Напоминание

Урок-викторина "История России XVI-XVII вв."


Автор: Балахонцева Елена Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 46"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-викторина "История России XVI-XVII вв."
Дата публикации: 11.01.2019
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: История России. XVI- XVII в. в.

Составила: Балахонцева Елена Викторовна

Тип урока: урок- викторина

Цель урока : обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Россия в 16- 17 веках»

Задачи урока:

- развивать познавательную активность,

- определить степень усвоения изученного материала.

Планируемые результаты:

предметные: применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа

для раскрытия основных направлений развития России в 16-17 веках; описывать образ жизни и

основные занятия населения российского государства в 16-17 веках; характеризовать существенные

признаки культуры России;

метапредметные УУД: коммуникативные: развивать навыки учебного сотрудничества;

регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм

действий, самостоятельно определять цели обучения; собирать и фиксировать информацию, выделяя

главную и второстепенную;

познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения;

осуществлять анализ объектов и явлений; владеть общими приемами решения учебных задач;

личностные УУД: формировать учебную мотивацию; расширять опыт оценочной деятельности;

осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; уважительно относится к

культурным достижениям народов России.

Используемые технологии: технология развития критического мышления, здроовьесберегающие

технологии,

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер

Характеристика этапов урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 этап

Организационный

момент

Приветствует учащихся, настрой на успешную работу

Приветствуют учителя,

настраиваются на

хорошую работу

2 этап

Мотивация

Создаёт условия для возникновения у обучающихся

внутренней потребности включения в учебную

деятельность

Слушают учителя,

настраиваются

включиться в учебную

деятельность

3 этап

Целеполагание и

планирование

Организует беседу по вопросам:

- предположите, что будем делать на сегодняшнем

уроке?

- какова цель сегодняшнего урока?

Обсуждают тему урока,

обсуждают цели урока и

пытаются самостоятельно

их формулировать

4 этап

Обобщение и

систематизация

знаний

Организация игровой деятельности.

I.Блиц-опрос:

1. Священник, деятель «Избранной рады» (Сильвестр)

2. Имя правителя, основавшего новую династию на

рубеже 16-17 вв.(Борис)

3. Указ, запрещавший переход крестьян от одного

хозяина к другому (о «Заповедных летах»)

4. Титул Ивана Грозного (царь)

5. Казак, возглавивший поход против Кучума. (Ермак)

6. Постоянное войско, созданное Иваном IV.

(стрельцы)

7. Имя московского митрополита, назначенного

патриархом московским и всея Руси в 1589 году.(Иов)

8. Особый порядок управления на части территории

Учащиеся отвечают на

вопросы учителя.

страны, введенный Иваном IV в 1565 году.

(Опричнина)

9. Насильственные действия с целью устрашения,

подавления политических противников. (Террор)

10. Предводитель восстания крестьян 1601-1603 гг.,

против которого было послано войско под

предводительством Басманова. (Хлопко)

II. «Маска, я тебя знаю».

1.Патриарх

Сын мордовского крестьянина. Митрополит, патриарх.

Главный хранитель царской семьи: дважды спас от

гибели во время эпидемий. Лично лечил больных.

Один из главных реформаторов церкви. Своими руками

выкалывал глаза изображениям святых на иконах

негреческого письма. Бил попов прямо в церкви.

Пьяных, буйных и противников реформы приказывал

пытать, бить и сечь. Требовал отбирать и истреблять

народные музыкальные инструменты. Открыто

выступил с идеей превосходства духовной власти над

светской. (Никон.)

2.Народный герой.

Ему принадлежат слова: «Не пожалеем ничего,

продадим дома свои, заложим жен и детей и соберем

казну на жалованье ратным людям». После победы над

врагом ему был пожалован чин думного дворянина.

Поместье не дали, но дали жалованье – 200 рублей в

год. Воздвигнуты памятники в Москве и Нижнем

Новгороде. (Кузьма Минин.)

3.Воевода.

Фамилия происходит от названия городка Погорелово.

Его род пострадал от Ивана Грозного. Дед Федор был

сослан, мать состояла «верховной боярыней» при

дочери Бориса Годунова. Сам воевода был верен

Годуновым до конца. Воевал с Болотниковым.

Участник Первого ополчения 1611 г. и Второго

ополчения 1612 г. и временного правительства. В

Москве имеется памятник. (Дмитрий Пожарский.)

4. Священник.

В 21 год становится дьяконом, в 23 – попом. За

требовательность к пастве был публично бит и изгнан

из села. Боярин Шереметев пытался утопить его в

Волге. Бит кнутом. Сбежал в Москву. Царь приказал

заточить его в подвал монастыря, а затем сослал в

Сибирь. Возвращен в Москву. Царь поселил его в

Кремле, непременно кланялся ему и просил

благословения. Предложил место духовника царева –

отказался. Яркая личность в борьбе с врагами религии.

Написал свыше 80 произведений. Расстрижен и предан

анафеме. 14 лет провел в земляной яме. Заживо сожжен

в срубе. (Аввакум.)

