Напоминание

"Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности"


Автор: Давыдова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРРДС №8"
Населённый пункт: город Анжеро–Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в игровой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование инициативности и самостоятельности у

старших дошкольников в игровой деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: Проблема формирования у детей

самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых

актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера

человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень

важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка,

является самостоятельность.

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается в настоящее время

гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности

развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все

многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные

действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность

самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Чем меньше дети, тем слабее

их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой,

поэтому подражают другим.

Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности,

не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее,

обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в

«Концепции дошкольного воспитания» отмечено, что необходимо «побуждать

детей к инициативности и самостоятельности», здесь определены основные

положения по формированию не просто социального индивида, а социально

активной личности.

Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в

различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности дошкольника, ее

природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение

компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова);

этапы, условия и методы развития самостоятельности дошкольника (З.В.

Елисеева, Н.С. Кривова, А.А. Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь

самостоятельности с различными психическими процессами (Т.И. Горбатенко,

Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун).

Все выше изложенное определяет актуальность работы и позволяет

сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования.

Гипотеза: Формирование самостоятельности у детей старшего

дошкольного возраста будет осуществляться наиболее успешно, если:

-установлены родительские отношения к формированию самостоятельности

у детей старшего дошкольного возраста;

-определены критерии и уровни сформированности самостоятельности

старших дошкольников, учитывающие его специфику;

- реализуются педагогические условия: использование разработанной

программы формирования самостоятельности старших дошкольников.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально

проверить уровень самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста,

разработать программу формирования самостоятельности у детей старшего

дошкольного возраста.

Исходя, из цели поставлены, следующие задачи:

1.

Изучить теоретический материал в работах отечественных и зарубежных

исследователей по проблеме формирования самостоятельности.

2.

Подобрать методы и методики для проведения эмпирического

исследования.

3.

Провести эмпирическое исследование самостоятельности детей старшего

дошкольного возраста.

4.

Анализ полученных результатов.

Объект исследования: процесс формирования самостоятельности у

старших дошкольников.

Предмет исследования: педагогические условия формирования

самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Базой исследования явились дети и их родители ДОУ № г. Уфы.

Практическая значимость данной работы может отражаться в работе

педагогов-психологов, как в дошкольных учреждениях, так и в школах, в виде

консультационного материала, памяток для родителей и педагогов.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав,

выводов, заключения, списка литературы и приложений.

Методы исследования:

- Методика «Диагностики родительского отношения», А. Я. Варга, В. В.

Столин;

- Методика «Сюжетные картинки», Е. О. Смирновой, Р. Р. Калининой;

- Методика «Четвертый лишний»;

- Методика «Конструирование», С. Забрамной;

- Методика «Скульптура»;

- Методика «Разноцветные шары».

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.

Понятие самостоятельности в психолого-педагогических

исследованиях

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится

объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это

связано не столько с реализацией личностно-ориентированного и

деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей, сколько с

необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к

условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом

к организации воспитательно-образовательного процесса. В рамках данного

подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду

должны научиться самостоятельно, ставить цель и задачи своей деятельности,

анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения

о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства,

преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как

индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного

результата. [33, с. 17]

Одним из системообразующих качеств личности является

самостоятельность, приобретающая в условиях современной и перспективной

социально-экономической ситуации особый вес. Развитие этого качества

приводит к развитию личности дошкольника в целом.

Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется

потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески,

совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое

отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку

ставить новые проблемы, находить новые решения.

Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний,

принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность –

способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой,

решительность. Такие определения дает «Толковый словарь русского языка». В

педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться

влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и

побуждений. [48, с. 280]

Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к

самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность

растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать.

Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В.Д., Осницкого

А.К., Теплюк С., Марковой Т.А., К.П. Кузовковой, СЛ. Рубинштейна, Р.С. Буре, Л.Ф.

Островской, Т. Гуськовой, И.С. Кона, А. А. Люблинской, Е. О. Смирновой.

По мнению Теплюк С. истоки самостоятельности зарождаются в раннем

возрасте, на стыке первого и второго годов жизни ребенка. Именно здесь берут

начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно

усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и в общении. С

помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, проявляются

в разнообразных видах деятельности, постепенно приобретая статус свойства

личности. Теплюк С. отмечает роль родителей в развитии самостоятельности

детей. Родители должны целенаправленно её развивать, не оставляя её на потом.

