Автор: Исаенко Валентина Валерьевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ЧелГУ
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимосвязь личностных особенностей родителей и детских страхов
Раздел: дополнительное образование
Взаимосвязь личностных особенностей родителей и детских страхов
Ни для кого не секрет, что агрессивная окружающая среда, обусловленная
экспоненциальным ростом технического прогресса, является причиной
возникновения человеческих страхов, в том числе и детских. В ряду
эмоциональных нарушений, страх рассматривается как предневротический
симптом. В младшем школьном
и
л
и
д
о
х
о
д
возрасте,
и
л
и
д
о
х
о
д
распространены
и
л
и
д
о
х
о
д
внушенные
т
у
т
з
а
к
а
з
детские
т
у
т
з
а
к
а
з
страхи. [1] Результаты различных исследований детей младших классов
приводят к схожим показателям, указывая на то, что более половины детей к
концу первого учебного года имеют отклонения нервно-психического
здоровья. Такие отклонения проявляются в эмоциональной неустойчивости,
раздражительности, плаксивости и тревожности. Также детям приходится
бороться с такими недугами, как нездоровый сон, недостаток жизненной
энергии, головные боли и т.п.
Если своевременно не принять меры и не «рассмотреть» испытывающего
страх ребёнка, то велика вероятность того, что страх будет прогрессировать,
всё сильнее закрепляясь в памяти. Такое устойчивое образование может
сопровождать личность до конца жизни, а в лучшем случае, «выйдет
наружу» в более сознательном возрасте.
Если родители в достаточной степени осознанны и ответственны, имеют
гибкий ум и внимательно наблюдают за поведением ребёнка, то процесс
появления и роста страхов можно своевременно остановить. Целью
резюмируемого в статье исследования является привлечь внимание широкой
общественности к проблеме детских страхов, пробудить в родителях
вышеуказанные качества, и, пусть даже в малой степени, повлиять на
негативную тенденцию роста детских страхов в последние годы.
Методология и порядок исследования.
На начальном этапе была проанализирована проработанность тематики
исследования в научной литературе, расстановлены задачи и определены
цели. Далее был проведён теоретический анализ взаимосвязи детских
страхов с личностными характеристиками родителей, подобраны методики.
В завершении результаты были систематизированы.
В исследовании применялись следующие методики:
1.
Методика многофакторного
и
л
и
д
о
х
о
д
исследования личности Р. Кеттелла для выявления личностных
особенностей родителей.
2.
Методика А.И. Захарова для выявления детских страхов [2]
Первая отражает ряд аспектов личности родителя: положение в
коммуникативной сфере, эмоциональная регуляция поведения, уровень
адаптации в социуме, творческий и лидерский потенциалы и др. Такая
методика является наиболее распространённой во всём мире, поскольку
многократно доказала свою эффективность.
Методика А.И. Захарова основывается на выявлении детских страхов
посредством личной беседы с ребёнком. Согласно методике, важно создать
именно доверительную беседу, чтобы ребёнок почувствовал дружескую
атмосферу и, без отклонений от темы, максимально точно оперировал
словами «да», «нет» и «не знаю». Для этого нужно сидеть рядом с ребёнком,
а не напротив, подбадривать его, «между строк» хвалить за то, что он честно
отвечает на вопросы. Весь разговор записывается на диктофон для
последующего анализа. Целью исследования по методу А.И. Захарова
является выявление показателей 29 страхов. Среди них страхи одиночества,
чужих людей, кошмарных снов, стихийных бедствий, наказаний, болезней,
смерть родителей и другие.
Результаты исследования
Результаты показали, что у 44% (группа I) восьмилетних школьников
количество страхов выше нормы, оставшиеся 56% (группа II) - в пределах
нормы. 74% родителей детей из первой группы имеют низкие показатели
общительности, эмоциональной устойчивости, сдержанности, самоконтроля.
Что касается родителей детей из второй группы, то 62% из них имеют
позитивные показатели тех же качеств: они более общительны, добродушны,
с лёгкостью идут на контакт, эмоционально устойчивы и с лёгкостью
контролируют себя.
Н
о
р
м
а
с
т
р
а
х
о
в
у
д
е
т
е
й
п
р
е
в
ы
ш
е
н
а
(
г
р
у
п
п
а
I
)
Н
о
р
м
а
с
т
р
а
х
о
в
у
д
е
т
е
й
н
е
п
р
е
в
ы
ш
е
н
а
(
г
р
у
п
п
а
I
I
)
0
5
10
15
20
25
30
35
40
Взаимосвязь личностных качеств родителей и детских страхов
Родители с отклонениями
Родители без отклонений
Диаграмма наглядно отображает, что в первой группе явно преобладает
количество родителей с негативными отклонениями в личных качествах. Как
следствие, это приводит к образованию детских страхов, которые в
последствии могут сыграть отрицательную роль в становлении личности.
Чтобы этого избежать, родители должны принимать свои негативные
качества, прорабатывать их и заменять на позитивные. Это огромная работа
над собой, но только так можно исправить ситуацию. В противном случае,
дети будут вырастать с психологическими блоками, которые впоследствии
сыграют такую же роль на следующих поколениях. Такой процесс, как
правило, прогрессирует достаточно быстро, и, чтобы избежать
катастрофических последствий, нужно заниматься проблемой уже сегодня.
Каждый может начать с себя, и тогда мир изменится.
1.
Бондарев,
В.
Предупреждение
детской
нервности
[Текст]
/
В.
Бондарев // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 3. - С. 25-35.
2.
Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и
патогенез / А.И. Захаров. - М.: Просвещение, 1998. - 148 с.