Напоминание

"Космос"


Автор: Корчикова Нина Васильевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ-детский сад "Колосок"
Населённый пункт: р.п.Краснообск, Новосибирской области
Наименование материала: Конспект открытого занятия
Тема: "Космос"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

по теме «Космос. Солнечная система»

Автор конспекта НОД:

Воспитатель высшей квалификационной категории,

МАДОУ - детский сад комбинированного вида «Колосок»

Корчикова Нина Васильевна

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Цель: Расширение и систематизация элементарных знаний о космосе, как неотъемлемой части Земли.

Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: занятие проходит в группе, плакат «Солнечная

система», настольная лампа, глобус, половинка варёного яйца, фотографии Королёва С.П., космонавтов Гагарина Ю.А.,

Терешковой В.В., Леонова А.А., магнитофон, магнитная доска, магниты, указка, картотека загадок о космосе, круги

разных размеров с названиями планет (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), Луны-спутника

Земли.

Задачи:

Развивать познавательную активность через формирования представлений о космосе.

Закрепить представление детей о строении Земли.

Формировать понятие о Солнце как о большой звезде - источнике света и тепла на Земле.

Познакомить детей с названиями планет Солнечной системы, о людях, внесших вклад в изучение и покорение

космического пространства.

Формировать интерес детей к явлениям, выходящим за пределы жизненного опыта детей.

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, давать четкие и обоснованные ответы на

поставленные вопросы.

Развивать память, зрительное и слуховое внимание, мышление, любознательность;

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Задачи

Содержание ННОД

Образовательная

область,

вид деятельности

Формы

реализации

Программы

Средства

реализации ООП

Развивать интерес

детей,

любознательность,

развивать

познавательную

мотивацию,

монологическую

речь

– Ребята, к нам сегодня на занятие

пришло много гостей. Давайте с ними

поздороваемся.

– Здравствуйте.

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

– Хорошее, радостное, веселое.

– Давайте возьмемся за руки и передадим

друг другу и гостям свое хорошее

настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, вы хотите узнать, о чём мы

сейчас будем беседовать? Тогда

расставьте буквы по порядку и узнаете

нашу тему.

ССМОКО (космос)

3 6 4 2 1 5

- Что такое космос? (Мир, вселенная,

порядок).

Социально-

коммуникативное

развитие;

Коммуникативная

Социально-

коммуникативное

развитие;

Игровая

Приветствие

Словесная игра

«Расставь буквы

по порядку»

Словесная игра

«Расставь буквы

по порядку»

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Задачи

Содержание ННОД

Образовательная

область,

вид деятельности

Формы

реализации

Программы

Средства

реализации ООП

Развивать

познавательный

интерес, внимание,

отвечать на вопросы

полным ответом.

Развивать

познавательный

интерес, внимание,

отвечать на вопросы

полным ответом.

Загадочный мир космоса с давних времен

притягивал к себе внимание людей.

Люди хотели знать, есть ли жизнь на

других планетах. Какие там живут существа,

похожи ли они на нас, есть ли воздух на

других планетах. Но чтобы это узнать, надо

обязательно долететь до них. Самолеты для

этого не подходили. Кто знает, почему?

(потому что до планет очень далеко). И вот

ученые под руководством конструктора

Королёва С.П. изобрели первый спутник,

установили на нем приборы и запустили в

космическое пространство.

На борту его были две собаки – Белка и

Стрелка, они удачно вернулись на Землю. А

потом 12 апреля 1961 года впервые в космос

отправился человек.

Кто же был первым космонавтом на

Земле?

В космической ракете с названием «Восток»

Он первым на планете подняться к звездам

смог.

Поет об этом песни весенняя капель

Навеки будут вместе Гагарин и апрель.

Скоро наша страна отмечает «День

Познавательное

развитие

Коммуникативная

Речевое развитие

Коммуникативная

Речевое развитие

Коммуникативная

Рассказ

воспитателя

Показ портрета

Ю.А.Гагарина

Чтение

стихотворения

Рассказ

Портрет

Ю.А.Гагарина

Повысить

двигательную

активность детей

Развивать

космонавтики». Исполняется 56 лет с

момента полета в космос первого человека.

Это праздник космонавтов и людей, которые

участвуют в создании космических ракет.

В космосе побывали не только мужчины,

но и женщины. Как звали первую женщину-

космонавта? (В.Терешкова).

А первым человеком, вышедшим в

открытый космос, был А.А.Леонов, он

отдалился от космического корабля на 5

метров и пробыл в космосе 12 минут. На нём

был надет специальный скафандр.

Как вы думаете, каким должен быть

космонавт? (здоровым, сильным, знающим,

трудолюбивым, мужественным,

выносливым и т.д.).

Чтобы стать такими, космонавтам

приходится много тренироваться на земле.

Даже существует центр космической

подготовки для космонавтов.

Физминутка.

Мы идём на космодром, дружно в ногу мы

идём. (Шагаем, высоко поднимая ноги)

Мы походим на носках, мы идём на пятках.