При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности с

каждым разом объем самостоятельных действий ребенка увеличивается, а

помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка

является результативность его действий. Этот показатель нельзя подменить

контролем взрослого. Контроль неизменно предусматривает послушание, а

крепкий союз этих двух понятий может развить безволие, безответственность,

леность, инфантилизм. Самостоятельность – это налог к внутренней свободе, к

свободе выбора действий, поступков, суждений, в ней истоки ответственности,

уверенности в своих собственных силах, истоки творчества, чувства собственного

достоинства. [47, с. 67]

В.Д. Иванов в своей работе указывает, что самостоятельность не может быть

абсолютной, так как жить в обществе (в семье) и быть свободным, независимым от

общества нельзя. Все зависят друг от друга: и отдельные люди, и группы людей, и

человеческие обязанности. Поэтому следует иметь в виду достаточный уровень

самостоятельности. Также Иванов рассматривает самостоятельность в

неразрывной связи с самодеятельностью и самоуправлением. Необходимыми

компонентами достаточной самостоятельности Иванов выделяет: 1) умение

реагировать на критику, умение её принимать; 2) ответственность, т.е.

необходимость и обязанность отвечать за свои действия. Ответственность

невозможна без адекватной самооценки. Предпосылкой ответственности является

свобода выбора. 3) дисциплина. Она имеет два плана – внешний и внутренний.

Внешняя дисциплина характеризуется послушанием и исполнительностью.

Внутренний план предполагает более глубокий уровень дисциплины, когда кроме

четкого выполнения обязанностей привносится творчество в осмысленной

деятельности. Именно этот вид дисциплины характерен для самостоятельности.

[22, с. 120]

Т.В. Маркова отмечает, что самостоятельность позволяет устанавливать с

другими людьми подлинно гуманные отношения, основанные на взаимном

уважении и взаимопомощи. Без самостоятельности каждого невозможна

совместная жизнь людей, их быт, труд, экономические, культурные и другие

отношения. Человек в различных условиях жизни должен уметь самостоятельно

осмысливать ситуацию, участвовать в выработке решений коллектива. [32, с. 241]

А.А. Люблинская утверждает, что самостоятельность не возникает вдруг,

она развивается с самого раннего детства на основе укрепляющихся простейших

навыков и привычек. [30, с. 101]

М. Монтессори рассматривала самостоятельность и независимость как

биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их

для формирования всех необходимых умений, реализации способностей,

овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в

движениях, научения переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых

социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации,

поведенческие аспекты…) – это шаг ребенка к независимости от взрослых. [7, с.

127]

По мнению, Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение

исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность

постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой

новые задачи и находить их решения. Самостоятельность не означает полной

свободы действия и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в

обществе норм. Каждому ребенку важна оценка его действий значимым взрослым

– мамой или папой. Им важно радовать родителей своими новыми успехами и

достижениями. [42, с. 65]

Академик И.С. Кон определяет самостоятельность как свойство личности,

предполагающее, во-первых, независимость, способность самому, без подсказки

извне, принимать и проводить в жизнь важные решения, во-вторых,

ответственность, готовность отвечать за последствия своих поступков и, в-третьих,

убеждение в том, что такое поведение реально, социально возможно и морально

правильно. [27, с. 26]

По мнению СЛ. Рубинштейна, самостоятельность является результатом

большой внутренней работы человека, его способности ставить не только

отдельные цели, задачи, но и определять направление своей деятельности. [40, с.

6]

К.П. Кузовкова, исследуя труды венгерского учёного И. Молнар,

указывает, что, по мнению автора, самостоятельность - это интегральное

выражение многих эмоциональных и интеллектуальных свойств личности,

направленности и воли. [26, с. 56]

По мнению А.К. Осницкого, самостоятельность начинается с подражания,

для чего необходимо проявление инициативы, стремления и желания. Действие

этого механизма подкрепляется синергичным участием природных механизмов,

поддерживающих и закрепляющих подражание, к ним добавляются чувства

симпатии, сопереживания, эмоциональной поддержки, заинтересованности.

Затем начинают себя обнаруживать механизмы "переноса" и репрезентации,

дополняющиеся механизмами антиципации. Позднее начинается интенсивное

испытание собственных возможностей. Следующими обнаруживают себя

механизмы исследования вариативности и механизмы усовершенствования. На

высшей стадии этого процесса привносятся элементы творчества. [36, с. 45]

В работах К.П. Кузовковой, Т. Гуськовой определены уровни

самостоятельности дошкольников. Авторы отмечают, что уровень

самостоятельности зависит от содержания конкретной деятельности (предметной,

мыслительной, коммуникативной), совершаемой ребёнком без помощи других

людей. Самостоятельность имеет и ещё одну характеристику - степень

выраженности. Сравнивая действия двух детей одного возраста, всегда можно

определить, кто из них более самостоятелен, т.е. более настойчив, менее

рассчитывает на поддержку, сосредоточен на задании. У дошкольника это

качество чаще всего проявляется в предметной деятельности.

