Автор: Максимова Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 118 имени В. Н. Цыганова
Населённый пункт: город Ростов-на-Дону, Ростовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Перспективные планы по сюжетно - ролевым играм в средней группе.
Раздел: дошкольное образование
Утверждаю
Заведующий МДОУ детский сад№32
___________ Пшеничная. Е.В.
Перспективные планы по сюжетно –
ролевым играм в средней группе.
Воспитатели:
Максимова.И.Е.
Запорожец.М.С.
Название
Объём игровых навыков и
умений
Задачи
Методические приёмы
Сентябрь
Семья
Мама готовит еду, кормит дочку и
папу. Дочка заболела. Папа везёт
дочку с мамой в поликлинику
Продолжать учить детей вступать
в
сюжетно
ролевые
отношения,
п о д д е р ж и в а т ь
и г р у
самостоятельно,
привлекать
к
игре мальчиков
Рассматривание
иллюстраций.
Беседы: «Кто дома ухаживает за
детьми, «Кто лечит детей»,
Чтение:
З.Александрова
«Мой
мишка».
Д и д а к т и ч е с к и е
и г р ы
и
упражнения:
« У г о с т и м
к у к л у
ч а е м » ,
«Накормим
Карлесона
обедом»,
«Расскажем мишке, как лечиться
у врача»
Поликлиника
Мама
приводит
дочку
к
врачу.
Врач
п ри н и ма е т
б о л ь н ы х ,
с п р а ш и в а е т ,
г д е
б о л и т ,
п р о с л у ш и в а е т,
и з м е р я е т
температуру, назначает лечение
Познакомить детей с профессией
врача.
Продолжать
учить
детей
брать
на
себя
роль
в р ач а ,
п а ц и е н т а ;
в о с п и т ы в а т ь
заботливое отношение к людям,
с о ч у в с т в и е .
У ч и т ь
д е т е й
п р а в и л а м
п о в е д е н и я
в
поликлинике
Название
Объём игровых навыков и
умений
Задачи
Методические приёмы
Октябрь
Семья
Мама
стирает
и
гладит
бельё,
готовит
еду,
идёт
с
дочкой
в
кукольный театр
Продолжать
учить
мальчиков
и
девочек
совместно
вести
игру.
Закреплять
навыки
культуры
общения
Рассматривание
иллюстраций.
Беседа «Как вы были в кукольном
т е а т р е » Чтение
сказок
д л я
подготовки к показу детьми, работа
над
выразительностью речи
и
техникой
показа. Продуктивная
д е я т е л ь н о с т ь :
« Б и л е т ы в
кукольный театр»
Кукольный театр
Показ детьми знакомой сказки в
детском саду
Познакомить
детей
с
ролью
артиста.
Развивать
интерес
к
сказке.
Магазин
В магазине продаются овощи и
фрукты.
Продавец
взвешивает
продукты,
покупатели
вежливо
разговаривают
с
продавцом,
называют
нужные
им
овощи
и
фрукты
Познакомить детей с профессией
продавца, его игровых умениях,
привлечь
к
игре
малоактивных
детей,
воспитывать
желание
помочь
взрослым,
закрепить
знания о различных магазинах.
Целевая
прогулка
к
магазину.
Беседа «Как вы ходили в магазин
з а
п о к у п к а м и » . Продуктивная
деятельность: «Консервированные
овощи»,
«Фрукты
на
красивом
блюде»
Название
Объём игровых навыков и
умений
Задачи
Методические приёмы
Ноябрь
Семья
Мама
готовит
обед,
кормит
д о ч к у. Дочка
заболела,
мама
вызывает врача
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
д е т е й
организовать
игру,
помогать
в к л ю ч а т ь с я
в
и г р у
«непопулярных
детей»
учить
проявлять
заботу,
любовь
к
родителям
Н а б л ю д е н и е
з а
р а б о т о й
медсестры.
Рас с мат рива ние
и л л ю с т р а ц и й . Рассказ
воспитателя
«Как
я
заболела».
Ч т е н и е :
К .
Ч у к о в с к и й
«Айболит». Дидактические игры
и
упражнения: «Измерим мишке
температуру», «Что нужно врачу»
Показ приемов работы мамой кого-
либо из детей.
