Автор: Халепа Надежда Николаевна
Должность: Воспитатель 1ой категории
Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида №26 "Реченька"
Населённый пункт: Ступино Московская область
Наименование материала: проект
Тема: "До свиданья, ясли! Здравствуй, детский сад!"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ д/сад комбинированного вида №26 «Реченька»
Ступинского муниципального района М.О.
Проект «До свиданья, ясли!
Здравствуй, детский сад!».
Подготовил:
воспитатель ясельной группы Н.Н.Халепа
г. Ступино
2017г.
Тема проекта: «До свиданья, ясли! Здравствуй, детский сад!».
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный – март-май 2017г.
Актуальность проекта.
При переходе из яслей в детский сад у детей происходит своеобразная
переделка сформировавшихся стереотипов: приходится расставаться с
привычной обстановкой в группе, с воспитателями, игрушками и т.д. и
адаптироваться к новым условиям жизни, где от них требуется другое
поведение. Все это может вызвать сильный стресс в виде различных
негативных реакций, плача. Проблема адаптации детей ясельной группы к
условиям детского сада очень актуальна. От того, как пройдет привыкание
детей (каждого ребенка) к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и
сверстникам, зависят их (его) физическое и психическое развитие,
дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Цель реализации проекта: помочь детям без особых трудностей перейти из
яслей в детский сад.
Задачи реализации проекта: сформировать положительную установку на
детский сад, положительное отношение к нему и к новым воспитателям.
Учить детей взаимодействовать с детьми других групп. Создать
эмоционально-благополучную атмосферу праздника.
Ожидаемый результат: формировать положительное отношение детей к
детскому саду и к новым воспитателям. Получить представления о новой
группе, «освоение» ее детьми. Установить доверительные отношения между
новыми воспитателями и детьми, воспитателями и родителями.
Использовать словотворчества, игры, песни в повседневной жизни.
Паспорт проектной деятельности: дети 1,8 - 2 лет.
Направленность: познавательно-речевая, игровая деятельность.
Участники проекта: воспитатели, родители и дети ясельной группы.
Формы проведения: занятия, экскурсии, совместная деятельность (беседы,
рассматривание иллюстраций и т.д.), праздник «Вот какие мы большие».
Индивидуальная работа (разучивание стихов, песен).
Работа с родителями (консультации, рекомендации, знакомство с новыми
воспитателями на родительском собрании).
Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический, игровой.
Предварительная работа: беседы с детьми, положительно настраивающие их
на переход в детский сад, экскурсии по детскому саду, в подготовительную
группу, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, рассказ
воспитателя подготовительной группы о себе и своей группе.
Ресурсы и условия, необходимые для реализации проекта:
1.Изучить литературу по данной теме.
2. Разработать советы и рекомендации для родителей по адаптации детей к
детскому саду. Разработать сценарий праздника.
3. Сделать подборку стихов, песен, загадок для праздника.
4. Изготовить необходимые атрибуты для его проведения.
5. Оформить папку-передвижку или стенд для родителей «Вот какие мы
большие» с фотографиями.
Ожидаемый результат: Формировать положительные отношения детей к
детскому саду и к новым воспитателям. Получение представления о новой
группе, «освоение» ее детьми. Установление доверительных отношений
между новыми воспитателями и детьми, воспитателями и родителями.
Использование словотворчества, игр, песен в повседневной жизни.
Приложение: Конспекты экскурсий-осмотров, дидактическая игра «На
нашем участке», стихи про детский, паспорт группы, сценарий праздника,
советы родителям, папка-передвижка по адаптации.
Приложение №1:
Конспект экскурсии-осмотра музыкального зала.
Тема: Знакомство с музыкальным залом.
Цель: познакомить детей с музыкальным залом и его назначением.
Словарная работа: барабан, бубен, погремушки.
Ход экскурсии - осмотра:
I Пальчиковая игра. Жили-были пальчики: Девочки и мальчики, Девочки и
мальчики. Этот пальчик – Сонечка, этот пальчик – Тонечка, По середочке –
Сергей, Рядом с братцем – Алексей, А вот это – Гришка, Пятый шалунишка.
