Автор: Ракутина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-дс "ЛИРА"
Населённый пункт: Пермский край, город Оса.
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "КОСМОС"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
ЦРР- детский сад «ЛИРА».
Педагогический проект
«КОСМОС»
Воспитатель:
Ракутина Елена Владимировна
Чеклецова Юлия Владимировна
ОСА, март 2016
Продолжительность проекта: с1 марта по 12 апреля.
Контингент: дети подготовительной группы, родители и педагоги.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Этапы реализации проекта:
1.Беседы по теме «Планеты Солнечной системы».
- «Наша планета земля»;
- «Солнце и луна».
2.НОД «Что такое воздух».
3.Подвижные игры «Космический корабль», «Звездочеты».
4.НОД – лепка «Космические жители».
5.Викторина «Солнечная система или есть ли жизнь в космосе».
6.Рассматривание энциклопедий и книг о космосе.
7.Работа с родителями: «Знаки Зодиака наших детей». (Оформление папки-
передвижки).
Приложение 1.
Конспект беседы в детском саду для детей подготовительной группы на
тему: «Космос.»
Вы уже знаете, что планета Земля вращается вокруг огненной звезды —
Солнца. Но кроме Земли вокруг него вращаются еще восемь других планет.
Все вместе они и составляют Солнечную систему.
-Знаете ли вы названия планет Солнечной системы?
Планеты и Солнце напоминают дружную семью.
Глава этой семьи — Солнце! Среди планет есть большие и малые. Одни из
них находятся ближе к Солнцу, другие — дальше от него. Каждая из планет
вращается по своей собственной орбите. Ни одна из планет никогда не
сталкивается с другой и не покидает пределы Солнечной системы.
-Вспомните, чем планеты отличаются от звезд.
Звезды состоят только из раскаленных газов, а в состав планет могут
входить и жидкости, и твердые частицы... Кроме того, планеты сами не
светятся, их освещает звезда.
Поговорим о каждой планете, вращающейся вокруг Солнца.
Самая близкая к Солнцу планета — Меркурий. По размерам он меньше
Земли, у него твердая, каменистая поверхность. Меркурий во многом похож
на спутницу Земли — Луну. На Меркурии нет атмосферы, которая могла бы
защитить его от ударов метеоритов и обжигающих солнечных лучей.
-Как вы думаете, на Меркурии холодно или жарко?
На этой планете очень жарко! Ведь Меркурий находится ближе всех к
горячему Солнцу.
Он торопится за Солнцем, словно боится отстать от него. За земной год эта
планета успевает обежать вокруг Солнца четыре раза.
Древние греки говорили, что те, «кому надо спешить куда-нибудь, пусть
учатся
у
Меркурия»
В
древности
Меркурий
считался
покровителем
путешественников и торговцев.
Меркурий
Меркурий — ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света,
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей!
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит: «Меня догоните!»
Вторая от Солнца планета — Венера. Для нас, землян, она видна на
небесах, как далекий, но яркий фонарик.
Венеру называют то Утренней, то Вечерней звездой, ведь в разное время
года она появляется в небе то на заре, то в ранних сумерках, когда звезд еще
не видно.
Венера светится на небесном темно-синем бархате, как кристаллик горного
хрусталя, и кажется удивительно красивой! Поэтому и назвали ее в честь
богини красоты — Венеры.
В древности люди сложили немало легенд, посвященных этой планете. В
одной из них рассказывается, как юная царица Венера мчится по небу в
колеснице, запряженной тройкой белоснежных златогривых коней.
В серебристой колеснице
В небесах летит царица.
Ее облик — юный, нежный.
Ее кони белоснежны,
И крылаты, и красивы,
Златоглазы, златогривы...
Поверхность Венеры каменистая. У этой планеты есть атмосфера, но она
состоит из углекислого газа, которым ни люди, ни животные дышать не
могут.
Венера окружена густыми облаками. Воды на ней практически нет.
Венера
В честь богини красоты
Названа, Венера, ты!
В темных небесах сияешь,
Красотой нас одаряешь.
Наша
Земля
—
третья
от
Солнца
планета.
На
ней
сложились
благоприятные условия для жизни растений, животных и людей.
