Автор: Афанасьева Нелля Ахуньяновна
Должность: преподаватель сольфеджио. хормейстер
Учебное заведение: МУ ДО "ДШИ " Казачинско–Ленского района
Населённый пункт: п. Магистральный Иркутской области
Наименование материала: Методическая разработка "Работа в младшем хоре"
Тема: Использование ИКТ
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» Казачинско-Ленского района
Методическая разработка «Работа в младшем хоре»
ДООП «Фортепиано», «Народные инструменты», «Сольное пение»
ДПОП «Фортепиано» учебный предмет «Хор» 1-3 классы
Преподаватель – Афанасьева Нелли Ахуньяновна
Форма проведения: коллективная.
Цель урока: закрепление начальных навыков хорового пения.
Задачи:
Образовательные:
• формировать и закреплять навыки хорового пения;
• добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического
слуха.
Развивающие:
• продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;
• продолжение развития гармонического слуха;
• развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и
слушать, умения анализировать, сопоставлять;
• расширение музыкального кругозора учащихся.
Воспитательные:
• воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;
• воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
• воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
Методы обучения:
• наглядный (слуховой и зрительный);
• словесный ( обсуждение характера музыки, образные сравнения,
словесная оценка исполнения);
• объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным
( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного
детьми).
Технологии используемые на уроке:
1.Игровые
2.Здоровьесберегающие
3.Технология ИКТ
Оборудование и методическое обеспечение:
фортепиано, стулья, ноты произведений, упражнений и попевок, хоровые
партии, презентация, аудиозапись грампластинки оперы "Муха-Цокотуха".
Ход урока:
Организационный момент:
- Добрый день, мои юные друзья! У нас сегодня необычный урок, мы будем
знакомиться на нем с жанром детская опера. А что это такое, мы узнаем
попозже. А сейчас немного поиграем:
Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание.
Игра: «Обезьянки» «Лошадка»
- Ну вот, теперь я вижу, что вы пришли учиться музыке, а именно красиво
петь. А с чего начинается пение?
Правило певческой установки:
Давайте вспомним правила певческой установки:
Голова и корпус выпрямленные, но ненапряженные;
Плечи опущены, а подбородок приподнят;
Ноги стоят на полу;
Скороговорки: « От топата копыт…», «Бык тупагуб…»
Правило пения:
1.Внимательно слушай и старайся точно спеть первый звук песни.
2.Во время пения стой или сиди прямо.
3.Гласные в песне тяни и округляй,а согласные произноси коротко и чётко.
4.Бери дыхание спокойно, не поднимай плечи. Удерживай до конца фразы.
5.Слушай себя и следи за тем, чтобы голос всегда звучал ровно и красиво.
6.Когда поёшь в хоре, прислушивайся к пению других участников хора. Твой
голос не должен выделяться.
7.Во время пения внимательно смотри на учителя, следи за его рукой и точно
выполняй его указания.
8.Думай, о чём поётся в песне и исполняй её выразительно.
Распевание:
-Теперь я вижу, что вы готовы для распевания.
1. Упр-ние закрытым ртом
2.ма-мэ –ми- мо- му
-Округляем и выравниваем гласные, нижнюю челюсть опускаем вниз, как при
зевке, сохраняем состояние внутренней улыбки.
3.Я пою
4.Нарарим пам пам
5.Гамма до мажор
Физминутка: «Гусь», «Мишка вылез из берлоги»
Разучивание нового материала:
- Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите, в какой сказке ее главная
героиня праздновала свои именины. Вот ребята вы и сами почти угадали
тему нашего занятия.
Слайд 1
-Сказку "Муха-Цокотуха" сочинил замечательный детский поэт Корней
Иванович Чуковский, и вы все ее хорошо знаете.
-Посмотрите на фотографию К. И. Чуковского.
-Корней Иванович Чуковский сочинил много сказок. Какие вы знаете?
Слайд 2
-Давайте ребята вспомним сказку
Слайд 3--
- А еще вы знакомы с музыкой композитора Михаила Ивановича Красева,
который написал музыку для песенки "Маленькой елочке холодно зимой", ее
поют все дети нашей страны почти 100 лет. И еще композитор М. И. Красев
сочинил оперу на сюжет сказки "Муха-Цокотуха".
Посмотрите на портрет М.И. Красева
- А что такое опера?
- Это музыкальный спектакль, где все герои поют.
Музыку Михаил Иванович Красев сочинял для того, чтобы ее могли слушать и
петь сами дети, потому опера носит подзаголовок "детская".
- Сегодня вы познакомитесь с финалом этой оперы, который называется так:
"Заключительный хор из оперы "Муха-Цокотуха"
- Прошу вас внимательно послушать. Посчитайте, сколько героев в этой
песне? Меняется ли темп в течение всего хора? Меняется ли характер
произведения? (Показ песни).
- Конечно, музыка отражала портреты разных гостей мухи. Например,
Стрекоза-щеголиха танцевала изящно, кокетливо. А Клоп, наоборот, громко
топал сапогами: "Топ! Топ!"
