Автор: Колотов Владимир Васильевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детский Дом культуры"
Населённый пункт: г. Глазов, Удмуртская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Использование потенциала творческого объединения «Юный авиамоделист» в организации внеурочной деятельности учащихся.
Раздел: дополнительное образование
Колотое В.В., ПДО, высшая
квалификационная категория
Использование потенциала творческого объединения «Юный авиамоделист» в
организации внеурочной деятельности учащихся.
Научно-техническое
творчество
учащихся
представляет
собой
вид
деятельности,
состоящий
в
теоретическом
решении
и
материальном
воплощении
какой-либо
технической
задачи
в
виде
технических
проектов,
макетов,
моделей
и
опытных
образцов,
обладающих
объективной
или
субъективной
новизной.
При
этом
осуществляется
поиск,
разработка
и
применение оригинальных способов решения поставленных научно-технических задач, имеет
прикладные цели и направлено на удовлетворение практических потребностей человека. Под
ним понимают поиск и решение задач в области техники на основе использования достижений
науки.
Наиболее
приемлем
такой
вид
занятий
в
рамках
системы
творческих
объединений
дополнительного образования детей.
Российский
феномен
дополнительного
образования
детей
уникальная
форма
образования, не имеющая адекватных зарубежных аналогов. Под дополнительным образованием
понимается образовательный процесс, осуществляемый после завершения обучения в школе.
Образовательным
при
этом
признаётся
организованный
устойчивый
длительный
процесс
коммуникации,
порождающий
обучение.
Дополнительное
образование
детей
в
Российской
Федерации
реализуется
одновременно
с
получением
общего
или
профессионального
образования.
Данная
педагогическая
практика
занимает
особое
место
в
ро ссийской
образовательной
системе.
Её
системные
характеристики
определяются
спецификой
государственного заказа, основным смыслом которого является удовлетворение образовательных
потребностей
детей.
Специфика
государственного
заказа
предопределяет
содержание
и
структуру концепции дополнительного образования детей как новой формы образования, в том
числе концепцию содержания ДО.
В случае его усвоения ребенком оно становится лично его достоянием, входит в
структуру личности. Для того, чтобы проектируемое содержание ДО стало реальным и вошло в
структуру
личности,
необходимо,
чтобы
оно
обладало
высоким
ценностным
потенциалом,
способным "притянуть" к себе интересы учащихся и педагогов.
В содержании дополнительного образования детей, как и образования в целом, можно
выделить следующие структурные компоненты:
1)
систему знаний (о природе, обществе, мышлении и пр. и способах деятельности);
2)
систему интеллектуальных и практических умений и навыков;
3)
опыт творческой деятельности;
4)
опыт эмоционально-волевого, ценностного отношения к миру, другим людям,
себе.
Дополнительное образование изначально персонифицировано. Этот вид образования
объективно
предназначен
для
организации
процессов
самопознания,
самоопределения
и
самореализации личности ребёнка в социально позитивной деятельности.
Авиамоделизм
-
первая
ступень
воспитания
не
только
будущих
летчиков,
но
и
будущих
квалифицированных
рабочих,
инженеров,
конструкторов,
изобретателей
и
рационализаторов. При стремительном росте науки и техники объем знаний неуклонно растет,
появляются
новые
технологии
производства,
новые
материалы.
Моделируя
летательные
аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями их изготовления,
учащиеся познают современные, передовые технические решения.
Занимаясь
в авиамодельном
объединении в течение
ряда
лет,
ребята знакомятся
с большим
количеством
различных
материалов
и
инструментов
и
таким
образом
приобретают очень
полезные
в
жизни
практические
навыки.
При
изготовлении
моделей
учащие ся
сталкиваются
с
решением
вопросов
аэродинамики
и
прочности,
у
них
вырабатывается
инженерный
подход
к
решению
встречающихся
проблем.