(ходьба на носках, на пятках)

Вот проверили осанку, и свели лопатки

(действия по тексту)

Побежим ребята дружно,

Разминаться всем нам нужно. (Бег на

месте).

А сейчас мы поговорим о нашей планете

Речевое развитие

Коммуникативная

Физическое

развитие

Двигательная

активность

Познавательное

развитие

воспитателя

Показ портрета

В.В.Терешковой

Показ портрета

А.А.Леонова

Физминутка

Рассказ

Портрет

В.В.Терешковой

Портрет

А.А.Леонова

Физминутка

Фотоснимок

познавательный

интерес, внимание,

отвечать на вопросы

полным ответом.

Развивать

познавательный

интерес,

внимание

Земля. Ребята, перед вами фотоснимок

Земли, сделанный из космоса. На нем

видно, что Земля имеет форму … (шара).

Земля единственная планета, на которой

есть и суша, и вода. Еще нашу Землю

называют живой.

Почему нашу планету называют живой?

Кто живет на планете Земля? (Люди,

животные, растения)

Наружный твердый слой Земли -

называется земной корой,

Глубже земной коры находится мантия,

Ещё глубже – земное ядро.

Чем глубже расположены земные

породы, тем они плотнее и горячее.

Что является твёрдым у яйца? Скорлупа,

а у земли земная кора.

Что находится под скорлупой, у яйца? -

белок. А у земли – мантия.

В самом центре яйца – желток. В

самом центре Земли – ядро.

Вот мы с вами и узнали строение Земли.

Давайте все вместе повторим строение

земли: твёрдая часть – земная кора, затем –

мантия и ядро. Ядро – раскалённая часть

земли.

А сейчас я предлагаю вам отгадать

космические загадки в игре «Добавь

словечко»

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Речевое развитие

Коммуникативная

Речевое развитие

Коммуникативная

воспитателя

Показ

фотоснимка

Земли

Беседа по

вопросам

Рассматривание

варёного яйца в

разрезе

Загадки «Добавь

словечко»

Земли, сделанный

из космоса

Разрезанное яйцо

Загадки «Добавь

словечко»

азвивать

Несемся на … ракете.

***

Планета голубая, любимая, родная,

Она твоя, она моя, и называется … земля

***

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный, и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.

Космос.

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью.

Отважный русский парень

Наш космонавт …. Гагарин.

***

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … спутник.

***

Освещает ночью путь, звездам не дает

заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснет … Луна.

Ребята, как вы думаете, почему день

сменяется ночью. А на смену ночи приходит

день? Подскажите мне ещё раз, какую

форму имеет Земля? Да, форму шара. Земля

вращается вокруг своей оси.

(Показываю глобус). А что такое глобус?

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Коммуникативная

Рассматривание

глобуса

Глобус

познавательный

интерес, внимание,

отвечать на вопросы

полным ответом.

Подскажите мне. Это уменьшенная модель

земного шара. Глобус можно вращать?

Это не случайно. Оказывается, Земля

постоянно плавно вращается вокруг

воображаемой линии – земной оси. Эту

линию мысленно проводят через толщу

Земли между Северным и Южным

полюсами.

Вращается Земля с запада на восток.

Полный оборот вокруг своей оси совершает

за сутки, за 24 часа.

Из-за этого вращения и происходит смена

дня и ночи. На той стороне Земли, которая

освещена Солнцем, - день, на

противоположной, находящейся в тени, -

ночь

Доказываю, детям как день сменяет ночь.

Берем настольную лампу и глобус.

Включаю светильник и медленно кручу

глобус. Где светло – день, где темно – ночь.

Ученые выяснили, что наша планета

Земля в Солнечной системе не одна. А помог

им в этом замечательный прибор, который

называется телескоп. При помощи телескопа

астрономы изучали небо и выяснили, что

солнце – это звезда, такая же, какие мы

наблюдаем на ночном небе.

Звезда Солнце – это огромный

раскалённый шар. Этот шар излучает тепло

и свет, которые так необходимы всему

живому – людям, животным, растениям.

У звезды Солнце есть своя семья, только

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Коммуникативная

Опыт с

настольной

лампой

Рассказ

воспитателя

Показ картин с

изображением

телескопа,

солнца

Настольная лампа

Глобус

Картины с

изображением

телескопа, солнца

Развивать внимание

Развивать

познавательный

интерес, внимание,

отвечать на вопросы

полным ответом.

это не сыночки и дочки, а планеты. Планеты

можно видеть на небе, потому что они

освещаются Солнцем. Особенно хорошо

видны они ночью, когда светятся, как яркие

звездочки. Все они разные по величине и все

они намного меньше Солнца. В семье 8

планет это и есть солнечная система.

Хочу предложить вам игру на внимание:

Игра «Четвертый лишний»

Ваша задача услышать и назвать слово,

которое не относится к космосу.

Гагарин, Титов, Пушкин, Леонов,

луноход, спутник, ракета, вертолет,

метеорит, воздушный змей, звезда, комета,

глобус, Луна, Солнце, Венера.

