Напоминание

Воспитание ценностного отношения ребенка к труду.


Автор: Голышева Ольга Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ- Центр развития ребенка-детский сад №29
Населённый пункт: г.о.Жуковский
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание ценностного отношения ребенка к труду.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Голышева Ольга Дмитриевна

Воспитатель МДОУ-детский сад №29

Город Жуковский

Воспитание ценностного отношения ребенка к труду.

Воспитание должно развить в человеке

привычку и любовь к труду; оно должно

дать ему возможность отыскать

для себя труд в жизни.

К. Д. Ушинский

«Труд облагораживает человека»

В.Г. Белинский

«Истинное сокровище для людей – умение трудиться»

Эзоп

«Неусыпный труд все препятствия преодолевает»

М.В.Ломоносов

Труд на протяжении многих веков является основой жизни и культуры, главным

условием физического и нравственного развития человека. К сожалению, не каждому

даются от природы трудолюбие, самостоятельность и умение трудиться в коллективе.

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью семейного воспитания. О

значении приобщения ребенка к труду сказано немало. Самое главное - труд воздействует

на становление личности. Прогрессивные мыслители, педагоги и общественные деятели

подчеркивали, что вне труда невозможно сформировать основополагающие качества

личности. Разные исследователи отмечали, что подготовка подрастающего поколения к

труду - естественная часть общего образования, неотрывно связанная с его содержанием.

В традиционном обществе ребенок с ранних лет был естественно вовлечен в трудовую

жизнь семьи. В современном информационном обществе иные реалии: период детства

затягивается, а начало трудовой деятельности, особенно в городах, откладывается.

Общество столкнулось с такими проблемами, как недостаточная самостоятельность

подрастающего поколения, сложности с профориентацией, отсутствие готовности к

длительному напряженному труду, стремление к красивой «киношной» жизни, низкий

уровень ответственности. При этом тенденции развития общества и современных

технологий требуют воспитания человека образованного, активного, способного

нестандартно мыслить, готового к грамотному преобразованию мира и самого себя.

Справляется ли сегодня семья с функцией первоначального трудового воспитания?

Каковы особенности трудового воспитания ребенка дошкольного возраста в современной

семье?

Родители убеждены в значимости трудового воспитания ребенка, поскольку в

дальнейшем его ждет трудовая деятельность и в семье, и в профессиональной сфере.

Некоторые родители считают, желание ребенка трудиться определяется

наследственностью.

Трудовому воспитанию в современных семьях не отводится ключевая роль.

Теоретически родители считают этот процесс важным, но сконцентрированы скорее на

подготовке ребенка к школе. При этом не осознается тот факт, что трудовое воспитание

может выступать эффективной частью подготовки ребенка к школе.

Основными формами трудового воспитания в семье являются трудовые поручения,

труд детей не систематичен, родители не концентрируют их внимание на труде взрослых,

недостаточно вовлекают в него. Содержание трудового воспитания сужено, зачастую

ограничивается самообслуживанием. Тогда как в семье существуют объективные

возможности для расширения содержания трудового воспитания по сравнению с

трудовым воспитанием в ДОУ.

Основным педагогическим условием трудового воспитания в современной семье, по

мнению специалистов, является систематическая трудовая деятельность детей дома,

которая призвана способствовать развитию в ребенке таких личностных качеств, как

ответственность, опрятность, уважение к труду, которые разовьются в трудовое сознание»

которая будут содействовать появлению трудолюбия, формированию умений и навыков,

необходимых для дальнейшей трудовой деятельности.

Влияние семьи на трудовое воспитание ребенка заключается в выработке трудолюбия,

доброго отношения к труду, постоянной демонстрации примеров достойного труда.

Таким образом, можно выделить основные шаги трудового воспитания детей в семье:

1.

приобщение к труду за счет увеличения объема самообслуживания;

2.

постепенный переход от самообслуживания к труду для других членов семьи;

3.

расширение круга обязанностей, их усложнение;

4.

тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

5.

организация домашнего обучения выполнению трудовых операций;

6.

формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной работы;

7.

учет

индивидуальных

особенностей

ребенка

при

распределении

трудовых

поручений;

8.

регулярные

поощрения

прилежного

выполнения

поручений,

проявления

самостоятельности и инициативы.

Путем выполнения этих простых действий можно сформировать у ребенка устойчивое

желание трудиться и заложить основы глубоких нравственных качеств. Однако для этого

родителям важно понимать, как значение и особенности трудового воспитания детей в

семье, так и специфику формирования у них трудовых умений, формы и методы

приобщения к труду.



В раздел образования