Автор: Новоселова Татьяна Ивановна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ООШ№16
Населённый пункт: Пермский край г. Соликамск
Наименование материала: Урок в 3 классе.
Тема: "Образ русского богатыря"
Раздел: среднее образование
Тема: «Образ русского богатыря» 3 класс. III четверть.
Заключительный урок
Вид урока: Обобщающий
Цели и задачи:
1.
Обобщить, полученные по данной теме знания:
- уметь узнавать образы богатырей в картинах художников;
- владеть понятиями «собирательный образ»;
-
знать
лучшие
черты
национального
характера,
которыми
наделены
образы богатырей и художественные выразительные средства с помощью
которых художники их выражают.
2.
Закончить работу над созданием образа русского богатыря.
3.
Воспитать (развить) чувство патриотизма и уважения к истории своей страны. Развить
эстетический вкус и интерес к изучению отечественной культуры.
этапы
Содержание
Действия ученика
Формирование УУД
1
Оргмомент
Приветствие,
с о о б щ е н и е
т е м ы
урока.
Определение
цели
урока
Закончить
работу
н а д
с о з д а н и е м
образа богатыря.
Коммуникативные
УУД;
Регулятивные УУД:
-
целеполагание:
к а к
п о с т а н о в к а
учебной задачи
2
Обобщение
материала.
Н о
с н а ч а л а
м ы
вспомним
- Кто такие богатыри?
-
Каких
богатырей
небесного
происхождения
вы
знаете?
-Назовите
богатырей
земного
происхождения
Э т о
в о и н ы ,
защитники
Святогор,
Вольга,
Всеславьевич,
Перун,
Сварожич
- Илья Муромец,
Добрыня Никитич,
Алеша Попович,
Микула
Селянинович,
Никита Кожемяка
Коммуникативные
(беседа)
Умение
пользоваться
языком ИЗО:
А)
донести
свою
п о з и ц и ю
д о
собеседника;
Б)
оформить
свою
м ы с л ь
в
у с т н о й
форме;
Уметь
слушать
и
понимать
высказывания
собеседников.
-
Э т и
б о г а т ы р и
р е а л ь н ы е
и л и
вымышленные
персонажи?
- А что вы знаете об
о б р а з е
И л ь и
Муромца?
-
Ч т о
з н а ч и т
«собирательный
образ»?
-
А
какими
чертами
характера
обладают
эти богатыри?
-
П е р е ч и с л и т е
картины
художников,
н а
к о т о р ы х
изображены
некоторые богатыри.
-Какие
художественные
выразительные
средства
художник
- Вымышленные
-
1 - я
в е р с и я :
прообразом
Ильи
является князь Олег;
-
2-я
версия:
Это
историческое
лицо,
он причислен к лику
святых и захоронен в
Киево-Печерской
лавре;
-
3 - я
в е р с и я :
Собирательный
образ
з а щ и т н и ка
земли
Русской,
так
к а к
н и
в
о д н о й
летописи его имя не
упоминается.
-
О б р а з ,
обладающий
чертами
характера
разных людей.
- Смелостью, силою,
мужеством,
выносливостью,
находчивостью,
добротой,
любовью
к отчизне.
-
В . М . В а с н е ц о в
«Богатыри»,
«Богатырский
стон»,
« В и т я з ь
н а
распутье»,
Н.Рерих
«Святогор»,
И.Билибин «Вольга и
Микула»
- сила Ильи – палица
на руке;
- храбрость Добрыни
Познавательные
УУД:
-
о б щ е у ч е б н ы е :
поиск
и
выделение
информации;
- Логические:
А н а л и з
с
цел ь ю
выделения
признаков,
синтез
как
с о с т а в л е н и е
целого
из
частей,
выбор оснований и
к р и т е р и й
д л я
сравнения,
п од в еде н и е
п од
понятие
В
р е з у л ь т а т е
учащиеся
у ч а т с я
ориентироваться в
с в о е й
с и с т е м е
знаний.
