Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО–ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ


Автор: Пестрикова Лариса Алексеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Партизанская ОШ"
Населённый пункт: с.Партизаны, Кировский р–н,Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО–ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Дата публикации: 11.01.2019
Раздел: среднее образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО

ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

СОДЕРЖАНИЕ

I.ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

II.ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА

УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ……………………..3

2.1.Психолого-педагогические

аспекты

формирования

учебно-

познавательных компетенций на уроках биологии……………………3

2.2.Разновидности

форм

и

методов

формирования

учебно-

познавательной активности учащихся на уроке…………………………5

2.3.Мотивация

познавательной

деятельности

движущая

сила

обучения учащихся………………………………………………………15

2.4.Групповая

форма

работы

условия

для

развития

критического

мышления

учащихся

и

формирования

учебно-познавательных

компетенций………………………………………………………………22

2.5.Подведение итогов урока. Рефлексия………………………………24

2.6.Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся во

внеклассной работе по биологии……………………………………… 28

III.Заключение……………………………………………………………………34

IV. Список литературы…………………………………………………………35

1

I. Введение

« О б у ч а т ь

р е б ё н к а -

э т о ,

з н а ч и т ,

не давать ему нашей истины, но развивать

его собственную истину до нашей, иными

словами, не навязывать ему нашего мира,

созданного

нашей

мыслью,

но

помогать

е м у,

п е р е р а б а т ы в а т ь

м ы с л ь ю

непосредственно

очевидный

чувственный

мир». (П.П. Блонский)

В

условиях

формирования

информационного

общества

для

дальнейшего прогресса при возрастающей глобальной конкуренции наиболее

важными факторами конкурентоспособности являются человеческие ресурсы

и научная база. В современном

же образовании существует ряд проблем.

Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в

жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим

детей чему-то очень важному?

На уроке в новой образовательной ситуации возможна подготовка субъекта,

творчески

активной

личности,

заинтересованной

в

самостоятельном

познании, через активность не только учителя, но и учеников. Пересмотр

требований

к

подготовке

учащихся

привёл

к

тому,

что

одним

из

приоритетных

направлений

обновления

образования

явилось

внедрение

системно-деятельностного подхода в систему общего образования, который

обеспечивает:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся

в системе образования;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение

образовательного

процесса

с

учётом

индивидуальных

возрастных,

психологических

и

физиологических

о собенно стей

обучающихся.

Значит

одна

из

важнейших

задач

развивать

учебно-познавательные

компетенции учащихся.

2

Компетенция – это способность применять знания, умения, успешно

действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода,

также

в

определенной

широкой

области.

Педагогика

понимает

под

компетентно стью

уровень

образованно сти,

до ст аточный

д л я

самообразования

и

самостоятельного

решения

возникающих

при

этом

познавательных задач, проблем и определения личностной позиции.

Благодаря формированию познавательных интересов, урок придает

необходимое ускорение развитию личности. Такой урок для учеников –

переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения,

положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Возможность

развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их

применение на практике. Для учителя такой урок, с одной стороны,-

возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные и

творческие особенности. С другой стороны, это возможность для

самореализации,

творческого

подхода к работе. Развивая познавательный

интерес учащихся, мы обеспечиваем разностороннее развитие ребенка.

Кроме того, развитие интереса к биологии, возможность применения

полученных знаний в новых ситуациях, открытое общение обеспечивают

формирование у обучающихся активной жизненной позиции. Таким образом,

формирование учебно-познавательных компетенций способствует

выполнению социального заказа общества, реализации задач, стоящих перед

школой.

II. Формирование

учебно-познавательных компетенций учащихся

на уроках биологии и во внеклассной работе

2.1

Психолого-педагогические

аспекты

формирования

учебно-

познавательных компетенций на уроках биологии

Выдающийся славянский просветитель

и педагог XVII столетия Ян

Каменский осуждал школу своего времени за то, что она учит детей смотреть

на мир чужими глазами, мыслить чужим умом.

Во второй половине XIX столетия известный российский педагог

К.Д.Ушинский

высказывает

аналогичную

мысль:

«…Мы

учимся

3

разговаривать почти исключительно из книг и пользуемся чужими фразами…

Не уметь хорошо высказать свои мысли - недочет, но не иметь своих мыслей

– значительно больший недочет, самостоятельные же мысли вытекают только

из

самостоятельно

добытых

знаний».

Он

разработал

методику

обучения,

основанную

на

принципах

активной

и

самостоятельной

деятельности

учащихся.

Мышление нужно развивать. Мышлению нужно учить. А это возможно

при

использовании

учителем

активных

форм

и

методов

познавательной

д е я т е льн о с т и

у ч е н и ко в ,

т а к

ка к

и ме н н о

о н и

с п о с о б с т ву ю т

интеллектуальному развитию, формированию гибкости, критичности ума,

воспитывают

настойчивых,

любознательных,

находчивых.

В

ходе

применения активных форм обучения учитель должен создать атмосферу

доброжелательности, в которой каждый ученик проявит самостоятельность,

не боясь задавать любые вопросы.

Доверительное общение обеспечивается спокойной, ненапряжённой

атмосферой урока. Доказано, что когда снимается состояние напряжения,

возникающее у учащихся, повышается творческая активность, улучшается

усвоение материала. Настраивание же учеников на страх, отсутствие у них

веры в собственные силы приводят к внутренним конфликтам, ухудшению

понимания материала. Ученики постоянно требуют подкрепления их веры в

себя, в свои способности. Успешное выполнение работы, похвала учителя

создают позитивную мотивацию к учёбе – желанию учиться. Каждый из

учеников чувствует радость, когда дело удаётся.

В

ходе

внедрения

активных

форм

и

методов

познавательной

активности

не

следует

забывать

об

индивидуальном

подходе

к

каждому

ребенку. В процессе учебной деятельности необходимо учитывать уровень

учебной подготовки учеников, их трудолюбие и трудоспособность, темп и

ритм

работы,

интересы

и

способности.

При

этом

особое

внимание

необходимо сосредотачивать на деятельности тех учеников, ритм и темп

работы которых отличаются от остальных. Ликвидация пробелов в знаниях

4

тех учеников, которые отстают, обучение

их умению работать, а также

углубленная работа с

одаренными детьми, - вот именно та деятельность

учителя, которая помогает личности ребенка более полно раскрыть свои

качества.

Остановлюсь

на

системе

работы

по

формированию

учебно-

познавательной компетенции учащихся на своих уроках.

2.2

Разновидности

форм

и

методов

формирования

учебно-

познавательной активности учащихся на уроке

«Недостаточно лишь получать знания; надо

найти им применение.

Недостаточно только желать; надо творить»

(И.В.Гёте)

Учебно-познавательная компетенция – это совокупность умений и

навыков

познавательной

деятельности.

Владение

механизмами

целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности

собственной деятельности. Владение приёмами действий в нестандартных

ситуациях,

эвристическими методами решения проблем. А, значит, задача

заключается не только в передаче детям максимально возможного объёма

знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться. По моему мнению,

становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит

на уроке.

Познавательная активность школьника выражается в стремлении

учиться, перебарывая трудности на пути получения знаний, в приложении

максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе.

Психологи

утверждают,

что

познавательная

активность

качество

неврожденное

и

непостоянное,

оно

динамично

развивается,

может

прогрессировать и регрессировать под влиянием школы, товарищей, семьи.

