Напоминание

Использование ИКТ


Автор: Афанасьева Нелля Ахуньяновна
Должность: преподаватель сольфеджио. хормейстер
Учебное заведение: МУ ДО "ДШИ " Казачинско–Ленского района
Населённый пункт: п. Магистральный Иркутской области
Наименование материала: Методическая разработка "Работа в младшем хоре"
Тема: Использование ИКТ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» Казачинско-Ленского района

Методическая разработка «Работа в младшем хоре»

ДООП «Фортепиано», «Народные инструменты», «Сольное пение»

ДПОП «Фортепиано» учебный предмет «Хор» 1-3 классы

Преподаватель – Афанасьева Нелли Ахуньяновна

Форма проведения: коллективная.

Цель урока: закрепление начальных навыков хорового пения.

Задачи:

Образовательные:

• формировать и закреплять навыки хорового пения;

• добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического

слуха.

Развивающие:

• продолжение формирования вокально-хоровых навыков и умений;

• продолжение развития гармонического слуха;

• развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и

слушать, умения анализировать, сопоставлять;

• расширение музыкального кругозора учащихся.

Воспитательные:

• воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, содержания текста;

• воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,

• воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения:

• наглядный (слуховой и зрительный);

• словесный ( обсуждение характера музыки, образные сравнения,

словесная оценка исполнения);

• объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным

( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного

детьми).

Технологии используемые на уроке:

1.Игровые

2.Здоровьесберегающие

3.Технология ИКТ

Оборудование и методическое обеспечение:

фортепиано, стулья, ноты произведений, упражнений и попевок, хоровые

партии, презентация, аудиозапись грампластинки оперы "Муха-Цокотуха".

Ход урока:

Организационный момент:

- Добрый день, мои юные друзья! У нас сегодня необычный урок, мы будем

знакомиться на нем с жанром детская опера. А что это такое, мы узнаем

попозже. А сейчас немного поиграем:

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание.

Игра: «Обезьянки» «Лошадка»

- Ну вот, теперь я вижу, что вы пришли учиться музыке, а именно красиво

петь. А с чего начинается пение?

Правило певческой установки:

Давайте вспомним правила певческой установки:

Голова и корпус выпрямленные, но ненапряженные;

Плечи опущены, а подбородок приподнят;

Ноги стоят на полу;

Скороговорки: « От топата копыт…», «Бык тупагуб…»

Правило пения:

1.Внимательно слушай и старайся точно спеть первый звук песни.

2.Во время пения стой или сиди прямо.

3.Гласные в песне тяни и округляй,а согласные произноси коротко и чётко.

4.Бери дыхание спокойно, не поднимай плечи. Удерживай до конца фразы.

5.Слушай себя и следи за тем, чтобы голос всегда звучал ровно и красиво.

6.Когда поёшь в хоре, прислушивайся к пению других участников хора. Твой

голос не должен выделяться.

7.Во время пения внимательно смотри на учителя, следи за его рукой и точно

выполняй его указания.

8.Думай, о чём поётся в песне и исполняй её выразительно.

Распевание:

-Теперь я вижу, что вы готовы для распевания.

1. Упр-ние закрытым ртом

2.ма-мэ –ми- мо- му

-Округляем и выравниваем гласные, нижнюю челюсть опускаем вниз, как при

зевке, сохраняем состояние внутренней улыбки.

3.Я пою

4.Нарарим пам пам

5.Гамма до мажор

Физминутка: «Гусь», «Мишка вылез из берлоги»

Разучивание нового материала:

- Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите, в какой сказке ее главная

героиня праздновала свои именины. Вот ребята вы и сами почти угадали

тему нашего занятия.

Слайд 1

-Сказку "Муха-Цокотуха" сочинил замечательный детский поэт Корней

Иванович Чуковский, и вы все ее хорошо знаете.

-Посмотрите на фотографию К. И. Чуковского.

-Корней Иванович Чуковский сочинил много сказок. Какие вы знаете?

Слайд 2

-Давайте ребята вспомним сказку

Слайд 3--

- А еще вы знакомы с музыкой композитора Михаила Ивановича Красева,

который написал музыку для песенки "Маленькой елочке холодно зимой", ее

поют все дети нашей страны почти 100 лет. И еще композитор М. И. Красев

сочинил оперу на сюжет сказки "Муха-Цокотуха".

Посмотрите на портрет М.И. Красева

- А что такое опера?

- Это музыкальный спектакль, где все герои поют.

Музыку Михаил Иванович Красев сочинял для того, чтобы ее могли слушать и

петь сами дети, потому опера носит подзаголовок "детская".

- Сегодня вы познакомитесь с финалом этой оперы, который называется так:

"Заключительный хор из оперы "Муха-Цокотуха"

- Прошу вас внимательно послушать. Посчитайте, сколько героев в этой

песне? Меняется ли темп в течение всего хора? Меняется ли характер

произведения? (Показ песни).

- Конечно, музыка отражала портреты разных гостей мухи. Например,

Стрекоза-щеголиха танцевала изящно, кокетливо. А Клоп, наоборот, громко

топал сапогами: "Топ! Топ!"

