Напоминание

«Обучение сравнению птиц и составление рассказа»


Автор: Белянина Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 156 "Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: конспект занятия по развитию речи
Тема: «Обучение сравнению птиц и составление рассказа»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение №156

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

познавательно – речевому направлению развития воспитанников»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

«Обучение сравнению птиц и составление рассказа»

(средняя группа)

Конспект составил:

Воспитатель Белянина

Наталья Александровна

МБДОУ №156

г.Кемерово

2017г.

Тематическое занятие

Тема: «Обучение сравнению птиц и составлению рассказов».

Средняя группа

Цель занятия — раскрыть способ последовательного описания птиц.

Составляя рассказ по картинкам - схемам.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать учить составлять короткий связный рассказ;

-формировать грамматически правильную речь;

-обогащать речь детей существительными.

Развивающие:

- продолжать развивать умение использовать модель в качестве плана для

рассказа;

- развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление,

логику;

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

- побуждать детей проявлять заботу и внимание, желание прийти на помощь.

Предварительная работа.

1. Наблюдение на прогулке за птицами.

2. Чтение художественной литературы по теме «Пернатые друзья» - чтение

рассказов В.Бианки «Лесные домишки», «Грачи».

3. Рассматривание демонстрационных картинок и картин Н.В.Нищевой

«Птицы».

Оборудование:

2 набора картинок- схем, картинки птиц: пеликан, воробей,

попугай, канарейка, два мольберта, аудио запись «Птицы».

Ход занятия:

I этап:

МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЯ. Мишка сидит с клеткой.

В.: Посмотрите, не взял ли Мишка птичку? Нет, не взял. А кого он хотел в

клетку-то посадить? Пеликана. Наверное, сегодня мы, сумеем убедить его,

что пеликану нельзя жить в клетке?! А может можно?!

УМЫВАНИЕ. Картинки птиц размещены на стенде.

В.: А кто видел, моются ли птицы? А чем чистится воробей? Песком... Но

любит и в лужах мыться. А каких птиц водоплавающих вы знаете? А почему

воробей, не водоплавающая птица?

II этап:

В.: Ну что же пойдем Мишке-тo помогать? Берите стулья, садитесь.

Дети садятся.

В.: Мы учили Мишку узнавать птичек и рассказывали все по порядку.

Выставляете картинку птички.

В.: Надо назвать птичку, (выставляет два квадрата) назвать большая или

маленькая; (перышко) назвать покрыт ли перышками; (радуги) сказать, какого

цвета; (клюва) сказать какой клюв; (ноги) сказать какие ноги; (червяка и зерна)

сказать, что она ест.

Говорите и выставляете картинки вертикально в ряд.

В.: (показываете на картинку). Значит, так по порядку мы рассказывали

Мишке, КАКАЯ птичка. А сейчас что мы должны рассказать Мишке? (Дети

говорят) Да, почему нельзя в клетку брать птичку, которую хочет Мишка.

Значит, рассказывать, наверное, надо по-другому... Да, по- другому. (Делаете

вид,

что

думаете) Придумала

как

(азартно)! По

картинкам

ли

я

буду

рассказывать? (Хитро глядит на детей.)

«Мишка, не бери пеликана, возьми попугая.

Пеликан большой. Ему в клетке будет тесно. Попугай маленький, он будет

на жердочке сидеть.

Пеликан живет на озере. У него на ногах перепонки, он плавать умеет. А

попугай привык жить в клетке. Пеликан сам себе еду находит. Он рыбу ловит.

А попугай сам себе еду находить не умеет. Его надо поить и кормить.

У пеликана перышки белые, он некрасивый. А у попугая перышки пе-

стрые, он очень нарядный.

В.: Про какие картинки я говорила? (Показываете на птичку). Птичку я

называла? (Называли).

Ставится вторая птичка — пеликан; и все следующие не лесенкой, а в

разброс.

В.: Говорили

— большая или маленькая?

(Да) Поставим напротив два

разных квадрата. Про перышко говорила? (Да) Поставим перышко. Про клюв

говорила? (Нет) Про ноги говорила? (Да) Про еду говорила? (Да)

Ставите аналогичные картинки. Смотрите образец.

