Напоминание

Программа по информатике 5-9 классы ФГОС


Автор: Гарченко Денис Александрович
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №48 им. М.Ю. Коломина"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Программа по информатике
Тема: Программа по информатике 5-9 классы ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Рабочая

программа

предусматривает

формирование

у

обучающихся

универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа

призвана

сформировать:

способность

самостоятельно

и

мотивированно

организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до

получения

и

оценки

результата).

В

области

информационно-

коммуникативной

деятельности

предполагается

поиск

необходимой

информации

из

источников,

созданных

в

различных

знаковых

системах

(текст,

таблица,

график);

передача

содержания

информации

адекватно

поставленной

цели

(сжато,

полно,

выборочно),

объяснение

изученных

материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение

основами публичного выступления. В области рефлексивной деятельности:

объективное

оценивание

своих

учебных

достижений;

способность

организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели

и

определение

средств

ее

достижения,

отстаивать

свою

позицию,

формулировать свои мировоззренческие взгляды.

Личностные результаты:

воспитание

российской

гражданской

идентичности:

патриотизма,

уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа

России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,

культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов

России

и

человечества;

усвоение

гуманистических,

демократических

и

традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование

ответственного

отношения

к

учению, готовности

и

способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению

2

дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в

мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых

познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного

отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование

целостного

мировоззрения,

соответствующего

современному

уровню

развития

науки

и

общественной

практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие

современного мира;

формирование

осознанного,

уважительного

и

доброжелательного

отношения

к

другому

человеку,

его

мнению,

мировоззрению,

культуре,

языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,

языкам,

ценностям

народов

России

и

народов

мира;

готовности

и

способности

вести

диалог

с

другими

людьми

и

достигать

в

нем

взаимопонимания;

освоение

социальных

норм,

правил

поведения,

ролей

и

форм

социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные

сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в

пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,

социальных и экономических особенностей;

развитие

морального

сознания

и

компетентности

в

решении

моральных

проблем

на

основе

личностного

выбора,

формирование

нравственных

чувств

и

нравственного

поведения,

осознанного

и

ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование

коммуникативной

компетентности

в

общении

и

сотрудничестве со сверстниками, детьми

старшего и младшего возраста,

взрослыми

в

процессе

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование

ценности

здорового

и

безопасного

образа

жизни;

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в

чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил

3

поведения на транспорте и на дорогах;

формирование

основ

экологической

культуры,

соответствующей

современному

уровню

экологического

мышления,

развитие

опыта

экологически

ориентированной

рефлексивно-оценочной

и

практической

деятельности в жизненных ситуациях;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие

ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам

своей семьи;

развитие

эстетического

сознания

через

освоение

художественного

наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического

характера.

Метапредметные результаты:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и

формулировать

для

себя

новые

задачи

в

учебе

и

познавательной

деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных задач;

умение

соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и

требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

ситуацией;

умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

4

осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности;

умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основания

и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное

и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность

с

учителем

и

сверстниками;

работать

индивидуально

и

в

группе:

находить

общее

решение

и

разрешать

конфликты

на

основе

согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и

отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования

и

регуляции

своей

деятельности;

владение

устной

и

письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

развитие

мотивации

к

овладению

культурой

активного

пользования

словарями и другими поисковыми системами;

формирование

и

развитие

экологического

мышления,

умение

применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и

профессиональной ориентации.

Метапредметные

результаты

включают

освоенные

обучающимися

межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,

познавательные, коммуникативные).

5

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, например, таких

как

система,

факт,

закономерность,

феномен,

анализ,

синтез

является

овладение учащимися основами читательской компетенции, приобретение

навыков

работы

с

информацией,

участие

в

проектной

деятельности. В

основной

школе

на

всех

предметах

будет

продолжена

работа

по

формированию и развитию основ читательской компетенции. Учащиеся

овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов:

продолжения

образования

и

самообразования,

осознанного

планирования

своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,

подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет

сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания

мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,

создании образа «потребного будущего».

При

изучении

учебных

предметов

учащиеся

усовершенствуют

приобретѐнные на первом уровне компетенции работы с информацией и

пополнят

их.

Они

смогут

работать

с

текстами,

преобразовывать

и

интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать,

сопоставлять,

анализировать,

обобщать

и

интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных

объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое

свѐртывание

выделенных

фактов,

мыслей;

представлять

информацию

в

сжатой

словесной

форме

виде

плана

или

тезисов)

и

в

наглядно-

символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт

понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов учащиеся приобретут опыт

проектной

деятельности

как

особой

формы

учебной

работы,

способствующей

воспитанию

самостоятельности,

инициативности,

6

ответственности,

повышению

мотивации

и

эффективности

учебной

деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне

овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать

решения,

в

том

числе

и

в

ситуациях

неопределѐнности.