Делать
предварительный
отбор
источников
информации.
Добывать
н о в ы е
знания:
находить
ответы на вопросы,
используя
информацию,
п о л у ч е н н у ю
н а
уроке.
Перерабатывать
полученную
информацию,
делать выводы.
Преобразовывать
и н ф о р м а ц и ю
и з
В.М.Васнецов
и с п о л ь з у е т
д л я
передачи
характера
богатырей.
-С
образами
каких
реальных
богатырей,
з а п е ч а т л е н н ы х
в
картинах
художников,
в ы
е щ ё
познакомились
на
уроках?
- Ч т о
м о ж е т е
рассказать об этом?
-Еще
портрет
какого
б о г а т ы р я
м ы
р ассм а тр и ва ли
н а
уроках?
- Ч т о
и с п о л ь з о в а л
х у д о ж н и к
д л я
создания образа этого
богатыря?
-Еще раз скажите цель
нашего урока
-Перечислите
этапы
нашей работы
- К а к у ю
р о л ь
ф о н
играет в картине?
- К а к
де т а л и
л и ц а
влияют
на
создание
образа, выражающего
характер?
- С
п о м о щ ь ю
ч е г о
передаётся
объем
лица.
- К а к
н а з ы в а е т с я
заключительный
этап
работы?
В а м
н е о б х о д и м о
доработать
мелкие
– меч над головой;
Хитрость
Алеши
–
улыбка
и
готовый
лук со стрелами.
- С
о б р а з о м
Александра Невского
в
ка ртине
П а вл а
Корина.
- Р а с с к а з
о б
А . Н е в с к о м
и
создание картины.
-Портрет князя Олега
в
к а р т и н е
И л ь и
Глазунова.
-Внешность,
доспехи, фон.
-Закончить
портрет
богатыря
-Компановка
лица,
шлема,
бармици
и
плаща
-Работа над фоном
-Прорисовка деталей
лица
-Передача
объема
лица
-Работа над шлемом,
бармицей и плащом
-Деталировка
од н о й
ф о р м ы
в
другую.
Самостоятельно
выполнять
творческие задания.
Регулятивные УУД
Планирование
(определение
последовательности
промежуточных
ц е л е й
с
у ч е т о м
конечного
результата,
составление плана и
последовательности
действий)
Прогнозирование
(предвосхищение
результата)
Контроль
(в
форме
сличения
способа
д е й с т в и я
и
е г о
р е з у л ь т а т а
с
заданным эталоном
с
ц е л ь ю
обнаружения
о т к л о н е н и й
и
о т л и ч и й
о т
результата.)
Коррекция
(внесение
необходимых
д о п о л н е н и й
и
корректив
в
случае
расхождения
конечного
результата
(эталоном))
Оценка
(осознание
детали
лица:
зрачок,
блика в глазах, а также
украсить
орнаментом
шлем,
край
плаща
и
фибулу.
Прорисовать
чешуйки на бармице.
А главное постараться
передать
характер
б о г а т ы р я :
с и л у ,
мужество,
смелость,
доброту
и
любовь
к
Отчизне
качества усвоения и
его уровня)
Волевая
соморегуляция
( с п о с о б н о с т ь
к
мобилизации
сил
энергии)
3
Думаю,
в
этом
вам
поможет
и
сл ай д-
фильм.
Показ
слайд-фильма
под музыку Бородина
«Богатырская
симфония»
В
р е з у л ь т а т е
формирования
4
Подготовка
рабочего
места
Динамическая пауза
Дети
берут
банки
с
водой
и
палитру,
готовят краски
5
Выполнение
творческого задания
Этапы:
Глаза (зрачки, блики_
Орнамент на шлеме
Узор на плаще
Чешуйки на бармице
6
Демонстрация
рисунков
Подведение
итогов
работы
7
Домашнее задание