Следовательно, содержательна любая деятельность, но она является

самостоятельной только тогда, когда совершающий её человек овладевает ею в

полном объёме, т.е. становится её носителем. В связи с этим самостоятельность

можно определить как особый момент становления целостной деятельности, как

критерий степени овладения этой деятельностью. [14, с. 60]

Таким образом, авторы отмечают, что самостоятельность - одно из

ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную

цель, настойчиво добиваться её выполнения собственными силами, ответственно

относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и

инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих

принятия нестандартных решений.

По мнению специалистов педагогов и психологов, самостоятельность - это

психическое состояние личности, включающее в себя: способность ставить перед

собой задачу; способность удерживать в памяти конечную цель действия и

организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в

той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить

полученный результат с исходным намерением. [16, с. 50]

Многочисленные исследования советских педагогов и психологов,

посвященные проблеме самостоятельности детей дошкольного возраста в их

игровой и трудовой деятельности, в повседневном поведении, позволяют

уточнить некоторые признаки самостоятельности ребенка.

1. Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его

поведением. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит

руководящая роль и требования взрослого. Однако с развитием детей это

воздействие становится все менее и менее открытым. Вынужденный постоянно

подчиняться требованиям взрослых, ребенок начинает ориентироваться на них

как на определенные нормы поведения. Лишь на основе соответствующих

выработанных привычек, т. е. сложившихся стереотипов, отвечающих

требованиям старших, может быть воспитана подлинная самостоятельность как

ценнейшая черта личности.

Если привычки не сформированы, предоставленная ребенку самостоятельность

приводит к стихийному его поведению, полному нарушению общественных

требований.

2. Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с

возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические

и умственные действия. Поэтому то, что оценивалось как проявление

самостоятельности у двух-трехлетних детей (умение аккуратно есть, одеваться без

помощи взрослого) уже недостаточно для характеристики того же качества у

старших детей.

3. В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в

которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и

помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал;

сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и

«спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы

действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например,

научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела

комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира

сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к

маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное

правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для

определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям

взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше,

глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него

возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых,

разнообразных условиях жизни. [30, с. 65]

Самостоятельность как база формирования социальных компетенций

дошкольника рассматривается многими педагогами, такими как:

О. В. Солодянкина рассматривает социальную компетентность

дошкольника как «сознательное применение определенных норм и правил

поведения в обществе, в котором отражается отношение ко взрослым и

сверстникам». В этой интерпретации социальная компетенция – один из

показателей социализации ребенка, наряду с другими, такими, как уровень

самообслуживания, социальная адаптация, социальный статус. [46, с. 10]

Л. В. Трубайчук, рассматривая процесс социального развития ребенка-

дошкольника как совокупность непрерывных закономерных изменений в

личности, приводящих к возникновению новых качеств, следующим образом

формулирует понятие социальной компетентности дошкольника: «…это

приобретаемые ребенком данного возраста компетенции, необходимые для

вхождения растущей личности в общество… ценные для его последующей жизни

умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности, умения

принимать общие цели, осуществлять познавательную деятельность, привыкать к

саморегламентации своей активности, к согласованию ее с другими людьми на

основе общечеловеческих ценностей, благодаря чему и формируется социальный

опыт и социальная зрелость». [49, с. 300]

Компетентностный подход становится ведущим направлением

модернизации системы отечественного образования. Наиболее глубоко он

проработан в базисной программе развития ребенка-дошкольника «Истоки».

Компетентность в программе определяется как важнейшая комплексная

характеристика личности, включающая в себя целый ряд аспектов:

интеллектуальный, языковой, социальный и другие, которые отражают

достижения личностного развития ребенка. [39, с. 15]

Важными показателями социальной компетентности ребенка являются

произвольность – умение управлять своим поведением в соответствии с

представлениями, правилами, нормами; умение выстраивать отношения

сотрудничества в процессе обучения и воспитания; компетентность в сфере

социально-трудовой деятельности; навыки самоорганизации, умение работать в

коллективе. Частью социальной компетентности является компетентность

ребенка в бытовой сфере.