На

уровень

активности

сильно

влияет

отношение

учителя

и

стиль

его

общения с учениками на уроке. Поэтому у одного и того же ученика на

5

разных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от

того, какой учитель учит и как учит, как он умеет активизировать класс.

Еще в VI столетии до н. э. китайский философ Конфуций сказал:

«То, что я слышу, я забываю. То, что я вижу, я помню. То, что я делаю, я

понимаю». А через 2500 лет В.А.Сухомлинский писал, что ученик должен не

только слушать, но и что-то делать.

Это

утверждение

обосновывает

необходимость

использования

методов интерактивного обучения.

Интерактивное

обучение

это

специальная

форма

организации

познавательной

деятельности

учащихся,

ставящая

целью

создание

комфортных условий обучения, при которых каждый ученик чувствует свою

успешность и интерактивные возможности. Суть интерактивного обучения

состоит в том, что учебный процесс происходит при условии постоянного

активного

взаимодействия

всех

учеников,

а

педагог

является

только

организатором.

Оно

эффективно

способствует

формированию

умений

и

навыков, содействует атмосфере сотрудничества и взаимодействия.

Степень активности учеников во время урока является реакцией на

приемы

работы

учителя,

показателем

его

педагогического

мастерства.

Активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес

к учению необходимо на каждом этапе урока, применяя для этого различные

методы,

формы

и

виды

работы.

Схемы-опоры,

таблицы,

раздаточный

материал,

занимательные

упражнения,

ИКТ

давно

стали

моими

помощниками

в

работе.

Они

вызывают

чувство

новизны,

удивления,

неожиданности,

развивают

сообразительность,

инициативу,

создают

атмосферу доброжелательности.

Для обучения учащихся целеполаганию в учении, осознания целей

учения и их реализации (мотивационно-целевой блок) применяю следующие

приёмы:

1)

необычное начало урока, через использование игровых форм, сказок,

стихов, эпиграфов;

6

2)

создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для

всех учеников, изучение нового материала с опорой на старые знания;

3)

положительный

эмоциональный

настрой,

через

яркую,

четкую

и

эмоциональную речь учителя, создание на уроке атмосферы доверия и

сотрудничества;

4)

предоставление

права

выбора,

через

разноуровневые

задания,

варьирование заданий по степени сложности;

5)

реакцию на ошибку, через выяснение причин ошибок и определение

последующих действий.

Формирование

учебной

деятельности,

которая

характеризуется

умением самостоятельно выделять учебную задачу и овладевать новыми

способами учебных действий, приемами самоконтроля и самооценки своей

учебной

деятельности

реализую

посредством

следующих

приемов

(познавательный блок):

1)

включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию

работы

в

группах,

игровые

и

соревновательные

формы,

взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы;

2)

необычная форма подачи материала;

3)

создание

проблемной

ситуации,

через

анализ,

сравнение

учебных

объектов, создание ситуации дефицита знаний;

4)

сотрудничество

на

уроке,

через

совместное

решение

проблемы,

учебную

дискуссию,

выделение

существенных

признаков

предмета,

классификацию, обобщение, моделирование;

5)

привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию

рефлексии;

6)

практическая

направленность,

через

связь

учебного

материала

с

конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого

материала;

7)

стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное

поощрение.

С

целью

развития

у

учащихся

интереса

к

учению,

желания

самостоятельно добывать знания, оказывать помощь нуждающемуся в ней

товарищу, тренировать память, мышление, добиваться хороших результатов в

7

овладении предметом использую различные формы и приемы работы на всех

этапах урока.

На этапе проверки домашних заданий и обобщающих уроках:

исправь ошибку (найди ошибку, ха-ха). В 5-8 классах применяю приём

«Ха- ха», который, являясь игровым моментом, не только помогает

получать знания, но и способствует установлению доброжелательной

обстановки на уроке. Ученикам предлагаются утверждения, в которых

либо есть, либо нет ошибки. Если ошибка есть, то они говорят «ха-ха»

и исправляют её. А если нет ошибки, то говорят, что утверждение

верно. Если же ошибаются ученики, то «ха-ха» им говорит учитель.

При

использовании

приема

«Найди

ошибку»

утверждение

будет

обязательно ошибочно, и учащиеся должны его исправить.

оратор. Ученикам заранее предлагаются темы небольших сообщений,

которые они должны подготовить к определенному уроку.

ты

мне,

я

тебе

(«горячий

стул»).

В

течение

урока

ученики

внимательно слушают все вопросы, задаваемые учителем. Затем либо

команда команде задают по несколько вопросов, которые не задавал

учитель, либо ученики по одному выходят и садятся на «горячий

стул», и им любой желающий задаёт не звучавший на уроке вопрос.

что бы это значило? («немые рисунки»). Этот прием часто использую

на

обобщающих

уроках

в

7

-

9

классах.

Например,

обобщение

«Водоросли.

Споровые

растения»,

работа

в

2

группах.

1

группе

предложены рисунки кукушкина льна и клетки улотрикса, а 2 группе

плауна

булавовидного

и

клетки

хламидомонады.

Учащимся

предлагается

«озвучить

рисунки»,

т.е.

сказать,

что

изображено

и

рассказать

строение

предложенного

объекта.

Обобщение

«Опорно-

двигательная

система»,

работа

в

4

группах.

Каждой

группе

надо

«озвучить»

строение

органа:1

группе

строение

трубчатой

кости,

2

группе – строение позвонка, 3 – строение сустава, 4- строение мышцы.

Обобщение «Класс птицы», работа в 4 группах. На этапе « Озвучь

рисунок» предложены схемы строения систем органов: 1 группе -

8

кровеносная

система

рептилий,

2

-

пищеварительная

система

рептилий, 3 – дыхательная система птиц,4 – выделительная система

птиц.

Задача

учеников

угадать,

чья

система

предложена,

что

за

система, рассказать её строение, функцию и сравнить со строением

соответствующей системы соседнего класса.

поставь диагноз. Этот прием использую в курсе биологии 8 класса.

Например,

обобщение

«ОДС»,

каждой

группе

предложено

задание

поставить диагноз и оказать доврачебную помощь. 1 - боль в ноге,

нельзя наступить на ногу, отдаёт в пяту, сильный отек конечности. 2 -

сильная боль в области ребер, которая усиливается при дыхании и

движении.

3

сильная

боль

в

области

спины,

отсутствие

чувствительности нижних конечностей. 4 – резкая боль в области

предплечья,

невозможно

шевелить

пальцами,

двигать

рукой,

отёчность, изменение формы конечности.

народная мудрость. В данном задании учащимся надо подобрать

соответственно

теме

пословицы

и

поговорки.

Иногда

я

прошу

пояснить смысл пословиц в свете той или иной темы. Например,

обобщение по теме «Человек и его здоровье» 9 класс. Учащимся

предлагаются задания: 1. Вспомните поговорку «Длительный отдых

вызывает лень». Объясните ее с позиции учения о ВНД.» 2. Религия

учит, будто жизнь человека зависит от нематериальной силы – души, а

наука отрицает ее наличие. Каково ваше мнение? Что такое «душа» с

точки зрения учения о ВНД? 3. Объясните с позиции учения о ВНД

пословицу: «Учение без умения не польза, а беда».

поле чудес (это игровая работа с терминами, которую любят ученики

всех классов).

заморочки из бочки (вопросы с «подвохом»).

путаница. Из предложенных наборов букв составить термины. Так на

уроке

в

10

классе

«Обобщение

«Клетка»

учащимся

предлагались

следующие наборы: икеярацлпи (редупликация); маалрхк (крахмал);

ннатоиокд (антикодон); лтчаеаткк (клетчатка).