-Вспомните
и
расскажите
о
тех
условиях,
которые
необходимы
для
возникновения и поддержания жизни на планете.
Земля — средняя по величине планета. Это важно, ведь если планета очень
маленькая, то ей не хватит силы притяжения, чтобы удержать атмосферу.
Земля находится не слишком далеко, но и не очень близко от Солнца.
-Объясните, почему это важно.
Когда
планета
расположена
далеко
от
Солнца,
ей
достается
мало
солнечного тепла и света. На такой планете холодно и темно. А если планета
находится
слишком
близко
от
нашего
светила,
оно
обжигает
ее
своими
горячими лучами.
Путь Меркурия и Венеры проходит близко к Солнцу, и на этих планетах
слишком жарко! Наоборот, на удаленных от светила планетах, таких как
Юпитер и Сатурн, царит вечный холод.
На Земле благоприятная для жизни температура.
- Вы ведь помните, почему Землю называют «голубой планетой»?
Атмосфера, окутывающая Землю голубоватой дымкой, имеет пригодный
для дыхания воздух и защищает планету от перегрева, охлаждения, ударов
метеоритов.
Кроме того, значительную часть поверхности нашей планеты занимают
водоемы. А вода необходима всем живым организмам.
Земля — планета жизни
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле — это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке...
Жизнь на Земле вы найдете повсюду —
В самом далеком, глухом уголке!
У Земли есть спутник — Луна.
Марс — четвертая планета Солнечной системы. Он вдвое меньше Земли.
Год на Марсе длится в два раза дольше земного. У этой планеты есть
атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа с небольшими
примесями водяного пара.
Если внимательно посмотреть на ночное небо, то можно заметить, что
Марс отличается от других планет красноватым свечением.
Поэтому его часто называют «Красной планетой».
Ученым
удалось
установить,
что
твердая
поверхность
Марса
покрыта
оранжево-красным грунтом.
Марс получил свое название в честь бога войны. Возможно, это связано с
тем, что, глядя на красную планету, люди невольно вспоминали войны и
связанные с ними пожары и бедствия.
Полководцы считали Марс своим покровителем и надеялись на его помощь
в сражениях.
Марс
Марс — таинственная планета.
Она по размерам чуть больше Луны,
Из-за кроваво-красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
Пятая от Солнца планета — Юпитер. Этот громадный шар, состоящий из
жидкого водорода, в 11 раз больше Земли.
Юпитер — самая большая планета Солнечной системы!
Юпитер
Юпитер — больше всех планет,
Но суши на планете нет.
Повсюду жидкий водород
И лютый холод круглый год!
-Как вы думаете, почему на Юпитере холодно?
Юпитеру достается немного тепла от Солнца и поэтому там царит вечная
зима.
У Юпитера есть четыре спутника, которые вращаются вокруг него.
Шестая от Солнца планета — Сатурн. Он расположен далеко от Солнца и
потому
температура
его
поверхности
низкая.
Сатурн
состоит
из
газов.
Астрономы, наблюдающие за Сатурном в телескоп, отмечают его красоту. Эта
планета окрашена в яркий желто-оранжевый цвет, ее окружают удивительные
кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.
Сатурн
Сатурн — красивая планета
Желто-оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Уран
расположен
после
Сатурна.
Это
единственная
планета,
которая
вращается лежа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то
один его бок, то второй. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40
лет, а потом 40 лет там царит ночь.
Атмосфера Урана — холодный туман.
Уран
Уран — лежебока, и встать ему лень,
Подняться планете невмочь,
Сорокалетие длится там день
И сорокалетие — ночь.
Нептун — восьмая от Солнца планета. Она кажется темно-голу- бой,
потому что ее окружает газ метан. В телескопы астрономы замечают над
Нептуном клочковатые белые облака.
Нептун
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть ее в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
Нептун
действительно
находится
так
далеко
от
нас,
что
сначала
его
положение предсказали математики, а только потом обнаружили астрономы.
Плутон
—
самая
удаленная
от
Солнца
планета.
Ученые
строили
предположения о его существовании, но открыли эту планету только в 1930 г.
Плутон
—
планета-карлик,
меньше
Луны.