Марс, Юпитер, Африка, Сатурн,

Докажите, почему?

В семье Солнца царит идеальный

порядок: никто не толкается, не мешает

друг-другу и не обижает друг-друга. Каждая

планета имеет свою дорожку, по которой она

бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой

движется планета, называется орбита.

Повторите, это слово. А теперь, посмотрите

внимательно на схему Солнечной системы.

Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца?

(Ответы детей). Да, столько же сколько и

планет – восемь.

Ребята, мы узнали, что планеты

вращаются вокруг солнца. Какая планета

самая первая от солнца? (Меркурий.)

Меркурий – находится ближе всех к

Социально-

коммуникативное

развитие

Игровая

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Коммуникативная

Игра «4-й

лишний»

Рассказ

воспитателя

Рассматривание

схемы

солнечной

системы

Показ планеты

Меркурий

Игра «4-й

лишний»

Схема солнечной

системы

Планета

Меркурий

Солнцу. Эту планету называют планетой 2-х

пустынь: одна половина горячая, каменная

пустыня, а другая – ледяная пустыня.

Сможет ли на этой планете кто-то жить?

Почему? (Ответы детей)

Какая планета вторая от Солнца? Вторая

от Солнца планета – Венера. На эту планету

учёные отправляли космические

лаборатории, и оказалось, что на этой

планете и днём, и ночью бушуют грозы. А

атмосфера (воздух) состоит из ядовитых

газов. Как вы думаете жить на этой планете

можно? (Нет)

Какая третья планета? Это наша планета

Земля, о которой мы с вами уже много

знаем. Она находится на третьей орбите от

Солнца. Чем отличается наша планета от

других? (Ответы детей)

- Да, это единственная планета, где есть

жизнь.

Ещё одна интересная планета – Марс, её

иногда называют Красной планетой, потому

что она состоит из красного камня. На эту

планету учёные отправляли космические

корабли, которые обнаружили, что воды на

ней нет, а атмосфера состоит из углекислого

газа. Что вы думаете о жизни на этой

планете? Там жить тоже нельзя.

Все эти планеты похожи на нашу Землю

по размеру и по составу. Все они состоят из

камня. И поэтому их называют планетами

земной группы.

Показ планеты

Венера

Показ планеты

Земля

Показ планеты

Марс

Планета Венера

Планета Земля

Планета Марс

Успокоить и

организовать

возбужденных

детей.

Снять

психоэмоционально

е напряжение.

Создать позитивный

фон настроения.

Развивать

познавательный

интерес, внимание,

отвечать на вопросы

полным ответом.

Все планеты солнечной системы - наши

соседи. Луна - спутник нашей планеты

Земля, ее мы можем наблюдать ясной ночью

и без телескопа.

А сейчас я предлагаю вам отправиться на

Луну.

Упражнение на релаксацию

«Невесомость»

Воспитатель: «Поздравляю экипаж, мы

прибыли на Луну. Нам предстоит выйти в

открытый космос. Всем приготовиться.

Сейчас наступает удивительное состояние.

Мы с вами испытываем состояние

невесомости. Давайте почувствуем это

состояние на себе». Дети выходят из ракет и

ходят, имитируя невесомость.

Ну, вот мы и дома.

А теперь давайте познакомимся с самыми

большими планетами, можно сказать –гигантами.

Это Юпитер и Сатурн. На этих планетах нет

твёрдых поверхностей, они состоят из газов,

которые образуют вещество похожее на желе. Если

бы вам предложили жить на этих планетах, что бы

вы ответили? (Ответы детей)

Планеты Уран и Нептун также находятся от

Солнца далеко, поэтому солнечные лучи до них

добраться не могут, и температура на этих планетах

очень холодная – 220 градуса мороза. Можно ли

выжить при такой температуре? (Ответы детей).

Физическое

развитие

Познавательное

развитие

Речевое развитие

Коммуникативная

Показ Луны

-спутника

Земли-

Упражнение

«Невесомость»

Показ планет

Юпитер и

Сатурн

Показ планет

Уран и Нептун

Луна – спутник

Земли

Планеты Юпитер

и Сатурн

Планеты Уран и

Нептун

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Задачи

Содержание ННОД

Образовательная

область,

вид деятельности

Формы

реализации

Программы

Средства

реализации

ООП

.

Солнечная система это наш дом, в

котором планеты расположены в

определенной последовательности.

Игра “Солнечная система”.

1 ребенок – Солнце, 8 детей – планеты, у

Земли – спутник Луна, остальные – звёзды.

В центре стоит ребенок – Солнце.

Остальные планеты занимают свои места

(Меркурий, Венера, Земля+Луна, Марс,

Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун).

Во время игры дети бегают по орбите (по

своей дорожке) под музыку, музыка

затихает, они останавливаются. Играют 2–3

раза. Дети садятся на стулья.

Вопросы к детям:

Что нового вы сегодня узнали?

Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

Физическое

развитие

Игровая

Речевое развитие

Игра

«Солнечная

система»

Игра «Солнечная

система»



В раздел образования