Они

получат

возможность

развить

способность

к

разработке

нескольких

вариантов

решений,

к

поиску

нестандартных

решений,

поиску

и

осуществлению

наиболее приемлемого решения.

Личностные УУД

1.

Формирование

отношения

к

компьютеру

как

к

инструменту,

позволяющему учиться самостоятельно.

2.

Самоопределение,

в

том

числе

профессиональное,

в

процессе

выполнения системы заданий с использованием ИКТ.

3.

Сознательное принятие и соблюдение правил работы с файлами в

корпоративной сети, а также правил поведения в компьютерном классе,

направленное на сохранение школьного имущества и здоровья ученика и его

одноклассников.

Регулятивные УУД

1.

Умение

самостоятельно

определять

цели

обучения,

ставить

и

формулировать

новые

задачи

в

учебе

и

познавательной

деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности.

Учащийся сможет:

анализировать

существующие

и

планировать

будущие

образовательные результаты;

идентифицировать

собственные

проблемы

и

определять

главную

проблему;

выдвигать

версии

решения

проблемы,

формулировать

гипотезы,

предвосхищать конечный результат;

ставить

цель

деятельности

на

основе

определенной

проблемы

и

7

существующих возможностей;

формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной

цели деятельности;

обосновывать

целевые

ориентиры

и

приоритеты

ссылками

на

ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных задач.

Учащийся сможет:

определять

необходимые

действия

в

соответствии

с

учебной

и

познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать

и

осуществлять

выбор

наиболее

эффективных

способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить,

в

том

числе

из

предложенных

вариантов,

условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять

целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,

указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

выбирать

из

предложенных

вариантов

и

самостоятельно

искать

средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять

план

решения

проблемы

(выполнения

проекта,

проведения исследования);

определять

потенциальные

затруднения

при

решении

учебной

и

познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в

виде технологии решения практических задач определенного класса;

планировать

и

корректировать

свою

индивидуальную

образовательную траекторию.

3.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

8

осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и

требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

ситуацией.

Учащийся сможет:

определять

совместно

с

педагогом

и

сверстниками

критерии

планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии

планируемых результатов и оценки своей деятельности;

отбирать

инструменты

для

оценивания

своей

деятельности,

осуществлять самоконтроль

своей

деятельности

в

рамках

предложенных

условий и требований;

оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения

или отсутствия планируемого результата;

находить достаточные средства для выполнения учебных действий в

изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

работая

по

своему

плану,

вносить

коррективы

в

текущую

деятельность

на

основе

анализа

изменений

ситуации

для

получения

запланированных характеристик продукта/результата;

устанавливать

связь

между

полученными

характеристиками

продукта

и

характеристиками

процесса

деятельности

и

по

завершении

деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения

улучшенных характеристик продукта;

сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять

ошибки самостоятельно.

4.

Умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные возможности ее решения.

Учащийся сможет:

определять

критерии

правильности

(корректности)

выполнения

9

учебной задачи;

анализировать

и

обосновывать

применение

соответствующего

инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно

пользоваться

выработанными

критериями

оценки

и

самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и

способы действий;

оценивать

продукт

своей

деятельности

по

заданным

и/или

самостоятельно

определенным

критериям

в

соответствии

с

целью

деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе

оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать

и

анализировать

динамику

собственных

образовательных результатов.

5.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений

и

осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности.

Учащийся сможет:

наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную

деятельность

и

деятельность

других

обучающихся

в

процессе

взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые

результаты

индивидуальной

образовательной деятельности и делать выводы;

принимать

решение

в

учебной

ситуации

и

нести

за

него

ответственность;

самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и

находить способы выхода из ситуации неуспеха;

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной

задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося

продукта учебной деятельности;

10

демонстрировать

приемы

регуляции

психофизиологических/

эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения

эмоциональной

напряженности),

эффекта

восстановления

(ослабления

проявлений

утомления),

эффекта

активизации

(повышения

психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

1.

Умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основания

и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение

(индуктивное,

дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Учащийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие

его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и

соподчиненных ему слов;

выделять

общий

признак

двух

или

нескольких

предметов

или

явлений и объяснять их сходство;

объединять

предметы

и

явления

в

группы

по

определенным

признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению

связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,

способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия

явлений;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям

и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение

на основе

сравнения предметов и

явлений,

11

выделяя при этом общие признаки;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте

решаемой задачи;

самостоятельно

указывать

на

информацию,

нуждающуюся

в

проверке,

предлагать

и

применять

способ

проверки

достоверности

информации;

вербализовать

эмоциональное

впечатление,

оказанное

на

него

источником;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с

изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;

объяснять с заданной точки зрения);

выявлять

и

называть

причины

события,

явления,

в

том

числе

возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной

причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,

подтверждать

вывод

собственной

аргументацией

или

самостоятельно

полученными данными.