Он
слабо
освещен
Солнцем,
потому изучать его очень трудно.
У Плутона есть спутник — Харон. Он состоит из камней и льда.
Плутон — самая холодная планета Солнечной системы.
-Как вы думаете, почему?
Плутон
Несется в пространстве далекий Плутон,
Он Солнца лучами едва освещен.
А чтоб не скучал в одиночестве он,
С ним спутник летит под названьем Харон.
Дорогие ребята, теперь вы знаете, какие разные планеты входят в состав
Солнечной системы. И все-таки у этих планет есть кое-что общее.
-Подумайте и скажите, чем похожи все планеты Солнечной системы?
Верно! Все планеты имеют форму шара и все вращаются вокруг Солнца.
Вопросы для закрепления:
-Сколько планет в Солнечной системе?
-Как называется самая близкая к Солнцу планета?
-Какая планета наиболее удалена от Солнца?
-Какая планета самая маленькая?
-Какая планета самая большая?
-Какую планету называют то Утренней, то Вечерней звездой?
-Какую планету называют Красной?
-Какую планету окружают кольца?
-Какая планета вращается, лежа на боку?
-Какие планеты ближайшие «соседи» Земли?
-Расскажите, какие условия для возникновения и развития жизни есть на
Земле.
Приложение 2.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Что такое воздух». (Подготовительная группа.)
Цель:
Развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе
элементарного эксперимента и делать выводы.
Задачи:
Задачи по образовательным областям:
«Познавательное развитие»
- развитие у детей познавательного интереса, через знакомство с техникой
проведения опытов с воздухом;
- дать представление о том, что воздух занимает место и обладает
свойствами,
-найти объяснение, почему предметы движутся, при влияние воздуха, что он
обладает "силой"
-развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать
выводы; учить читать схемы
«Социально -коммуникативное развитие»
- умение общаться со сверстниками во время проведения опытов
- знакомство с правилами безопасности при проведении опытов
«Речевое развитие»
-развивать словарный запас слов (прозрачный, невидимый, без запаха,
опыты)
Предварительная работа:
-чтение загадок о воздухе, наблюдение на прогулке за деревьями (ветки
качаются от силы ветра,
Оборудование и материал: коробка из-под обуви, в которой посередине
меньшей стороны вырезано квадратное отверстие, 10 негранёных
фломастеров (или карандашей, воздушный шарик, полиэтиленовые мешки,
Наглядное пособие: схемы: прозрачный, невидимый, без запаха,
бесцветный, "сила"
Ход наблюдения:
В: Ребята, сегодня я предлагаю вам стать учеными и заняться
исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав
мою загадку:
Что вокруг нас всегда, но мы это не видим не когда?
Д: Воздух.
В: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем
делать опыты, как настоящие учёные.
Вдруг стук в дверь и заходит "Незнайка"
Незнайка: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
В: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Незнайка: О воздухе?
-А кто это?
-он вкусный?
-с ним можно играть?
-а потрогать?.
В: Подожди Незнайка, не спеши. Сейчас вместе ребятами мы разберемся
что такое воздух и какими свойствами он обладает.
-Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Д: Нет, не видим.
В: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Д: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Н: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет совсем, ха-ха-ха!
В: Погоди, погоди! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он
всегда вокруг нас!
Н: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот
самый воздух есть!
В: Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух
увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Д: Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.
Дети вместе с Незнайкой подходят к столу, где лежат на каждого пакет
полиэтиленовый.
В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Д: Он пуст.
В: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь
мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он стал
выпуклым, твёрдым, упругим, похож на подушку. Воздух занял всё место в
пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал
тоненьким. Почему?
Д: В нём нет воздуха.
В: Смотри, Незнайка! Ребята, какой мы можем сделать вывод: воздух
прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
В: Но, мы не только можем его поймать, но и почувствовать, пусть он и
невидимый.
Опыт2: Давайте помашем ладошкой в лицо.
В: - Что вы чувствуете?
Д: Чувствуем, как воздух движется.
Воздух мы можем почувствовать.
Н: а воздух, интересно, вкусный?
В: А давайте попробуем.
Опыт 3и 4.
Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (Безвкусный).
- Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Чистый воздух не
имеет цвета, запаха, вкуса.
Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов.
В: Незнайка, и вы ребята как вы думаете, можно ли воздух услышать?
- Когда его можно услышать? (Дует ветер).
Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Мы с вами
наблюдали на улице когда качаются деревья -их заставляет ветер.
В: Молодцы, а теперь немножко отдохнем. Пойдемте на ковер.
Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает
Вправо, влево наклоняет:
Раз-наклон и два -наклон,
Зашумел листвою клен.
(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево)
В: Ребята, как вы думаете воздух способен двигать предметы.
Д: Да. Нет.
В: А сейчас мы с вами это проверим.
Опыт 5: Движение коробки.
В: Теперь подойдите всех к столу и ты Незнайка с нами. (Дети садятся на
стульчики вокруг стола.)
В: сейчас мы с вами проведем опыт, и узнаем обладает ли воздух "силою"?
Ну для этого нужна ваша помощь.
Воспитатель достает коробку, в которой воздушный шарик, ставит на
карандаши. (Которые ребята помогают выкладывать на стол рядом с друг
другом). И наполняет шарик воздухом.
В: Мы наполнили наш шарик воздухом, а теперь давайте попробуем его
отпустить и посмотрим что же произойдет?
В: что происходит с коробкой?
Д: она движется.
В: Шар сдувается и коробка движется вперед, потому что выходящий из
шарика воздух с силой толкает ее. Когда воздух весь вышел коробка
остановилась, потому что на нее уже не влияет не какая сила.
В: Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?
Д: Воздух обладает силой.
В: Сколько много всего мы узнали, давайте подведем итог.
В: Незнайка и ты отвечай, что ты сегодня узнал о воздухе, а его свойствах?
На ответы детей крепятся схемы:
Свойство:
-ПРОЗРАЧНОСТЬ
-БЕЗ ЗАПАХА
-БЕСЦВЕТНЫЙ
-ОБЛАДАЕТ СИЛОЙ
Н: Ребята, я сегодня много узнал о воздухе. Но мне пора. Очень хочется
поделиться со своими друзьями, новыми открытиями. До встречи.
В: Ребята, и наше исследования на сегодня закончились, вы молодцы- были
настоящими учеными.
Приложение 3.
«Космические жители» (конспект занятия по лепке в подготовительной
группе)
Задачи:
- Развивать творческую фантазию детей, умение лепить по представлению,
воплощать свой замысел в лепке.
-Учить детей размещать сделанные ими фигурки в общей композиции
-Учить детей делать совместные поделки, согласовывая свои замыслы с
замыслами других детей.
-Развивать
навыки
работы
с
пластилином,
приемы
рас катывания,
растягивания,
расплющивания,
примазывания,
различные
способы
соединения деталей поделки.
-Развивать мелкую моторику руки.
-Развивать
навыки
творческого
рассказывания
и
рассказывания
по
предложенному
плану,
умение
придерживаться
выбранной
линии
в
творческом рассказывании.
Материалы к занятию:
-Пластилин разных цветов.
-Клеенки или дощечки.
-Стеки.
Ход занятия:
Часть 1:
Космические жители.
В: (ставит перед детьми задачу): Вы помните, ребята, как во время большого
космического
путешествия
на
занятии
по
математике
к
нам
прилетал
инопланетянин Кубарик с планеты «Б-М». Эта была игра. А существуют ли
инопланетяне на самом деле, как вы думаете? Какие они, как вы считаете?
Они похожи на нас или совсем другие? Сколько у них рук и ног? А может
быть, у них щупальца вместо рук и ног? Есть ли уши и глаза и какие они?
Подумайте, на каких планетах живут ваши инопланетяне. Если на этих
планетах много воды и ее жители существуют в водной среде, то, какое у них
должно быть строение тела? А если планета представляет собой пустыню,
какими
защитными
приспособлениями
должны
быть
обеспечены
их
организмы?
А
может,
они
живут
па
планете,
покрытой
сплошными
джунглями, и строят себе дома на деревьях? Значит, у них должны быть
какие-то
приспособления,
чтобы
быстро
и
ловко
лазать
по
деревьям.
Подумайте над этим.