Беседа
«Как
вы
ходили
в
парикмахерскую».
Д и д а к т и ч е с к и е
и г р ы
и
упражнения: «Красивые прически
для куклы», «Поучимся завязывать
бантики»,
«Подбери
бант
для
к
у
к
л
ы »
. Продуктивная
деятельность:
«Ра сч е с ка для
Шарика»
Поликлиника
Врач
приходит
к
боль ной
девочке,
осматривает,
измеряет
т е м п е р а т у р у , выслушивает,
выписывает
лекарства. Мама
покупает лекарства в аптеке
Продолжать
обогащать
игровой
опыт
детей,
учить
заботливо,
относиться к ”пациентам”, учить
детей действовать с игрушками.
Парикмахерская
Работают
мужской
и
женский
з а л ы . Мастера
стригут,
бреют,
м о ю т
г о л о в у , причесывают
к л и е н т о в .
О н и
в е ж л и в ы и
внимательны
Познакомить детей с профессией
парикмахер,
обогащать
игровой
о п ы т
д е т е й ,
р а з в и в а т ь
общительность,
любознательность.
Декабрь
Семья
Мама
с
дочкой
наряжают
елку,
м а
м а о т в о д и т
д о ч к у
в
парикмахерскую, покупает
в
магазине
еду,
го т о в и т обед,
встречает гостей
Продолжать
развивать
умение
использовать
в
игре
опыт
из
жизни,
выполнять
роли
членов
семьи,
воспитывать
уважение
к
старшим,
желание
сотрудничать
в игре
Рассматривание
иллюстраций.
Беседы:
«Как
мы
готовимся
к
Н о вом у
год у » ,
« Ка к
н а д о
встречать
гостей». Продуктивная
деятельно сть:
« Н о в о годние
сувениры»
Транспорт, строительство
Ш о ф е р ы
б е р у т
м а ш и н у ,
заправляют ее
бензином,
ездят
осторожно,
чтобы не наехать на
л юд е й ,
в о з я т материалы
на
строительство. Строители строят
гараж
Продолжать
знакомить
детей
с
различными
п р о ф е с с и я м и :
в о д и т е л ь ;
с т р о и т е л ь н ы е
профессии,
расширить
кругозор
детей,
воспитывать
уважение
к
труду
взро слых,
р а з в и в ат ь
любознательность,
желание
участвовать в совместных играх.
Целевая
прогулка
по
улице,
наблюдение
за
т р а н с п о ртом .
Рассматривание
иллюстраций.
Беседа «Чтобы ездила машина».
Чтение:
В.
Бере стов
«Про
машину». Дидактические
игры:
«На чем люди ездят», «Опиши и
н
а
з
о
в
и
»
. Продуктивная
деятельность: «Построим большой
автомобиль», «Грузовик для кота»
Поликлиника
Врач
принимает
больных
в
поликлинике: осматривает горло,
в ы с л у ш и в а е т ,
и з м е р я е т
температуру, выписывает рецепт.
Медсестра делает уколы
Продолжать
обогащать
игровой
опыт
детей,
учить
заботливо,
относиться к ”пациентам”, учить
детей действовать с игрушками
Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Как мы ходили в кабинет
медсестры».
Продуктивная
деятельно сть:
«Рецепты
для врача»
Январь
Семья
В гости приехала бабушка на день
рождения внучки. Мама покупает
в магазине конфеты, еду, готовит
обед.
В
семье
отмечают
день
рождения
дочки:
накрывают
праздничный стол, дарят подарки,
читают стихи
Продолжать
обогащать
игровой
опыт
детей,
игровые
р оли
в з р о с л ы х ;
у в а ж и т е л ь н о
о т н о с и т ь с я
к
с е м е й н ы м
традициям, воспитывать любовь
к своим близким, родным.
Беседы: «Мой день рождения», «У
меня есть бабушка».
Дидактические игры и упражнения:
«Расскажем Винни-Пуху, как надо
встречать гостей», «Угостим куклу
чаем». Продуктивная деятельность:
«Печенье к
чаю»,
«Красивая
салфеточка для чая»
Транспорт
По улице ездят разные машины,
возят грузы, заправляют машины
бензином,
ставят
в
г а р а ж .
