Автор: Патехина Дарья Юрьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ лицей № 130 "РАЭПШ"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация умственной деятельности на уроках английского языка в начальной школе"
Раздел: полное образование
Содержание
Активизация умственной деятельности на уроках английского языка в начальной школе.
Упражнения для развития разных видов деятельности..................................................................3
Список использованных источников................................................................................................7
Активизация умственной деятельности на уроках английского языка в начальной
школе. Упражнения для развития разных видов деятельности
Аннотация: В
статье
доказывается
необходимость
активизации
умственной
деятельность
на
уроках
английского
языка
в
начальной
школе.
Автор
анализирует
возможности активизации умственной деятельности младших школьников на уроках
английского языка при работе с УМК «Spotlight».
Ключевые
слова: английский язык в начальной школе, активизация умственной
деятельности, УМК «Spotlight».
В
эпоху
глобализации
знание
иностранных
языков
становится
залогом
конкурентоспособности
личности.
По
этой
причине
достижение
качественно
нового
уровня
в
изучении
иностранных
языков
является
одним
из
главных
направлений
реформирования школьного образования.
В центре образовательного процесса сегодня – личностное развитие обучающихся.
В
начальных
классах
школы
важно
развивать
мыслительные
способности
младших
школьников, стимулировать их интерес к получению компетенций. Такая работа может
быть основана только на знании учителем психологических особенностей умственной
деятельности детей младшего школьного возраста и закономерностей ее развития.
Значительным
вкладом
в
педагогическую
и
психологическую
науку
являются
исследования В.В.Давыдова, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, выявившие
возможности значительного повышения умственной активности школьников в учебно-
познавательной
деятельности.
В
этих
исследованиях
было
доказано,
что
у
ребенка
врожденных схем мышления не существует. Мышление развивается в процессе решения
задач
в
результате
научения.
Именно
такого
понимания
развития
мышления
придерживались многие российские ученые, например Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн,
П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов [3].
Из
большого
количества
определений
активизации
умственной
деятельности
школьников на уроках английского языка, наиболее удачным, по нашему мнению, является
следующее:
это
процессуальный
вид
деятельности,
основным
компонентом
которого
является обоюдная мыслительная деятельность педагога и обучающихся, направленная на
активное взаимодействие между ними и поиск нетрадиционных решений той или иной
поставленной задачи, выделение верхних диапазонов, которые могут быть достигнуты
школьником к окончанию каждого этапа своего психологического развития [2, с.16].
В
различных
методических
изданиях
активизация
умственной
деятельности
обучающихся начальной школы рассматривается под углом повышения и увеличения
продуктивности организационного компонента в обучении, то есть как. качественное
улучшение
организации
проведения
уроков,
внедрение
новых
методов
и
средств
в
преподавании английского языка.
При активизации мыслительной деятельности школьников, педагогу необходимо
выделять несколько основных уровня усвоения знаний младшими школьниками. Первый
из
них
–
репродуктивный.
На
этом
уровне
обучающимся
предлагаются
несложные
задания, которые не требуют анализа. Как показывают результаты наблюдения, большая
часть обучающихся хорошо справляются с ними. На втором уровне младшим школьникам
на уроках английского языка необходимо применять определенные правила по известному
образцу. На третьем уровне необходимо уже применять элементы анализа и синтеза,
обобщения
разрозненных
элементов
и
фактов.
На
этом
этапе
многие
обучающиеся
сталкиваются с трудностями при выполнении предложенных заданий, так что педагогу
важно
вырабатывать
у
обучающихся
специальные
способы
активизации
умственной
деятельности и анализа знаний.
Обучающийся
должен
быть
вовлечен
в
процесс
активизации
собственной
умственной деятельности, а в некоторых случаях быть инициатором этого процесса. Также
он должен самостоятельно находить способы решения той или иной задачи, поставленной
перед
ним,
другими
словами,
быть
способным
управлять
своей
познавательной
деятельностью. В современной педагогической практике существует достаточно большое
количество средств и приемов, с помощью которых возможно активировать умственную и
другую
деятельность
младших
школьников.
