Напоминание

"Активизация умственной деятельности на уроках английского языка в начальной школе"


Автор: Патехина Дарья Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ лицей № 130 "РАЭПШ"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация умственной деятельности на уроках английского языка в начальной школе"
Раздел: полное образование





Назад




Содержание

Активизация умственной деятельности на уроках английского языка в начальной школе.

Упражнения для развития разных видов деятельности..................................................................3

Список использованных источников................................................................................................7

Активизация умственной деятельности на уроках английского языка в начальной

школе. Упражнения для развития разных видов деятельности

Аннотация: В

статье

доказывается

необходимость

активизации

умственной

деятельность

на

уроках

английского

языка

в

начальной

школе.

Автор

анализирует

возможности активизации умственной деятельности младших школьников на уроках

английского языка при работе с УМК «Spotlight».

Ключевые

слова: английский язык в начальной школе, активизация умственной

деятельности, УМК «Spotlight».

В

эпоху

глобализации

знание

иностранных

языков

становится

залогом

конкурентоспособности

личности.

По

этой

причине

достижение

качественно

нового

уровня

в

изучении

иностранных

языков

является

одним

из

главных

направлений

реформирования школьного образования.

В центре образовательного процесса сегодня – личностное развитие обучающихся.

В

начальных

классах

школы

важно

развивать

мыслительные

способности

младших

школьников, стимулировать их интерес к получению компетенций. Такая работа может

быть основана только на знании учителем психологических особенностей умственной

деятельности детей младшего школьного возраста и закономерностей ее развития.

Значительным

вкладом

в

педагогическую

и

психологическую

науку

являются

исследования В.В.Давыдова, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, выявившие

возможности значительного повышения умственной активности школьников в учебно-

познавательной

деятельности.

В

этих

исследованиях

было

доказано,

что

у

ребенка

врожденных схем мышления не существует. Мышление развивается в процессе решения

задач

в

результате

научения.

Именно

такого

понимания

развития

мышления

придерживались многие российские ученые, например Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,

П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов [3].

Из

большого

количества

определений

активизации

умственной

деятельности

школьников на уроках английского языка, наиболее удачным, по нашему мнению, является

следующее:

это

процессуальный

вид

деятельности,

основным

компонентом

которого

является обоюдная мыслительная деятельность педагога и обучающихся, направленная на

активное взаимодействие между ними и поиск нетрадиционных решений той или иной

поставленной задачи, выделение верхних диапазонов, которые могут быть достигнуты

школьником к окончанию каждого этапа своего психологического развития [2, с.16].

В

различных

методических

изданиях

активизация

умственной

деятельности

обучающихся начальной школы рассматривается под углом повышения и увеличения

продуктивности организационного компонента в обучении, то есть как. качественное

улучшение

организации

проведения

уроков,

внедрение

новых

методов

и

средств

в

преподавании английского языка.

При активизации мыслительной деятельности школьников, педагогу необходимо

выделять несколько основных уровня усвоения знаний младшими школьниками. Первый

из

них

репродуктивный.

На

этом

уровне

обучающимся

предлагаются

несложные

задания, которые не требуют анализа. Как показывают результаты наблюдения, большая

часть обучающихся хорошо справляются с ними. На втором уровне младшим школьникам

на уроках английского языка необходимо применять определенные правила по известному

образцу. На третьем уровне необходимо уже применять элементы анализа и синтеза,

обобщения

разрозненных

элементов

и

фактов.

На

этом

этапе

многие

обучающиеся

сталкиваются с трудностями при выполнении предложенных заданий, так что педагогу

важно

вырабатывать

у

обучающихся

специальные

способы

активизации

умственной

деятельности и анализа знаний.

