Автор: Легкая Дарья Дмитриевна
Должность: Магистрант
Учебное заведение: Челябинский государственный университет, кафедра Специальной и клинической психологии
Населённый пункт: Город Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности детей, подвергавшихся жесткому обращению в семье"
Раздел: высшее образование
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГАВШИХСЯ
ЖЕСТОКОМУ ОБРАЕНИЮ В СЕМЬЕ
Легкая Дарья Дмитриевна
магистрант Челябинского государственного университета,
факультет психологии и педагогики, кафедра специальной и
клинической психологии,
Россия, г. Челябинск
Детство - самая счастливая пора, источник радости и ресурсов для
всей дальнейшей жизни человека. Эмоциональная сфера формируется у
ребенка в дошкольном возрасте. В это время (начало подготовки к школе)
происходит формирования и развитие волевых качеств, эмоционального
богатства - качеств личности, которые впоследствии позволяют человеку
развиваться, совершенствоваться самому и совершенствовать мир вокруг
себя, существовать в гармонии с собой и окружением.
Наиболее сильным и важным источником переживаний для ребенка
является его взаимоотношение с другими людьми-взрослыми и детьми.
Когда
окружающие
ласковы,
признают
его
права,
проявляют
к
нему
внимание,
то
он
в
ответ
испытывает
эмоциональное
благополучие
-
чувство уверенности, защищенности, обычно в этих условиях у ребенка
преобладает
бодрое,
жизнерадостное
настроение.
Эмоциональное
благополучие
способствует
нормальному
развитию
личности
ребенка,
выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения
к
другим.
Ранний
и
дошкольный
возраст
это
тот
период,
когда
эмоциональная сфера играет особо важную роль в жизни человека, когда
чувства и эмоции господствуют над всеми другими сторонами его жизни.
Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у
него разнообразные реакции: радость, гордость, обиду и т.д. Ребенок, с
одной стороны, остро реагирует на ласку, похвалу, с другой - причиненное
ему обиду, проявленную к нему несправедливость. Особо сильные чувства
любви и нежности дошкольники испытывают к близким людям (прежде
всего к родителям, братьям, сестрам), часто проявляют по отношению к
ним заботу, сочувствие.
Особое место среди детских переживаний занимают чувство страха.
Зарождение
страха
происходит
чаще
всего
вследствие
неправильного
воспитания и неразумного поведения взрослых.
Типичными являются
случаи, когда родители начинают приходить в отчаяние по малейшему
поводу, везде видеть мнимую опасность, угрожающую их чаду. В итоге
эти страхи передаются ребенку и держат его в состоянии напряжения и
тревоги.
Человек
в
любом,
даже
раннем
возрасте
может
подвергнуться
депрессии или стрессу, и в зависимости от возраста эти явления имеют
разную
природу.
На
практике
депрессия
это
-
состояние
печали,
характеризующееся
эмоциональным
отчаянием
и
физиче ской
заторможенностью. У маленького ребенка депрессия может маскироваться
другими
проявлениями,
например:
гневом,
раздражительностью
и
повышенной активностью.
Учитывая, что для ребенка до шести лет многие явления могут
быть непривычными и волнующими, можно было бы ожидать частые и
сильные
стрессовые
реакции,
но
в
действительности
же
дети
этого
возраста обычно настолько жизнерадостны, что стрессовые проявления с
основном являются кратковременными (длящиеся несколько часов у двух-
трех летних и нескольких дней - у четырех- шестилетних детей).
Основными
признакам
жестокого
обращения
является:
длительное
подавленное
состояние,
нарушение
сна;
склонность
к
уединению,
замкнутость;
эксцентричность
поведения;
сниженная
самооценка;
чрезмерная
уступчивость,
заискивающее,
угодливое
поведение. Депрессия может маскироваться гневом, раздражительностью и
повышенной реактивностью.
Таким
образом,
при
рассмотрении
эмоционально-волевой
сферы
детей-дошкольников,
в
качестве
основных
компонентов
необходимо
отметить следующее:
Развитие
воли
ребенка
тесно
связано
с
происходящим
в
дошкольном
возрасте
изменением
мотивов
поведения,
формированием
соподчинения мотивов. Одно из важных условий, влияющих на решение
ребенка - присутствие других людей, взрослых или сверстников, их оценка.
Неадекватное
поведение
взрослых
приводит
ребенка
в
состояние напряженной тревоги и страха, дети начинают бояться грозы,
мышей, темноты и пр.
Частые физические наказания приводят к тому, что дети менее
активны и хуже контролируют свои эмоции.
