Автор: Максимова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Выездновская СШ
Населённый пункт: р.п. Выездное, Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Межпредметная интеграция как средство формирования учебной мотивации младших школьников
Раздел: начальное образование
Межпредметная интеграция как средство формирования
учебной мотивации младших школьников
Максимова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ Выездновская СШ
В условиях стремительного развития общества наука прочно входит во все сферы
жизни современного человека. В дискуссиях по проблемам модернизации отечественного
образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования,
технологий учебного процесса и организации образования. Интеграция знаний может
выступить одним из путей мобильности и вариативности содержания образования.
Проблема интеграции обучения и воспитания важна и современна как для теории, так и
для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами,
предъявляемыми к школе. Она дает возможность раскрыть способности учащихся,
подготовить к жизни, найти индивидуальный подход к каждому ученику, сохранить
здоровье школьников.
Интегрированное обучение может выступить как средство повышения учебной мотивации
в начальной школе. Мотивация изучается в самых разных аспектах, в силу чего она
трактуется авторами по-разному. Рассматривая эту сферу применительно к учению,
отметим, что в неё входят: потребность в учении, смысл учения, цель, эмоции, отношение
и интерес.
Необходимость исследования мотивации в младшем школьном возрасте
определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда
учебная деятельность является ведущей, важно создать предпосылки формирования
мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации
определённую форму, т. е. сделать её устойчивым личностным образованием школьника.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван
центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию
побуждения и смыслообразования. Младший школьный возраст благоприятен для того,
чтобы заложить основу для умения и желания учиться. Мотивация оказывает самое
большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной
деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости,
деградации личности.
Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося,
а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы
желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте
прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
Предметная система обучения, в том числе в начальных классах, предполагает автономное
рассмотрение отдельных сторон действительности и ориентирует учащихся на частное
усвоение знаний в той или иной области, слабо связанных между собой. В то же время
начальное образование могло бы явиться первой ступенью, обеспечивающей
межпредметную интеграцию как базу для углубления и дальнейшего своего развития на
следующих этапах средней школы.
Понятие «интеграция» может иметь два значения:
а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь
интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство
обучения).
Анализ программ по разным учебным предметам свидетельствует о том, что они
обеспечивают возможность эффективного использования процесса интеграции в любом
УМК для начальных классов. Проведение интегрированных уроков под силу каждому
учителю. Структура интегрированных уроков отличается четкостью и компактностью, так
как на таких занятиях решается совокупность задач. Весь урок подчинен общему замыслу
и строится на основе одного доминантного предмета, который в то же время объединяет
различные дисциплины. При подготовке к такому уроку учителю необходимо:
- выделить в программе по каждому учебному предмету сходные темы или темы,
имеющие общие аспекты социальной жизни;
- определить связи между сходными элементами знаний;
- изменить последовательность изучения тем, если в этом есть необходимость;
- получить консультацию учителя - предметника, если на уроке решаются задачи учебного
предмета, который учитель обычно не ведет.
Интеграция учебного материала способствует развитию творческого, логического и
вариативного мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в
реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания внутренней
культуры и личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, людям,
труду и жизни.
Конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру
в 4 классе по теме «Решение задач»
Цели: формирование умений решать задачи изученных видов, совершенствование
навыков устных и письменных вычислений, развитие познавательной и эмоциональной
мотивации, математической речи учащихся, зрительной и слуховой памяти, навыков
самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, воспитание бережного
отношения ко всему живому на Земле.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды к презентации, карточки для
индивидуальной работы, карточки с буквами и словами, бумажные сердечки трех цветов
для каждого учащегося.
Ход урока
1.Эмоциональный настрой.
-Вот книжки на столе,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
А вот тетрадки,
Сегодня в классе у ребят
Не хочется играть сегодня в прятки
Урок уж очень важный.
-Ребята, как вы думаете, почему у вас важный урок?
(Ответы детей.)
- Чтобы определить тему урока, нужно разгадать шифр. Ключ к шифру спрятан в
домашнем задании.
2.Проверка домашнего задания.
а) Фронтальная проверка ответов числовых выражений осуществляется с помощью
сигнальных карточек.
б) Запись на доске одним из учеников решения задачи, проверка остальными учащимися.
3.Определение темы урока.
- Расположив числа –ответы в порядке возрастания, вы сможете прочитать по таблице
тему урока.
960
832
686
456
256
765
И
Ч
Д
А
З
А
(Задачи)
- Итак , сегодня мы будем решать задачи разных видов. Нам предстоит большая работа.
Скажем хором: «Мы внимательны. Мы успеем сделать все».
4.Устный счет.
-Давайте проверим, как мы готовы к работе на уроке.
а)Выполнение дифференцированных заданий.
1 уровень (низкий):ученик выполняет задание на карточке с обратной стороны доски.
Карточка-1
Запиши из текста числовые данные с помощью цифр:
«Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади сто двадцать тысяч
квадратных километров.
Ежегодно на планете вырубается более тридцати трех гектаров леса.