Пожарные приезжают на пожарной
машине,
тушат
пожар,
спасают
людей
Расширить
словарный
запас
детей,
продолжать
знакомить
д е т е й
с
р а з н ы м и
в и д а м и
транспорта,
их
назначением.
Учить принимать игровые роли
н а
с е б я ,
р а з в и в а т ь
любознательность,
желание
принимать участие в играх.
Целевая
прогулка
на
улицу,
наблюдение
за
т р а н с п о ртом .
Рассматривание
иллюстраций.
Р ассказ
во спит ат еля
« К а к
работают пожарные».
Беседа «Что возят и как работают
разные машины».
Продуктивная
деятельно сть:
«Машина с грузом»
Февраль
Магазин посуды
В магазине продаются кухонная,
чайная, столовая посуда и столовые
приборы.
Продавец
предлагает
товары,
рассказывает
об
их
назначении.
Покупатели
просят
показать посуду, покупают, платят
деньги
Продолжать
обогащать
игровой
о п ы т
д е т е й ,
р а з в и в а т ь
л ю б о з н а т е л ь н о с т ь ,
у ч и т ь
правильно,
называть
предметы
п о с уд ы ,
д а в а т ь
о п и с а н и е
п р е д м е т о в :
ц в е т,
ф о р м а ,
назначение в быту, размер.
Целевая
прогулка
к
магазину.
Беседа
«Какая
бывает
посуда».
Дидактические игры: «Для чего
такая посуда», «Накроем стол для
чая (обеда)».
Продуктивная
деятельно сть:
« Ч а й н ы й сервиз»,
«Украсим
тарелочки для мишки»
Транспорт
Водители
ездят
на
разны х
машинах: легковых,
грузовых,
т а к с и ,
« с к о р о й помощи»,
пожарных,
выполняют
правила
дорожного
движения.
Водитель
автобуса
объявляет
остановки.
Пассажиры
заходят
в
автобус,
оплачивают проезд,
вежливы
и
в н и м а т е л ь н ы к
д р у г и м
пассажирам
Продолжать
знакомить
детей
с
профессией
водитель,
уточнить
знания детей о различных видах
транспорта,
развивать
у
детей
умение договариваться оценивать
своё поведение в игре; пояснить
детям
важную
роль
машины
скорой
помощи,
п ож а р н о й
машины.
Рассматривание
иллюстраций.
Беседы: «Разные машины ездят по
городу»,
«Наш
друг
светофор».
Д и д а к т и ч е с к и е
и г р ы
и
у п р а ж н е н и я : «Объявляем
остановки», «На чем люди ездят».
Продуктивная
деятельность: «Пожарная
машина»
Театр
Строители возводят здание театра.
Артисты репетируют концерт для
солдат. Билетер проверяет билеты,
Расширить
социальный
опыт
детей,
развивать
внимание,
любознательность,
уточнить
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя «Как я ходила
в театр».
рассаживает
зрителей.
Артисты
читают
стихи,
поют
пе сни,
танцуют
з н а н и я
д е т е й
о
к у л ь т у р е
поведения
в
обще ственных
местах, продолжать учить детей
использовать в игре жизненный
опыт
Разучивание стихов, повторение
песен, танцев.
Продуктивная
деятельно сть:
«Билеты
в театр»
Март
«Скорая помощь»
Врач
приезжает
на
машине
«скорой помощи», осматривает,
в ы с л у ш и в а е т, делает
у ко л ,
выписывает рецепт на лекарство
Продолжать
учить
детей
с
назначением
работы
машины
скорой
помощи.
Обогащать
игровой опыт детей, расширить
знания
детей
о
деятельности
врача скорой помощи, развивать
любознательность.
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя «Скорая
помощь».
Продуктивная
деятельно сть:
«Машина
«скорой помощи»
Детский сад
Воспитатель
встречает
детей,
играет с ними в подвижные игры,
проводит музыкальное занятие:
поет песни, танцует
П р о д о л ж а т ь
о б о г а щ а т ь
с о ц и а л ь н ы й
о п ы т
д е т е й ,
развивать интерес к выполнению
в игре ролей, отражающий труд
работника
д/сада,
учить
детей
с а м о с тоя т е л ь н о
р а з в и в а т ь
игровой сюжет
Наблюдение за играми старших
детей. Беседа «Как мы играем и
занимаемся в детском саду»
Семья
Праздник 8 Марта. Дети готовят
подарки,
поздравляют
маму
и
бабушк у.
