Автор: Паршута Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ гимназия №5
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока «Наполним музыкой сердца…» по произведению К.Паустовского «Корзина с еловыми
шишками»
Предметы: Литературное чтение, музыка, окружающий мир.
УМК «Школа 2100»
Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «В одном счастливом детстве» часть 2, 3 класс
Цель: Познакомить с произведением К.Паустовского о великом норвежском композиторе Э.Григе.
Задачи:
-обучающие
проанализировать рассказ К.Паустовского; прослушать музыкальные произведения Грига, показав, как рождается
музыка, как воздействует на слушателя, о чем может рассказать; познакомить с географическом расположением
Норвегии, особенностями природы и климата
-развивающие
Развитие эмоционального мира, музыкального слуха, воображения через текст и музыкальные произведения
-воспитательные
Воспитывать уважительное отношение к книге и литературному произведению, к родному языку, к чувствам других
людей; любовь к музыке
№
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методические
приёмы
Организационны
й момент
Приветствие. Проверка готовности к
уроку. Доброжелательный настрой на
урок и пожелания друг другу успехов.
Осуществляют самопроверку
готовности к уроку.
Актуализация
знаний.
Определение
темы урока.
Нацеливание на прослушивание
музыки Э.Грига «Пер Гюнт» Утро.
( представьте себе что-либо, слушая
музыку)
Беседа:
-Какое настроение вызвала музыка?
Какие чувства вы испытали?
(ощущение покоя, радости, света,
тепла)
-Какие картины природы могли бы
нарисовать?(восход солнца,
пробуждение природы)
Вывод: Это муз. Произведение Э.Грига
«Утро» , жившего в 19 веке , более 100
лет назад, но музыка его до сих пор
волнует наши сердца(показ портрета)
Работа с учебником и чтение названия
произведения и автора.
- Знакомо ли вам имя автора?(да)
-В чем особенность его произведений?
О ком или о чем он пишет?( о природе,
о любви ко всему живому на земле,
воспевает красоту окружающего мира,
учит нас любить её)
Слушают музыку.
Отвечают на вопросы,
высказывают свое мнение.
Делают выводы.
Рассказ презентаций о Григе
Открывают учебники, читают
автора и название произведения
Синтез и анализ
музыкального
произведения
(беседа, диалог)
Целеполагание и
подготовка к
усвоению нового
материала
Чтение эпиграфа к уроку: «Нет хуже,
когда у человека душа сухая. Вянет от
таких жизнь , как трава от осенней
росы» -К.Паустовский
Вывод : Познакомимся с Паустовским –
певцом красоты человеческой души.
Предположения детей, о чем
пойдет речь на уроке.
Работа с текстом
Прослушаем чтение по ролям 1 части
рассказа.
О чем идёт речь в рассказе? ( о встрече
Читают по ролям.
Подчеркивают особенно
поэтичные высказывания автора о
природе.
Эмоционально-
эстететическое и
функциональное
чтение.
великого композитора с маленькой
девочкой – Дагни)
С чего начинался рассказ7 ( с описания
норвежской природы)
Какие особенно поэтичные выражения
использует автор в рассказе?( грибной
воздух, зелёные пряди леса, золото и
медь листьев, осенний наряд)
Обратите внимание , как он говорит об
эхе ( птица-пересмешник)
Вывод: Григ любуется великолепием
норвежской природы
Показ презентации и чтение стихов о
великолепии норвежской природы под
обработанную современными
композиторами музыку Грига
«Мелодичная музыка»
Обобщение: С чего же ещё начинается
рассказ?( с описания встречи Грига с
Дагни)
Что в их разговоре самое главное( Григ
решает сделать девочке подарок)
Почему он захотел его сделать?
Вывод: Дагни ему понравилась. Она
мала, но трудолюбива, доверчива, мила
и красива, чуткая, а главное – девочка
имеет доброе сердце, умеет думать и
печалиться о других. Её душа открыта
и чиста и она очень близка к той
природе, которая её окружает.
Почему Григ отсрочил подарок?( Григ
задумал сложный – духовный подарок
– музыку) Не всегда дети понимают
сложную музыку, поэтому композитор
обещает его подарить ч/з 10 лет, когда
Дагни исполниться 18.