- Итак, начнем разучивание хора, а в конце урока послушаем отрывки из

данной оперы в исполнении профессиональных оперных певцов. Кстати,

роль ведущего читает сам Корней Иванович Чуковский.

- Чтобы было легче запомнить мелодию хора, композитор написал ее в

куплетной форме. В этом хоре 3 куплета, которые начинаются совершенно

одинаково, но в середине у них будут некоторые изменения.

1. Бом! Бом! Бом! Бом!

Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ.

- На ваш взгляд, какой жанр лучше всего подойдет для этого отрывка? (марш)

- При исполнении этого отрывка надо хорошенько проговаривать окончания

слов: боМ, тоП. Последние буквы в этих словах произносите отчетливо.

Далее мелодия немного изменится, это произойдет потому, что танец

продолжат другие гости Мухи-Цокотухи. Послушайте, что это за гости.

Стрекоза-щеголиха

С Муравьем танцует лихо

Сам усатый Таракан

Громко бьет в барабан.

послушайте мелодию этой части 1-го куплета. В каком слове появился распев

слогов? ("Стрекоза-а")

- Каким по характеру было начало куплета? (маршевым, громким,

решительным)

- Какой стала мелодия в этой части? ( песенной, танцевальной, изящной,

кокетливой)

А потом вновь вернулся характер 1 части, соединим вместе весь 1-й куплет.

Послушайте слова начала 2-го куплета:

Тара-ра! Тара-ра!

Заплясала мошкара.

Веселится народ,

Пляшет, песни поет.

Этот отрывок надо спеть на уже вам знакомую мелодию начала 1-го куплета.

В каком слове вам встретился распев слогов? (Пе-есни)

Теперь послушайте и запомните окончание 2-го куплета:

Хвалит смелого, лихого,

Удалого комара! - 2 раза

Вы видите, что здесь одни и те же слова повторяются дважды, музыка тоже

будет повторяться.

- Почему хвала Комару сочинена композитором в высоком регистре?

(мелодия напоминает звуки фанфар, которые звучат в торжественные

моменты)

Соединим весь 2 куплет.

- Хор из оперы начинается инструментальным вступление. Послушайте его и

спойте первый звук: "Бом!"

Между 1 и 2 куплетами исполняется проигрыш, он такой же, как и вступление

к песне.

Осталось разучить 3 куплет. Этот куплет начинается, как 1-ый, спойте его

начало. Далее изменятся только слова. Послушайте и запомните их.

Пляшет Бабочка-шалунья

Машет крылышком игрунья.

Пчелка с Блошкой обнялись,

Словно ветер, понеслись.

И еще в этом куплете есть окончание - финал.

Нынче Муха-Цокотуха именинница! - 2 раза

Как вы думаете, какой будет музыка в финале? (гордой, громкой, ликующей,

торжественной)

Верно, это окончание всей сказки, которая завершается хорошо - злодей

наказан, а хорошие герои побеждают.

Что происходит в финале оперы? (Муха выходит замуж за комара, все гости

веселятся)

Что надо сделать, чтобы исполнить финал так, как он написан у композитора,

- звонко, ликующе, ярко? (Взять хорошее дыхание)

А самый последний звук подержите подольше, чтобы чувствовалось, что

произведение завершилось.

Итоги: Теперь вы знаете слова и музыку всего хора. Подведем итоги нашего

разучивания.

- Ребята, с чего начинается хор, сразу с пения? (Нет, с музыкального

вступления)

- Это вступление будет повторяться перед каждым новым куплетом.(Да)

- Будет ли меняться темп всего хора? Встретятся ли там замедления и

ускорения мелодии? (Да)

- Общий характер хора - "живо, весело", но в каждом куплете будут

небольшие изменения темпа. Это связано с характерами героев сказки. Когда

в куплетах появляются Стрекоза и Бабочка, музыка замедляется, становится

более игривой, напевной, рисуя внешний вид и поведение этих грациозных

насекомых. В конце 1-го и 3-го куплета будут еще замедления. И наконец,

самый последний звук вы должны пропеть, подольше задержав его.

Исполните этот хор с начала до конца, как можно точнее передавая

характеры образов и изменения темпа.

Можно ли исполнить этот хор приемом "эстафета" - когда отдельную строчку,

где говорится про каких-то героев, поет солист? (Да, можно)

Таким приемом вы попробуете спеть на следующем занятии хора.

А сейчас мы можем прослушать аудиозапись оперы М. Красева, "Муха-

Цокотуха" роль ведущего читает сам К. Чуковский.

Домашнее задание: Выучить слова этого хора. Нарисовать героев оперы.

Используемая методическая литература:

1. Давыдова, М. А. Поурочные разработки по музыке. 4 класс./ М. А.

Давыдова - М.: ВАКО, 2013. - 320 с. - (В помощь школьному учителю).

2. Медушевский, В. В. Энциклопедический словарь юного музыканта / В. В.

Медушевский, О. О. Очаковская. – М. : Педагогика, 1985. – 352 с.

Хормейстер: Афанасьева Н.А.

Концертмейстер: Наумова Л.В.



В раздел образования