2.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Учащийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями,

обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее

решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с

выделением существенных характеристик объекта для определения способа

12

решения задачи в соответствии с ситуацией;

преобразовывать

модели

с

целью

выявления

общих

законов,

определяющих данную предметную область;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из

графического

или

формализованного

(символьного)

представления

в

текстовое, и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать

неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к

которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать

опыт

разработки

и

реализации

учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе

предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных

критериев оценки продукта/результата.

3.

Смысловое чтение.

Учащийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями

своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл

текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,

процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать

текст,

«переводя»

его

в

другую

модальность,

интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный,

научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

критически оценивать содержание и форму текста.

4.

Формирование

и

развитие

экологического

мышления,

умение

применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и

13

профессиональной ориентации.

Учащийся сможет:

определять свое отношение к природной среде;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания

живых организмов;

проводить

причинный

и

вероятностный

анализ

экологических

ситуаций;

прогнозировать

изменения

ситуации

при

смене

действия

одного

фактора на действие другого фактора;

распространять экологические знания и участвовать в практических

делах по защите окружающей среды;

выражать

свое

отношение

к

природе

через

рисунки,

сочинения,

модели, проектные работы.

10.

Развитие

мотивации

к

овладению

культурой

активного

использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять

взаимодействие

с

электронными

поисковыми

системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников

для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

1.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность

с

учителем

и

сверстниками;

работать

индивидуально

и

в

группе:

находить

общее

решение

и

разрешать

конфликты

на

основе

согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и

отстаивать свое мнение.

14

Учащийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать

позицию

собеседника,

понимая

позицию

другого,

различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),

факты; гипотезы, аксиомы, теории;

определять

свои

действия

и

действия

партнера,

которые

способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить

позитивные

отношения

в

процессе

учебной

и

познавательной деятельности;

корректно

и

аргументированно

отстаивать

свою

точку

зрения,

в

дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль

(владение механизмом эквивалентных замен);

критически

относиться

к

собственному

мнению,

с

достоинством

признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать

его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться

о

правилах

и

вопросах

для

обсуждения

в

соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие

цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять

в

рамках

диалога

разрывы

в

коммуникации,

обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,

формы или содержания диалога.

2.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии

с

задачей

коммуникации

для

выражения

своих

чувств,

мыслей

и

потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение

устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

15

Учащийся сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать

речевые средства;

отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации

с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

представлять в устной или письменной форме развернутый

план

собственной деятельности;

соблюдать

нормы

публичной

речи,

регламент

в

монологе

и

дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать

и

обосновывать

мнение

(суждение)

и

запрашивать

мнение партнера в рамках диалога;

принимать

решение

в

ходе

диалога

и

согласовывать

его

с

собеседником;

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с

использованием необходимых речевых средств;

использовать вербальные средства (средства логической связи) для

выделения смысловых блоков своего выступления;

использовать

невербальные

средства

или

наглядные

материалы,

подготовленные/отобранные под руководством учителя;

делать

оценочный

вывод

о

достижении

цели

коммуникации

непосредственно

после

завершения

коммуникативного

контакта

и

обосновывать его.

3.

Формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Учащийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,

необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств

ИКТ;

выбирать,

строить

и

использовать

адекватную

информационную

16

модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных

языков в соответствии с условиями коммуникации;

выделять

информационный

аспект

задачи,

оперировать

данными,

использовать модель решения задачи;

использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных

задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для

решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:

вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание

презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать

информационные

ресурсы

разного

типа

и

для

разных

аудиторий,

соблюдать

информационную

гигиену

и

правила

информационной безопасности.

Предметные результаты:

Раздел 1. Введение в информатику

Выпускник научится:

декодировать

и

кодировать

информацию

при

заданных

правилах

кодирования;

оперировать единицами измерения количества информации;

оценивать количественные параметры информационных объектов и

процессов (объѐм памяти, необходимый для хранения информации; время

передачи информации и др.);

записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

составлять

логические

выражения

с

операциями

И,

ИЛИ,

НЕ;

определять значение логического выражения; строить таблицы истинности;

17

анализировать

информационные

модели

(таблицы,

графики,

диаграммы, схемы и др.);

перекодировать информацию из одной пространственно-графической

или

знаково-символической

формы

в другую,

в том

числе

использовать

графическое представление (визуализацию) числовой информации;

выбирать

форму

представления

данных

(таблица,

схема,

график,

диаграмма) в соответствии с поставленной задачей;

строить простые информационные модели объектов и процессов из

различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц,

графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной

модели объекту-оригиналу и целям моделирования.