9

заполнить схему. Предлагается макет схемы, который учащиеся

должны заполнить. Например, на этом же обобщающем уроке в 10

классе ребята должны были заполнить схему: «Биологически активные

вещества», вписав в 7 пустых клеток изученные в данной теме

вещества. На уроке «Строение семян» в 6 классе итогом было

заполнение таблиц по строению семян однодольных и двудольных

растений, с которых начался следующий урок. Ученики на этапе

проверки домашнего задания заполняли макеты таблиц.

дальше-дальше. Этот прием лучше всего применять при групповой

форме работы, когда за 1 минуту каждая команда должна ответить на

большее количество вопросов.

слушай, не зевай. Учитель перечисляет ряд признаков, а ученики в это

время

выбирают

признака

предложенного

(или

предложенных)

им

объектов.

На этапе восприятия и изучения нового материала:

1)

ассоциативный куст. Очень продуктивно его построение на 1 уроке

новой темы, когда материал не знаком и ученики показывают свой

уровень знания и обмениваются своими мыслями. Остановлюсь более

подробно на этом методе чуть позже.

2)

четвертый лишний. Этот прием продуктивен в 7-8 классах в качестве

промежуточной проверки знаний. Так, изучая в 7 классе семейства

двудольных

и

однодольных

растений,

предлагаю

либо

наборы

гербариев, либо фото растений. Из 4 предложенных растений ученики

находят

лишнее,

объясняют,

почему

оно

лишнее,

дают

ему

систематическую характеристику и называют «родственников» этого

растения. При изучении вегетативных органов растений в 6 классе

даю наборы гербариев: 1. Три растения с простыми листьями, а одно -

со сложными. 2. Три - со сложными, а одно - с простыми. 3. Три

растения с мочковатой корневой системой, а одно - со стержневой. 4.

Три - со стержневой, а одно - с мочковатой. 5.Три растения с дуговым

жилкованием, а одно с сетчатым и т.д. Но учащимся не называю сразу

10

признак,

а

говорю

просто:

«В

основе

лежит

различие

по

вегетативному органу, найдите по какому». Они иногда обнаруживают

еще какие-нибудь различия. В 7 классе при изучении рептилий (после

темы амфибии) можно предлагать следующие наборы животных: 1.

Ящерица, удав, тритон, геккон.

2. Гавиал, крокодил, аллигатор,

хамелеон. 3.Полоз, эфа, кобра, гадюка. 4. Протей, саламандра, сирена,

червяга.

Также

надо

не

только

найти

лишнего,

но

и

дать

систематическую характеристику, назвать «родственников» лишнего.

3)

отгадай загадку. Ответом загадки будет животное или растение, надо

дать ему систематическую характеристику.

4)

одним из моих любимых приемов является применение в качестве

мотивации к уроку эпиграфов.

5)

мозговой штурм, проблемная ситуация. В начале урока поставить

перед классом проблему, выслушать мнения учеников, затем изучить

тему и в конце урока вернуться к этому вопросу. Например, при

изучении основ генетики на

уроках в 10 классе задать вопросы:

«Верите ли вы, что у праворуких родителей может родиться ребенок

левша?» или «Может ли у родителей с III группой крови родиться

ребенок с I группой крови?»

6)

вставь

пропущенные

слова.

В

предложенных

учащимся

текстах

пропущены некоторые слова. Ученики должны их вставить.

7)

уроки

путешествия.

Изучения

мха

сфагнума

проводила

в

виде

путешествия по станциям. Первая называлась « воспоминаний», на

которой повторили знания, полученные на предыдущем уроке. Вторая

-

станция

«Географическая».

Из

курса

географии

вспомнили

обозначение болот на карте. Затем рассмотрели карту, нашли на ней

болота,

определили,

какие

это

страны.

Оговорили

условия

произрастания

мха.

С

этой

станции

начали

собирать

цветик-

пятицветик,

на

обратной

стороне

которого

записаны

вопросы

по

каждой

станции.

Условием

возврата

домой

из

путешествия

будут

ответы на эти вопросы, в противном случае домой мы не сможем

11

вернуться. Этот же цветик используется для проверки домашнего

задания на следующем уроке. Третья станция « Исследовательская».

На

ней

учащимся

предлагается

самостоятельная

работа

с

использованием таблиц, гербариев, учебника: сравнить кукушкин лен

и сфагнум. Затем вместе с ребятами обговариваем результаты их

исследований, крепим еще один лепесток и -

в путь. Следующая

остановка «Историческая», где ученики узнают об исторической роли

болот, о находках, обнаруженных в них. Еще один лепесток и снова в

путь. Следующая станция «Промышленная», на которой учащиеся

работают

с

коллекцией

«Торф

и

его

применение»,

узнают,

где

применяется

торф

в

промышленности

и

быту.

Снова

крепится

лепесток, и мы попадаем на последнюю станцию «Экологическая»,

где у ребят встреча с экологом (заранее подготовленный ученик). Он

рассказывает о роли болот и сфагнума в природе и необходимости их

охраны.

Кода

прикреплен

последний

лепесток,

любой

желающий

ученик

выбирает

понравившийся

ему,

отвечает

на

вопросы,

написанные

на

лепестке

и,

если

все

ответы

верны,

класс

возвращается домой. Урок закончен.

8)

работа с учебником.

9)

использование ИКТ.

На этапе закрепления полученных знаний:

1)

мини-эксперимент.

В

обязательном

порядке

провожу

вс е

практические и лабораторные работы. Помимо этого даю в 6 и 7

классах

задание

на

лето.

Учащимся

6

класса

предлагаю

собрать

коллекцию:

«Типы

корневых

систем»,

«Листорасположение»,

«Простые и сложные листья», «Типы жилкования листьев», «Типы

плодов».

Учащиеся

7

класса

собирают

коллекции

«Раковины

моллюсков», «Виды перьев», «Расчленённого рака», «Расчленённого

жука», «Фото бабочек». Эти работы они приносят на первый урок в

новом

учебном

году.

Обязательно

проходит

конкурс

на

лучшую

12

работу.

Качественно

выполненные

работы

я

использую

как

раздаточный материал при проведении лабораторных работ.

2)

решение задач в 10-х и 11-х классах.

3)

тестирование, шифрованные биодиктанты использую во всех классах.

4)

установи соответствие.

5)

кроссворды.

6)

да - нет, семафор. Ученикам предлагаются утверждения. Если оно

верное, то ребята поднимают зеленую карточку, а если неверное, то

красную.

7)

конкурс эрудитов (в чем здесь проблемы?). Учащимся предлагаются

вопросы, требующие логических умозаключений. Этот приём чаще

всего использую при проведении обобщающих уроков, когда каждая

группа, получая подобный вопрос, имеет 1-2 минуту на обдумывание.

Так при проведении урока в 7 классе «Обобщение: «Птицы» был

конкурс «Мифы о птицах», в котором по предложенным описаниям

ученики

должны

были

отгадать

птицу.

Одно

из

заданий:

«Одни

народы возвеличивали эту птицу, а другие – проклинали. В Китае она

считалась

символом

благополучия,

благосостояния.

Полинезийцы

считали её ночным злым богом. У древних греков она олицетворяла

мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу слугой дьявола.

Что

это

за

птица?»

(ответ

сова).

При

обобщении

в

8

классе

«Эндокринная

регуляция

функций»

предлагались

следующие

вопросы: 1. Дистрофия – это болезнь или «порода» людей? Если

порода, то

как её название, если болезнь, то от чего зависит? 2.