Примерами
таких
средств
являются
разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в
возникших
ситуациях
стимулируют
активность
умственной
деятельности
и
самостоятельность учащихся.
Широкие
возможности
для
активации
умственной
деятельности
обучающихся
предоставляет учителю работа с учебником «Spotlight». УМК «Английский в фокусе» [1]
соответствует
требованиям
федерального
компонента
Государственного
стандарта
начального, основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам.
УМК
входит
в
Федеральный
и
региональный
перечень
учебников,
рекомендованных
Министерством
образования
и
науки
РФ
к
использованию
в
общеобразовательных
учреждениях.
Личностно-ориентированный
подход
к
обучению
иностранному
языку,
которого
придерживаются
авторы
УМК,
обеспечивает
особое
внимание
интересам,
индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся.
Специфика
английского
языка
как
учебного
предмета
заключается
в
том,
что
общение является не только конечной целью обучения, но и средством ее достижения.
Таким
образом,
и
активация
умственной
деятельности
на
уроках
английского
языка
должна проводиться в ходе выполнения заданий коммуникативной направленности.
Каждый
модуль
учебника
«Spotlight»
начинается
вводной
страницей,
которая
играет важную роль как в работе с мотивацией, так и с постановкой учебных задач.
Отметим, что и названия рубрик, охватывающих всё содержание модуля: Посмотри на
модуль …; Найди страницы для …; Послушай, прочитай и скажи…; Узнай как…; -
ориентируют
обучающихся
на
самостоятельную
деятельность,
в
том
числе
и
на
напряженный умственный труд.
Среди текстов для чтения, которые предлагают авторы учебника «Spotlight», есть и
электронные сообщения, письма, статьи и т. д. Это приближает учебную ситуацию к
реальной ситуации общения. Работа с такими текстами делает возможным системную
работу
по
развитию
различных
умений
чтения
(чтение
с
пониманием
основного
содержания, с полным пониманием содержания, с выборочным пониманием нужной или
интересующей
информации).
Такие
тексты
служат
хорошим
средством
активизации
умственной деятельности обучающихся, поскольку предполагают работу по пониманию
текста, выполнению творческих заданий и т.д.
Новые
лексические
единицы
вводятся
разными
способами,
в
том
числе
при
помощи предметных и сюжетных картинок: учащимся предлагается подобрать к той или
иной единице соответствующую картинку. Такие задания стимулируют мыслительные
операции анализа, синтеза сравнения, что очень важно для умственного развития младших
школьников.
Грамматический материал, изучаемый в каждом модуле, сначала представляется в
контексте, затем вычленяется и объясняется при помощи четких, лаконичных таблиц.
Специальные
задания
и
упражнения
различных
форматов
обеспечивают
понимание
учащимися и закрепление в речи новой грамматической структуры.
Таким образом, можно сделать вывод, что задания и тексты учебника «Spotlight»
ориентированы
на
активизацию
умственной
деятельности
обучающихся,
а
также
на
развитие разнообразных компетенций.
В заключение отметим, что активизация умственной деятельности обучающихся на
уроках
английского
языка
–
важный
фактор
индивидуального
развития
школьников,
обеспечивающий прочную основу для развития мышления младших школьников.
Список использованных источников
1.
Быкова Н. И., Дули Д., Поспелова М. Д. и др. УМК «Английский в фокусе»
("Spotlight") 1-4 класс для начальной школы. - Просвещение, 2018 г.
2.
Пупкова
Л.
Н.
Активизация
мыслительной
д е я т е л ь н о с т и / /
Профессиональное образование. – 2007. - №1. – С. 16-17.
3.
Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И.
Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Издательство МГУ , 1980 г. – 304 с.