В.: А теперь слушайте еще раз, мы будем поправлять картинки, чтобы они

стояли по порядку, как я рассказываю.

Показываете на пеликана.

В.: Мишка, не бери пеликана, возьми попугая. Чего не хватает? (Попугая)

Ставите рядом с пеликаном картинку попугая. Показываете на большой

квадрат.

В.: Пеликан БОЛЬШОЙ, ему в клетке будет тесно. Попугай МАЛЕНЬКИЙ

(показываете на маленький квадрат), он будет на жердочке сидеть. Пеликан

ЖИВЁТ НА ОЗЕРЕ. У него на НОГАХ перепонки, он плавать умеет. А

попугай привык жить в клетке, ноги короткие, перепонок нет. (Показываете,

на картинку — ноги.) Нужна эта картинка? (Нужна) А еще про что картинка

нужна?

(Дети

молчат.) Послушайте еще раз. Пеликан живет на озере, а

попугай привык жить в клетке. Так про что картинка нужна? ГДЕ живет

птичка? Пеликан на озере, попугай в клетке, а другая в лесу, а нам нужна

одна картинка. Какую же мы поставим, чтобы сказать, где живет птичка. Я

советую КЛЕТКУ. Картинку клетки мы поставим после квадратов. После

клетки, что поставим, про что надо рассказывать? (Про ноги) Пеликан сам

себе еду добывает. Рыбу ловит... длинным клювом с мешком. А попугай сам

себе еду искать не может, не умеет. Его кормить надо и поить. Клюв у него

крепкий, он может даже яблоко расклевать, но сам его не найдет. Поставлена

у нас сюда картинка про клюв? (Нет). Давайте поставим. Про что еще надо

говорить? Зачем ему клюв? (Пеликану рыбу есть и ловит, а попугаю яблоко

расклевывать) Так, о чем еще надо говорить? (О еде) Поставим картинку про

еду. Ну, а о перышке нужна картинка?

(Нужна) Пеликан покрыт белыми

перьями, а попугай —разноцветными перышками.

Дети могут предложить поставить радугу.

В.: Достаточно картинку — перышко. Ну вот, теперь давайте посмотрим,

одинаковый ли получился порядок в картинках? Конечно, разный. Почему?

Чему здесь Мишку учили?

III этап: Показываете на первый набор картинок.

В.: Да, КАК УЗНАВАТЬ ПТИЧКУ. А здесь...

Показываете на второй набор.

В.: А здесь, чему мы научим Мишку? КАКУЮ ПТИЧКУ МОЖНО ДЕР-

ЖАТЬ В КЛЕТКЕ, А КАКУЮ НЕЛЬЗЯ! Если по порядку расскажем по этим

картинкам (показывает на второй ряд), тогда Мишка поймет. Кто захочет,

запишите свой рассказ, а потом все вместе послушаем.

Ход занятия:

I этап:

МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЯ. Мишка сидит с клеткой.

В.: Посмотрите, не взял ли Мишка птичку? Нет, не взял. А кого он хотел в клетку-то

посадить? Пеликана. Наверное, сегодня мы, сумеем убедить его, что пеликану нельзя жить

в клетке?! А может можно?!

УМЫВАНИЕ. Картинки птиц размещены на стенде.

В.: А кто видел, моются ли птицы? А чем чистится воробей? Песком... Но любит и в лу-

жах

мыться.

А

каких

птиц

водоплавающих

вы

знаете?

А

почему

воробей,

не

водоплавающая птица?

II этап:

В.: Ну что же пойдем Мишке-тo помогать? Берите стулья, садитесь.

Дети садятся.

В.: Мы учили Мишку узнавать птичек и рассказывали все по порядку.

Выставляете картинку птички.

В.: Надо назвать птичку, (выставляет два квадрата)

назвать большая или маленькая;

(перышко) назвать покрыт ли перышками; (радуги) сказать, какого цвета; (клюва) сказать

какой клюв; (ноги) сказать какие ноги; (червяка и зерна) сказать, что она ест.

Говорите и выставляете картинки вертикально в ряд.