Выпускник получит возможность научиться:

углубить и развить представления о современной научной картине

мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об

информационных процессах и их роли в современном мире;

научиться определять мощность алфавита, используемого для записи

сообщения;

научиться

оценивать

информационный

объѐм

сообщения,

записанного символами произвольного алфавита

переводить

небольшие

десятичные

числа

из

восьмеричной

и

шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления;

познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в

том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений,

звука;

научиться

решать

логические

задачи

с

использованием

таблиц

истинности;

18

научиться решать логические задачи путем составления логических

выражений

и

их

преобразования

с

использованием

основных

свойств

логических операций.

сформировать представление о моделировании как методе научного

познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования

объектов окружающего мира;

познакомиться с примерами использования графов и деревьев при

описании реальных объектов и процессов

научиться

строить

математическую

модель

задачи

выделять

исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Выпускник научится:

понимать

смысл

понятия

«алгоритм»

и

широту

сферы

его

применения;

анализировать

предлагаемые

последовательности

команд

на

предмет

наличия

у

них

таких

свойств

алгоритма

как

дискретность,

детерминированность, понятность, результативность, массовость;

оперировать

алгоритмическими

конструкциями

«следование»,

«ветвление»,

«цикл»

(подбирать

алгоритмическую

конструкцию,

соответствующую

той

или

иной

ситуации;

переходить

от

записи

алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и

обратно);

понимать

термины

«исполнитель»,

«формальный

исполнитель»,

«среда

исполнителя»,

«система

команд

исполнителя»

и

др.;

понимать

ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на

круг задач, решаемых исполнителем;

исполнять

линейный

алгоритм

для

формального

исполнителя

с

заданной системой команд;

19

составлять

линейные

алгоритмы,

число

команд

в

которых

не

превышает заданное;

ученик

научится

исполнять

записанный

на

естественном

языке

алгоритм, обрабатывающий цепочки символов.

исполнять

линейные

алгоритмы,

записанные

на

алгоритмическом

языке.

исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом

языке;

понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих

цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;

определять

значения

переменных

после

исполнения

простейших

циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;

разрабатывать и записывать на языке программирования короткие

алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Выпускник получит возможность научиться:

исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для

формального исполнителя с заданной системой команд;

составлять

все

возможные

алгоритмы

фиксированной

длины

для

формального исполнителя с заданной системой команд;

определять

количество

линейных

алгоритмов,

обеспечивающих

решение

поставленной

задачи,

которые

могут

быть

составлены

для

формального исполнителя с заданной системой команд;

подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов,

являющейся результатом работы алгоритма;

по

данному

алгоритму

определять,

для

решения

какой

задачи

он

предназначен;

20

исполнять

записанные

на

алгоритмическом

языке

циклические

алгоритмы

обработки

одномерного

массива

чисел

(суммирование

всех

элементов

массива;

суммирование

элементов

массива

с

определѐнными

индексами;

суммирование

элементов

массива,

с

заданными

свойствами;

определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск

наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);

разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы,

содержащие базовые алгоритмические конструкции;

разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные

алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Выпускник научится:

называть функции и характеристики основных устройств компьютера;

описывать виды и состав программного обеспечения современных

компьютеров;

подбирать

программное

обеспечение,

соответствующее

решаемой

задаче;

оперировать объектами файловой системы;

применять основные правила создания текстовых документов;

использовать средства автоматизации информационной деятельности

при создании текстовых документов;

использовать

основные

приѐмы

обработки

информации

в

электронных таблицах;

работать с формулами;

визуализировать соотношения между числовыми величинами.

осуществлять поиск информации в готовой базе данных;

основам организации и функционирования компьютерных сетей;

21

составлять запросы для поиска информации в Интернете;

использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах

презентаций.

Выпускник получит возможность научиться:

систематизировать информацию о принципах организации файловой

системы,

основных

возможностях

графического

интерфейса

и

правилах

организации индивидуального информационного пространства;

систематизировать

информацию

о

назначении

и

функциях

программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из

разных

сфер

человеческой

деятельности

с

применение

средств

информационных технологий;

научиться

проводить

обработку

большого

массива

данных

с

использованием средств электронной таблицы;

расширить представления о компьютерных сетях распространения и

обмена

информацией,

об

использовании

информационных

ресурсов

общества

с

соблюдением

соответствующих

правовых

и

этических норм,

требований информационной безопасности;

научиться

оценивать

возможное

количество

результатов

поиска

информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.