Занятия
авиамодельным
спортом
решают проблему занятости детей, прививают и развивают такие черты характера, как терпение,
аккуратность, выносливость, силу воли, что актуально
для данного возрастного этапа развития, а
также
важно
при
решении
основных
воспитательных,
развивающих
и
обучающих
задач.
Совершенствование
авиамоделей
требует
от
обучающихся
мобилизации
их
творческих
способностей.
Занятия авиамоделизмом объединяют в себе обучение ребят построению различных
моделей
планеров
и
самолетов
с
тем,
чтобы
каждый
мог
выбрать
свою
направленность
в
занятиях авиамоделизмом и рассчитана, кроме того, на подготовку моделистов- спортсменов.
В отличие от типовой, реализуемая программа, в качестве мотивирующего фактора в
занятиях
авиамоделизмом,
предусматривает
постройку
ребятами
летающих
моделей,
участвующих
в
соревнованиях
и
конструктивно
обеспечивающих
стабильность
траектории,
дальности полета и маневренности. Увеличено и время для тренировочных полетов и подготовки к
соревнованиям.
Занятия
авиамоделизмом
помогает
профессиональному
самоопределению,
пробуждает техническую мысль и прививает разнообразные технические навыки. Программа
личностно - ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность
свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.
Теория
и
практика
авиамоделизма
выстраиваются
в
логике
трех
образовательных
уровней, которые распределяются по трем годам обучения.
Программа
начального
образовательного
уровня
обучения
охватывает
круг
первоначальных
знаний
и
навыков,
необходимых
для
работы
по
изготовлению
-и
запуску
несложных летающих моделей, усвоение этики общения в результате работы в кружке и участия в
соревнованиях.
Основная
задача
теоретических
занятий
-
объяснить
в
основньгх
чертах
конструкцию, принцип
действия
летающего
аппарата,
не
вникая
во
второстепенные
детали,
познакомить с историей развития авиации.
Углубленный образовательный уровень обучения направлен на расширение знаний по
авиационной
и
авиамодельной
технике,
по
основам
аэродинамики
и
методике
несложных
технических расчетов. Основная задача теоретических занятий - расширить и знания по физике
полета, аэродинамике моделей и технике моделирования при постройке летающих моделей. В
практической деятельности посильность занятий координируется с личностными возможностями
обучающихся.
Итоговый
профессионально-ориентированный
уровень
обучения
достигается
расширением и закреплением знаний по авиационной и авиамодельной технике, по основам
аэродинамики.
Участию
в
соревнованиях
предшествует
большая
психологическая
подготовка:
должна
быть
уверенность
в
своих
силах,
в
поддержке
товарищей
по
команде,
умение
сконцентрировать
волю
в
критический
момент.
Кроме
этого,
соревнования
-
возможность
самооценки и обмена информацией.
Моделисту в процессе работы приходится самостоятельно выбирать технологический
процесс
изготовления
модели,
подбирать
наиболее
подходящие
материалы,
позволяющие
получать
надёжную
и
красивую
конструкцию.
Важно
хорошо
разбираться
в
чертежах,
разнообразных приёмах работы с разными материалами.
Часто моделист сам создаёт проект модели, который затем осуществляет, поэтому
моделирование несёт в себе элемент творчества.
Цель работы нашего объединения:
воспитание
трудолюбия,
развитие
творческих
способностей,
формирование
конструкторских
умений
и
навыков,
создание
условий
для
самореализации
ребенка
через
достижение им личного успеха в освоении авиационного моделирования.
Настоящая модифицированная программа предусматривает значительное расширение
политехнического
кругозора
учащихся,
развитие
их
пространственного
мышления,
формирование устойчивого интереса к технике. Учтены знания и умения учащихся, которые они
получают на уроках математики, трудового обучения, рисования, естествознания и на которые
надо опираться в процессе занятий
Кроме
того,
данная
программа
имеет метапредметные
связи
со
школьной
программой: физикой, химией, математикой, черчением, технологией. На занятиях воспитанники
объединения
дополняют
знания
по
данным
предметам,
как
в
теоретическом,
так
и
в
практическом
направлениях.