Сейчас вы можете пофантазировать и слепить инопланетян такими, какими
вы их воображаете. Для этого у вас есть пластилин разных цветов, стеки.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы - по 4-5 человек за стол, по
желанию.
Дети выполняют индивидуальные поделки из пластилина, воплощая свой
замысел в лепке.
Затем воспитатель привлекает детей к беседе, обратившись к ним с просьбой
рассказать
о
своих
инопланетянах.
Рассказ
должен
быть
коротким,
в
несколько предложений. В нем каждый ребенок рассказывает о том, с какой
планеты прилетел придуманный им инопланетянин, как его зовут, каков его
характер.
Часть 2:
Летающие тарелки.
В:
А
теперь
давайте
подумаем,
на
чем
прилетели
ваши
инопланетяне?
Наверное,
на
каких-то
космических
кораблях.
Сейчас
я
предлагаю
вам
пофантазировать, на каких космических аппаратах прилетели они к нам. Но
построить космический корабль - дело непростое. Поэтому я предлагаю вам
объединить усилия и построить один космический корабль для каждого
стола, для компании инопланетян. Посовещайтесь и решите, как будет выгля-
деть ваш космический корабль, распределите работу и приступайте к лепке.
Этот этап занятия предназначен не только для отработки навыков лепки, но и
для развития социальных навыков -умения договариваться, согласовывать
свои действия, совместно планировать работу.
По
окончании
работы
воспитатель
просит
детей
по
короткому
плану
составить
коллективный
рассказ
о
космических
летательных
аппаратах:
устройство корабля, на каком топливе он летает, с какой скоростью, что
предусмотрено в нем для удобства астронавтов. Для составления рассказа
детям
дается
2-3
минуты.
Рассказывать
дети
должны
по
очереди:
один
начинает
рассказ,
второй
и
третий
продолжают,
четвертый
заканчивает.
Таким
образом,
каждому
предоставляется
возможность
высказаться,
к
рассказыванию привлекаются все, даже самые застенчивые и робкие дети.
Здесь валена и роль воспитателя: помочь, подсказать на ушко тому ребенку,
который затрудняется, стоя у него за спиной и положив руки на плечи, чтобы
ребенок чувствовал поддержку.
Игра «Звездный путь»
Социальный аспект:
Во
время
игры
дети
сталкиваются
с
такими
ситуациями,
когда
им
необходимо оказывать помощь друг другу для того, чтобы быстрее добраться
до конечной точки своего звездного пути. Конечно, ребенок может играть и
индивидуально, но тогда у него меньше шансов на успех. Важно, чтобы дети
это поняли сами, без подсказки воспитателя.
Правила игры:
Играют от 2 до 6 человек.
Начало игры: все игроки ставят свои фишки в точку игрового поля «Земля».
Отсюда начинается космическое путешествие.
Цель игры: добраться до звезды Бетельгейзе (самая яркая звезда в созвездии
Ориона). Она выделена на игровом поле голубым цветом и отличается от
других звезд большим размером.
Ход игры:
Игроки по очереди бросают кубик и делают ходы соответственно выпавшему
количеству очков.
Если
фишка
попадает
на
голубую
звездочку,
то
игрок
получает
одно
резервное очко (голубой картонный круг), которое может пригодиться ему в
дальнейшем.
Если фишка попадает на красную звездочку, это означает поломку корабля и
пропуск
одного
хода
для
необходимых
ремонтных
работ.
Избежать
остановки игроку может помочь только резервное очко. Если у него нет
своего резервного очка, он может попросить помощи у товарищей по игре.
Если
фишка
попадает
на
черную
звездочку,
космический
корабль
оказывается в ловушке «черной дыры». Чтобы выбраться из ловушки, игроку
нужны 3 резервных очка. Если ему не хватает резервных очков, он может
попросить помощи у товарищей по игре.
Если космический корабль одного из игроков попадает на звездочку, уже
занятую кораблем другого игрока, то они могут продолжить, путешествие
вместе или же тот корабль, который занял клеточку раньше, отправляется на
базу - точку начала игры. Но в этом случае игроку, столкнувшему корабль
товарища с игрового поля, вряд ли придется рассчитывать на помощь других
игроков.
Приложение 4.