

задумал сложный – духовный подарок

– музыку) Не всегда дети понимают

сложную музыку, поэтому композитор

обещает его подарить ч/з 10 лет, когда

Дагни исполниться 18.

Рассказ учащегося о

географическом местоположении

Норвегии, особенностями

северной природы Норвегии, её

фьёрдами.

Слушание музыки и презентации.

Ответы на вопросы.

Высказывание своего мнения.

Развитие

монологической

речи учащегося.

Чтение 2 части ( по цепочке)

Работа со словарём.

Параллельно чтению объясняют

новые слова и выражения (дикая

сага, метроном)

Обучение работе со

словарём.

Выборочное чтение по вопросам

учителя.

Что было украшением дома Грига? И

почему?

Зачем Паустовский включил красивое

описание зимнего города?(композитор

черпает вдохновение не только в

природе, но и в окружающей

обстановке, ведь он отражает в

произведениях окружающую жизнь)

О чём была написана музыка?

Кто подслушивал Грига, когда он писал

музыку?

Почему для него это были самые

лучшие слушатели?( их душа была

открыта, каждый из них, слушая

музыку, думал о своем

Физминутка

Посмотрим видео ролик из балета

«Пер Гюнт» танец Анитры и

послушаем музыку Грига

Просматривают прочитанную

часть и зачитывают ответы из

содержания текста.

Отдыхают , смотрят и слушают

музыку.

Просмотровое

(поисковое) чтение.

Работа с 3 и 4 частью текста.

Пересказ 3 и начало 4 части.

Чтение 4 части лучшими учащимися.

Работа со словарём: симфоническая

Пересказывают текст.

Читают 4 часть.

Следят за чтением товарищей.

Развитие

монологической

речи учащихся.

Обучение работе со

музыка(муз. Произведение

исполненное оркестром)

Фрак ( мужской пиджак с узкими

длинными фалдами сзади)

Работа после прочтения частей.

-В какой необычной обстановке

проходил концерт?

_-Что такое белые ночи? ( на севере

вначале лета бывают белые ночи.

Ночью почти светло, стоят лёгкие

сумерки т.к. солнце ненадолго прячется

за горизонт)

О белых ночах хорошо сказал Пушкин

«Одна заря сменить другую спешит,

дав ночи полчаса»

Вывод: Всё так необычно и чудесно,

что ждёшь- вот-вот произойдёт чудо. И

оно ,действительно, происходит .

-Какое? ( Дагни получает подарок)

-Что услышала Дагни в посвящённой

ей музыке?( услышала звуки своей

родины)

-Почему Дагни плакала, слушая

музыку Грига?( Это были слёзы

благодарности. Люди плачут не только

от горя, но и от больших чувств; кроме

того, Дагни жалеет, что Григ уже умер

и она не сможет сказать ему «спасибо»

за чудесный подарок.

-Какой последней фразой

заканчивается рассказ?

Почему так написал Паустовский?

( Потому что теперь, благодаря Григу,

Дагни открылась красота человеческой

жизни в этом прекрасном мире)

«Вы открыли для меня то прекрасное,

чем должен жить человек»

Работают со словарями.

Ответы на вопросы учителя,

высказывание своего мнения.

словарём.

Обучение

репродуктивному

чтению:

упорядочивание,

сравнение,

сопоставление ,

анализ и

обобщение,

высказывание

предположений.

Обобщающая

беседа и

слушание музыки

Грига.

-Что прекрасного открыли мы с вами в

рассказе Паустовского?( Мы говорили

о красоте природы, о прекрасных

чутких людях. У них милая внешность

и благородные поступки т.е. мы

говорили о внешней и о внутренней

красоте человека. О хорошей жизни,

чудесных подарках – духовных. О

музыке, о театре, литературе- о видах

искусства, которые учат видеть нас

прекрасное в земном)

Слушание музыки «Песня Сольвейг»

Отвечают на вопросы,

рассуждают.

Слушают музыку.

Развитие

монологической

речи учащихся.

Подведение

итогов урока,

этап рефлексии.

-Расскажите коротко, о чём

прочитанный рассказ?( о красоте мира

и человека в этом мире, как прекрасно

искусство, отражающее жизнь)

Подводят итоги. Делают выводы.

Высказывают своё мнение.

Домашнее

задание.

Комментирую д/з.

Перечитать рассказ, нарисовать

понравившийся эпизод и

выполнить краткий пересказ

данного момента.



В раздел образования