Человек может жить без части желудка, с одним легким, с одной

почкой, но он умрет, если ему удалить маленькую (около 0,5г) железу.

Какую? Почему человек умрет?

На обобщающем уроке «Нервная

регуляция функций организма человека» перед учащимися ставились

следующие проблемы: 1. В клинике лежит человек, у которого в

одном из отделов головного мозга образовалась опухоль. Человек

хочет взять стакан, но промахивается. После нескольких усилий он

схватывает

его,

но

слишком

сильно

сжав,

раздавливает.

В

каком

13

отделе мозга

у больного опухоль? 2.У собаки пытались удалить

различные отделы головного мозга и она жила, хотя у неё появлялись

отклонения. Но вот один отдел не могли удалить; удаление даже

небольшой его части приводило к мгновенной смерти. Что это за

отдел? А в 10 классе, повторяя химический состав клетки, ученики

думали над вопросами: 1. Всем известно, что водомерки бегают по

воде, как по суше. Воду можно налить в стакан «с верхом». Что

является причиной этих явлений? 2. Почему паразиты, обитающие во

внутренних органах позвоночных, запасают гликоген, а не жиры, хотя

известно, что жиры более энергоемки, чем углеводы?

На этапе домашнего задания:

1)

Traf (Raft) – метод. Это своего рода реферат, но в необычной форме. Т

– это тема, которой посвящено сообщение. R – роль, от имени кого

будет

представлено

сообщение.

A

аудитория,

для

которой

сообщение. F – форма, в которой будет представлен материал. Т.е.

пишущий выбирает

тему,

некую

роль

для

себя

(ученый,

журналист, путешественник и т.д.) и пишет текст от лица выбранной

роли. В обязательном порядке выступающий по своему тексту дает

задания учащимся: составить таблицу, составить схему, ответить на

вопросы.

Например,

тема

«Простейшие

возбудители

болезней»,

роль – врач-инфекционист, аудитория – ученики 7 класса, форма -

статья.

Учащиеся

по

ходу

прослушивания

выписывают

названия

болезнетворных одноклеточных и их влияние на организм человека.

2)

подобрать пословицы и поговорки.

3)

подготовить презентацию.

4)

составить кроссворд.

5)

сочинить сказку (например, о видах сна).

2.3 Мотивация познавательной деятельности – движущая

сила обучения учащихся

14

«Деятельности без мотива не бывает»

(А.Н.Леонов)

Древняя

мудрость

гласит:

«Можно

привести

коня

к

водопою,

но

заставить

его

напиться

нельзя».

По

словам

Л . С . В ы гот с ко го :

«Психологический закон гласит: прежде, чем призвать ребенка к какой-либо

деятельности, заинтересуй его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он

готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для

нее».

Главное

задание

учителя

в

разные

эпохи

«Научить!»,

поэтому,

изучая

передовые

педагогические

идеи,

всегда

спрашиваешь

себя:

«Как

научить?»

В организации учебной деятельности можно выделить 3 этапа:

1)

мотивационный,

2)

операционально-познавательный,

3)

рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап — это сообщение, почему и для чего

учащимся

нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача

данной

работы.

Мотив

источник

деятельности

любого

человека.

Нет

внутреннего мотива — внутренней движущей силы, и всякое дело обречено

быть нудным, скучным, ненужным.

Можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от

влияния на различные сферы личности ученика:

1)

эмоциональные методы мотивации – поощрение, порицание, создание

ситуации успеха, стимулирующее оценивание.

2)

познавательные

методы

мотивации

опора

на

жизненный

опыт,

создание

проблемной

ситуации,

выполнение

творческих

заданий,

«мозговая атака».

3)

волевые

методы

мотивации

предъявление

учебных

требований,

информирование

об

образовательных

результатах

обучения,

самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения.

15

4)

социальные методы мотивации – развитие желания быть полезным

обществу,

заинтересованность

в

результатах

коллективной

работы,

взаимопроверка, рецензирование.

Развитие

учебной

мотивации

учащихся

требует

от

учителя

не

только

больших

затрат

времени,

но

прежде

всего

творческого

подхода

к

своей

деятельности. Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то

теперь надо его развивать, а это значит, надо разрабатывать для занятий

целую систему творческих заданий. Как организовать учебную деятельность

школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью

познания мира?

Остановлюсь на некоторых познавательных методах мотивации. В своей

работе

мотивацию

осуществляю

различными

методами,

но

наиболее

продуктивными, а поэтому чаще всего применяемыми, являются следующие

три.

1) Создание

проблемной

ситуации.

Ее

осуществляю

через

постановку

эпиграфов к уроку. В начале урока читаю эпиграф, выслушиваю мысли

учеников по поводу него, а после изучения нового материала обязательно

возвращаемся к эпиграфу, чтобы убедиться в его правильности.

В о т

некоторые

примеры.

6

класс.

Урок

«Половое

размножение

растений.

Строение

цветков», в качестве эпиграфа взяла слова В.Солоухина: «Вы

проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на Земле не умеет:

Из одной и той же черного цвета земли

Он, то красный, то синий, то сиреневый, то золотой».

Далее задаю вопросы: Как растениям это удается? Что у них для этого есть?

А зачем им разные окраски? А какая часть цветков разного цвета? Выслушав

версии, переходим к изучению нового материала. В конце урока ученики уже

без ошибок отвечают на все вопросы.

16

Урок «Класс Однодольные. Семейство Злаки». Эпиграф «К семейству

злаков

относится

три

главных

«хлеба»

человечества:

рис,

пшеница,

кукуруза». Вопросы ученикам: Для каких народов они являются основными

продуктами? Почему? Это разные растения, а что же их объединяет? Почему

они относятся к одному семейству? Затем, изучив новый материал, вновь

возвращаемся к эпиграфу.

Тема урока: «Класс Однодольные. Семейство Луковые». В качестве

эпиграфа – слова из Салернского кодекса здоровья: «Да живет и не ведает

каждый страданья, кто натощак ежедневно головки лука съедает». В чем

польза лука? А какие части лука полезны? А какие растения ему

«родственны»? Что у них сходно в строении? Узнаем о них подробнее? Это

вопросы ученикам. Далее – переходим к новой теме.

7

класс.

Тема

урока

«Разнообразие

рептилий.

Охрана

рептилий».

Эпиграфом взяла слова из детской песенки:

«Все-все-все на свете нужны!..

Нужны все на свете,

Нужны все подряд,

Кто делает мед, и кто делает яд!»

Вопросы: Приведите пример ядовитых животных. Зачем они нужны? Они

опасны для нас, значит, их надо убивать. Я права? Мостик к новой теме

готов.

К уроку «Разнообразие и охрана земноводных» в качестве эпиграфа

взяла слова И.Соколова-Микитова «Любовь к природе, впрочем, как и всякая

человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства». Далее: А

интересно,

за

что

можно

любить

этих

неприятных,

холодных,

отталкивающих на вид лягушек и жаб? Может было бы лучше, чтобы их

вообще не было на свете? Урок начат.

Эпиграфом к уроку: «Обобщение: «Тип Членистоногие» были слова

Аристотеля: «Ум заключается не только в знании, но и в умении применять

знания

на

практике».

Ученики

абсолютно

верно

пришли

к

выводу,

что

17

эпиграф взят потому, что на этом уроке они будут применять и показывать

знания, полученные на предыдущих уроках.