Обучающийся

должен

быть

вовлечен

в

процесс

активизации

собственной

умственной деятельности, а в некоторых случаях быть инициатором этого процесса. Также

он должен самостоятельно находить способы решения той или иной задачи, поставленной

перед

ним,

другими

словами,

быть

способным

управлять

своей

познавательной

деятельностью. В современной педагогической практике существует достаточно большое

количество средств и приемов, с помощью которых возможно активировать умственную и

другую

деятельность

младших

школьников.

Примерами

таких

средств

являются

разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в

возникших

ситуациях

стимулируют

активность

умственной

деятельности

и

самостоятельность учащихся.

Широкие

возможности

для

активации

умственной

деятельности

обучающихся

предоставляет учителю работа с учебником «Spotlight». УМК «Английский в фокусе» [1]

соответствует

требованиям

федерального

компонента

Государственного

стандарта

начального, основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам.

УМК

входит

в

Федеральный

и

региональный

перечень

учебников,

рекомендованных

Министерством

образования

и

науки

РФ

к

использованию

в

общеобразовательных

учреждениях.

Личностно-ориентированный

подход

к

обучению

иностранному

языку,

которого

придерживаются

авторы

УМК,

обеспечивает

особое

внимание

интересам,

индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся.

Специфика

английского

языка

как

учебного

предмета

заключается

в

том,

что

общение является не только конечной целью обучения, но и средством ее достижения.

Таким

образом,

и

активация

умственной

деятельности

на

уроках

английского

языка

должна проводиться в ходе выполнения заданий коммуникативной направленности.

Каждый

модуль

учебника

«Spotlight»

начинается

вводной

страницей,

которая

играет важную роль как в работе с мотивацией, так и с постановкой учебных задач.

Отметим, что и названия рубрик, охватывающих всё содержание модуля: Посмотри на

модуль …; Найди страницы для …; Послушай, прочитай и скажи…; Узнай как…; -

ориентируют

обучающихся

на

самостоятельную

деятельность,

в

том

числе

и

на

напряженный умственный труд.

Среди текстов для чтения, которые предлагают авторы учебника «Spotlight», есть и

электронные сообщения, письма, статьи и т. д. Это приближает учебную ситуацию к

реальной ситуации общения. Работа с такими текстами делает возможным системную

работу

по

развитию

различных

умений

чтения

(чтение

с

пониманием

основного

содержания, с полным пониманием содержания, с выборочным пониманием нужной или

интересующей

информации).

Такие

тексты

служат

хорошим

средством

активизации

умственной деятельности обучающихся, поскольку предполагают работу по пониманию

текста, выполнению творческих заданий и т.д.

Новые

лексические

единицы

вводятся

разными

способами,

в

том

числе

при

помощи предметных и сюжетных картинок: учащимся предлагается подобрать к той или

иной единице соответствующую картинку. Такие задания стимулируют мыслительные

операции анализа, синтеза сравнения, что очень важно для умственного развития младших

школьников.

Грамматический материал, изучаемый в каждом модуле, сначала представляется в

контексте, затем вычленяется и объясняется при помощи четких, лаконичных таблиц.

Специальные

задания

и

упражнения

различных

форматов

обеспечивают

понимание

учащимися и закрепление в речи новой грамматической структуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что задания и тексты учебника «Spotlight»

ориентированы

на

активизацию

умственной

деятельности

обучающихся,

а

также

на

развитие разнообразных компетенций.

В заключение отметим, что активизация умственной деятельности обучающихся на

уроках

английского

языка

важный

фактор

индивидуального

развития

школьников,

обеспечивающий прочную основу для развития мышления младших школьников.

Список использованных источников

1.

Быкова Н. И., Дули Д., Поспелова М. Д. и др. УМК «Английский в фокусе»

("Spotlight") 1-4 класс для начальной школы. - Просвещение, 2018 г.

2.

Пупкова

Л.

Н.

Активизация

мыслительной

д е я т е л ь н о с т и / /

Профессиональное образование. – 2007. - №1. – С. 16-17.

3.

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.

Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Издательство МГУ , 1980 г. – 304 с.



В раздел образования