Автор: Чадаева Олеся Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №16 г.Лениногорска"
Населённый пункт: МО ЛМР РТ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Способы и направления поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности»
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16
г.Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Опыт работы по теме:
«Способы и направления поддержки детской
инициативы в музыкальной деятельности»
Музыкальный руководитель
Чадаева О.А.
«Воспитание должно быть организовано так,
чтобы не ребёнка воспитывали,
а ребёнок воспитывался сам»
Л.С. Выготский
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии
личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность,
инициативность, творчество.
Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме
самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих
импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-
исполнительской деятельности.
Поэтому проблема музыкального творчества, актуальна и соответствует потребностям
детского сада. Исходя из противоречий, мною была определена основная идея опыта
работы:
Цель данной работы:
Формирование творческой личности дошкольника, развитие природных задатков,
творческих способностей на основе музыкально – игрового творчества.
Поставленные задачи:
Осуществляются во всех видах музыкальной деятельности и развивают творческое
мышление, творческую активность, творческое воображение, природную музыкальность
детей.
развивать творческое воображение – основу творческого слушания музыки.
проявления творческой активности;
побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и
творческой деятельности;
развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования,
способность к спонтанному творческому поведению.
побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: музыкально –
ритмические движения, ритмопластика, певческие импровизации, игра на детских
музыкальных инструментах.
создать предпосылки к формированию творческого мышления.
Для развития творчества и самостоятельной деятельности детей использую современные
технологии:
Личностно- ориентированный подход
Проектная технология
Информационно — коммуникативные технологии
Здоровьесберегающая технология
Игровая технология
Эти технологии так же используются во всех видах музыкальной деятельности.
«Музыкально-игровое творчество»
Дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных,
инструментальных импровизациях
— восприятие:
— пение;
— музыкально-ритмические движения;
— игра на музыкальных инструментах.
«Песенное творчество»
— это умение детей импровизировать простейшие мелодии. Детям дается это очень
сложно индивидуально без помощи взрослого. Но работая над этим видом творчества
более углубленно положительные результаты дети показывают.
«Танцевальное творчество»
— это умение детей комбинировать из знакомых элементов танца новые композиции.
Самый любимый для детей вид деятельности, где дети импровизируют, танцуют,
проявляют свои творческие способности.
«Музыкально-игровое творчество»
— это умение самостоятельно находить способы воплощения музыкально-игрового
образа
«Музыкально-дидактическая игра»
— выступает одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства,
отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребёнка .
«Игра на музыкальных инструментах»
— один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных
инструментов и игрушек обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает
их музыкальные способности
И самый главный итог работы – это проведение утренников, праздников и конкурсов,
сотрудничество с социумом и участие детей во всероссийских конкурсах.
Успех в работе по развитию творческих способностей детей может быть достигнуть
только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания,
которые ребёнок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.
Родители непосредственные участники всех праздников, конкурсов и развлечений,
частники в оформлении и подбору необходимых костюмов.
Большое значение для развития у детей самостоятельности, творческой активности имеет
правильная организация предметно-развивающей среды и грамотное руководство педагога
самостоятельной деятельностью детей. Для этого в уголках групп я рекомендую
дидактические игры, способствующие этому, так же рекомендую набор музыкальных
инструментов соответствующий данному возрасту.
В процессе работы по развитию творческих способностей детей необходимо
взаимодействие работающих с детьми воспитателя и музыкального руководителя.
В своей работе использую приемы, которые способствуют развитию детского творчества,
использование ИКТ и мультимедийных презентаций (при проведение совместной
деятельности, на праздниках и развлечениях, при проведении индивидуальной работы,
при разучивании танцев, песен, музыкально – дидактических игр.
Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный,
творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием
форм и является начальным проявлением самообучения.
Результативность работы по развитию творческих способностей.
Проводя не первый год, диагностические исследования музыкально творческих
способностей детей, могу сделать вывод, что уровень развития детей в этом направлении
значительно вырос, дети становятся более раскрепощенными, коммуникативными,
умеющими не только подражать другому, но и проявить себя в различных видах
музыкальной деятельности. Считаю, что это заслуга всего педагогического коллектива, так
как программа ДОУ соответственно ФГОС направлена на развитие творческой,
разносторонне развитой личности. Необходимо продолжать вести работу в системе, для
достижения желаемого результата учитывая индивидуальные особенности детей.