8 класс. К уроку «Строение и функции опорно-двигательной системы.

Двигательная активность и здоровье» я взяла 3 эпиграфа:

«Движение строит орган» (Древняя мудрость)

«Движение вместо лекарства служить может» ( М.В.Ломоносов)

«Хочешь быть красивым – бегай.

Хочешь быть здоровым – бегай.

Хочешь быть умным – бегай». (Древняя греческая мудрость)

Обсудив эпиграфы, становится понятным, что наибольшая интрига вокруг

эпиграфа

3:какова

взаимосвязь

между

бегом

и

умом?

Изучив

тему,

познакомившись с понятием «гиподинамия», все становится понятно.

Урок «Строение скелета человека.» начинался с эпиграфа:«Все кости

скелета человека могут быть сопоставлены не только с костями обезьяны, но

и с костями летучей мыши или тюленя…» (Ч.Дарвин) Конечно же, эпиграф

вызвал удивление: как же так? Ведь мы не похожи ни на тюленя, ни на

летучую мышь! В конце урока ученики были совершенно другого мнения.

Урок

«Физические

свойства

мышц.

Сила

мышц»

сопровождался

словами

И.М.Сеченова:

«Все

бесконечное

разнообразие

внешних

проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь

явлению – мышечному движению». Изучив материал урока, убедились в

правильности слов И.М.Сеченова.

Гигиеническое

правило

В.Маяковского

начинало

урок

«Гигиена

дыхания. Профилактика заболеваний органов дыхания»:

Нельзя человека

Закупорить в ящик,

Жилище проветривай

Лучше и чаще.

Древнее изречение: «Мы суть того, что едим» послужило началом урока

«Энергетические

потребности

организма.

Питание

и

здоровье».

Оба

18

высказывания

помогли

сформулировать

массу

вопросов

учащимся

и

построить

уроки

таким

образом,

что

говорили

больше

учащиеся,

а

не

учитель.

К уроку «Сон и его значение» эпиграф был: «Сон – лучшее благо на

пиру природы» (древняя мудрость). Далее шли вопросы: Почему? Значит,

спать можно сколько угодно? А как вы думаете, что такое сон с точки зрения

физиологии

и

психологии?

В

конце

урока

убеждались

в

мудрости

высказывания.

10 класс. Урок «Белки как непериодические полимеры» сопровождался

эпиграфом: «Жизнь есть способ существования белковых тел» (Ф.Энгельс).

Естественно, что после выяснения, почему так и, изучив новый материал,

убедились в правильности данных слов.

2 ) . Мозговой

штурм,

который

начинаю

с

выдержки

из

произведения,

одновременно осуществляя межпредметную связь с литературой.

Приведу примеры.

6

класс,

урок

«Расселение

и

распространение

живых

организмов»

начинаю выдержкой из стихотворения М.Левитмана:

«Растения – все больше домоседы.

Но молодость манит в далекий край:

И крылышки на семена надеты

У лип и кленов – действуй, улетай!

А одуванчик сам с одной ногой,

Одел своих детишек в парашюты,

И понесутся вдаль они гурьбой,

Осваивая новые маршруты».

Дальше провожу беседу: о чем речь в стихотворении? Зачем растениям это

нужно? Таким образом, легко переходим к новой теме.

7 класс, «Тип Кишечнополостные». Мотивация учебной деятельности

заключалась

в

беседе

с

учащимися

по

отрывку

из

рассказа

Г.Квитки-

Основьяненко «Сердечная Оксана»: «Оксана радовалась подарку. Не каждая

19

красавица в селе может похвастаться такими красными кораллами. Их ей

привез отец из Крыма, куда ездил с чумаками за солью. Этот подарок

обошелся отцу в десять дукатов. Оксане было интересно, где добываются

такие красивые камни?»

Вопрос ученикам: «Что бы вы ответили Оксане?» Мостик к новой теме

проложен. Учащиеся узнают, что кораллы – это животные.

9 класс. Тема урока «

Роль кожи в регуляции температуры тела

». В качестве

мотивации беру «Историю о «золотом» мальчике». «Декабрь, 1496 год. В

замке

миланского

герцога

Моро

готовились

к

новогоднему

празднику,

который презентовал «золотой» мальчик. Праздником руководил Леонардо

да Винчи. Чудесной фигурой «золотого» мальчика, тело которого с головы до

ног было покрыто золотой краской, художник задумал прославить золотое

столетие. Когда праздник закончился, о ребенке забыли, и он всю ночь

провел на полу в зале. Мальчик заболел и умер. Прошли столетия. Историю

мальчика

не

забыли,

и

причина

его

гибели

долгое

время

оставалась

непонятной, вызывая различные предположения». Почему же умер мальчик?

После

высказываний

учащихся,

я

объявляю

тему

урока.

В

конце

урока

ученики уже могут ответить на этот вопрос правильно.

Урок «Периферические эндокринные железы» начинаю цитатой из

рассказа И.С.Тургенева «Живые мощи»: «Я приблизился – и остолбенел от

удивления. Передо мною лежало человеческое существо, но что это было

такое?! Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать, ни

взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не

видать – только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб

жидкие пряди желтых волос». Вопрос детям: как вы думаете, что случилось

с

этим

человеком?

Объяснение

причины

болезни

учащиеся

узнают

на

протяжении урока.

Очень удачным

для объяснения значения сна считаю использование

отрывка из рассказа В.Катаева «Сон»: «…к мукам жажды, голода и зноя

прибавилась еще новая – мука борьбы с непреодолимым сном.

20

…Атака кончилась. Бойцы едва держались в седлах. Не было никакой

возможности бороться со сном. Наступал вечер. Сон заводил глаза. Веки

были как намагниченные. Глаза засыпали. Сердце, налитое кровью, тяжелой

и

неподвижной,

как

ртуть,

затихало

медленно,

и

вместе

с

ним

останавливались и вдруг падали отяжелевшие руки, разжимались пальцы,

мотались головы, съезжали на лоб фуражки». Данный отрывок использую

при проведении урока «Сон и его значение».

В

качестве

мотивации

к

уроку

«Зрительная

сенсорная

система.

Восприятие света и цвета» очень удачно использовать сказку

«Красная

Шапочка». Вспоминаем с учениками вопрос внучки: «Бабушка, бабушка, а

почему у тебя такие большие глазки?» Ученики отвечают также как в сказке,

а я говорю, что это неверно, так

как глаза не видят сами. Что же им

помогает. На этот вопрос должны ответить мне учащиеся в конце урока. Еще

много

других

приемов

использую

при

проведении

мозгового

штурма.

Главное на этом этапе удержаться от высказывания своих идей, чтобы как

можно дольше дать возможность высказаться ученикам.

3). Ассоциативный куст.

Этот

метод

обучения

заставляет

учащихся

свободно

и

открыто

высказывать свои мысли, осуществлять связь между отдельными понятиями,

способствует саморазвитию, самообразованию и продуктивной деятельности

учащихся. Заключается эта интерактивная технология

в том, что учитель

определяет одним словом тему, над которой будет проводиться работа, а

учащиеся называют все, что возникает в памяти относительно этого слова.

Сначала высказывают самые стойкие ассоциации, а потом – второстепенные.

Учитель

фиксирует

ответы

в

виде

своеобразного

«куста»,

который

постепенно

разрастается.

Метод

универсален,

так

как

может

быть

использован при изучении любой темы и на любом этапе урока.

Например,

урок

в

9

классе

«Предмет

экология.

Экологические

факторы».