познакомиться

с

подходами

к

оценке

достоверности

информации

(оценка надѐжности источника, сравнение данных из разных источников и в

разные моменты времени и т. п.);

закрепить

представления

о

требованиях

техники

безопасности,

гигиены,

эргономики

и

ресурсосбережения

при

работе

со

средствами

информационных и коммуникационных технологий;

сформировать

понимание

принципов

действия

различных

средств

информатизации,

их

возможностей,

технических

и

экономических

ограничений.

22

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Структура содержания общеобразовательного предмета «Информатика»

в основной школе может быть определена тремя укрупнѐнными разделами:

введение в информатику;

алгоритмы и начала программирования;

информационные и коммуникационные технологии.

Раздел 1. Введение в информатику (61 ч.)

Информация.

Информационный

объект.

Информационный

процесс.

Субъективные

характеристики

информации,

зависящие

от

личности

получателя

информации

и

обстоятельств

получения

информации:

«важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык

как способ представления информации: естественные и формальные языки.

Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование

информации.

Исторические

примеры

кодирования.

Универсальность

дискретного

(цифрового,

в

том

числе

двоичного)

кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного

кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие

о

непозиционных

и

позиционных

системах

счисления.

Знакомство

с

двоичной,

восьмеричной

и

шестнадцатеричной

системами

счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод

небольших

целых

чисел из

двоичной

системы

счисления

в

десятичную.

Двоичная арифметика.

Компьютерное

представление

текстовой

информации.

Кодовые

таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры

кодирования

букв

национальных

алфавитов.

Представление

о

стандарте

Юникод.

23

Возможность

дискретного

представления

аудио-визуальных

данных

(рисунки,

картины,

фотографии,

устная

речь,

музыка,

кинофильмы).

Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нѐм

информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к

измерению

количества

информации.

Единицы

измерения

количества

информации.

Основные

виды

информационных

процессов:

хранение,

передача

и

обработка информации. Примеры информационных процессов в системах

различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные,

оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики

современных носителей информации: объем информации, хранящейся на

носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации.

Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приѐмник

информации.

Скорость

передачи

информации.

Пропускная

способность

канала. Передача информации в современных системах связи.

Обработка

информации.

Обработка,

связанная

с

получением

новой

информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая

содержание информации. Поиск информации.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная

связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Модели

и

моделирование.

Понятия

натурной

и

информационной

моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике,

физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической

деятельности.

Виды

информационных

моделей

(словесное

описание,

таблица, график, диаграмма, формула, чертѐж, граф, дерево, список и др.) и

их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям

моделирования.

24

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных

и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных

моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле

компьютерного

моделирования:

построение

математической

модели,

ее

программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ

его результатов, уточнение модели.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения,

операции

(логическое

отрицание,

логическое

умножение,

логическое

сложение), выражения, таблицы истинности.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования (46 ч.)

Понятие

исполнителя.

Неформальные

и

формальные

исполнители.

Учебные исполнители (Робот, Чертѐжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как

примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы,

система команд.

Понятие

алгоритма

как

формального

описания

последовательности

действий

исполнителя

при

заданных

начальных

данных.

Свойства

алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический

язык

формальный

язык

для

записи

алгоритмов.

Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное

и программное управление исполнителем.

Линейные

алгоритмы.

Алгоритмические

конструкции,

связанные

с

проверкой

условий:

ветвление

и

повторение.

Разработка

алгоритмов:

разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие

простой

величины.

Типы

величин:

целые,

вещественные,

символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с

табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план

целенаправленных

действий

по

проведению

вычислений

при

заданных

начальных данных с использованием промежуточных результатов.

25

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных

языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.):

правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод,

вывод,

присваивание,

ветвление,

цикл)

и

вызова

вспомогательных

алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование

– разработка

алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение

задач

по

разработке

и

выполнению

программ

в

выбранной

среде

программирования.

Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии (101 ч.)

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные

компоненты

персонального

компьютера

(процессор,

оперативная

и

долговременная

память,

устройства

ввода

и

вывода

информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на

текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное

обеспечение,

прикладное

программное

обеспечение,

системы

программирования.

Правовые

нормы

использования

программного

обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический

пользовательский

интерфейс

(рабочий

стол,

окна,

диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными

объектами

в

наглядно-графической

форме:

создание,

именование,

сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация

пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические,

эргономические

и

технические

условия

безопасной

эксплуатации компьютера.