Анализируя приобретаемые умения и формируемые качества,

соответствующие ключевым компетенциям (общекультурным, физическим,

познавательным, ценностно-смысловым, коммуникативным, личностным

компетенциям (см. Приложение 1)), без труда можно выделить самостоятельность

как одно из качеств социально компетентной личности либо как основу

формирования других значимых социальных качеств, таких, например, как

субъектная активность, творческая инициатива, самопознание, самовосприятие,

самоизменение, саморазвитие. По большому счету самостоятельность ребенка

является основой формирования всех ключевых компетенций. Непроявленность

ребенка в самостоятельной активной деятельности ведет к невозможности

приобретения им и общекультурных, и познавательных, и личностных

компетенций, т. е. ведет к социальной незрелости. Именно через активную

деятельность, самостоятельные пробы и ошибки ребенок приобретает опыт в

разных областях жизни, в том числе и социальной. [7,с. 127]

Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением

ребенком разных видов деятельности - (игровой, трудовой), в которых он

приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности

репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при

неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в

осуществлении деятельности.

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие

разных компонентов самостоятельности.

1. Так, игра способствует развитию активности и инициативы.

Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих

подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как

формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе

усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие

умственного развития (Пиаже Ж.).

Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном

счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской

игры в целом. [35, с. 66]

Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном

возрасте, значимость ее не снижается и впоследствии. Л.С. Выготский отмечал,

что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных

русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в

игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону

ближайшего развития».

Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие

самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств. Игра

создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические

процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и

методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении

данной проблемы. [35, с. 67]

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов,

педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического

воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития

самостоятельности детей.

Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразием

ситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности,

сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.

2. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для

формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в

достижении результата. Уже у ребенка раннего возраста есть желание

самостоятельно выполнять действия с предметами, относящимися к миру

взрослых людей (мыть посуду, накрывать на стол, пылесосить и т.п.). Это желание

может быть востребовано и развито в разнообразных видах бытового труда.

Формирование навыков бытового труда необходимо, прежде всего, для развития

самостоятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка изменяется отношение к своим

обязанностям, появляется ответственность за свою работу. Появляется новый

мотив - "сделать для других", ребенок проявляет инициативу, меняется

отношение к себе, появляется объективная самооценка.

Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать

совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются друг с

другом, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно

продолжать.

Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют,

поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно

относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность

при оценке своей работы (Эльконин Д.Б.).

Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что

между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это

отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения

обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в

дальнейшем продолжают развиваться. [35, с. 69]

3. В продуктивных видах деятельности формируются независимость

ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

4. Общение. В дошкольном возрасте, помимо общения со взрослыми,

дифференцируется и достигает развернутой формы общение со сверстниками,

основу которой составляют отношения взаимного уважения, возможные только

между равными. К пяти-семи годам сверстник приобретает индивидуальность в

глазах ребенка. Старший дошкольник проявляет острый интерес к товарищам,

который проявляется в форме активного подражания, стремления к

соперничеству.

По мнению М.И. Лисиной, общение ребенка со сверстниками приводит к

возникновению образа другого человека и параллельно – образа самого себя. [35,

с.70]

5. Самоорганизация - деятельность, направленная на поиск и творческое

преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация

внутренних ресурсов личности. В психологии деятельность человека

рассматривается как внутренняя (психическая) и внешняя (двигательная)

активность, регулируемая осознаваемой целью.

Исходя из вышеуказанного, самостоятельность представляется как исходная

основа. Стартовая площадка становления самоорганизации в целом, что

выступает в тесной связи с субъективной активностью личности.

Одним из общих факторов позитивного общения между детьми считается

“субъективная активность личности”, представленная в виде самостоятельности-

качества, несомненно, необходимого для развития личности ребенка.

Самостоятельность, выступая как личностный фактор, может детерминировать

позитивные взаимоотношения детей в семье.

Трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции

создают благоприятные возможности для развития детей дошкольного возраста и

вне непосредственного общения с взрослыми или сверстниками. Речь, в

частности, идет о способности детей этого возраста часами в одиночку заниматься

любимым делом. В этом возрасте важно обеспечить ребенка различными

дидактическими развивающими играми.

Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают:

стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей,

умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование,

реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а

также способность к проявлению инициативы и творчества в решении

возникающих задач.