На

вопрос:

с

чем

у

вас

ассоциируется

слово

«экология»?

21

учащиеся отвечали: охрана природы, растения, человек, взаимосвязь, наш

дом, система, защита, беречь.

В

7

классе

на

уроке

«Общая

характеристика

водорослей»

для

ассоциации

было

предложено

слово

водоросли.

Предложения

учеников

были: в воде, море, разноцветные, кислород, еда для рыб, необычные, йод.

2.4. Групповая форма работы – условие для развития критического

мышления

учащихся

и

формирования

учебно-познавательных

компетенций

«Дитя требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью, а ее однообразием»

(К.Д.Ушинский)

Основной формой работы для развития критического мышления

является

коллективная

познавательная

деятельность.

Под

ней

понимают

такую форму учебной работы, при которой:

-

цель

деятельности

осознается

учащимися

как

единая,

требующая

объединения усилий всего коллектива;

-

организация

деятельности

предполагает

разделение

функций

и

обязанностей между ее участниками;

- в процессе деятельности между участниками устанавливаются отношения

взаимной ответственности, зависимости и взаимопомощи;

- контроль, корректировка и оценка деятельности осуществляются не только

педагогом, но и самими учащимися.

Одним из вариантов организации коллективной познавательной

деятельности учащихся заключается в образовании и функционировании на

уроках

рабочих

групп.

При

создании

групп

можно

руководствоваться

разными

критериями.

Я

отдаю

предпочтение

группам,

в

состав

которых

входят ученики с различным уровнем знаний.

22

Во время работы в группах происходит совместное решение

поставленных

задач.

В

процессе

этой

работы

у

учащихся

развиваются

чувства коллективизма, взаимоподдержки, взаимопомощи, исчезает чувство

страха,

скованности.

Работая

в

группах,

ребята

учатся

общаться,

обговаривать

проблему,

выслушивать

мысли

собеседника,

принимать

решения. Работа в группах базируется на нескольких правилах.

1.

Практика показывает, что оптимальная численность групп не должна

превышать 6 человек. Я комплектую группы по 4 человека.

2.

В группе должно быть четкое распределение обязанностей. Командир

организует работу в группе, ведет учет ответов. Таймер контролирует

время. Секретарь записывает идеи. Докладчик четко и быстро отвечает

на вопрос.

3.

При

организации

групповой

работы

необходимо

четко

выдерживать

регламент

времени,

поэтому

на

выполнение

заданий

отводится

ограниченное время, которое в группе контролирует таймер.

4.

Еще обязательное условие – это соблюдение дисциплины. В связи с этим

перед началом работы учащимся напоминаю правила поведения на уроке.

В

классе,

где

практикую

групповое

обучение,

результаты

обучения

повышаются, Этому способствуют:

- лучше запоминание материала;

- критическое мышление;

- большая часть времени тратится на выполнение заданий, меньшая на

деструктивное поведение;

-

лучше

отношения

с

одноклассниками,

в

которых

проявляется

терпимость,

взаимопомощь

независимо

от

пола,

способностей,

социального положения;

- повышение психического здоровья, уровня адаптации;

- повышение позитивной самооценки на основе самовыражения;

- более позитивное отношение к предмету.

Работая в группах, в награду за умение слушать и сотрудничать учащиеся

получают

коллективную

мудрость

других.

Именно

такая

форма

создает

особые

условия

для

формирования

учебно-познавательных

компетенций

учащихся.

2.5.Подведение итогов урока. Рефлексия

23

«Важно не количество знаний, а качество их.

Можно знать очень многое, не зная самого нужного»

( Л.Н.Толстой)

Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и

сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его

необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап

рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение

назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о

своем

внутреннем

состоянии,

самопознание.

Толковый

словарь

русского

языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под

рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это

принято считать, но и на любом ее этапе. Рефлексия направлена на осознание

пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного,

понятого

каждым.

Ее

цель

не

просто

уйти

с

урока

с

зафиксированным

результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы,

применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

1.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

2.

Рефлексия деятельности

3.

Рефлексия содержания учебного материала

Проведение

рефлексии

настроения

и

эмоционального

состояния

целесообразно

в

начале

урока

с

целью

установления

эмоционального

контакта с классом и в конце деятельности. Для этого можно применять

карточки

с

изображением

лиц,

цветовое

изображение

настроения,

эмоционально-художественное

оформление

(картина,

стихотворение,

музыкальное оформление).

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и

приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.

Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего

задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце

24

урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока,

используя, например, прием «лестницы успеха».

Рефлексия содержания учебного материала используется для

выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием

незаконченного предложения, подбора афоризма, рефлексия достижения цели

с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения

целей

(высказывания

Я

не

знал…

-

Теперь

я

знаю…);

прием

анализа

субъективного

опыта

и

достаточно

известный

прием

синквейна,

который

помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание

и осмысление нового.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждается то, что узнали

и то,

как

работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение

поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы

класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Для этого

провожу рефлексию следующим образом:

1.

Использование фразы из рефлексивного экрана. Ребята по очереди

высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из экрана

на доске:

- сегодня я узнал…

- было интересно…

- было трудно…

- я понял, что…

- теперь я могу…

-я почувствовал, что...

- я приобрел…

- я научился…

- у меня получилось…

- меня удивило…

- я смог…

- я попробую…

- мне захотелось

- урок дал мне для жизни...

2.

Упражнение

«Плюс-минус-интересно». Это

упражнение

можно

выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени.

25

Для письменного выполнения учащимся предлагается заполнить таблицу из

трех граф. В графу «П» - плюс они записывают все, что понравилось на

уроке. В графу «М» - минус записывают все, что не понравилось на уроке,

показалось скучным, осталось непонятным. В графу «И» -интересно ученики

вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что еще

хотели бы узнать по данной теме, вопросы к учителю.

3 . Упражнение «Светофор». У учащихся на столах лежит по 3 кружочка,

окрашенных в цвета светофора. В конце по просьбе учителя они поднимают

один из них: зеленый, если урок понравился и все было понятно, желтый,

если что-то осталось непонятным и красный, если урок не понравился и

многое осталось непонятным.

4.Прием «Заполни анкету». Учащимся предлагается заполнить следующую

анкету:1. Тебе понравился урок: а) да, очень б) не очень в) нет

2.Если урок понравился, то попробуй определить, чем именно. Для

этого в приведенном перечне факторов выбери 5, которые определили твое

позитивное отношение к уроку.

Приведенный урок мне понравился, потому что на нем:

а) я чувствовал себя спокойно и уверенно;

б) было интересно;

в) мы учились самостоятельно применять знания;

г) мы овладели умением ставить цель, оценивать свою работу;

д) вырабатывались умения работать в группе;

е) развивались умения защищать свою мысль;

ж) крепко усваивался программный материал;

з) каждый развивал свои способности.

5.Прием

«Подбери

пару».

Ученикам

предлагаю

дополнить

начало

предложений, расположенных в левом столбце, словами из левого столбца.

1. На уроке я работал активно/ пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен/ недоволен

3.Урок для меня показался коротким/ длинным

26

4.За урок я не устал/ устал

5. Мое настроение стало лучше/ стало хуже

6. Материал урока мне был понятен/ непонятен

полезен/бесполезен

интересен/ скучен

7. Домашнее задание мне кажется легким/ трудным

Можно попросить учащихся аргументировать свои ответы.

6.Упражнение

«Комплимент».