III. Хронология событий .

1) 1605-1606 гг.; а) церковная реформа Никона;

2) 1607-1607 гг.; б) восстание Ивана Болотникова;

3) 1607-1609 гг.; в) восстание Степана Разина;

4) 1610-1613 гг.; г) правление Лжедмитрия I;

Учащимся необходимо

назвать имя деятеля XVI-

XVII вв. ( показ на

слайдах фото деятелей)

По завершении II задания

выполняется физминутка.

Учащимся необходимо

расставить события в

5) 1611-1612 гг.; д) поход Лжедмитрия II;

6) 1613-1645 гг.; е) «Семибоярщина»;

7) 1653-1655 гг.; ж) правление царя Михаила Романова;

8) 1667-1671 гг. и) деятельность народных ополчений.

IV. Даты и события в стихах.

1. Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое

Приходить мастерам…

Д. Кедрин. Зодчие

Ответ: 1552 год – вхождение казанского ханства в

состав России.

2. …Мы в Кучумову землю пошли

Загладить бывалые вины.

В Сибири, от белого света вдали,

Мы бились с отвагою львиной.

Там солнце глядит, как сквозь рыбий пузырь,

Но мы, государь, одолели Сибирь!

Д. Кедрин. Ермак

Ответ: 1581-1598 гг. – поход Ермака, присоединение

Сибирского ханства к России.

3. Вот это – крепость Иван-город,

Что дед наш строил неспроста!

Вот здесь нам верфи строить нужно,

Чтоб снаряжались корабли,

Чтоб морем северным и южным

Свободно плавать мы могли.

Вот для чего Руси нужна

С Ливонским орденом война!

Н. Кончаловский. Наша древняя столица

Ответ: 1558-1582 гг. Ливонская война.

4. И в этой книге полностью рассказано о том,

Как лучше дом налаживать

(Тем, кто имеет дом),

Как жить, чтоб в доме выросли

Богатство, слава, честь,

Как кладовые пользовать

(Когда запасы есть),

Как охранять имущество,

Борясь в пожар с огнем,

И как детей воспитывать –

Наказывать ремнем…

Н. Кончаловский. Наша древняя столица

Ответ: XVI век – Сильвестр «Домострой».

V. Крылатые выражения. (Объяснить, что означает

данный фразеологический оборот и вспомнить, с каким

событием XVI века связан.)

1.Вот тебе, бабушка, и Юрьев день – разочарование,

удивление, огорчение из-за неудачи или

непредвиденных обстоятельств.

Крестьяне имели право уходить от своего помещика за

неделю до и неделю после Юрьева дня (25 ноября),

затем этот срок сократился до одного дня в году

(Юрьев день). А в 1581 году вышел указ «о заповедных

летах», в котором говорилось о запрещении уходить

хронологической

последовательности

( показ на слайдах)

Определить, о каком

историческом событии

идет речь в этих отрывках,

в каком году оно

произошло.

Объяснить, что означает

данный фразеологический

оборот и вспомнить, с

каким событием XVI века

связан.

крестьянам от помещиков.

2. По Сеньке и шапка – каждому честь по заслугам.

К XVI веку знатность боярина можно легко было

установить по ввысоке его меховых горлатных шапок

( «горлатные», потому что мех брался с горла убитого

зверя). В Боярской думе ближе к царю сидели более

знатные бояре в более высоких шапках.

3. Филькина грамота – пустая, ничего не стоящая

бумажка; документ, не имеющий силы.

Московский митрополит Филипп, образованный и

просвещенный человек, выступал против царской

политики насилия и террора. Он неоднократно посылал

Ивану Грозному письма с просьбой отменить

опричнину. Царь, не желая прислушиваться к

строптивому митрополиту, презрительно называл его

Филькой, а его послания филькиными грамотами.

4. Шиворот-навыворот – в обратном порядке, наоборот.

Шиворотом называли в XVI веке расшитый воротник

боярской одежды. Во времена Ивана Грозного боярина,

подвергшегося царскому гневу, в наказание сажали на

тощую клячу спиной вперед, надев на него одежду

тоже задом наперед. В таком виде провинившегося

возили по городу под насмешки уличной толпы.

VI. «Историческая азбука».

Задание: вспомнить и объяснить как можно больше

исторических понятий в алфавитном порядке.

Примерные понятия: абсолютизм, атаман, барщина,

бунт, волость, вотчина, город, губа и т.д.

Правило: объявляется

буква по алфавиту, ребята

вспоминают как можно

больше понятий на эту

букву, объясняют их.

5 этап

Рефлексия и

оценивание

Продолжите предложение:

- «На уроке я …»

- «Сегодня мне …»

- «Хочу добавить...»

6 этап

Домашнее задание

Предлагает на выбор творческие задания:

Составить:

- кроссворд из 7 слов,

- тест из 7 вопросов,

- викторину (презентацию)

Делают выбор задания,

пишут в дневник



В раздел образования