- Итак, начнем разучивание хора, а в конце урока послушаем отрывки из
данной оперы в исполнении профессиональных оперных певцов. Кстати,
роль ведущего читает сам Корней Иванович Чуковский.
- Чтобы было легче запомнить мелодию хора, композитор написал ее в
куплетной форме. В этом хоре 3 куплета, которые начинаются совершенно
одинаково, но в середине у них будут некоторые изменения.
1. Бом! Бом! Бом! Бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ.
- На ваш взгляд, какой жанр лучше всего подойдет для этого отрывка? (марш)
- При исполнении этого отрывка надо хорошенько проговаривать окончания
слов: боМ, тоП. Последние буквы в этих словах произносите отчетливо.
Далее мелодия немного изменится, это произойдет потому, что танец
продолжат другие гости Мухи-Цокотухи. Послушайте, что это за гости.
Стрекоза-щеголиха
С Муравьем танцует лихо
Сам усатый Таракан
Громко бьет в барабан.
послушайте мелодию этой части 1-го куплета. В каком слове появился распев
слогов? ("Стрекоза-а")
- Каким по характеру было начало куплета? (маршевым, громким,
решительным)
- Какой стала мелодия в этой части? ( песенной, танцевальной, изящной,
кокетливой)
А потом вновь вернулся характер 1 части, соединим вместе весь 1-й куплет.
Послушайте слова начала 2-го куплета:
Тара-ра! Тара-ра!
Заплясала мошкара.
Веселится народ,
Пляшет, песни поет.
Этот отрывок надо спеть на уже вам знакомую мелодию начала 1-го куплета.
В каком слове вам встретился распев слогов? (Пе-есни)
Теперь послушайте и запомните окончание 2-го куплета:
Хвалит смелого, лихого,
Удалого комара! - 2 раза
Вы видите, что здесь одни и те же слова повторяются дважды, музыка тоже
будет повторяться.
- Почему хвала Комару сочинена композитором в высоком регистре?
(мелодия напоминает звуки фанфар, которые звучат в торжественные
моменты)
Соединим весь 2 куплет.
- Хор из оперы начинается инструментальным вступление. Послушайте его и
спойте первый звук: "Бом!"
Между 1 и 2 куплетами исполняется проигрыш, он такой же, как и вступление
к песне.
Осталось разучить 3 куплет. Этот куплет начинается, как 1-ый, спойте его
начало. Далее изменятся только слова. Послушайте и запомните их.
Пляшет Бабочка-шалунья
Машет крылышком игрунья.
Пчелка с Блошкой обнялись,
Словно ветер, понеслись.
И еще в этом куплете есть окончание - финал.
Нынче Муха-Цокотуха именинница! - 2 раза
Как вы думаете, какой будет музыка в финале? (гордой, громкой, ликующей,
торжественной)
Верно, это окончание всей сказки, которая завершается хорошо - злодей
наказан, а хорошие герои побеждают.
Что происходит в финале оперы? (Муха выходит замуж за комара, все гости
веселятся)
Что надо сделать, чтобы исполнить финал так, как он написан у композитора,
- звонко, ликующе, ярко? (Взять хорошее дыхание)
А самый последний звук подержите подольше, чтобы чувствовалось, что
произведение завершилось.
Итоги: Теперь вы знаете слова и музыку всего хора. Подведем итоги нашего
разучивания.
- Ребята, с чего начинается хор, сразу с пения? (Нет, с музыкального
вступления)
- Это вступление будет повторяться перед каждым новым куплетом.(Да)
- Будет ли меняться темп всего хора? Встретятся ли там замедления и
ускорения мелодии? (Да)
- Общий характер хора - "живо, весело", но в каждом куплете будут
небольшие изменения темпа. Это связано с характерами героев сказки. Когда
в куплетах появляются Стрекоза и Бабочка, музыка замедляется, становится
более игривой, напевной, рисуя внешний вид и поведение этих грациозных
насекомых. В конце 1-го и 3-го куплета будут еще замедления. И наконец,
самый последний звук вы должны пропеть, подольше задержав его.
Исполните этот хор с начала до конца, как можно точнее передавая
характеры образов и изменения темпа.
Можно ли исполнить этот хор приемом "эстафета" - когда отдельную строчку,
где говорится про каких-то героев, поет солист? (Да, можно)
Таким приемом вы попробуете спеть на следующем занятии хора.
А сейчас мы можем прослушать аудиозапись оперы М. Красева, "Муха-
Цокотуха" роль ведущего читает сам К. Чуковский.
Домашнее задание: Выучить слова этого хора. Нарисовать героев оперы.
Используемая методическая литература:
1. Давыдова, М. А. Поурочные разработки по музыке. 4 класс./ М. А.
Давыдова - М.: ВАКО, 2013. - 320 с. - (В помощь школьному учителю).
2. Медушевский, В. В. Энциклопедический словарь юного музыканта / В. В.
Медушевский, О. О. Очаковская. – М. : Педагогика, 1985. – 352 с.
Хормейстер: Афанасьева Н.А.
Концертмейстер: Наумова Л.В.