II Сюрпризный момент. В гости приходит собачка и приглашает детей в
музыкальный зал.
III Проблемная ситуация. Воспитатель спрашивает у детей: для чего нужен
музыкальный зал? Предлагает спросить у музыкального руководителя.
IV Рассказ музыкального руководителя. - Здравствуйте, ребята! Меня
зовут Елена Владимировна. Вас привела ко мне добрая собачка? Проходите, я
покажу вам свой музыкальный зал. Я здесь работаю. Играю на вот этом
большом музыкальном инструменте. Он называется Фортепиано.
Посмотрите, как здесь много разных клавиш, черных и белых, больших и
маленьких. Хотите послушать, как оно звучит? /играет мелодию из
репертуара данного возраста/. - Вам понравилось? Дети всего детского сада
приходят ко мне на занятия. Я играю на фортепиано, а они поют, танцуют,
играют в различные игры. А вы умеете танцевать? Потанцуйте, а наша
собачка на вас посмотрит. /Дети танцуют/.
V Обыгрывание песни «К нам пришла собачка». - Собачка хочет, чтобы я
спела про нее песенку. Послушаете? Проходите на стульчики. / Играет и
поет/.
VI Игра «Солнышко и дождик». Елена Владимировна и воспитатель
показывают, как надо играть в эту игру. - Ребята, а вот в этом шкафу у меня
стоят другие музыкальные инструменты: барабан, бубен, погремушки.
Хотите на них поиграть? /Дети играют/.
VII Прощание. - Ребята, вам понравилось у меня? Придете ко мне еще? Мы
с собачкой будем вас ждать. Приходите. До свидания! До новых встреч.
Конспект экскурсии-осмотра медицинского кабинета.
Тема: Знакомство с медицинским кабинетом.
Цель: познакомить с новым помещениям детского сада - медицинским
кабинетом, выяснить назначение и функцию некоторых предметов.
Словарная работа: ростомер, весы, градусник, врач.
Ход экскурсии-осмотра:
I Пальчиковая игра «На опушке дом стоит». На опушке дом стоит, На
дверях замок висит, За дверями стоит стол, Вокруг дома частокол. Тук-тук:
дверь открой, Заходите, я не злой.
II Проблемная ситуация. Воспитатель обращает внимание детей на куклу
Машу, которая лежит в кровати. - Ребята, Маша заболела. Она вчера ела
холодное мороженое, и у нее заболело горлышко, поднялась температура. Что
же делать? Как помочь Маше? /Выслушивает предложения детей/ - А у нас в
детском саду есть медсестра. Ее зовут Алеся Викторовна. Хотите с ней
познакомиться, она будет очень рада вас видеть.
III Рассказ медсестры. - Здравствуйте, ребята. Проходите, я вас уже давно
жду. Я – медсестра, меня зовут Алеся Викторовна. Я слежу за здоровьем
детей. Посмотрите на этот предмет. Это – ростомер. Он помогает узнать, как
вы растете. Давайте измерим рост у Саши, Вики…/измеряет рост 2-3 детям/.
Дети стали больше, подросли. А это – весы. Они помогают мне узнать ваш
вес. Сейчас мы узнаем, сколько весит Коля. /Взвешивает 2-3 детей/. А еще я
проверяю горлышко. Когда я смотрю ваше горлышко, что вы произносите? /
«а-а-а»/. Правильно. - Ваня, покажи мне твое горлышко. А Дашу послушаю,
нет ли у нее хрипов. А еще у меня есть градусники, чтобы измерить
температуру. Вы все здоровы, никто не болеет. Выросли, стали большие.
Воспитатель: Дети все здоровы, но у нас заболела кукла Маша и мы не знаем
как ей помочь. /Дети рассказывают, что болит у Маши/. Врач: когда придете в
группу, проверьте горлышко у куклы так же, как я это делала, послушайте ее
и смерьте температуру. А это сироп для вашей Маши. А это витамины для
вас. Приходите ко мне еще. Вместе с Машей. До свиданья.
IV Дидактическая игра «Вылечим куклу Машу». Дети возвращаются в
группу и лечат куклу.
Приложение № 2 Дидактическая игра «На нашем участке».