М а м а
н а к р ы в а е т
праздничный стол. Дети читают
стихи, поют песни
Воспитывать
любовь
к
своим
близким, учить проявлять заботу
и ласку, продолжать учить детей
формировать
игровой
сюжет,
и с п о л ь з о в а т ь
р а з л и ч н у ю
ат р и бу т и ку
и
п р ед м е т ы
-
заместители
Беседы: «Как мы отмечали мамин
праздник в детском саду», «Как вы
поздравляли маму дома». Чтение
стихов
о
маме
и
б а бу шке .
Продуктивная
деятельно сть:
«Подарки маме»
Апрель
Детский сад
Субботник в детском саду. Дети,
родители и воспитатели убирают
у ч а с т о к ,
п о т ом
и г р а ю т
в
подвижные игры
В о с п и т ы в а т ь
у в а ж е н и е
к
старшим, любовь к труду; учить
детей
самостоятельно
развивать
игровой
опыт,
использовать
в
игре
атрибутику;
продолжать
Наблюдение за работой взрослых,
посильный
совместный
труд на
участке. Беседа «Наш красивый
участок»
учить
детей
договариваться,
распределять
роли,
не
обижая
других участников игры.
Поликлиника
Родители приводят детей к врачу. Он
осматривает детей, измеряет рост и
вес, прослушивает фонендоскопом,
выписывает рецепт на лекарства.
Медсестра
смазывает
ранки,
бинтует их
Продолжать
обогащать
игровой
опыт
детей,
учить
принимать
участие в игре не только девочке,
но
и
мальчиков,
продолжать
учить
исполнять
свои
роли
в
соответ ствии
с
з а м ы с л ом ,
и с п о л ь з о в а т ь
р а з л и ч н ы е
предметы в игре (весы, ростомер)
Беседы: «Как нам измеряли рост и
вес», «Что делать, если поранился».
Чтение: А. Барто «Мы с Тамарой».
Продуктивная
деятельно сть:
«Рецепты для врача»
Аптека
Родители и дети приходят в аптеку,
покупают
лекарства,
бинты,
термометр
Познакомить детей с профессией
врача
–
фармацевта,
провизора,
п р о д о л ж а т ь
в о с п и т ы в а т ь
уважение
к
труду
взрослых,
учить
осознавать
значимость
любой
профессии,
продолжать
у ч и т ь
и с п о л ь з о в а т ь
и г р е
накопленный опыт.
Целевая прогулка к аптеке.
Р ассказ
во спит ателя
« К а к
покупают
лекарства».
Дидактическая
игра
«Полечим
мишку»
Магазины разные
Открылся
новый
магазин
с
р а з н ы м и отделами
(«Ашан»,
«Метро»). Продавцы предлагают
р а з н ы е
т о в а р ы . Покупатели
приобретают продукты, игрушки,
посуду
Продолжать
обогащать
игровой
опыт детей, познакомить детей с
р а з н ы м и
м а г а з и н а м и ,
и з
н а з н а ч е н и е м ,
р а з в и в а т ь
любознательность,
интерес
к
игре,
умение
договариваться,
распределять роли между собой
Целевая
прогулка
к
магазину.
Беседа «В новом магазине много
разных отделов».
Д и д а к т и ч е с к и е
и г р ы
и
упраж нения: «Поучим
зайку
правильно
разговарив а т ь
с
продавцом», «Что лишнее»
Май
Детский сад
Весенний
праздник.
Дети
поют
песни,
читают
стихи,
танцуют.
М у з ы к а л ь н ы й руководитель
аккомпанирует
на
п и анино,
воспитатель проводит игры
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
д е т е й
формировать
игровой
сюжет,
играть
коллективно
( од и н ,
ребенок – воспитатель, другой –
музыкальный
руководитель),
Воспитывать
уважение
к
труду
Б е с е д а
« Н а ш
в е с е н н и й
праздник». Повторение знакомых
песен,
танцев.
Продуктивная
деятельность:
«Весенние
цветы
для праздничного оформления»
работников детского сада.
