Напоминание

Использование потенциала творческого объединения «Юный авиамоделист» в организации внеурочной деятельности учащихся.


Автор: Колотов Владимир Васильевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детский Дом культуры"
Населённый пункт: г. Глазов, Удмуртская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Использование потенциала творческого объединения «Юный авиамоделист» в организации внеурочной деятельности учащихся.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Колотое В.В., ПДО, высшая

квалификационная категория

Использование потенциала творческого объединения «Юный авиамоделист» в

организации внеурочной деятельности учащихся.

Научно-техническое

творчество

учащихся

представляет

собой

вид

деятельности,

состоящий

в

теоретическом

решении

и

материальном

воплощении

какой-либо

технической

задачи

в

виде

технических

проектов,

макетов,

моделей

и

опытных

образцов,

обладающих

объективной

или

субъективной

новизной.

При

этом

осуществляется

поиск,

разработка

и

применение оригинальных способов решения поставленных научно-технических задач, имеет

прикладные цели и направлено на удовлетворение практических потребностей человека. Под

ним понимают поиск и решение задач в области техники на основе использования достижений

науки.

Наиболее

приемлем

такой

вид

занятий

в

рамках

системы

творческих

объединений

дополнительного образования детей.

Российский

феномен

дополнительного

образования

детей

уникальная

форма

образования, не имеющая адекватных зарубежных аналогов. Под дополнительным образованием

понимается образовательный процесс, осуществляемый после завершения обучения в школе.

Образовательным

при

этом

признаётся

организованный

устойчивый

длительный

процесс

коммуникации,

порождающий

обучение.

Дополнительное

образование

детей

в

Российской

Федерации

реализуется

одновременно

с

получением

общего

или

профессионального

образования.

Данная

педагогическая

практика

занимает

особое

место

в

ро ссийской

образовательной

системе.

Её

системные

характеристики

определяются

спецификой

государственного заказа, основным смыслом которого является удовлетворение образовательных

потребностей

детей.

Специфика

государственного

заказа

предопределяет

содержание

и

структуру концепции дополнительного образования детей как новой формы образования, в том

числе концепцию содержания ДО.

В случае его усвоения ребенком оно становится лично его достоянием, входит в

структуру личности. Для того, чтобы проектируемое содержание ДО стало реальным и вошло в

структуру

личности,

необходимо,

чтобы

оно

обладало

высоким

ценностным

потенциалом,

способным "притянуть" к себе интересы учащихся и педагогов.

В содержании дополнительного образования детей, как и образования в целом, можно

выделить следующие структурные компоненты:

1)

систему знаний (о природе, обществе, мышлении и пр. и способах деятельности);

2)

систему интеллектуальных и практических умений и навыков;

3)

опыт творческой деятельности;

4)

опыт эмоционально-волевого, ценностного отношения к миру, другим людям,

себе.

Дополнительное образование изначально персонифицировано. Этот вид образования

объективно

предназначен

для

организации

процессов

самопознания,

самоопределения

и

самореализации личности ребёнка в социально позитивной деятельности.

Авиамоделизм

-

первая

ступень

воспитания

не

только

будущих

летчиков,

но

и

будущих

квалифицированных

рабочих,

инженеров,

конструкторов,

изобретателей

и

рационализаторов. При стремительном росте науки и техники объем знаний неуклонно растет,

появляются

новые

технологии

производства,

новые

материалы.

Моделируя

летательные

аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями их изготовления,

учащиеся познают современные, передовые технические решения.

Занимаясь

в авиамодельном

объединении в течение

ряда

лет,

ребята знакомятся

с большим

количеством

различных

материалов

и

инструментов

и

таким

образом

приобретают очень

полезные

в

жизни

практические

навыки.

При

изготовлении

моделей

учащие ся

сталкиваются

с

решением

вопросов

аэродинамики

и

прочности,

у

них

вырабатывается

инженерный

подход

к

решению

встречающихся

проблем.

