Напоминание

Страхи у детей младшего школьного возраста и их коррекция


Автор: Исаенко Валентина Валерьевна
Должность: студент
Учебное заведение: ЧелГУ
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Страхи у детей младшего школьного возраста и их коррекция
Раздел: дополнительное образование





Назад




Страхи у детей младшего школьного возраста и их коррекция.

В современном обществе существует большое количество факторов, которые

негативно влияют на ребенка и не позволяют должным образом развиваться

индивидуальным особенностям личности.

Многие исследователи обращают внимание на увеличение количества детей,

имеющих разнообразные страхи, особенно в непростой, «переломный»

момент жизни, когда ребенок переходит из детского сада в школьную жизнь.

Своевременное выявление страхов позволяет оказать ребенку

психологическую помощь, преодолеть возникшие трудности в непростой для

него период жизни.

Исследуя проблему возникновения и развития страхов, Захаров А.И. отметил,

что, испытывая страх, ребенок познает окружающий его мир, относится

к нему более избирательно, что имеет существенное значение при

формировании определенных качеств личности [4, с.15].

Таким образом, страх позволяет ребенку усвоить определенные социальные

нормы, понять какое поведение является приемлемым в современном

обществе, другими словами, играет социализирующую роль в развитии

личности.

Исследователи отмечают, что термин «тревога» является довольно близким

по смысловому значению к страху. Вместе с тем имеются существенные

различия между этими определениями. Тревога предполагает такое

эмоциональное состояние, при котором отсутствует конкретный предмет,

вызывающий опасение, человек просто ожидает, что события будут

развиваться неблагоприятно. В случае, когда пугает какой-то конкретный

объект, либо человек опасается наступления определенных событий,

пугающих его, речь идет о страхе.

Вместе с тем, и страх и тревога предполагают такое эмоциональное

состояние, при котором возникает чувство волнения, обеспокоенное

состояние, отсутствует чувство безопасности.

Возникновение страхов у детей, как правило, определено возрастными

особенностями, сами страхи являются временными. В случае своевременного

возникновения причин появившихся страхов, они обычно исчезают.

Некоторые страхи все же сохраняются продолжительное время и болезненно

переносятся детьми. Такие страхи, являются невротическими, вызваны

страхами самих родителей, нарушениями в воспитательном процессе,

незаинтересованностью жизнью ребенка со стороны родителей и незнанием

его возрастных особенностей. В данном случае необходимо оказание

профессиональной психологической помощи, что поможет предотвратить

отрицательное воздействие возникших страхов на эмоционально — волевую

сферу ребенка и его мышление.

Среди наиболее часто встречающихся причин детских страхов можно

выделить следующие:

— фантазии ребенка. В данном случае предмет страха придуман ребенком.

Многие дети боятся чудовищ, привидений, темноты. Реакция на такие

фантазии разнообразна, иногда ребенок забывает их, а иногда такие страхи

приводят к негативным последствиям.

— определенный случай, который напугал ребенка. К примеру, на ребенка

напала собака. В таких ситуациях страх не всегда становится заметным для

других людей, вместе с тем такой страх наиболее эффективно можно

скорректировать. Ключевое значение в данном случае имеют особенности

характера ребенка (низкая самооценка, недоверие, трусость).

— конфликты в семье, при которых ребенок опасается стать их причиной,

у него возникает чувство вины в конфликте, который произошел между его

родителями.

— страхи, внушенные кем-то. Обычно источник таких страхов — взрослые,

окружающие ребенка, которые слишком эмоционально предостерегают его

от возможной опасности. При этом взрослые не замечают и не анализируют,

что именно напугало ребенка, возникшая опасность или то, как на нее

реагируют взрослые. В конечном счете ситуация становится для ребенка

непонятной, но он в любом случае ощущает тревогу. В дальнейшем, при

возникновении таких ситуаций у ребенка появляется страх, который возник

у него ранее.

— взаимоотношения с другими детьми, того же возраста. В случае, когда

ребенок вступает в конфликт со сверстниками, или они не принимают его

в свой коллектив, ребенок начинает бояться того, что будет унижен.

Аналогичный ситуация также может возникнуть, когда дети сами пугают

друг друга различными, например, страшными историями.

— ошибки в воспитании. Страх у ребенка может быть вызван при

недостаточном внимании со стороны родителей или же, наоборот, при

чрезмерном его контроле, жесткостью со стороны членов семьи.

— невроз, который проявляется в случае, когда ребенок слишком переживает

свой страх, либо сильно его проявляет. Обычно такие страхи являются

несвойственными для возраста ребенка. Проявлениями патологического

страха могут быть эмоциональный шок и другие его крайние выражения.

В данном случае расстройство психики диагностируется медицинскими

работниками.

В современной литературе страхи разделяют на социальные (страх

одиночества, либо определенных людей, боязнь осуждения) и природные

(страх смерти, страх крови, боязнь высоты, огня, боязнь врачей).