Дидактическая задача: учить детей ориентироваться на участке детского
сада, называть знакомые предметы, выполнять поручения.
Игровая задача: познакомить куклу Машу с участком детского сада.
Ход игры: воспитатель приходит с куклой на участок. Просит детей
познакомить Машу с участком и показать все самое интересное вокруг. Дети
по очереди берут Машу и показывают ей всё, что хотят, называя предмет:
веранда, горка, песочница, спортивные сооружения, качели и т.д. Маша,
чтобы « запомнить быстрее», даёт детям поручения: перенести ведёрко из
песочницы на веранду; покачать на качелях куклу; потренировать мишку на
перекладине; покопать лопаткой песок и сделать куличик. Она просит детей
дать и ей поручения. В конце игры Маша угощает детей конфетами.
Приложение № 3 Стихи про детский сад.
Детский сад.
Мы приходим в детский сад, там игрушки стоят.
Паровоз, Пароход дожидаются ребят.
Там картинки на стене и цветы на окне.
Захочу - Поскачу на игрушечном коне!
В этом доме все для нас - сказки, песня и рассказ, шумный пляс, тихий час
В этом доме все для нас! Вот какой хороший дом! В нем растем мы с каждым
днем,
А когда подрастем, вместе в школу мы пойдем.
(О. Высотская)
Новые ясли.
Новые ясли открыты у нас,
В ясли придут ребятишки сейчас.
В комнатах светлых кроватки стоят В эти кроватки уложат ребят
Держится Миша за мамин подол – Миша заплаканный в ясли пришел.
Оленька смело гуляет одна, в ясли сама прибежала она.
Чище умойся, воды не жалей – Будут ладошки от мыла белей.
Берегите игрушки.
Заяц с куколкой играл - платье куклы разорвал.
Взял потом себе машинку - разобрал наполовину.
Мячик маленький нашел - этот мячик проколол.
А когда конструктор взял - все детали растерял!
Чем играть теперь другим? Нет, не надо быть таким!
Вы игрушки берегите и заботливо храните.
Приложение № 4 паспорт группы.
Приложение № 5 Сценарий праздника «Вот какие мы большие».
Дети под музыку входят в зал и садятся на стулья.
Ведущая: Все, кто здесь в гостях сейчас. Посмотрите-ка на нас: Какие все
нарядные. Красивые, опрятные!
Ребенок: Вот исполнился годок Нашей группе «Мишутка», Мы теперь уже
большие, А не карапузики.
Ведущая: На прощанье мы устроим Праздник радостный для всех, потому
что это первый в жизни вашей юбилей.
Ребенок: Еще мы дарим песенку, звенит она и льется, пусть маме будет
весело, пусть мама улыбнется.
Песня «Праздник».
Дети: Полюбуйтесь вы на нас: Мы уже большие, В детский сад возьмите нас,
Тети дорогие.
Ведущая: Значит, вы в детский сад собрались? А разве вы уже выросли? /да/
Ребенок: Меня кормили с ложки, но я подрос немножко, Смотрите-ка скорее:
Я кушать сам умею.
Ребенок: Я умею одеваться, если только захочу, я и маленького братца
одеваться научу.
Ребенок: Посмотрите на меня: какая я большая! И ботинки я сама надеваю, и
не плакала с утра, может в садик мне пора?
Песня «Вот какие мы большие».
Ведущая: Ой, слышите, кто это там стучит?
Клоун (заходит): А вот и я! Здравствуйте, друзья! Вы меня узнали? Кто я? К
вам спешил из цирка я, Полюбуйтесь на меня: Клоун я смешной, веселый, А
зовут меня Антоном.
Ведущая: Научились наши дети песни петь и танцевать, выходите-ка, ребята,
вы поплясать.
Танец « »
Клоун: Порадовали вы меня! Молодцы! А сейчас проверим, умеете ли вы
загадки отгадывать. (Достает мешок с игрушками: заяц, лиса, собачка).
Просыпается и лает, Всем приятных снов желает. Кто это? (собачка).
Всех зверей она хитрей, Шуба рыжая на ней, Пышный хвост - ее краса, это
хитрая…(лиса).
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц).
Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. (Медведь).
Клоун: Молодцы.