Семья
Поездка
в
ле с
на
п и к н и к .
Р о д и т е л и и
д е т и
г о т о в я т
бутерброды, едут в лес, играют в
лесу, любуются природой
П р о д о л ж а т ь
у ч и т ь
д е т е й
использовать
свой
жизненный
опыт,
учить
детей
д ружно
распределять роли членов семьи,
в о с п и т ы в а т ь
л ю б о в ь
к
р о д и т е л я м ,
з а б о т л и в о е
отношение
к
членам
семьи;
повторить
с
детьми
ПДД,
воспитывать
экологиче скую
культуру детей
Транспорт
Водитель
готовит
автобус
к
поездке,
заправляет
бензином,
проверяет колеса, везет людей в
лес, соблюдает правила движения
Закрепить
знания
детей
о
профессии водитель, учить детей
правильно и чётко называть свой
домашний
адре с,
в е ж л и в о
о б р а щ а т ь с я
к
в о д и т е л ю ,
воспитывать
доброжелательное
отношение друг к другу
Рассматривание
иллюстраций.
Беседа «Как вы ездили в лес».
Дидактические
игры:
«Правила
движен и я » ,
« М о й
д р у г
с в е т о ф о р » .
П р о д у к т и в н а я
деятельность: «Светофор»
Июнь-август
Магазин
В
магазине
открылись
отделы
одежды и
обуви.
Покупатели
с
детьми
подход я т
к
р а з н ы м
о т д е л а м ,
в ы б и р а ю т товар,
вежливо
разговаривают
с
про-
давцами
Продолжать
знакомить
детей
с
м а г а з и н а м и
о бу в и ,
у ч и т ь
распределять роли между собой,
выполнять
роли
покупателей,
продааца, воспитывать выдержку,
терпение, уважение друг к другу
Б е с е д ы :
« К а к
р а б о т а е т
п р о д а в е ц » ,
« В е ж л и в ы е
п о к у п а т е л и » . Продуктивная
д е я т е л ь н о с т ь :
« В и т р и н а
магазина»
Кафе
Повара
закупили
продукты
в
магазине,
готовят
еду,
кормят
посетителей
Познакомить
детей
с
новым
видом
сервисных
услуг
кафе.
Расширить кругозор детей, учить
выполнять игровые роли повара,
р а с п р е д е л я т ь
р о л и ,
договариваться
друг
с
другом,
воспитывать выдержку, уважение
к девочкам, старшим
Рассказ-беседа
«Как
работает
к а ф е » .
П р о д у к т и в н а я
деятельность: «Меню для зайки»
Больница для зверей
Люди
приводят
и
прино сят
больных животных в лечебницу.
Ветеринар
лечит
животных:
осматривает,
ставит
г р е л к у,
назначает
лекарства,
делает
уколы
Познакомить детей с профессией
врача
–
ветеринара.
Расширять
познавательный
интерес
детей.
Продолжать
обогащать
игровой
опыт детей, принимать участие в
игре,
использовать
предметы
заместители
Беседы:
«Больница
Айболита»,
« Ко гд а заболела
моя
собака».
Ч т е н и е :
К .
Ч у к о в с к и й
« А й б о л и т » . Продуктивная
деятельность:
«Мое любимое
домашнее животное»
Аптека
Больные приходят за лекарством,
р а с с м а т р и в а ю т
в и т р и н у,
в
ы б
и
р
а
ю т лекарство,
спрашивают его у провизора или
показывают
рецепт.
Провизор
и щ е т
н у ж н о е
л е к а р с т в о ,
п о л у ч а е т день ги
и
в ы д а е т
лекарство посетителям. В аптеке
п р о д а ю т с я мази,
микстура,
таблетки,
средства ухода
за
больными
Закрепить
имеющиеся
у
детей
з н а н и я
о
т р у д е
в р а ч а
–
фармацевта,
о
работе
аптеки,
воспитывать
желание
помочь,
продолжать
развивать
связную
речь, уметь договариваться друг с
другом.
Беседа «Что продают в аптеке».
Д и д а к т и ч е с ка я
и г р а
« Ч т о
л и ш н е
е
» . Продуктивная
деятельность:
«Этикетк и
д л я
лекарств»