Автор: Маряхина Анна Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 355"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей старшей группы компенсирующей направленности с ТНР.
Тема: "Путешествие на улицу гласных звуков"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 355»
Конспект занятия по звуковой культуре речи
с детьми подготовительной группы
Группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №8
Тема: «Путешествие на улицу гласных звуков»
Выполнила:
Учитель – логопед
Маряхина Анна Александровна
г. Н. Новгород
2019 г.
Задачи:
1. Закреплять у детей знания о гласных звуках и буквах А О У И Э Ы.
- продолжать учить детей самостоятельно давать характеристику звукам,
- тренировать фонематический слух,
- придумывать слова с заданными звуками.
2. Совершенствовать грамматический строй речи:
- употребление предложно-падежных конструкций,
- развитие диалогической речи при ответе на вопрос строить полные и четкие предло-
жения,
3. Развивать зрительное внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную,
тонкую и общую моторику, речевое внимание и память.
4. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
5. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, ини-
циативность, ответственность.
Оборудование:
- корона для королевы, накидка
- письмо
- билеты с картинками на гласные звуки
- шапочки со звуками
- игры: «Буква потерялась», «Поломанные буквы», «Глазастик», «Кто скорее найдет»
- домики гласных звуков
- коробочка с сюрпризом
Методические приемы:
Словесные – рассказ, беседа, вопросы, чтение стихов, загадки
Наглядные – показ иллюстративных пособий
Практические – игровые приёмы
Индивидуальная работа – чтение письма, составление разрезных картинок, усложнен-
ные задания
Тема: «Путешествие на улицу гласных звуков»
Логопед с детьми входят в группу. Здороваются с гостями.
Логопед: Какой сегодня хороший день. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне, и друг другу.
Улыбнитесь, и подарите друг другу хорошее настроение. Ребята я предлагаю вам найти дру-
га. Сейчас мы с вами будем здороваться. А здороваться можно по разному.
Игра «Давайте поздороваемся».
Стук в дверь. В зал входит почтальон.
Почтальон: Здравствуйте. Детский сад № 314, группа №3. Вам письмо.
Логопед: Спасибо тебе почтальон. Что же за письмо, от кого? Рассматривают конверт. Ребя-
та, а кто из вас сможет прочитать письмо (чтение письма одним ребенком).
Письмо. « Здравствуйте ребята. Я приглашаю вас в гости в свою волшебную страну, на ули-
цу гласных звуков. Королева страны “Азбука”.
Логопед: Нас в гости приглашает королева «Азбука». Ребята, а как вы думаете, страна короле-
вы Азбука далеко находится, но как мы с вами попадем в эту страну, ведь это волшебная
страна.
Читают считалочку. Закрывают глаза, логопед одевает корону.
Королева: Вот мы с вами и попали в волшебную страну. Я королева страны «Азбука». И
сейчас мы с вами отправимся на улицу гласных звуков. А помогут нам в этом вот эти биле-
ты. Каждый получивший билет смотрит на картинку, и говорит, какой гласный там спрятал-
ся. А за правильный ответ получает шапочку.
Дети получают билет, отвечают и надевают шапочки.
Королева: Вот мы и на улице гласных звуков. Я предлагаю вам познакомиться.
1-
Ребенок. Я звук А.
А - начало алфавита
Тем она и знаменита.
2-
Ребенок. Я звук И.
Добрый день, мои друзья,
Рад вас очень видеть я.
На меня вы посмотрите
И тихонько улыбнитесь и – и – и.
3-
Ребенок. Я звук О.
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
4-
Ребенок. Я звук У.
У – улитка на дорожке
Смело выпустила рожки:
- Уходите- ка с пути!
Не мешайте дом вести.
5-
Ребенок. Я звук Э.
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка.
6-
Ребенок. Я звук Ы.
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
Королева: Уважаемые гласные звуки, а вы заметили, что билеты красного цвета? Почему?
Дети: Потому, что мы гласные звуки живем в красных домиках.
Королева: Я предлагаю отправиться на прогулку по улице и поучаствовать в конкурсах.
Конкурс №1
«Глазастики»
Плакат с запутавшимися буквами, дети называют буквы, по очереди обводят ее красным
фломастером. Одна буква лишняя, обозначает согласный звук. Дети должны найти ошибку и
объяснить ее.
Конкурс №2
«Кто скорее найдет»
Каждый ребенок получает карточку, где гласный звук находится в начале, либо в середине,
либо в конце слова.
У
И
На столе лежат картинки, дети должны к своей карточке подобрать картинку.
Физкультминутка
Топни – хлопни.
Произносятся звуки, если звук гласный, то дети хлопают в ладоши, если согласный, то топа-
ют.
Конкурс №3
«Поломанные буквы»
Дети подходят к плакату с поломанными буквами.
1-
Ребенок: Какие буквы странные
Совсем как иностранные
Королева: Ребята, а что случилось с буквами?
2-
Ребенок: Эти буквы поломались, их надо отремонтировать.
Королева: Я предлагаю вам взять фломастеры и отремонтировать их.
Дети дописывают элементы букв (индивидуальная работа).
Королева: Звуки, вы немного устали. Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
«Дружные ребята».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично соединяются в замок и разъединяются.)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)
Раз, два, три, четыре, пять –
(Поочередно соединяем одноименные пальцы рук.)
Начинай считать опять.
(Одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки.)
Раз, два, три, четыре, пять –
(поочередное касание)
Мы закончили считать.
(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть)
Конкурс №4
«Разрезные картинки»
Собрать разрезную картинку, на какой звук она начинается.
Королева: А почему нет картинки на звук Ы? Какая картинка лишняя и почему?
Королева: Ребята, вот и подошла к концу наша прогулка. А вам понравилась наша прогулка?
Вам пора возвращаться в детский сад. Вы сегодня молодцы, вы справились со всеми задания-
ми. Вы так много знаете о гласных звуках и буквах, которые живут в моей стране «Азбука».
А вы знаете, почему мы называем их гласными?
1 – Ребенок: Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
2 – Ребенок: В темном лесу могут звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Королева: Вы порадовали меня своими знаниями, и я вам тоже приготовила подарок. Но так
получилось, что из названия подарка выпали все гласные буквы, и если вы правильно встави-
те буквы, то узнаете, что я вам приготовила (к-нф-т-).
Я буду загадывать вам загадки, а гласные буквы вы сможете найти в отгадках. Первый звук в
отгадке и есть наша пропавшая буква.
1.
Сер, но не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (ослик)
2.
Не мытое в рот
Ни за что не возьмет.
И ты будь таким,
Как чистюля …(енот).
3.
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называются все …. (алфавит).
Дети отгадывают слово, получают подарок.
Считают до пяти с закрытыми глазами, королева снимает корону, с детей шапочки.
Логопед: Вот мы и в садике. Вам понравилось в волшебной стране? А кто хозяйка этой стра-
ны? А что вы делали в волшебной стране? В каких конкурсах вы участвовали?