Авторы: Эльмурзаева Маленкат Аладиевна, Магомедова Гулижат Идрисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Могилевская СОШ
Населённый пункт: Могилёвское
Наименование материала: Интеллектуальный марафон
Тема: И.А. Бунин "Полевые цветы"
Раздел: начальное образование
Интегрированный урок по литературному чтению, музыке,
изобразительному искусству в 3 классе по теме: И.А. Бунин «Полевые
цветы»
Эпиграф урока:
Не рвите цветы, не рвите!
Пусть будет нарядна земля.
А вместо букетов дарите:
Васильковые, незабудковые и ромашковые поля!
Цель урока:
-
показать
обеспечение
целостного
восприятия
темы
«Полевые
цветы» средствами разных видов искусства;
- прививать любовь к творчеству поэтов, музыкантов, художников;
- воспитывать художественный вкус;
- развивать речь, выразительность чтения.
Оборудование:
предметные
картинки
с
полевыми
цветами
и
садовыми, диск с песнями о полевых цветах, музыка Чайковского
«Вальс цветов», краски, кисточки, альбомные листы, бархатная бумага
и нитки для ниткописи.
Ход урока.
1. Цветы в поэзии. Знакомство с содержанием стихотворения Ивана
Алексеевича Бунина «Полевые цветы».
Работа по содержанию стихотворения по вопросам:
- О каких цветах говорит поэт в первых двух четверостишиях? ( О
тепличных цветах ).
- Что мы узнаём о них? ( «Их привезли из-за синих морей», «пышно
цветут дорогие цветы», «их не пугают метели холодные» )
- Далее автор повествует о сёстрах и братьях «заморских цветов».
Что это за цветы? (Это полевые цветы)
- Чем они отличаются от тепличных цветов? ( Выросли они «в
зелени майских лесов и лугов»; «вечных созвездий узор золотой»)
- Какие из цветов милее «сердцу и взору» поэта? Почему?
- Какими Бунин изображает дорогие заморские цветы?
- Что значит «их привезли из-за синих морей»?
- А как поэт называет цветы полевые?
- А вы, какие любите цветы и почему?
- Почему автора привлекают скромные полевые цветы? («сердцу и
взору родные и говорят эти цветы про давно позабытые светлые дни»)
2. Работа по предметным картинкам. Ниткопись.
Рассматривание предметных картинок с полевыми и садовыми
цветами. Сравните их, прав ли поэт?
Изобразите с помощью ниток на бархатной бумаге один из цветков.
3. Чтение стихов и разгадывание загадок о полевых цветах.
Дети получают карточки со стихами и загадками о полевых цветах и
готовят выразительное чтение этих стихов.
А. Толстой «Колокольчики мои»
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?
И о чём звените вы
В день весёлый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
С.Маршак «Ландыш»
Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики
Ещё закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны
Загадки
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их.
И кто их только выдумал,
Весёлых, голубых?
Должно быть оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок! (незабудка)
Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул лёгкий ветерок
И остался стебелёк. (одуванчик)
Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет!
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит! (колокольчик)
- Что вы чувствовали, когда слушали эти стихи и загадки? ( авторы
показывают свою любовь к этим простым, нежным цветам)
Ромашки, колокольчики, васильки, незабудки, одуванчики являются
украшением полей.
4. Цветы в музыке.
Поэты
свою
любовь
и
восхищение
выражают
словом,
а
у
композиторов это восхищение выражено музыкой.
Слушание
музыки
П.И.Чайковского
«Вальс
цветов»
из
балета
«Щелкунчик».
Есть немало, в том числе современных песен, о цветах. Слушание
песни в исполнении Ю. Антонова «Полевые цветы».
5. Конкурс на лучшее знание песен о цветах.
Участники
мастер-класса
поют
песни
о
цветах.
Выявляем
победителя.
«Ландыши»,
«Миллион
алых
роз»,
«Жёлтые
тюльпаны»,
«Незабудка», «Лаванда»
6. Цветы в изобразительной деятельности.
Творческая работа: нарисуйте любимый полевой цветок. Выставка
работ.
7. Итог урока.
На память участники получают в подарок цветок ромашки (картинку)
– один из наиболее распространённых и любимых цветов и как символ
нового праздника Дня семьи, любви и верности.