Автор: Синеок Светлана Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР ДС № 58
Населённый пункт: город Озёрск Челябинской области
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Развитие мелкой моторики рук, через разные виды деятельности
Раздел: дошкольное образование
«Развитие мелкой моторики рук, через разные виды деятельности»
Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах
развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
показать значимость развития кистевой моторики у детей;
познакомить с методами, приёмами, способами работы по развитию мелкой
моторики рук в различных видах деятельности;
создать условия для педагогического общения.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной,
мышечной системы, что в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и
точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам
руки и пальцев часто используется термин «ЛОВКОСТЬ РУК».
Учёные – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного
мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой
рук и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют
более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Чем лучше
развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная
на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх
развлекательные, а не развивающие и оздоровительные воздействия.
У большинства современных детей мелкие движения пальцев рук перестают играть
главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии
речи, мышления ребёнка, вызывал в дальнейшем трудности в овладении письмом в
школе; быстро устаёт рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное
написание букв. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием
руки малыша через организацию самообслуживания, специальных игр и упражнений.
Для достижения желаемого результата работа должна быть регулярной и
разнообразной.
I БЛОК .Пальчиковая гимнастика.
– массаж, самомассаж (без предметов, с предметами);
– упражнения для кистей рук («Семья», «Пекарь», «Пальчики дружат»);
– статистические упражнения (удержание пальцами определённой позы: кольцо, коза,
заяц);
– динамические упражнения (развитие подвижности пальцев, переключение с одной
позиции на другую: кулак – ребро – ладонь; ножницы – собака – лошадь).
1.Массаж ладоней и пальцев рук.
Массаж является одним из видов гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее
действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность мышц.
Массаж может быть без предметов и с предметами (колючим массажным мячиком,
природными материалами, самомассаж с прищепками, массаж резиночками для
волос, массаж зубной щёткой).
С помощью гранёных карандашей ребёнок массирует запястье, кисти рук: пальцы,
ладони, тыльную поверхность ладоней, межпальцевые зоны. Особенный интерес
массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с
проговариванием коротких стихотворений и рифмовок:
«Утюжок» – прокатывание карандаша по поверхности стола.
Взять толстый карандаш, положить его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной
ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу:
«Карандаш я покачу
Вправо – влево – как хочу.»
«Добывание огня» – прокатывание карандаша между ладонями.
Положить карандаш на одну ладонь, прикрыть его другой ладонью. Прокатывать
карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к
запястью.
«Догонялочка» – вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.
Возьмите карандаш всеми пальцами . Покрути его, пусть пальчики бегают по
карандашу – догоняя друг друга:
«Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт.»
«Качели» – прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов
карандаша к поверхности.
Положить тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони.
Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша:
«Покачаю вверх и вниз –
Крепче, карандаш, держись!»
«Ладошка» – обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе,
массируя карандашом межпальцевые зоны.
Положи ладонь на стол, широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый
палец тупым концом карандаша:
«Нарисую я ладошку,
Отдохну потом немножко»
Такой массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие малыша,
способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и
кровоснабжение пальцев рук.
2.Пальчиковые упражнения.
Игры и упражнения с пальцами рук представлены в литературных источниках в
разных вариантах: народные с речевым сопровождением, авторские на основе стихов
и без них. Особое внимание следует обратить на то, чтобы дети упражнялись в
разных действиях (сжатие, расслабление, растяжение мышц рук), а так же
тренировались в выполнениях изолированных движений каждым пальцем обеих рук.
Сначала все упражнения выполняются медленно, одной рукой (если не
предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого двумя руками
одновременно. Эти упражнения можно проводить в любое время.
Упражнения условно делятся на три группы:
1 группа. Упражнения для кистей рук:
развивают подражательную способность;
учат напрягать и расслаблять мышцы;
развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
учат переключаться с одного положения на другое.
«Заготавливаем капусту»
Руками имитируем соответствующие действия:
– Мы капусту режем, режем!