Занятия

авиамодельным

спортом

решают проблему занятости детей, прививают и развивают такие черты характера, как терпение,

аккуратность, выносливость, силу воли, что актуально

для данного возрастного этапа развития, а

также

важно

при

решении

основных

воспитательных,

развивающих

и

обучающих

задач.

Совершенствование

авиамоделей

требует

от

обучающихся

мобилизации

их

творческих

способностей.

Занятия авиамоделизмом объединяют в себе обучение ребят построению различных

моделей

планеров

и

самолетов

с

тем,

чтобы

каждый

мог

выбрать

свою

направленность

в

занятиях авиамоделизмом и рассчитана, кроме того, на подготовку моделистов- спортсменов.

В отличие от типовой, реализуемая программа, в качестве мотивирующего фактора в

занятиях

авиамоделизмом,

предусматривает

постройку

ребятами

летающих

моделей,

участвующих

в

соревнованиях

и

конструктивно

обеспечивающих

стабильность

траектории,

дальности полета и маневренности. Увеличено и время для тренировочных полетов и подготовки к

соревнованиям.

Занятия

авиамоделизмом

помогает

профессиональному

самоопределению,

пробуждает техническую мысль и прививает разнообразные технические навыки. Программа

личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность

свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

Теория

и

практика

авиамоделизма

выстраиваются

в

логике

трех

образовательных

уровней, которые распределяются по трем годам обучения.

Программа

начального

образовательного

уровня

обучения

охватывает

круг

первоначальных

знаний

и

навыков,

необходимых

для

работы

по

изготовлению

запуску

несложных летающих моделей, усвоение этики общения в результате работы в кружке и участия в

соревнованиях.

Основная

задача

теоретических

занятий

-

объяснить

в

основньгх

чертах

конструкцию, принцип

действия

летающего

аппарата,

не

вникая

во

второстепенные

детали,

познакомить с историей развития авиации.

Углубленный образовательный уровень обучения направлен на расширение знаний по

авиационной

и

авиамодельной

технике,

по

основам

аэродинамики

и

методике

несложных

технических расчетов. Основная задача теоретических занятий - расширить и знания по физике

полета, аэродинамике моделей и технике моделирования при постройке летающих моделей. В

практической деятельности посильность занятий координируется с личностными возможностями

обучающихся.

Итоговый

профессионально-ориентированный

уровень

обучения

достигается

расширением и закреплением знаний по авиационной и авиамодельной технике, по основам

аэродинамики.

Участию

в

соревнованиях

предшествует

большая

психологическая

подготовка:

должна

быть

уверенность

в

своих

силах,

в

поддержке

товарищей

по

команде,

умение

сконцентрировать

волю

в

критический

момент.

Кроме

этого,

соревнования

-

возможность

самооценки и обмена информацией.

Моделисту в процессе работы приходится самостоятельно выбирать технологический

процесс

изготовления

модели,

подбирать

наиболее

подходящие

материалы,

позволяющие

получать

надёжную

и

красивую

конструкцию.

Важно

хорошо

разбираться

в

чертежах,

разнообразных приёмах работы с разными материалами.

Часто моделист сам создаёт проект модели, который затем осуществляет, поэтому

моделирование несёт в себе элемент творчества.

Цель работы нашего объединения:

воспитание

трудолюбия,

развитие

творческих

способностей,

формирование

конструкторских

умений

и

навыков,

создание

условий

для

самореализации

ребенка

через

достижение им личного успеха в освоении авиационного моделирования.

Настоящая модифицированная программа предусматривает значительное расширение

политехнического

кругозора

учащихся,

развитие

их

пространственного

мышления,

формирование устойчивого интереса к технике. Учтены знания и умения учащихся, которые они

получают на уроках математики, трудового обучения, рисования, естествознания и на которые

надо опираться в процессе занятий

Кроме

того,

данная

программа

имеет метапредметные

связи

со

школьной

программой: физикой, химией, математикой, черчением, технологией. На занятиях воспитанники

объединения

дополняют

знания

по

данным

предметам,

как

в

теоретическом,

так

и

в

практическом

направлениях.

