Автор: Лаптева Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 45
Населённый пункт: города Новосибирска, Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества образования
Раздел: начальное образование
Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества
образования
«Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько развиты его
профессиональные компетенции, то что он может донести до ребенка, зависит его
личностный успех не только как педагога, но и как человека».
В последнее десятилетие в современном обществе образование стало играть
важную роль в жизни каждого человека. Высшее образование, стало одной из самых
значимых сфер человеческой деятельности и рассматривается как главный, ведущий
фактор социального и экономического прогресса. Сегодня наиважнейшей ценностью и
основным капиталом современного общества является специалист, способный к поиску и
освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. В свете современных
требований задача учителя состоит в том, чтобы подготовить современно образованных,
нравственно предприимчивых людей, умеющих самостоятельно принимать ответственные
решения и готовых реализовать себя в условиях рыночной экономики. Сложность и
многогранность деятельности учителя в общеобразовательной школе предъявляют особые
требования к уровню его компетентности, к сформированности у него глубоких знаний и
умений в выбранной профессии. Поэтому для характеристики профессиональных и
личностных качеств учителя используется понятие «профессиональная (педагогическая)
компетентность» учителя.
Что же такое «профессиональная (педагогическая) компетентность» учителя?
В отечественной педагогике (Г. В. Горланов, Д. А. Мещеряков, А. В. Хуторской и
др.) принято различать понятия «компетентность» как характеристику работника
(специалиста) и «компетенция» как характеристику рабочего места (должности, позиции).
Компетенция — это наперед заданное требование к образовательной подготовке
обучаемого, характеристика его профессиональной роли, компетентность — мера
соответствия этому требованию, степень освоения компетенции, личностная
характеристика человека.
В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного,
авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить
суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.
Понятие профессиональной компетентности педагога, выражает его теоретическую
и практическую готовности к осуществлению педагогической деятельности и
характеризует его профессионализм. Компетенция (от лат. competentio от compete
добиваюсь, соответствую, подхожу) – это личная способность специалиста решать
определенный круг профессиональных задач. Также под компетенцией понимают
формально описанные требования к личностным, профессиональным качествам
сотрудников организации. Исследователь К. Ангеловски, условно принимая типологию
Роджерса, выделяет структуру профессиональной компетентности учителя через
педагогические умения.
Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:
1. Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в
конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения их
подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирования на этой
основе развитие коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса
образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение
доминирующей задачи.
2. Умения построить и привести в движение логически завершенную
педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных
задач; обоснованный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения выделить и устанавливать взаимосвязи между компонентами и
факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий
(материальных, морально-психических, организационных, и др.); активизации личности
школьника, развитие его деятельности; и др.
4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и
анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение
нового комплекса доминирующих и подчиняющих задач.
Ученые, изучающие проблему компетентности педагога, в своих исследованиях
используют то термин «профессиональная компетентность» то термин «педагогическая
компетентность», то оба термина, а иногда объединяют данные термины по аналогии с
профессионально-педагогической деятельностью: «профессиональнопедагогическая
компетентность».
Современные исследователи выделяют следующие виды профессиональной
компетентности:
1) специальная компетентность – владение собственно профессиональной
деятельностью на остаточно высоком уровне, способность проектировать свое
дальнейшее профессиональное развитие;
2) социальная компетентность – владение совместной профессиональной
деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами
профессионального общения; социальная ответственность за результаты
профессионального труда;
3) личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и
саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
4) индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и
развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту,
способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному
старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил.
Несмотря на различные подходы, профессионально компетентным можно назвать
учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую
деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в
обучении и воспитании учащихся. Основная цель современного образования –
соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и
государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны,
способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности,
самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий
результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог
является гарантом достижения поставленных целей. Следовательно, на сегодняшний день
учителю необходимо обладать определенным набором компетенций и развивать, и
повышать уровень своих профессиональных компетенций: предметной, методической,
коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой. Развитие
профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности,
формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей
адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня
педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития
профессиональной компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах.
2. Исследовательская деятельность.
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.
4. Различные формы педагогической поддержки.
5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях.
6. Трансляция собственного педагогического опыта.
7. Использование ИКТ и др.
Для эффективности перечисленных способов каждый педагог сам должен осознать
необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого
необходимы мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.
Должны быть созданы те условия, в которых педагог самостоятельно осознает
необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ
собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие
педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые
затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в
процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения
и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных
профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий
непрерывное развитие и самосовершенствование.
Выделяются этапы формирования профессиональной компетентности:
• самоанализ и осознание необходимости;
• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
• самопроявление, анализ, самокорректировка.
Для достижения результатов необходимо разработать индивидуальный план
профессионального развития педагога, имеющий более широкую структуру.
Структура написания плана профессионального развития педагога, включает в себя
следующие направления:
• изучение психолого-педагогической литературы;
• разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;
• работа над темой самообразования;
• участие в системе школьной методической работы;
• обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы;
• руководство повышением квалификации других учителей;
• работа в составе органов управления школой и т д.
Формирование профессиональной компетентности - процесс не постоянный, а
цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное
повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в
новом качестве. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно
зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное
саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и
система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга
(не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования и
внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных
достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной
тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической
атмосферы в коллективе. В профессиональную компетентность учителя входит создание
портфолио. В портфолио педагога отражается профессиональной деятельности, при
формировании которого происходит самооценивание и осознается необходимость
саморазвития. Сегодня портфолио решает проблему аттестации педагога, т.к. здесь
собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание
портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его
профессиональной компетентности. В современных условиях только активная жизненная
позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно
из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование. И главное –
мотивация и педагога, и ученика в достижении результатов.
Список литературы:
1. Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски.
– М.: Просвещение, 1991,-159с.
2. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. –
М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159
с.
3. Лапина О.А. Педагогика: общие основы теории обучения [Текст]: учеб.
пособие. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ,2003.-160с.
4. Психология: словарь [Текст]: А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1984. – 212с.
5. Психология: словарь [Текст]: А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1984. – 212с.
6. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов /
А.В.Хуторской.- М., 2002.