В.: (показываете

на

картинку). Значит, так по порядку мы рассказывали Мишке,

КАКАЯ птичка. А сейчас что мы должны рассказать Мишке? (Дети говорят) Да, почему

нельзя в клетку брать птичку, которую хочет Мишка. Значит, рассказывать, наверное, надо

по-другому... Да, по- другому. (Делаете вид, что думаете) Придумала как

(азартно)! По

картинкам ли я буду рассказывать? (Хитро глядит на детей.)

«Мишка, не бери пеликана, возьми попугая.

Пеликан большой. Ему в клетке будет тесно. Попугай маленький, он будет на жердочке

сидеть.

Пеликан живет на озере. У него на ногах перепонки, он плавать умеет. А попугай

привык жить в клетке. Пеликан сам себе еду находит. Он рыбу ловит. А попугай сам себе

еду находить не умеет. Его надо поить и кормить.

У пеликана перышки белые, он некрасивый. А у попугая перышки пестрые, он очень

нарядный.

В.: Про какие картинки я говорила? (Показываете на птичку). Птичку я называла?

(Называли).

Ставится вторая птичка — пеликан; и все следующие не лесенкой, а в разброс.

В.: Говорили — большая или маленькая? (Да) Поставим напротив два разных квадрата.

Про перышко говорила?

(Да) Поставим перышко. Про клюв говорила?

(Нет) Про ноги

говорила? (Да) Про еду говорила? (Да)

Ставите аналогичные картинки. Смотрите образец.

В.: А теперь слушайте еще раз, мы будем поправлять картинки, что бы они стояли по

порядку, как я рассказываю.

Показываете на пеликана.

В.: Мишка, не бери пеликана, возьми попугая. Чего не хватает? (Попугая)

Ставите рядом с пеликаном картинку попугая. Показываете на большой квадрат.

В.:

Пеликан

БОЛЬШОЙ,

ему

в

клетке

будет

тесно.

Попугай

МАЛЕНЬКИЙ

(показываете на маленький квадрат), он будет на жердочке сидеть. Пеликан ЖИВЁТ НА

ОЗЕРЕ. У него на НОГАХ перепонки, он плавать умеет. А попугай привык жить в клетке,

ноги короткие, перепонок нет. (Показываете, на картинку — ноги.) Нужна эта картинка?

(Нужна) А еще про что картинка нужна? (Дети молчат.) Послушайте еще раз. Пеликан

живет на озере, а попугай привык жить в клетке. Так про что картинка нужна? ГДЕ живет

птичка? Пеликан на озере, попугай в клетке, а другая в лесу, а нам нужна одна картинка.

Какую же мы поставим, чтобы сказать, где живет птичка. Я советую КЛЕТКУ. Картинку

клетки

мы

поставим

после

квадратов.

После

клетки,

что

поставим,

про

что

надо

рассказывать? (Про ноги) Пеликан сам себе еду добывает. Рыбу ловит... длинным клювом

с мешком. А попугай сам себе еду искать не может, не умеет. Его кормить надо и поить.

Клюв у него крепкий, он может даже яблоко расклевать, но сам его не найдет. Поставлена

у нас сюда картинка про клюв?

(Нет). Давайте поставим. Про что еще надо говорить?

Зачем ему клюв? (Пеликану рыбу есть и ловит, а попугаю яблоко расклевывать) Так, о

чем еще надо говорить?

еде) Поставим картинку про еду. Ну, а о перышке нужна

картинка?

(Нужна) Пеликан

покрыт

белыми

перьями,

а

попугай

—разноцветными

перышками.

Дети могут предложить поставить радугу.

В.: Достаточно картинку — перышко. Ну вот, теперь давайте посмотрим, одинаковый

ли получился порядок в картинках? Конечно, разный. Почему? Чему здесь Мишку учили?

III этап: Показываете на первый набор картинок.

В.: Да, КАК УЗНАВАТЬ ПТИЧКУ. А здесь...

Показываете на второй набор.

В.: А здесь, чему мы научим Мишку? КАКУЮ ПТИЧКУ МОЖНО ДЕРЖАТЬ В

КЛЕТКЕ,

А

КАКУЮ

НЕЛЬЗЯ!

Если

по

порядку

расскажем

по

этим

картинкам

(показывает на второй ряд), тогда Мишка поймет. Кто захочет, запишите свой рассказ, а

потом все вместе послушаем.



В раздел образования