Ориентируясь

на

ФГОС

второго

поколения,

система

дополнительного образования является частью внеурочной деятельности. Многие программы,

такие как «Авиамоделирование» является востребованными школьниками и представляют собой

дополнение

к

учебным

программам

по

естественно-научному

циклу.

Кроме

того,

данная

программа носит также и профориентационной характер, что также является важнейшей частью

современных образовательных стандартов.

В

работе

с

начинающими

моделистами

упор

следует

делать

на

освоение

и

отработку основных технологических приёмов изготовления моделей и практических навыков в

их регулировке и запуске.

Программа

первого

года

занятий

охватывает

круг

первоначальных

знаний

и

навыков,

необходимых

для

работы

по

изготовлению

и

запуску

несложных

летающих

моделей.

На

занятиях

кружковцы

знакомятся

с

первоначальными

сведениями

по

теории

полёта

истории

отечественной авиации, приобретают трудовые навыки и умения.

Работа на втором году расширяет знания учащихся по авиационной и модельной технике,

по основам аэродинамики и методики проведения несложных теоретических расчётов. Работа

идёт в основном индивидуально, но иногда полезно поручить двум учащимся готовить одну

модель.

В кружке третьего года занятий учащиеся расширяют и закрепляют знания по авиационной и

авиамодельной технике, углублённо изучают основы аэродинамики, самостоятельного расчёта

конструкций моделей. Работа в кружке готовит учащихся к дальнейшей самостоятельной.работе,

знакомит с авиационными профессиями. Помогает в профессиональном самоопределении. На

третьем

году

занятий

каждый

кружковец

строит

модель

по

индивидуальному

проекту

и

готовит её к участию в соревнованиях.

Основные направления исследовательской работы: влияние профиля крыла на качество

планирования

модели,

действие

турбулизатора

крыла

на

качество

планирования

модели,

исследования крыльев с разным удлинением, работа по форсированию микродвигателей, подбор

винтомоторной

группы

и

др.

Сюда

могут

быть

включены

работы

по

созданию

учебно-

наглядных

пособий

настольных

моделей

и

др.

Разработка

технологической

оснастки

для

изготовления воздушных винтов.

Дополнительное образование не имеет образовательных стандартов. Объясняется это

неформальным

характером

свободно

избираемого

образования,

что

не

означает

отсутствия

требований к государственным образовательным учреждениям, организующим дополнительное

образование детей. Их деятельность регулируется нормами и правилами, формирование которых

находится в состоянии разработки.

Дополнительное образование не имеет в своём арсенале форм принуждения. Могу.

Хочу.

Умею.

Делаю.

Не

боюсь

ошибиться.

Эти

глаголы

определяют

позиции

детей

в

дополнительном

образовании,

и

обусловливают

стиль

взаимоотношений

с

ними

взрослых.

Необходимость

в

установлении

на

законодательном

уровне

каких-либо

ограничений

не

возникает.

Правила

и

нормы

поведения

создаются

стараниями

нескольких

поколений

и

соблюдаются потому, что так надо всем. Это безопасно, удобно, приятно, полезно, интересно.

Принятые в дополнительном образовании регламентные требования направлены на

создание

и

поддержание

атмосферы

психологического

комфорта.

В

дополнительном

образовании нет детей, обиженных сверстниками, старшими по возрасту, педагогами.

В

дополнительном

образовании

не

принято

предъявлять

требования,

выполнить

которые ребёнок не может, так же как не принято наказывать за невыполненную работу. Любая

работа выполняется в доступном ребёнку объёме, а полученные результаты сравниваются только

его с предыдущими достижениями или с намеченными им самим планами.

Разрешено

всё,

что

стимулирует

нормальное

развитие

ребёнка,

способствует

его

нравственному

и

профессиональному

становлению,

формированию

активной

позиции

в

определении

значимых

ценностей,

обеспечивает

социально

позитивную

идентификацию

личности в период детства.



В раздел образования