В
зависимости
от
характера
эмоций
в
волевом
процесс
выделяются различные виды волевого усилия. В негативном преобладают
эмоции
горя
в
сочетании
с
гневом,
виной,
стыдом.
Механизм
мало
эффективной
эмоционально-волевой
регуляции
строится
по
принципу
преодоления
депрессивных
эмоций
(горе)
и
усиливает
депрессивные
тенденции.
Период
5-7
лет
представляет
возраст,
когда
происходит
духовное
становление
личности
как
ее
центральное,
доминантное
новообразование. Нравственные качества личности происходят- это факт
воспитанности, а безнравственность- результат невоспитанности.
Любое жестокое обращение является тяжелой психологической
травмой
для
ребенка.
В
перечень
эмоциональных
переживаний
пострадавших входят следующие чувства и состояния:
Чувство ответственности за насилие. Реакция ребенка по
типу: «если бы я был хорошим, мои родители не делали бы друг другу и
мне больно…».
Чувство вины за постоянное насилие или жестокость могут
испытывать дети при частом или непрекращающемся насилии.
Постоянное возбуждение. Даже в спокойной обстановке от
ребенка можно ожидать вспышки агрессивности.
Противоречивость отношения к ситуации. Дети не осознают,
что
можно
не
знать
о
чувствах
другого
человека
или
иметь
противоположные чувства одновременно. Ребенок, который говорит: «Я
не
знаю,
как
к
этому
относиться»,
-
чаще
испытывает
смешанные
чувства, а не закрывается.
Страх
быть
покинутым.
Дети,
отделенные
от
одного
из
родителей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх,
что второй родитель также может их покинуть или умереть. Поэтому
часто ребенок отказывается даже на короткое время расставаться со
вторым родителем.
Чрезмерная
потребность
во
внимании
взрослых.
Эта
потребность
может
быть
особенно
проблематичной
для
родителей,
которые пытаются справиться с собственной болью или уже принятыми
решениями. На детей может обращаться негативное внимание, когда они
воспризводят насилие, свидетелями которого были.
Боязнь
телесных
повреждений.
Значительный
процент
детей, являющихся свидетелями насилия или испытывающих его на
себе, могут беспокоиться о том, что родитель, применяющий насилие,
откажется от ребенка, либо причинит ему вред, либо будет вымещать зло
на нем в различных ситуациях.
Стыд. Чувствительность к позору насилия может выражаться
в форме стыда, в особенности для более старших детей.
Беспокойство
о
будущем.
Неуверенность
в
повседневной
жизни заставляет детей думать, что жизнь будет непредсказуемой и в
дальнейшем.
Перечисленные переживания могут иметь различные проявления в
зависимости от возраста ребенка.
Впервые
А.
Бандура
заметил,
что
ребенок,
который
является
очевидцем жестокого отношения в семье, повзрослев, переносит такое
жестокое обращение на собственную семью: супруга (супругу), детей,
отца, мать. Каждое поколение обучается насилию, если он вырастает в
семье, где это насилие существует».
Физическое, социальное, нравственное здоровье подрастающего
поколения- это здоровье нации в целом. Семья, в свою очередь, являясь
основой института общества, должна придавать ему стабильность, а
также восполнять население в каждом следующем поколении.
При беседах в реабилитационном центре было выяснено, что в
основном сюда поступают дети из неблагополучных, конфликтных и
неполных
семей.
Их
родители
ведут
себя
аморально:
пьянствуют,
устраивают скандалы, дерутся и т.д. У таких детей ярко выражены
нарушения
психики,
нарушения
пищеварительного
тракта,
имеются
следы побоев, ушибы. Санитарно-гигиенические
нормы
в семьях
подобного типа отсутствуют. По данным психолога, дети, перенесшие
жестокое обращение в семье отличаются повышенной личностной и
ситуативной
тревожностью,
заниженной
самооценкой.
Для
них
характерно
повышенное
чувство
вины
и
угнетенное
состояние.
У
многих
ребят
высокий
уровень
агрессии.
В
сюжетно-ролевых
играх
выбирают также роль агрессора (жестокого отца или матери). Такие дети
подчинятся
только
авторитарному
стилю
руководства.
При
анализе
рисуночных
тестов,
можно
сделать
вывод,
что
чаще
всего
дети
не
включают себя в состав семьи. Родителей изображают с огромными
руками,
с
озлобленными
лицами,
а
иногда
дети
вообще
боятся
их
изображать.
Очень
часто
модель
поведения
своих
родителей
они
переносят в будущие семьи. По результатам педагогических наблюдений
дети,
перенесшие
жестокое
обращение
в
семье,
обладают
низким
уровнем
самообслуживания,
ведут
себя
агрессивно,
с
мгновенными
вспышками
гнева.