Существенную роль в процессе формирования самостоятельности играет

способность ребёнка к анализу и самоанализу действий и отношений в

совместных делах, умение соотносить свои возможности участия с возможностями

товарища. Наличие у детей всех этих показателей позволяет им быстро

самоутвердиться в общей деятельности, найти своё место и применить разумно

свои способности. Совместная деятельность со сверстниками и соответствующее

руководство этим процессом со стороны взрослого являются важными условиями

развития самостоятельности в старшем дошкольном возрасте.

Самостоятельность формируется как нравственно-волевое качество. В

старшем дошкольном возрасте, она связана с воспитанием у детей способности,

управлять своим поведением, проявлять полезную инициативу, настойчивость в

достижении цели и результата деятельности. Она предполагает умение

руководствоваться в действиях нравственными представлениями о правилах

поведения (не подавлять инициативу менее самостоятельных сверстников,

учитывать их интересы, проявлять взаимопомощь, делиться с товарищами своими

знаниями, научить тому, что умеешь сам). Задача родителей — придать

поведению дошкольников нравственный характер и направленность.

Старших дошкольников начинает особенно интересовать личность другого

человека. Дети стремятся вместе со взрослыми обсуждать достоинства и поступки

друг друга, окружающих людей, оценивать их с точки зрения соответствия

социальным нормам. В этих случаях самостоятельность ребенка приобретает

нравственную направленность.

Развитие самостоятельности в самообслуживании преследует цель

закрепить и довести до известного автоматизма приобретенные навыки. Умение

самостоятельно следить за внешним видом — важная обязанность дошкольника.

Свидетельством успешного развития самостоятельности старших дошкольников в

самообслуживании является качество выполнения процессов самообслуживания,

достаточная быстрота выполнения, умение без напоминания следить за собой,

приводить себя в порядок (почистить одежду, пришить пуговицу), умение

заметить непорядок во внешнем виде сверстника, указать на него, помочь его

устранить. Привычка к самообслуживанию способствует формированию

элементов самоконтроля, самоорганизации. Она дисциплинирует детей,

позволяет сократить время на выполнение режимных процессов, освободить его

для разнообразной деятельности.

Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является

способность к самостоятельной организации и участию в коллективной

деятельности. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого

и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Низкий

уровень умений, слабая результативность действий не позволяют ребенку занять

достойное место в коллективной деятельности, хорошо справиться с порученной

ролью. Это снижает интерес к нему сверстников, мешает поверить в себя,

тормозит стремление к самостоятельности. Поэтому развитие индивидуальной

самостоятельности в разных видах деятельности, планомерное накопление опыта

является предпосылкой развития самостоятельности в коллективных делах.

Характерные черты развитой самостоятельности:

а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать

необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев

беспорядок, устранить его);

б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного

контроля взрослого;

в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение

понять цель работы, предвидеть ее результат);

г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять

элементарный самоконтроль;

д) умение переносить известные способы действия в новые условия.

Отставание в развитии самостоятельности у дошкольников во многом

является следствием неправильной организации деятельности детей, ошибок

воспитания: излишняя регламентация деятельности, постоянный контроль и

опека, преобладание прямых приемов руководства действиями детей, обучение

действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п. И наоборот,

воспитание самостоятельности идет успешно, когда взрослый активно побуждает

детей к проявлению инициативы, учит их самостоятельному планированию

предстоящей работы, развивает умение рассказывать о предстоящей работе,

выделять ее цель, результат.

Важную роль в развитии самостоятельности играет обучение детей

элементарному самоконтролю. Самоконтроль осваивается детьми постепенно: от

умения осуществлять его по достигнутому результату к самоконтролю за способом

осуществления деятельности и на этой основе к самоконтролю за деятельностью в

целом. Наибольшие возможности формирования самоконтроля в продуктивной

деятельности. В ней достаточно наглядно выступает перед детьми конечный

результат и способы его достижения, что облегчает ребенку самоконтроль.

Формирование самостоятельности в совместной деятельности зависит от наличия

в отношениях детей устойчивой доброжелательности (как преобладающего стиля

общения в группе), а также от овладения умениями устанавливать

взаимодействие. Необходимо постепенно формировать у детей умения

сотрудничества сначала в небольшой группе (2—3 ребенка), а затем в группе с

большим количеством участников, специально учить детей способам

самостоятельной организации совместной деятельности: умению определить

общую цель, спланировать работу (или игру), договориться о ее распределении

между участниками; получить результат.

Следует развивать стремление к дружной самостоятельной деятельности,

воспитывать привычку к использованию нравственно-приемлемых способов

взаимодействия, активно внедрять элементы взаимообучения и взаимопомощи.