Ведущая: Клоун, а мы знаем игру про собачку. Игра «Лохматый пес»
Ведущая: Видишь, наши дети многому научились. А ты нас чем удивишь,
чем порадуешь?
Клоун: Я сплясать для вас смогу. Если вы поможете. Дети встают в круг.
Клоун в центре круга пляшет с бубном.
Игра Фрида «Бубен».
Клоун: Ну, спасибо вам, друзья, Поплясал на славу я! Только что-то ваши
гости засиделись тут немножко. Проведем игру для зрителей, Дорогих нам
родителей: Найдут ли они своего сыночка или дочку С завязанными глазами.
Конкурс для родителей:
Ведущая: Антоша, а детям пора собираться.
Клоун; А куда?
Ведущая: В детский сад, ведь они теперь большие!
Клоун: Я тоже в детский сад хочу, я тоже большой!
Ведущая: Ребята, возьмете клоуна Антошку с собой? Но прежде, чем
отправиться в путь, мы хотим вам вручить подарки (папки с детскими
рисунками). Вручение подарков.
Ведущая: А теперь пора в дорогу! Скорее на поезд! Счастливого пути! Всем
спасибо за внимание, До скорого свидания!
Приложение № 6 Советы родителям до поступления в детский сад:
1.
соблюдать режим дня; приводить ребенка в детский сад тому, с кем
малыш легче прощается;
2.
приходить в детский сад с любимой игрушкой;
3.
исходя из индивидуальных особенностей ребенка, разрешается
присутствие близкого человека; первая неделя посещения желательно с
утра и до обеда;
4.
информировать воспитателей об особенностях своего малыша;
5.
постараться отучить своего ребенка от вредных привычек
Приложение № 7 Папка-передвижка по адаптации.
С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Адаптация
– это не только процесс привыкания ребёнка к ДОУ на первых порах, но и
выработка умений и навыков к повседневной жизни. Адаптация является
активным процессом, приводящим к позитивным (к адаптированности)
результатам или негативным (стресс). При этом выделяется два критерия
успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная
удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и
точно выполнять новые требования). Прежде чем отдать ребёнка в ясли,
необходимо провести соответствующую подготовку. Постепенный переход
ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к
новым условиям. Длительность периода адаптации зависит от особенностей
высшей нервной деятельности и возраста ребёнка; наличия или отсутствия
предшествующей тренировки его нервной системы; состояния здоровья;
резкого контакта между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться
дома и той, в которой находится в детском саду; разницы воспитания.
Различают три степени тяжести адаптации: лёгкая адаптация: к 20-му дню
пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребёнок нормально
ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на
контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без
осложнений. Вес без изменений.
Адаптация средней тяжести: эмоциональное состояние, аппетит и сон
нормализуются медленнее, примерно к 30-му дню. Кроме того, в первый
месяц после поступления многие дети заболевают ОРВИ (не более 7-10 дней,
проходит без осложнений).
Тяжёлая адаптация: у детей отмечаются стойкие нарушения поведения: они
прячутся в укромный уголок или сидят в раздевалке, зовут маму, много
плачут, плохо спят, отказываются от еды. В первые дни они бурно реагируют
на уход родителей, проявляют агрессию к сверстникам, потом становятся
вялыми и пассивными. Такие дети, как правило, заболевают ОРВИ в первые
10 дней после поступления в ДОУ, болеют повторно и с осложнениями.
Период адаптации задерживается до 2-3 месяцев, иногда до 6 и более. Часть
детей не болеют, но, несмотря на это, у них длительно отмечается
неадекватное поведение, некоторые даже перестают говорить.
Приложение 7 - Анкета-опросник для родителей по завершению занятий в
ясельной группе.
1. Возраст ребенка-
2. Пол – м или ж
3. Как долго ребенок посещал группу
4. Изменились ли Ваши отношения с ребенком, если да, то как:
5.
Какие изменения произошли в развитии Вашего ребенка?
6.
Что для Вас в работе воспитателей было наиболее ценным и интересным?
7.
Ваши пожелания воспитателям и администрации детского сада.
Воспитатель ясельной группы «Мишутка»
Н.Н.Халепа
март - май 2017