Напоминание

Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества образования


Автор: Лаптева Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 45
Населённый пункт: города Новосибирска, Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества образования
Раздел: начальное образование





Назад




Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества

образования

«Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, насколько развиты его

профессиональные компетенции, то что он может донести до ребенка, зависит его

личностный успех не только как педагога, но и как человека».

В последнее десятилетие в современном обществе образование стало играть

важную роль в жизни каждого человека. Высшее образование, стало одной из самых

значимых сфер человеческой деятельности и рассматривается как главный, ведущий

фактор социального и экономического прогресса. Сегодня наиважнейшей ценностью и

основным капиталом современного общества является специалист, способный к поиску и

освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. В свете современных

требований задача учителя состоит в том, чтобы подготовить современно образованных,

нравственно предприимчивых людей, умеющих самостоятельно принимать ответственные

решения и готовых реализовать себя в условиях рыночной экономики. Сложность и

многогранность деятельности учителя в общеобразовательной школе предъявляют особые

требования к уровню его компетентности, к сформированности у него глубоких знаний и

умений в выбранной профессии. Поэтому для характеристики профессиональных и

личностных качеств учителя используется понятие «профессиональная (педагогическая)

компетентность» учителя.

Что же такое «профессиональная (педагогическая) компетентность» учителя?

В отечественной педагогике (Г. В. Горланов, Д. А. Мещеряков, А. В. Хуторской и

др.) принято различать понятия «компетентность» как характеристику работника

(специалиста) и «компетенция» как характеристику рабочего места (должности, позиции).

Компетенция — это наперед заданное требование к образовательной подготовке

обучаемого, характеристика его профессиональной роли, компетентность — мера

соответствия этому требованию, степень освоения компетенции, личностная

характеристика человека.

В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного,

авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить

суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.

Понятие профессиональной компетентности педагога, выражает его теоретическую

и практическую готовности к осуществлению педагогической деятельности и

характеризует его профессионализм. Компетенция (от лат. competentio от compete

добиваюсь, соответствую, подхожу) – это личная способность специалиста решать

определенный круг профессиональных задач. Также под компетенцией понимают

формально описанные требования к личностным, профессиональным качествам

сотрудников организации. Исследователь К. Ангеловски, условно принимая типологию

Роджерса, выделяет структуру профессиональной компетентности учителя через

педагогические умения.

Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:

1. Умения «переводить» содержание объективного процесса воспитания в

конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения их

подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирования на этой

основе развитие коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса

образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение

доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную

педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных

задач; обоснованный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделить и устанавливать взаимосвязи между компонентами и

факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий

(материальных, морально-психических, организационных, и др.); активизации личности

школьника, развитие его деятельности; и др.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и

анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение

нового комплекса доминирующих и подчиняющих задач.

Ученые, изучающие проблему компетентности педагога, в своих исследованиях

используют то термин «профессиональная компетентность» то термин «педагогическая

компетентность», то оба термина, а иногда объединяют данные термины по аналогии с

профессионально-педагогической деятельностью: «профессиональнопедагогическая

компетентность».

Современные исследователи выделяют следующие виды профессиональной

компетентности:

1) специальная компетентность – владение собственно профессиональной

деятельностью на остаточно высоком уровне, способность проектировать свое

дальнейшее профессиональное развитие;

2) социальная компетентность – владение совместной профессиональной

деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами

профессионального общения; социальная ответственность за результаты

профессионального труда;

3) личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и

саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

4) индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и

развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту,

способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному

старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил.

Несмотря на различные подходы, профессионально компетентным можно назвать

учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую

деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в

обучении и воспитании учащихся. Основная цель современного образования –

соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и

государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны,

способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности,

самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий

результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог

является гарантом достижения поставленных целей. Следовательно, на сегодняшний день

учителю необходимо обладать определенным набором компетенций и развивать, и

повышать уровень своих профессиональных компетенций: предметной, методической,

коммуникативной, информационной, общекультурной, правовой. Развитие

профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности,

формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей

адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня

педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития

профессиональной компетентности педагога:

1. Работа в методических объединениях, творческих группах.

2. Исследовательская деятельность.

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий.

4. Различные формы педагогической поддержки.

5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях.

6. Трансляция собственного педагогического опыта.

7. Использование ИКТ и др.

Для эффективности перечисленных способов каждый педагог сам должен осознать

необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого

необходимы мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста.

Должны быть созданы те условия, в которых педагог самостоятельно осознает

необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ

собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие

педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые

затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в

процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения

и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных

профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий

непрерывное развитие и самосовершенствование.

Выделяются этапы формирования профессиональной компетентности:

• самоанализ и осознание необходимости;

• планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

• самопроявление, анализ, самокорректировка.

Для достижения результатов необходимо разработать индивидуальный план

профессионального развития педагога, имеющий более широкую структуру.

Структура написания плана профессионального развития педагога, включает в себя

следующие направления:

• изучение психолого-педагогической литературы;

• разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;

• работа над темой самообразования;

• участие в системе школьной методической работы;

• обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы;

• руководство повышением квалификации других учителей;

• работа в составе органов управления школой и т д.

Формирование профессиональной компетентности - процесс не постоянный, а

цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное

повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в

новом качестве. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно

зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное

саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и

система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга

(не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования и

внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных

достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной

тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической

атмосферы в коллективе. В профессиональную компетентность учителя входит создание

портфолио. В портфолио педагога отражается профессиональной деятельности, при

формировании которого происходит самооценивание и осознается необходимость

саморазвития. Сегодня портфолио решает проблему аттестации педагога, т.к. здесь

собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание

портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его

профессиональной компетентности. В современных условиях только активная жизненная

позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно

из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование. И главное –

мотивация и педагога, и ученика в достижении результатов.

Список литературы:

1. Ангеловски К. Учителя и инновации книга для учителя [Текст] / К. Ангеловски.

– М.: Просвещение, 1991,-159с.

2. Кухарев И.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. –

М.: Просвещение, 1990. – 159. – (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). – 159

с.

3. Лапина О.А. Педагогика: общие основы теории обучения [Текст]: учеб.

пособие. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ,2003.-160с.

4. Психология: словарь [Текст]: А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1984. – 212с.

5. Психология: словарь [Текст]: А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1984. – 212с.

6. Хуторской, А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов /

А.В.Хуторской.- М., 2002.



В раздел образования