Автор: Голышева Ольга Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ- Центр развития ребенка-детский сад №29
Населённый пункт: г.о.Жуковский
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание ценностного отношения ребенка к труду.
Раздел: дошкольное образование
Голышева Ольга Дмитриевна
Воспитатель МДОУ-детский сад №29
Город Жуковский
Воспитание ценностного отношения ребенка к труду.
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский
«Труд облагораживает человека»
В.Г. Белинский
«Истинное сокровище для людей – умение трудиться»
Эзоп
«Неусыпный труд все препятствия преодолевает»
М.В.Ломоносов
Труд на протяжении многих веков является основой жизни и культуры, главным
условием физического и нравственного развития человека. К сожалению, не каждому
даются от природы трудолюбие, самостоятельность и умение трудиться в коллективе.
Трудовое воспитание является неотъемлемой частью семейного воспитания. О
значении приобщения ребенка к труду сказано немало. Самое главное - труд воздействует
на становление личности. Прогрессивные мыслители, педагоги и общественные деятели
подчеркивали, что вне труда невозможно сформировать основополагающие качества
личности. Разные исследователи отмечали, что подготовка подрастающего поколения к
труду - естественная часть общего образования, неотрывно связанная с его содержанием.
В традиционном обществе ребенок с ранних лет был естественно вовлечен в трудовую
жизнь семьи. В современном информационном обществе иные реалии: период детства
затягивается, а начало трудовой деятельности, особенно в городах, откладывается.
Общество столкнулось с такими проблемами, как недостаточная самостоятельность
подрастающего поколения, сложности с профориентацией, отсутствие готовности к
длительному напряженному труду, стремление к красивой «киношной» жизни, низкий
уровень ответственности. При этом тенденции развития общества и современных
технологий требуют воспитания человека образованного, активного, способного
нестандартно мыслить, готового к грамотному преобразованию мира и самого себя.
Справляется ли сегодня семья с функцией первоначального трудового воспитания?
Каковы особенности трудового воспитания ребенка дошкольного возраста в современной
семье?
Родители убеждены в значимости трудового воспитания ребенка, поскольку в
дальнейшем его ждет трудовая деятельность и в семье, и в профессиональной сфере.
Некоторые родители считают, желание ребенка трудиться определяется
наследственностью.
Трудовому воспитанию в современных семьях не отводится ключевая роль.
Теоретически родители считают этот процесс важным, но сконцентрированы скорее на
подготовке ребенка к школе. При этом не осознается тот факт, что трудовое воспитание
может выступать эффективной частью подготовки ребенка к школе.
Основными формами трудового воспитания в семье являются трудовые поручения,
труд детей не систематичен, родители не концентрируют их внимание на труде взрослых,
недостаточно вовлекают в него. Содержание трудового воспитания сужено, зачастую
ограничивается самообслуживанием. Тогда как в семье существуют объективные
возможности для расширения содержания трудового воспитания по сравнению с
трудовым воспитанием в ДОУ.
Основным педагогическим условием трудового воспитания в современной семье, по
мнению специалистов, является систематическая трудовая деятельность детей дома,
которая призвана способствовать развитию в ребенке таких личностных качеств, как
ответственность, опрятность, уважение к труду, которые разовьются в трудовое сознание»
которая будут содействовать появлению трудолюбия, формированию умений и навыков,
необходимых для дальнейшей трудовой деятельности.
Влияние семьи на трудовое воспитание ребенка заключается в выработке трудолюбия,
доброго отношения к труду, постоянной демонстрации примеров достойного труда.
Таким образом, можно выделить основные шаги трудового воспитания детей в семье:
1.
приобщение к труду за счет увеличения объема самообслуживания;
2.
постепенный переход от самообслуживания к труду для других членов семьи;
3.
расширение круга обязанностей, их усложнение;
4.
тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
5.
организация домашнего обучения выполнению трудовых операций;
6.
формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной работы;
7.
учет
индивидуальных
особенностей
ребенка
при
распределении
трудовых
поручений;
8.
регулярные
поощрения
прилежного
выполнения
поручений,
проявления
самостоятельности и инициативы.
Путем выполнения этих простых действий можно сформировать у ребенка устойчивое
желание трудиться и заложить основы глубоких нравственных качеств. Однако для этого
родителям важно понимать, как значение и особенности трудового воспитания детей в
семье, так и специфику формирования у них трудовых умений, формы и методы
приобщения к труду.