26

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы

(раздел,

абзац,

строка,

слово,

символ).

Технологии

создания

текстовых

документов.

Создание

и

редактирование

текстовых

документов

на

компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами

текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование

символов

(шрифт,

размер,

начертание,

цвет).

Форматирование

абзацев

(выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал). Стилевое

форматирование.

Включение

в

текстовый

документ

списков,

таблиц,

диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок:

сноски,

оглавления,

предметные

указатели.

Инструменты

распознавания

текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом.

Примечания.

Запись

и

выделение

изменений.

Форматирование

страниц

документа.

Ориентация,

размеры

страницы,

величина

полей.

Нумерация

страниц.

Колонтитулы.

Сохранение

документа

в

различных

текстовых

форматах.

Графическая

информация.

Формирование

изображения

на

экране

монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика

(растровая,

векторная).

Интерфейс

графических

редакторов.

Форматы

графических файлов.

Мультимедиа.

Понятие

технологии

мультимедиа

и

области

еѐ

применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные

презентации. Дизайн

презентации и макеты

слайдов. Звуковая

и видео

информация.

Электронные

(динамические)

таблицы.

Использование

формул.

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчѐтов.

Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании)

данных.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы

управления

базами

данных

и

принципы

работы

с

ними.

Ввод

и

редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

27

Коммуникационные

технологии.

Локальные

и

глобальные

компьютерные

сети.

Интернет.

Браузеры.

Взаимодействие

на

основе

компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт.

Информационные

ресурсы

компьютерных

сетей:

Всемирная

паутина,

файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск

информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска

информации:

компьютерные

каталоги,

поисковые

машины,

запросы

по

одному и нескольким признакам.

Проблема

достоверности

полученной

информация.

Возможные

неформальные

подходы

к

оценке

достоверности

информации

(оценка

надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные

моменты

времени

и

т.п.).

Формальные

подходы

к

доказательству

достоверности

полученной

информации,

предоставляемые

современными

ИКТ:

электронная

подпись,

центры

сертификации,

сертифицированные

сайты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни

человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные

услуги,

научно-технические

исследования,

управление

производством

и

проектирование

промышленных

изделий,

анализ

экспериментальных

данных,

образование

(дистанционное

обучение,

образовательные

источники).

Основные этапы развития ИКТ.

Информационная

безопасность

личности,

государства,

общества.

Защита

собственной

информации

от

несанкционированного

доступа.

Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления

о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и

работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские,

социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.

28

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА

ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

5–6 классы (всего 70 часов)

Наименование разделов и тем

Количество часов

Тема 1. Компьютер

7 часов

Информация

и

информатика.

Компьютер

универсальная

машина

для

работы

с

информацией.

Техника безопасности и организация рабочего места.

Основные

устройства

компьютера

и

технические

средства, с помощью которых может быть реализован

ввод

информации

(текста,

звука,

изображения)

в

компьютер.

Программы и документы. Файлы и папки. Основные

правила именования файлов.

Компьютерные

объекты,

их

имена

и

графические

обозначения.

Элементы

пользовательского

интерфейса:

рабочий стол; панель задач.

Мышь,

указатель

мыши,

действия

с

мышью.

Управление компьютером с помощью мыши.

Компьютерные меню. Главное меню.

Запуск программ. Окно программы и его структура.

Диалоговые окна. Основные элементы управления,

имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод

информации

в

память

компьютера.

Клавиатура.

Группы

клавиш.

Основная

позиция

пальцев

на

клавиатуре.

Тема 2. Объекты и системы

8 часов

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства,

действия,

поведение,

состояния.

Отношения

объектов.

Разновидности

объектов

и

их

классификация.

Состав

объектов.

Системы

объектов.

Система

и

окружающая

среда.

Персональный

компьютер

как

система.

Файловая

система. Операционная система.

Тема 3. Информация вокруг нас

12 часов

Как

человек

получает

информацию.

Виды

информации по способу получения.

Код,

кодирование

информации.

Формы

представления

информации.

Текст

как

форма

представления

информации.

Табличная

форма

представления

информации.

Наглядные

формы

29

представления информации.

Хранение

информации.

Носители

информации.

Всемирная

паутина.

Браузеры.

Средства

поиска

информации:

компьютерные

каталоги,

поисковые

машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Передача информации.

Обработка информации.

Изменение

формы

представления

информации.

Метод координат. Систематизация информации. Поиск

информации. Поиск информации в сети Интернет.

Получение

новой

информации.

Преобразование

информации

по

заданным

правилам.

Черные

ящики.

Преобразование

информации

путем

рассуждений.

Разработка

плана

действий

и

его

запись.