Режим
центра
принимают
с
трудом,
а
когда
привыкают к нему, то не хотят возвращаться в семью.
Несмотря на коррекционную работу, уровень тревожности почти не
снижается.
Это
можно
объяснить
тем,
что
дети
осознают
временный
характер своего пребывания в центре, ждут, что будет дальше (одни боятся
возвращаться
домой,
другие
переживают
о
переходе
в
детский
дом).
Остается
достаточно
высокой
агрессивность,
а
у
некоторых
уровень
агрессии даже возрастает (меняется роль: дома на нем вымещали зло,
неполадки семейной жизни, а здесь он - на младших и слабых вымещает
всю свою боль, обиду, ненависть). Многие дети становятся неспособными
выражать свои эмоции, достижения уровня эмоциональной зрелости не
происходит.
Возможное
негативное
воздействие
наносимого
детям
психологического ущерба:
Трудности межличностного общения
Слабая привязанность к опекающему взрослому.
Неразвитые социальные навыки и трудности социальной адаптации.
Малое количество друзей.
Трудности в общении со сверстниками.
Интеллектуальные дефекты
Проблемы
с
учебой.
Низкие
образовательные
достижения.
Недостатки в когнитивных способностях. Трудности в решении проблем.
Недостаточно творческое мышление.
Трудности в эмоциональной и поведенческой сфере
Агрессия. Буйное поведение в классе. Аутоагрессия.
Тревожность. Стыд и вина. Враждебность и гнев. Пессимизм и
негативные
установки.
Зависимость
от
взрослых
(от
их
помощи,
поддержки, опеки).
Дошкольный возраст является периодом интенсивного освоения
мотивов, смыслов и задач человеческой деятельности (Д.Б. Эльконин)
становления
личностных
механизмов
поведения
(А.Н.
Леонтьев),
развития
инициативности
(Э.
Эриксон)
и
творческих
способностей.
Потеря
специфики
дошкольного
детства
в
родительском
отношении
ведет к редукции или недоразвитию этих важнейших качеств личности
человека.
Наверстать
это
упущение
в
более
поздних
возрастах
практически невозможно.» Гросс и Келлер (1992) сделали вывод о том,
что
нанесение
психологического
ущерба-
более
сильный
фактор,
предсказывающий
депрессию и низкую самооценку, чем физическая
агрессия.
Факторы,
которые
способствуют
домашнему
насилию,
действуют
на
общесоциальном
уровне
(например,
патриархальные
ценностные
системы,
одобрение
межличностной
а г р е с с ии,
неблагоприятные
экономические
условия,
приводящие
к
внешнему
стрессу),
на
уровне
семейной
организации
(например,
неразвитые
коммуникативные
навыки
членов
семьи,
нереалистичные
ожидания
родителей
относительно
поведения
своих
детей,
экономическая
зависимость проявляющих жестокость помошников от находящихся на
их попечении пожилых людей) и на уровне личности обидчика.
Последствия, которые влечет за собой домашнее насилие для его
жертв,
в
значительной
степени
сходны
при
различных
типах
оскорбительного обращения. Как правило, среди таких последствий для
детей и взрослых жертв семейного насилия выделяют депрессивные
симптомы,
низкую
самооценку,
психосоматические
заболевания
и
посттравматические
стрессовые
расстройства.
Традиции,
семейные
нормы
играют защитную роль, ограничивают пространство личной
ответственности
человека
семейными
рамками,
формируют
самосознание посредством предъявления образцов поведения. В семье
естественно
складываются
необходимые
условия
для
естественного
нормального
психического
развития,
которые
невозможно
создать
искусственно, вне семьи.
Список литературы:
1.Алексеева, Л.С. О насилии над детьми в семье //
Л.С. Алексеева. Социологические исследования,2003. №4.
С.79.
2.Диагностика эмоционально-нравственного развития
/ Ред. и сост. И.Б.Дерманова. СПб, 2002.
3.Каюда Г.П., Луковцева З.В., Гаямова С.Ю. Жестокое
обращение
с
несовершеннолетними:
идентификация
и
оценка
психологических
последствий:
методическое
пособие. М., 2007.
4.Миллер, А. Вначале было воспитание. Пер. с англ.
-М.: Академический проект, 2003.
5.Смирнова,
Е.О.
Особенности
общения
с
дошкольниками:
учебное
пособие
/
Е.О.Смирнова.
М.:
АСАDEMIA, 2000.
6.Шульга,
Т.И.
Работа
с
неблагополучной
семьей:
учеб.пособие/ М.: Дрофа, 2005.