Переломным моментом является переход от дошкольной жизни к обучению

в школе, что влияет на психическое развитие ребенка. В данный период

жизни ребенок переходит к процессу обучения, а игровая деятельность

уходит на второй план, перед ребенком возникают новые задачи, которые

он еще только учиться решать. Обучаясь в школе, дети приобретают новые

знания, приобретают какой-то определенный социальный статус. У ребенка

меняются интересы, меняется его окружение, появляются взрослые, которые

становятся для него авторитетными- педагоги. Дошкольники начинают

осознавать свои собственные переживания в дальнейшем, в школьном

возрасте переживания, осознанные ребенком, начинают образовывать

прочные аффективные комплексы.

Вместе с тем, у младших школьников все меньше проявляются страхи,

обусловленные инстинктом самосохранения, на их смену приходят

социальные страхи, которые по своей природе являются наиболее сложными

и их гораздо сложнее определить. К таким страхам относят:

Страх смерти родителей. В случае, если определенные симптомы не были

замечены у ребенка, они могут начать свое проявление в начальных

признаках невроза, таких как повышенная активность, либо, наоборот

медлительность и пассивность, нарушения сна. Данная ситуация приводит

к тому, что снижается успеваемость ребенка, а в дальнейшем появляется

недовольство со стороны учителей. Впоследствии проблема усугубляется,

страхи прогрессируют.

Основным страхом у младших школьников является страх оказаться

«не тем». Ребенок опасается, что не станет тем ребенком, которого уважают

сверстники, тем, о котором все отзываются с хорошей стороны. По сути, это

страх того, что ребенок не сможет соответствовать требованиям социума,

в основном тех людей, которые его окружают, как взрослых, так

и сверстников. Данный страх проявляется в том, что ребенок боится сделать

что — то неверно, вразрез с общепринятыми нормами и ожиданиям. Для

того, чтобы избежать возникновения подобного детского страха, необходимо

поддерживать ребенка и одобрять его поступки, однако, делать это нужно

предельно осторожно и сдержанно, хвалить исключительно за конкретные

действия.

— Еще одним социальным страхом является страх разлуки. Ребенок боится

расстаться с теми лицами, которые являются значимыми для него. Такой

страх может стать патологическим и носить длительный характер, что

наносит ущерб качеству жизни, свойственному определенному возрасту,

или же проявляться в возрасте, когда данный страх должен быть преодолен.

— страх ответственности. Зачастую такой страх возникает в семьях, где

ребенка воспитывают строго, либо его родители постоянно чего-то

опасаются. И в том, и в другом случае, ребенок не может совершить простой

выбор.

Для того, чтобы решить проблемы детских страхов необходим комплексный

подход при выборе способа психологической коррекции и преодоления

«психического неблагополучия» ребенка.

Психологическая коррекция представляет собой деятельность, направленную

на то, чтобы исправить особенности развития психики, которые

не соответствуют установленной норме или считаются несоответствующими

возрасту ребенка, согласно критериям, установленным «возрастной

психологией».

Первая стадия коррекции — диагностика, которая может быть проведена

в форме беседы. В данном случае применяются проективные для детского

возраста методики (например, рисуночные тесты), поскольку отражают

настроение ребенка в данный момент т отражают его внутренний мир.

Наиболее эффективными являются:

Арт-терапия. В данном методе используется творчество — музыка, кино,

игра, лепка, книги (сказкотерапия), фотография, рисование, актерское

мастерство, песочная терапия и ряд других.

Наиболее успешным является применение нескольких методик

одновременно, что называется «арт — синтезтерапия». Так как многие виды

искусства сочетаются, возможно применение разнообразных методик,

например, драматургия и театр, оригами и игротерапия и т.п.

Одним из популярных видов психокоррекции является зоотерапия.

Взаимодействие ребенка с животными приводит к снятию стресса, усталости,

меняется артериальное давление.

Садовая терапия также является одним из видов психокоррекции.

Системный подход является одним из самых эффективных в психотерапии

детских страхов. Пройти возрастную обусловленность страхов и перейти

к активной деятельности, помогает применение одного или нескольких

методов коррекции. Намного сложнее лечить навязчивые состояния

и возникшие у взрослых фобии, чем предупредить развитие патологических

страхов у детей, в связи с чем, проблема по выявлению детских страхов

и выбору методов их коррекции, по-прежнему остается актуальной.

Литература:

1. Голутвина В. Как победить детские страхи: простые методики, которые

помогут вашему ребенку ничего не бояться/ В. Голутвина. — Москва: Гелеос,

2008. — 256 с. ISBN: 978—5-8189—1362—9

2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей/ А. И. Захаров. — СПб.:

Речь; М.: Сфера, 2010. — 313с. ISBN: 5—9268—0368—3

3. Сорокина В. В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе.

Диагностика и пути преодоления. — 2-е изд. / В. В. Сорокина.— М.: Генезис,

2007. — 191с.

4. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/

А. И. Захаров. — М.: Педагогика, 1986. — 127 с.; 2-е изд. — М.: Педагогика,

1993. — 127 с.

5. Кочетова Ю. А. Психологическая коррекция детских страхов [электронный

ресурс] /Ю. А. Кочетова. — электронный журнал «Психологическая наука

и образование», 2012, №1.

6. Сизых С. В. Садовая терапия / Сизых С. В., Кузеванов В. Я.// Биология

в школе. — 2009. — № 5. — С. 47–50.



В раздел образования