Задачи

на

переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания.

Тема 4. Подготовка текстов на компьютере

8 часов

Текстовый редактор.

Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Приѐмы редактирования (вставка, удаление и замена

символов).

Фрагмент.

Перемещение

и

удаление

фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.

Проверка

правописания,

расстановка

переносов.

Форматирование символов (шрифт, размер, начертание,

цвет).

Форматирование

абзацев

(выравнивание,

отступ

первой строки, междустрочный интервал и др.).

Создание и форматирование списков.

Вставка

в

документ

таблицы,

ее

форматирование

и

заполнение данными.

Тема 5. Компьютерная графика

6 часов

Компьютерная графика.

Простейший графический редактор.

Инструменты графического редактора. Инструменты

создания простейших графических объектов.

Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с

фрагментами:

удаление,

перемещение,

копирование.

Преобразование фрагментов.

Устройства ввода графической информации.

Тема 6. Информационные модели

10 часов

Модели объектов и их назначение. Информационные

модели.

Словесные

информационные

модели.

Простейшие математические модели.

Табличные

информационные

модели.

Структура

и

правила

оформления

таблицы.

Простые

таблицы.

30

Табличное решение логических задач.

Вычислительные

таблицы.

Графики

и

диаграммы.

Наглядное

представление

о

соотношении

величин.

Визуализация многорядных данных.

Многообразие схем. Информационные модели на графах.

Деревья.

Тема 7. Создание мультимедийных объектов

7 часов

Мультимедийная презентация.

Описание последовательно развивающихся событий

(сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в

редакторе презентаций. Создание эффекта движения с

помощью смены последовательности рисунков.

Тема 8. Алгоритмика

8 часов

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные

исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик,

Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей.

Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Управление

исполнителями

с

помощью

команд

и

их

последовательностей.

Что

такое

алгоритм.

Различные

формы

записи

алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема).

Примеры

линейных

алгоритмов,

алгоритмов

с

ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в

литературных произведениях, на уроках математики и

т.д.).

Составление

алгоритмов

(линейных,

с

ветвлениями

и

циклами)

для

управления

исполнителями

Чертѐжник,

Водолей и др.

Резерв учебного времени в 5–6 классах: 2 часа

7–9 классы (всего 138 часов)

Наименование разделов и тем

Количество часов

Тема 1. Информация и информационные процессы

9 часов

Информация.

Информационный

процесс.

Субъективные

характеристики

информации,

зависящие

от

личности

получателя

информации

и

обстоятельств

получения

информации:

важность,

своевременность,

достоверность, актуальность и т.п.

Представление

информации.

Формы

представления

31

информации.

Язык

как

способ

представления

информации:

естественные

и

формальные

языки.

Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование

информации.

Универсальность

дискретного

(цифрового,

в

том

числе

двоичного)

кодирования.

Двоичный

алфавит.

Двоичный

код.

Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности)

двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Размер

(длина)

сообщения

как

мера

количества

содержащейся

в

нѐм

информации.

Достоинства

и

недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению

количества информации. Единицы измерения количества

информации.

Основные

виды

информационных

процессов:

хранение, передача и обработка информации. Примеры

информационных

процессов

в

системах

различной

природы; их роль в современном мире.

Хранение

информации.

Носители

информации

(бумажные,

магнитные,

оптические,

флэш-память).

Качественные

и

количественные

характеристики

современных

носителей

информации:

объем

информации, хранящейся на носителе; скорости записи и

чтения информации.

Хранилища информации.

Сетевое

хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный

канал, приѐмник информации.

Обработка

информации.

Обработка,

связанная

с

получением новой информации. Обработка, связанная с

изменением

формы,

но

не

изменяющая

содержание

информации. Поиск информации.

Тема

2.

Компьютер

как

универсальное

устройство

обработки информации

7 часов

Общее описание компьютера. Программный принцип

работы компьютера.

Основные

компоненты

персонального

компьютера

(процессор,

оперативная

и

долговременная

память,

устройства ввода и вывода информации), их функции и

основные

характеристики

(по

состоянию

на

текущий

период времени).

Состав

и

функции

программного

обеспечения:

системное

программное

обеспечение,

прикладное

программное обеспечение, системы программирования.

Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.

Правовые

нормы

использования

программного

32

обеспечения.

Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая

система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий

стол,

окна,

диалоговые

окна,

меню).

Оперирование

компьютерными

информационными

объектами

в

наглядно-графической

форме:

создание,

именование,

сохранение, удаление объектов, организация их семейств.

Архивирование и разархивирование.

Гигиенические, эргономические и технические условия

безопасной эксплуатации компьютера.

Тема 3. Обработка графической информации

4 часа

Формирование

изображения

на

экране

монитора.