Ежедневно в джунглях всего мира под пилами падает пять миллионов деревьев».
(Фронтальная проверка с помощью сигнальных карточек.)
2 уровень(средний): дети работают под руководством учителя.
Задание на слайде1
Кому из писателей принадлежат слова: «Охранять природу - значит охранять Родину»?
В.Бианки- 9 900, М.Пришвин – 10 000, К.Паустовский – 9 000.
- Для правильного ответа на этот вопрос воспользуемся «цепочкой» примеров:
7 808 – 800 +3 000 : 2 – 2002 х 3+994 =
Ответ на слайде 2: «Охранять природу – значит охранять Родину». (М.Пришвин)
3 уровень (высокий): ученики решают примеры на карточке.
Карточка – 2
9 009 + 3 000
6 008 : 2
2 007 – 8
10 000 : 5
5 000 – 1 001
10 000 : 50
4 006 + 302
10 000 : 500
(Проверка правильности выполнения задания проверяется учителем ).
- Если ребята выполнили задание верно, мы сможем прочесть название одной из наук о
природе.
(Ученики называют по порядку ответы. Учитель находит карточку с соответствующим
числом, переворачивает ее и ставит на магнитную доску. На обратной стороне – буквы.)
12 909 1 999 3 999 4 308 3 004 2 000 200 20
Э К О Л О Г И Я
- Прочитайте полученное слово. Что это за наука?
( Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.)
б) Составление математического правила из слов.
- Кто быстрее всех составит известное математическое правило?
Слайд 3:Умножить, чтобы, длину, площадь, ширину, нужно, узнать, прямоугольника, на.
(Чтобы узнать площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину.)
5. Работа над задачей.
а) Составление задачи по краткой записи с изображением совы на слайде 4:
1с. за ночь – 7м.
( Одна сова уничтожает за ночь 7 мышей. Сколько мышей
10 сов за лето - ? м. уничтожат за лето 10 сов?)
б) Составление плана решения задачи.
- Сколько дней длится лето? (30 +31 + 31 =92)
- Сколько мышей уничтожит за лето одна сова.? (7 х 92)
- Сколько мышей уничтожат за лето 10 сов? (Полученное число умножить на 10.)
в) Самостоятельная работа.
Учащиеся записывают решение задачи с пояснениями, один ученик работает за доской.
Учащиеся низкого уровня решают задачу с использованием карточки-помощницы,
высокого – двумя способами.
г) Проверка решения задачи.
Решение задачи проверяется фронтально и индивидуально.( Учащихся высокого и низкого
уровня проверяет учитель).
6.Физкультминутка.
7. Блицтурнир.
а)Решение задач на основе слухового восприятия.
Дети записывают только ответы.
- Липа может прожить 500 лет, а дуб 2 000 лет. На сколько лет дольше может прожить
дуб?
- 1 кг шиповника содержит 20г витамина С. Сколько г. витамина С в 10 кг шиповника?
- Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес-
70т. Во сколько раз больше пыли отфильтровывает лиственный лес?
- Кукушка съедает в день в среднем 40 гусениц, 5 личинок майского жука и 50 личинок
щелкунов. Сколько всего вредителей съедает за день кукушка?
- Сейчас охота в нашей стране запрещена на 18 видов зверей и на 29 видов птиц. На
сколько видов животных запрещена охота?
б) Взаимопроверка тетрадей в парах с помощью ответов на слайде5.
(Под каждым ответом изображение редкого растения).
1 500 200 2 95 47
- Что вы знаете об этих растениях? Как поступите, если встретите их в природе?
8. Работа над геометрическим материалом.
а) Чтение задачи на карточках.
« Территория заповедника имеет форму прямоугольника. Составь модель территории
заповедника из данных геометрических фигур и вычисли его площадь».
б) Составление плана работы над задачей.
в) Самостоятельная работа над задачей.
г) Проверка решения.
9. Выставление поурочного балла.
- Мы выполнили все, что было запланировано. Молодцы! А сейчас попробуйте сами
оценить свою работу с помощью сердечек. Покажите красное сердечко, если работали
отлично, желтое – хорошо, синее – удовлетворительно. (Учитель выставляет поурочный
балл учащимся).
10. Итог урока.
- Чему мы учились на уроке?
- О чем, еще очень важном, мы говорили сегодня?
Слайд 6
« Планета Земля – наш общий дом. Человек неотделим от природы.
Уважайте законы природы. Только в содружестве с ней мы можем быть счастливы».
11. Домашнее задание.
Анкета участника Чтений
1.Максимова Татьяна Николаевна.
2.Учитель начальных классов.
3. «Межпредметная интеграция как средство формирования учебной мотивации младших
школьников».
4.Нижегородская область, Арзамасский район, р.п.Выездное.
5.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Выездновская средняя
общеобразовательная школа.
6. 607247, Нижегородская область, Арзамасский район, р.п. Выездное, ул. Куликова,
дом 1.
7. macktatjana@yandex
8. 8-(83147)-6-81-90, 8-(83147)-5-16-66.