Данное

упражнение

предлагается,

чтобы

закончить урок на положительной ноте. Учащиеся в одном из вариантов

комплимента

(Комплимент

похвала,

Комплимент

деловым

качествам,

Комплимент в чувствах) оценивают вклад друг друга в урок и благодарят

друг друга и учителя за проведенный урок.

7. Прием «Дорисуй рожицу». Ученикам раздаю макеты рожиц, которые они

по

окончании

урока

должны

дорисовать:

улыбающейся,

если

урок

был

интересным, безразличной, если урок оставил равнодушным и плачущей,

если урок не понравился. И многие другие приемы.

Все, что делается на уроке по организации рефлексии, не самоцель,

а

подготовка

к

развитию

очень

важных

качеств

современной

личности:

самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Процесс

рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться

не

только

личностью

самой

себя,

но

и

окружающими

людьми.

Таким

образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и

учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на

личность каждого ученика.

2.6

Формирование

учебно-познавательных

компетенций

учащихся

во

внеклассной работе по биологии

«Неталантливых детей не бывает»

27

Важнейший

путь

активизации

обучения

биологии

в

современной

школе

это

связь

урока

с

другими

формами

организации

обучения.

Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет

урок и жизнь, связана с воспитанием и внеклассной деятельностью. Поэтому

работу по формированию учебно-познавательной компетенции продолжаю и

во внеклассной работе. Работу провожу по трем направлениям:

1.

Экологическое воспитание.

2.

Формирование ЗОЖ

3.

Профориентационное воспитание

Экологическое воспитание

На

современном

этапе

развития

человеческой

цивилизации

роль

экологического

воспитания

существенно

повышается.

Сегодня

одним

из

основных

направлений

обучения

биологии

является

усовершенствование

экологической культуры учеников. В связи с этим возникает необходимость

выбора оптимальных форм, методов и приемов обучения экологии. Огромные

возможности

для

реализации

заданий

экологического

воспитания

имеет

внеклассная работа с ее разнообразием форм и видов работы. Экологическое

воспитание

направляю на то, чтобы показать детям разные направления

работы

по

улучшению

окружающей

среды,

чтобы

каждый

из

них

мог

практически использовать свои способности и увидеть их результаты. Только

тогда, когда дети что-то практически делают, можно говорить о достижении

цели.

Поэтому в школе ежегодно проводим либо неделю, либо декаду, а

иногда день экологии. Составляю план для проведения соответствующего

мероприятия, в который включаю следующие виды работ:

1. Выставки фотографий учеников на тему «Окно в природу».

2.Оформление стендов « Заповедные зоны Крыма» совместно с учениками.

3.Выставки

«Ядовитые

грибы

Крыма»,

«Ядовитые

растения

Крыма»,

«Лекарственные растения Крыма», «Опасные животные Крыма», «Редкие

насекомые Крыма», «Редкие растения Крыма», «Редкие животные Крыма».

28

4.Подготовка учащимися презентаций с последующим их представлений на

темы:

«Экосистемы

Кировского

района

и

их

охрана»,

«Охрана

почв»,

«Использование бытовых фильтров», «Водные ресурсы Крыма», «Источники

загрязнения почв», «Проблемы питьевой воды».

5. Проведение исследований учениками на темы: «Изучение рождаемости

девочек и мальчиков в селе за 5 лет», «Изучение средней продолжительности

жизни в селе», «Изучение наличия консервантов и эмульгаторов в продуктах

питания»,

«Влияние

атмосферного

давления

на

состояние

здоровья

всех

членов семьи».

6. Проведение внеклассных мероприятий в различных формах:

А) заочная экскурсия с элементами викторины для учащихся 2-4 классов;

Б) внеклассное мероприятие «Мир растений» для учеников 5 класса;

В) биобой «Природы храм» для 6-7 классов;

Г) викторина «Так давайте природу беречь» для учеников 8-9 классов;

Д) биобой «Три клада у природы есть» для учащихся 10-11 классов;

Е) Внеклассное мероприятие «Прости, Земля».

Формирование ЗОЖ

Важной составляющей школьного биологического образования

является

формирование

возможностей

для

сохранения

и

укрепления

здоровья. Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый

ученик должен получить во время обучения знания, которые понадобятся ему

в

будущей

жизни.

У

учащихся

должно

сформироваться

убеждение,

что

здоровый образ жизни и культура здоровья являются основой человеческого

счастья.

Биологическое

образование

должно

содействовать

становлению

общей

культуры

школьника,

воспитанию

личности,

которая

осознает

собственную

ответственность

перед

обществом

за

сохранение

жизни

на

Земле, укрепление духовного и физического здоровья каждого человека.

Особая роль в этом отводится урокам биологии, но без внеклассной

работы сформировать осознанное отношение к сохранению своего здоровья

29

невозможно.

Поэтому

я

считаю

очень

важным

звеном

своей

работы

формирование у учащихся здорового образа жизни. В этом направлении

использую следующие виды и формы работы:

1.

Создание

учащимися

проектов

на

тему

«Создание

антитабачной,

антиалкогольной

и

антинаркотической

рекламы»

с

последующей

выставкой этих работ.

2.

Анонимное анкетирование учащихся с последующей обработкой анкет

и использованием результатов при проведении мероприятий.

3.

Постановка

опытов

и

использование

результатов

при

проведении

внеклассных

мероприятий

(например,

действие

спирта

на

прорастающее зерно, сердце лягушки, человеческую кровь).

4.

Проведение внеклассных мероприятий в форме устных журналов или

театрализованных

представлений

на

тему:

«Курение:

иллюзии

и

реальность»,

«Зеленого

змия

в

Черную

книгу»,

«Минздрав

предупреждает».

5.

Оформление тематических выставок.

6.

Итогом многолетней работы в этом направлении считаю составление

Программы работы школы по формированию у учащихся здорового

образа жизни. Программа расчитана на 5 лет и наша школа работает по

ней с 2014 года.

Профориентационное воспитание

Очень важной составляющей по формированию у учащихся учебно-

познавательных компетенций считаю подготовку детей к выбору профессии.

Знания по биологии нужны для получения многих специальностей и эти

знания

ребята

получают

на

уроках,

но

важно

еще

познакомить

с

теми

качествами характера, которые необходимы людям тех или иных профессий,

со спецификой их работы. Осуществить это можно во внеклассной работе. В

профориентации провожу следущие мероприятия:

1.

Участие в ежегодной акции «Биолог года» дает огромную возможность

познакомить

учеников

с

огромным

разнообразием

биологических

специальностей. За последние 5 лет я познакомила учеников: с Болотовым

А.Т.(агроном), Скрябиным К.И. (гельминтолог), Мальпиги М. (анатом, врач,

эмбриолог),

Вавиловым

Н.И.(с елекционер),

Палласом

П . С .

30

(естествоиспытатель),

Андрусовым

Н.И.

(палеонтолог),

Менделем

Г.И.

(ботаник,генетик).

По каждому из них с учащимися проведена большая работа. Вот

некоторые примеры.

Акция «Биолог года – Петер Симон Паллас». В рамках данной акции

был

оформлен

стенд

«ЖЗЛ.

Петер

Симон

Паллас»,

проведен

конкурс

рефератов среди учащихся 8-10 классов, оформлен стенд «Именем Палласа

названы», подготовлено и проведено мероприятие «Выдающийся Паллас».

Мероприятие было в виде устного журнала, в котором было 7 страниц. В

первой странице был рассказ о ранних годах жизни выдающегося ученого,

о его успехах в учебе.