Компьютерное

представление

цвета.

Компьютерная

графика (растровая, векторная). Интерфейс графических

редакторов. Форматы графических файлов.

Тема 4. Обработка текстовой информации

9 часов

Текстовые

документы

и

их

структурные

единицы

(раздел,

абзац,

строка,

слово,

символ).

Технологии

создания

текстовых

документов.

Создание,

редактирование и форматирование текстовых документов

на компьютере Стилевое форматирование. Включение в

текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул

и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок:

сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная

работа над документом. Примечания. Запись и выделение

изменений.

Форматирование

страниц

документа.

Ориентация,

размеры

страницы,

величина

полей.

Нумерация

страниц.

Колонтитулы.

Сохранение

документа в различных текстовых форматах.

Инструменты

распознавания

текстов

и

компьютерного перевода.

Компьютерное

представление

текстовой

информации.

Кодовые

таблицы.

Американский

стандартный

код

для

обмена

информацией,

примеры

кодирования

букв

национальных

алфавитов.

Представление о стандарте Юникод.

Тема 5. Мультимедиа

4 часа

Понятие

технологии

мультимедиа

и

области

еѐ

применения.

Звук

и

видео

как

составляющие

мультимедиа.

Компьютерные

презентации.

Дизайн

презентации и макеты слайдов.

33

Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.

Возможность

дискретного

представления

мультимедийных данных

Тема 6. Математические основы информатики

13 часов

Понятие о непозиционных и позиционных системах

счисления.

Знакомство

с

двоичной,

восьмеричной

и

шестнадцатеричной системами счисления, запись в них

целых

десятичных

чисел

от

0

до

1024.

Перевод

небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и

шестнадцатеричной

системы

счисления

в

десятичную.

Двоичная арифметика.

Логика

высказываний

(элементы

алгебры

логики).

Логические значения, операции (логическое отрицание,

логическое

умножение,

логическое

сложение),

выражения, таблицы истинности.

Тема 7. Основы алгоритмизации

10 часов

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как

примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма

как формального описания последовательности действий

исполнителя при заданных начальных данных. Свойства

алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический

язык

формальный

язык

для

записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на

алгоритмическом

языке.

Непосредственное

и

программное управление исполнителем.

Линейные

программы.

Алгоритмические

конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление

и повторение.

Понятие

простой

величины.

Типы

величин:

целые,

вещественные,

символьные,

строковые,

логические.

Переменные

и

константы.

Алгоритм

работы

с

величинами

план

целенаправленных

действий

по

проведению

вычислений

при

заданных

начальных

данных с использованием промежуточных результатов.

Тема 8. Начала программирования

10 часов

Язык программирования. Основные правила языка

программирования

Паскаль:

структура

программы;

правила представления данных; правила записи основных

операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Решение задач по разработке и выполнению программ в

среде программирования Паскаль.

Тема 9. Моделирование и формализация

18 часов

Понятия натурной и информационной моделей

Виды

информационных

моделей

(словесное

34

описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертѐж,

граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в

математике,

физике,

литературе,

биологии

и

т.д.

Использование

моделей

в

практической

деятельности.

Оценка адекватности модели моделируемому объекту и

целям моделирования.

Компьютерное

моделирование.

Примеры

использования

компьютерных

моделей

при

решении

научно-технических задач.

Реляционные

базы

данных

Основные

понятия,

типы

данных, системы управления базами данных и принципы

работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск,

удаление и сортировка данных.

Тема 10. Алгоритмизация и программирование

18 часов

Этапы решения задачи на компьютере.

Конструирование алгоритмов: разбиение

задачи

на

подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов

вспомогательных алгоритмов. Рекурсия.

Управление,

управляющая

и

управляемая

системы,

прямая и обратная связь. Управление в живой природе,

обществе и технике.

Тема 11. Обработка числовой информации

14 часов

Электронные

таблицы.

Использование

формул.

Относительные,

абсолютные

и

смешанные

ссылки.

Выполнение расчѐтов. Построение графиков и диаграмм.

Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Тема 12. Коммуникационные технологии

16 часов

Локальные

и

глобальные

компьютерные

сети.

Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная

способность

канала.

Передача

информации

в

современных системах связи.

Взаимодействие

на

основе

компьютерных

сетей:

электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт.

Информационные

ресурсы

компьютерных

сетей:

Всемирная паутина, файловые архивы.

Технологии создания сайта. Содержание и структура

сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете.

Базовые

представления

о

правовых

и

этических

35

аспектах

использования

компьютерных

программ

и

работы в сети Интернет.

Резерв учебного времени в 7–9 классах: 6 часов.



В раздел образования