Рассказ учащегося о
географическом местоположении
Норвегии, особенностями
северной природы Норвегии, её
фьёрдами.
Слушание музыки и презентации.
Ответы на вопросы.
Высказывание своего мнения.
Развитие
монологической
речи учащегося.
Чтение 2 части ( по цепочке)
Работа со словарём.
Параллельно чтению объясняют
новые слова и выражения (дикая
сага, метроном)
Обучение работе со
словарём.
Выборочное чтение по вопросам
учителя.
Что было украшением дома Грига? И
почему?
Зачем Паустовский включил красивое
описание зимнего города?(композитор
черпает вдохновение не только в
природе, но и в окружающей
обстановке, ведь он отражает в
произведениях окружающую жизнь)
О чём была написана музыка?
Кто подслушивал Грига, когда он писал
музыку?
Почему для него это были самые
лучшие слушатели?( их душа была
открыта, каждый из них, слушая
музыку, думал о своем
Физминутка
Посмотрим видео ролик из балета
«Пер Гюнт» танец Анитры и
послушаем музыку Грига
Просматривают прочитанную
часть и зачитывают ответы из
содержания текста.
Отдыхают , смотрят и слушают
музыку.
Просмотровое
(поисковое) чтение.
Работа с 3 и 4 частью текста.
Пересказ 3 и начало 4 части.
Чтение 4 части лучшими учащимися.
Работа со словарём: симфоническая
Пересказывают текст.
Читают 4 часть.
Следят за чтением товарищей.
Развитие
монологической
речи учащихся.
Обучение работе со
музыка(муз. Произведение
исполненное оркестром)
Фрак ( мужской пиджак с узкими
длинными фалдами сзади)
Работа после прочтения частей.
-В какой необычной обстановке
проходил концерт?
_-Что такое белые ночи? ( на севере
вначале лета бывают белые ночи.
Ночью почти светло, стоят лёгкие
сумерки т.к. солнце ненадолго прячется
за горизонт)
О белых ночах хорошо сказал Пушкин
«Одна заря сменить другую спешит,
дав ночи полчаса»
Вывод: Всё так необычно и чудесно,
что ждёшь- вот-вот произойдёт чудо. И
оно ,действительно, происходит .
-Какое? ( Дагни получает подарок)
-Что услышала Дагни в посвящённой
ей музыке?( услышала звуки своей
родины)
-Почему Дагни плакала, слушая
музыку Грига?( Это были слёзы
благодарности. Люди плачут не только
от горя, но и от больших чувств; кроме
того, Дагни жалеет, что Григ уже умер
и она не сможет сказать ему «спасибо»
за чудесный подарок.
-Какой последней фразой
заканчивается рассказ?
Почему так написал Паустовский?
( Потому что теперь, благодаря Григу,
Дагни открылась красота человеческой
жизни в этом прекрасном мире)
«Вы открыли для меня то прекрасное,
чем должен жить человек»
Работают со словарями.
Ответы на вопросы учителя,
высказывание своего мнения.
словарём.
Обучение
репродуктивному
чтению:
упорядочивание,
сравнение,
сопоставление ,
анализ и
обобщение,
высказывание
предположений.
Обобщающая
беседа и
слушание музыки
Грига.
-Что прекрасного открыли мы с вами в
рассказе Паустовского?( Мы говорили
о красоте природы, о прекрасных
чутких людях. У них милая внешность
и благородные поступки т.е. мы
говорили о внешней и о внутренней
красоте человека. О хорошей жизни,
чудесных подарках – духовных. О
музыке, о театре, литературе- о видах
искусства, которые учат видеть нас
прекрасное в земном)
Слушание музыки «Песня Сольвейг»
Отвечают на вопросы,
рассуждают.
Слушают музыку.
Развитие
монологической
речи учащихся.
Подведение
итогов урока,
этап рефлексии.
-Расскажите коротко, о чём
прочитанный рассказ?( о красоте мира
и человека в этом мире, как прекрасно
искусство, отражающее жизнь)
Подводят итоги. Делают выводы.
Высказывают своё мнение.
Домашнее
задание.
Комментирую д/з.
Перечитать рассказ, нарисовать
понравившийся эпизод и
выполнить краткий пересказ
данного момента.