Вторая страница называлась «Российские экспедиции». В ней

рассказывалось о приглашении Палласа Екатериной 2 в Россию для изучения

российских просторов и проведенных Палласом экспедициях.

В третьей странице ученики рассказали о том уникальном материале,

который собрал Паллас во время своих экспедиций.

Далее шел спор ученых (Палласа и Ковалевского) по поводу

обнаруженного маленького животного ланцетника. К какой систематической

категории отнести это животное? Перед учениками разыгрывалась сценка.

В

5

странице

журнала

ученики

путешествовали

с

Палласом

по

Крыму.

Посещали его любимые места в Симферополе и Судаке.

На 6 и 7 страницах ребята знакомились со значением научных работ

Палласа и узнавали о растениях и животных, которые носят его имя.

Не менее насыщенной мероприятиями была акция, посвященная

Н.И.Андрусову. В ее рамках были подготовлены сообщения учениками 11

класса,

с

которыми

они

выступили

перед

учащимися

других

классов,

оформлены

стенды

«ЖЗЛ.

Н.И.Андрусов»,

«Память

об

Андрусове»,

«Изучены

Андрусовым».

Прошел

конкурс

рефератов

и

внеклассное

мероприятие «Н.И.Андрусов: жизнь в науке». В ходе него учащиеся 11 класса

рассказали о жизни и открытиях, сделанных Н.И.Андрусовым, а также была

31

проведена игра Счастливый случай, в которой ученики показали свои знания

по уникальным животным - моллюскам.

В ходе акции «Биолог года», посвященной Н.И.Вавилову, были

проведены

следующие

мероприятия:

оформлен

стенд

его

памяти,

подготовлены

учащимися

презентации

«Память

о

Н.И.Вавилове»

и

проведено мероприятие «Его голгофа». В ходе мероприятия ученики узнали о

нелегкой судьбе талантливейшего ученого, его открытиях, о том наследии,

которое он оставил нам и о том, где и как запечатлена память о нем.

В рамках акции, посвященной Г.Менделю, мы с учениками 11 класса

оформили

стенд,

выпустили

школьную

газету,

подготовили

мероприятие

«Чудак из Брно».

В мероприятии рассказ о Грегоре Менделе сопровождался

презентациями,

подготовленными

учащимися

«Жизнь

великого

ученого»,

«Законы Менделя», «Память о Менделе». Кроме этого была подготовлена

сценка: Дело принца Уильяма. В ней рассказывалось о похищении

редких

сортов роз из сада принца, которые он попросил найти Шерлока Холмса и

доктора Ватсона. По ходу поиска возникают вопросы, на которые помогали

ответить

ученики,

решая

задачи

по

генетике.

Поиск

закончился

благополучно, похититель был найден.

2.Мною было подготовлено и проведено вместе с учащимися школы

мероприятие

«Люди

в

белых

халатах»,

в

котором

мы

рассказали

о

возникновении и развитии медицины, о заслугах врачей.

3.В кабинете я оформила папку «Все работы хороши, выбирай на вкус».

Она состоит из трех частей: в первой находится список учеников нашей

школы по годам и специальностям, на которые они поступили. Все

профессии

требуют

знаний

биологии,

которую

преподавала

я.

Во

второй

части

предлагаются

фотографии

уже

закончивших

учебные

заведения

и

работающих

бывших

моих

учеников

с

краткой

информацией о них. В третьей части папки идет описание профессий

врача,

реабилитолога,

фельдшера,

медсестры,

ветеринара,

учителя,

32

агронома, провизора, психолога и биолога по плану: тип профессии,

содержание

деятельности,

условия

труда,

области

применения,

необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии.

За 33 года моей работы в нашей школе в этой папке 95 фамилий.

Применение всего разнообразия инновационных форм способствует

обогащению

методов

обучения

биологии,

более

эффективному

их

использованию

в

целях

прочного

усвоения

учащимися

системы

биологических

знаний,

умений

и

навыков,

показывает

ученикам

практическую важность получаемых знаний.

Работая над формированием учебно - познавательных компетенций, я

стараюсь создать благоприятную образовательно-развивающую атмосферу,

которая

помогает

моим

ученикам

стать

конкурентными,

активными,

способными адаптироваться во всех сферах дальнейшей жизни.

III.Заключение

Процесс

овладения

новыми

знаниями

не

сводится

к

обычному

заучиванию правил и выводов. Он строится на улучшении самостоятельной

работы школьников, на глубоком логическом анализе того фактического

материала,

который

лежит

в

основе

формирования

научных

понятий.

Использование

этих

методов

стимулирует

стремление

учащихся

к

с а м о с т оя т е л ь н ом у

в ы п о л н е н и ю

з а д а н и й ,

х а р а к т е р и з у е т с я

сосредоточенностью и интересом. Правильным является утверждение, что

если нет познавательного задания, нет и работы мысли, если есть задание -

есть

поиск

его

решения.

Постановка

заданий

в

процессе

обучения

повышает активность учащихся. Учащиеся исследуют проблему, ищут пути

ее решения, выдвигают разные предположения, приводят доказательства, а

это,

безусловно,

содействует

активизации

умственной

деятельности

школьников,

развитию

логического

мышления,

познавательной

самостоятельности и, в итоге, формированию и развитию познавательного

интереса к биологии.

Современные инновационные педагогические

технологии позволяют

максимально повышать эффективность учебно-воспитательного процесса,

33

дают возможность создать такие условия, когда все учащиеся вовлекаются

в активную, творческую учебную деятельность, процесс самообразования,

самореализации,

учатся

общаться,

сотрудничать,

критически

мыслить,

отстаивать свою позицию. Результатом обучения на основе современных

инновационных

педагогических

технологий

является

формирование

личности, которая владеет всеми жизненными компетентностями, имеет

тесные связи с обществом, усвоила его ценности. Эта личность хорошо

подготовлена

к

жизни

в

современном

обществе.

Она

сможет

успешно

самореализоваться в социуме как высокий профессионал и сознательный

гражданин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Маркова А.К.,

Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации

обучения. – М.: «Просвещение», 1990.

2.

Свинченко

И.А.

Интерактивные

формы

деятельности

на

уроках

биологии. – Часть первая. – Х.: ВГ «Основа», 2011.

3.

Русник

Т.

Технологии

обучения

биологии.

Теория

и

практика.

«Биология», 2006 - №3.

4.

Ярошенко

О.Г.

Проблемы

группового

обучения

деятельности

школьников: дидактико-методический аспект. – К.: «Станица», 1999.

5.

Выготский Л.С. Детская психология./ Под ред. Д.Б.Эльконина. Т.4 –

М.: «Педагогика», 1984.

6.

Дубовицкая

Т.Д.

К

проблеме

диагностики

учебной

мотивации.

«Психология». – 2003, №1.

7.

Хуторской

А.

Ключевые

компетенции

как

компонент

личностно-

ориентированной парадигмы образования. «Народное образование», 2003,

№2.

8.

Пометун

О.М.,

Пироженко

Л.

Современный

урок. Интерактивные

технологии обучения. – К.: Аск, 2004.

9.

Кульневич

С.В.,

Лакоценина

Т.П.

Анализ

современного

урока:

Практическое пособие. – Ростов-на-Дону, «Учитель», 2003.

34

10.

Татарская Л.М. Разнообразие форм и видов деятельности учащихся по

биологии и экологии во внеклассной работе. – Журнал «Биология». – Х.:

«Основа». - 2012. - №22-24.

35



В раздел образования