Мы капусту рубим, рубим!
Мы морковку трём, трём!
Мы капусту жмём, жмём!
«Муха»
Ладонь закрываем и раскрываем:
– Вот летела муха, на варенье села.
Вымазала брюхо и дальше полетела!
2 группа. Статические упражнения (удержание пальцами определённой позы):
развивают подражательную способность;
учат напрягать и расслаблять мышцы;
учат переключаться с одного движения на другое.
«Очки»
– Бабушка очки одела
И внучонка разглядела!
«Коза»
– Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая!
Глазками - хлоп, хлоп!
Ножками – топ, топ!
Забодает,забодает!
3 группа. Динамические упражнения ( развитие подвижности пальцев,
переключение с одной позиции на другую):
учат сгибать и разгибать пальцы;
развивают точную координацию движений.
«Семья»
– Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А этот пальчик – Я!
Вот и вся моя семья!
(на слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы).
«Этот пальчик хочет спать»
– Это пальчик хочет спать, этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул, этот пальчик уж уснул,
А этот пальчик крепко спит –– никто больше не шумит (шопотом)
Тише, тише не шумите, пальчики не разбудите.
Утро новое придёт, солнце красное взойдёт,
Будут птички щебетать, будут пальчики вставать!
(на последней строчке, все пальцы вытянуть и широко развести).
Таким образом: использование пальчиковых игр и упражнений оказывает
тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей,
вызывая у них эмоциональный подъём и разрядку нервно – психического
напряжения. Так же эти упражнения способствуют содружеству действий рук и глаз.
II БЛОК. Пальчиковые игры.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики рук являются
«пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в
детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи,
творческой деятельности.
«Пальчиковые игры» –– это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок
при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность
детям ориентироваться в направлениях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
«Без предметов» –– расскажи сказку, расскажи стихи руками (рисунки в воздухе
пальцем, ладонью).
«Игры с пуговицами» –– в процессе игры развивается мелкая моторика рук,
зрительно – моторная координация, математическое мышление, внимание, точность
движений, творческая и эмоциональная сфера (ребёнок украшает шаблоны
пуговицами).
«Игры с прищепками» –– игры с прищепками развивают мелкую моторику рук.
Особенно они полезны, если пальчики ребёнка действуют неуверенно, неловко. Игры
с прищепками хорошо развивают щипковый хват, способность перераспределять при
щипковом хвате мышечный тонус.
«Игры с крупами» ––– самая распространённая игра – рисование на манке.
Ещё один вид игры с крупами – это «Сухой бассейн». Для создания «Сухово
бассейна» небольшую глубокую миску нужно заполнить промытым и просушенным
горохом, гречкой или фасолью. Погружаясь, как можно глубже в наполнитель, ручки
ребёнка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движение –
координированными . Главное – руки должны быть в крупе по запястье, ведь таким
образом снимается мышечный спазм ручек, напряжённость и усталость.
Особенно полезна гречка, так как эта крупа имеет острые грани, которые
необходимы для активизации нервных окончаний пальчиков.
Таким образом: пальчиковые игры очень эмоциональные. Они увлекательны и
способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывается ловкость,
умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде
деятельности.
III БЛОК. Творческий.
Работа с глиной, пластилином, солёным тестом.
Работа с бумагой, картоном, гофро – салфетки, ткань разной текстуры, вата.
Работа с природным и бросовым материалом (жёлуди, шишки, орехи, веточки,
почки, листья, макаронные изделия, бусинки, пуговицы, крышки, яичная скорлупа).
Конструирование из разных видов конструкторов.
Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и
хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.
Таким образом: чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше
происходит развитие мелкой моторики и тем раньше и лучше развивается его речь,
т.к. уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько
развиты тонкие движения детских пальчиков.
МБДОУ ЦРР ДС № 58
Консультация для родителей 2 младшей группы
«Развитие мелкой моторики рук
через разные виды деятельности»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной
категории гр. № 9
Синеок С. А.