Ориентируясь
на
ФГОС
второго
поколения,
система
дополнительного образования является частью внеурочной деятельности. Многие программы,
такие как «Авиамоделирование» является востребованными школьниками и представляют собой
дополнение
к
учебным
программам
по
естественно-научному
циклу.
Кроме
того,
данная
программа носит также и профориентационной характер, что также является важнейшей частью
современных образовательных стандартов.
В
работе
с
начинающими
моделистами
упор
следует
делать
на
освоение
и
отработку основных технологических приёмов изготовления моделей и практических навыков в
их регулировке и запуске.
Программа
первого
года
занятий
охватывает
круг
первоначальных
знаний
и
навыков,
необходимых
для
работы
по
изготовлению
и
запуску
несложных
летающих
моделей.
На
занятиях
кружковцы
знакомятся
с
первоначальными
сведениями
по
теории
полёта
истории
отечественной авиации, приобретают трудовые навыки и умения.
Работа на втором году расширяет знания учащихся по авиационной и модельной технике,
по основам аэродинамики и методики проведения несложных теоретических расчётов. Работа
идёт в основном индивидуально, но иногда полезно поручить двум учащимся готовить одну
модель.
В кружке третьего года занятий учащиеся расширяют и закрепляют знания по авиационной и
авиамодельной технике, углублённо изучают основы аэродинамики, самостоятельного расчёта
конструкций моделей. Работа в кружке готовит учащихся к дальнейшей самостоятельной.работе,
знакомит с авиационными профессиями. Помогает в профессиональном самоопределении. На
третьем
году
занятий
каждый
кружковец
строит
модель
по
индивидуальному
проекту
и
готовит её к участию в соревнованиях.
Основные направления исследовательской работы: влияние профиля крыла на качество
планирования
модели,
действие
турбулизатора
крыла
на
качество
планирования
модели,
исследования крыльев с разным удлинением, работа по форсированию микродвигателей, подбор
винтомоторной
группы
и
др.
Сюда
могут
быть
включены
работы
по
созданию
учебно-
наглядных
пособий
настольных
моделей
и
др.
Разработка
технологической
оснастки
для
изготовления воздушных винтов.
Дополнительное образование не имеет образовательных стандартов. Объясняется это
неформальным
характером
свободно
избираемого
образования,
что
не
означает
отсутствия
требований к государственным образовательным учреждениям, организующим дополнительное
образование детей. Их деятельность регулируется нормами и правилами, формирование которых
находится в состоянии разработки.
Дополнительное образование не имеет в своём арсенале форм принуждения. Могу.
Хочу.
Умею.
Делаю.
Не
боюсь
ошибиться.
Эти
глаголы
определяют
позиции
детей
в
дополнительном
образовании,
и
обусловливают
стиль
взаимоотношений
с
ними
взрослых.
Необходимость
в
установлении
на
законодательном
уровне
каких-либо
ограничений
не
возникает.
Правила
и
нормы
поведения
создаются
стараниями
нескольких
поколений
и
соблюдаются потому, что так надо всем. Это безопасно, удобно, приятно, полезно, интересно.
Принятые в дополнительном образовании регламентные требования направлены на
создание
и
поддержание
атмосферы
психологического
комфорта.
В
дополнительном
образовании нет детей, обиженных сверстниками, старшими по возрасту, педагогами.
В
дополнительном
образовании
не
принято
предъявлять
требования,
выполнить
которые ребёнок не может, так же как не принято наказывать за невыполненную работу. Любая
работа выполняется в доступном ребёнку объёме, а полученные результаты сравниваются только
его с предыдущими достижениями или с намеченными им самим планами.
Разрешено
всё,
что
стимулирует
нормальное
развитие
ребёнка,
способствует
его
нравственному
и
профессиональному
становлению,
формированию
активной
позиции
в
определении
значимых
ценностей,
обеспечивает
социально
позитивную
идентификацию
личности в период детства.