Использование заданий типа «Научи своего товарища тому, что умеешь сам»,

выполнение работы по коллективному замыслу его участников, самостоятельная

организация деятельности по предложенному воспитателем заданию — все это

способствует постепенному развитию самостоятельности детей в совместной

деятельности. Стимулом к проявлению самостоятельности является

положительная оценка воспитателя, создание общественного мнения, а также

активно поддерживаемое педагогом стремление старших дошкольников стать

самостоятельными.

Современные исследования показали эффективность использования в

старших группах специальных внешних наглядных средств, облегчающих ребенку

самостоятельное выполнение тех или иных заданий и правильную организацию

деятельности.

Темперамент, врожденные способности, сфера интересов,

семейный стиль поощрения и наказания – все существенно влияет на

темпы становления детской самостоятельности. Поэтому не стоит

увлекаться возрастными нормами, лучше сравнить самостоятельность ребенка с

тем, что было неделю, месяц или год назад. Если «репертуар» самостоятельных

действий у него растет, значит, он развивается нормально, пусть даже не вполне

справляясь с тем, в чем его сверстники более удачливы. [43, с. 10]

Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется по

мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. И

родителям важно учитывать это, менять методы воспитания ребенка, уважать его

независимость, поддерживать стремления, поощрять и тактично направлять его

самостоятельные действия. Несомненно, самостоятельность следует поощрять,

более того – к ней надо готовить. Это значит, что следует развивать навыки и

умения ребенка, которые могут обеспечить успехи первых самостоятельных

шагов: навыки движения (в раннем детстве), навыки речи (в дошкольном

возрасте) и т.д.

Первые проявления самостоятельности следует стимулировать, потому что в

раннем возрасте еще недостаточно развита самооценка ребенка, и её в основном

заменяют оценки родителей и других взрослых. Самооценка начинается с

самокритичности, т.е. с сомнение в правильности своих действий. Но постоянное

сомнение (рефлексия) подавляет самостоятельность, но будучи необходимым

компонентом адекватной самооценки, наоборот, дает инициативе опору,

позволяет управлять своими поступками и корректировать. Самостоятельность

также предполагает готовность к преодолению трудностей, т.е. наличие вам.

Самостоятельность в ребенке формирует чувство ответственности, поэтому на его

развитие следует обратить особое внимание уже с малых лет. В труде ребенок

находит возможности и самоутверждения. Для этого ему совершенно необходимы

самостоятельные задания. Потребность в самоутверждении тесно связана с

уровнем притязаний. Его уверенность в своих силах – серьезный стимул для

развития внутренних сил, умений и самой деятельности. Однако, стремление

детей к самостоятельности не всегда соответствует их реальным возможностям.

[24, с. 15]

В процессе жизнедеятельности личность ребенка подвергается постоянному

управлению со стороны взрослых, внешней среды, ближайшего микросоциума.

Постепенно у него закладывается самоорганизующее начало, что, на наш взгляд,

выражается в самостоятельности, активности, гармонизации взаимоотношений

между членами коллектива и самой семьи.

Воспитание самостоятельности - неотъемлемое требование сегодняшней

реальности, и предполагающее формирование целеустремленности,

независимости, широты взглядов, мышления, гибкости ума и поступков,

предприимчивости и трезвого анализа происходящего в жизни явления и

ситуации.

Чтобы избежать ошибок в воспитании, следует помнить, что качества,

характеризующие самостоятельность, тесно связаны с другими сторонами

личности и выступают неоднозначно в различных сочетаниях и условиях. Одна и

та же черта самостоятельности в сочетании с одними качествами может

положительно характеризовать личность, в сочетании с другими – отрицательно.

Несмотря на противоречивость в определении самостоятельности детей

дошкольного возраста, учёные единодушны в одном: самостоятельность -

важнейшая характеристика личности; самостоятельность не может возникнуть в

отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли,

целеустремленности), без самостоятельности личность не становится

полноценной.

1.2. Условия формирования самостоятельности детей дошкольного

возраста

Эффективности формирования самостоятельности у детей старшего

дошкольного возраста будут способствовать следующие педагогические условия:

целенаправленное формирование самостоятельности в семье с учетом уровня

развития этого качества у ребенка; сотрудничество ДОУ и семьи с целью

повышения уровня самостоятельности детей.

Формирование самостоятельности - длительный и сложный процесс и

родители в нем играют главную роль. Именно от них зависит, каким вырастет

ребенок.

Успешность ребенка в разных видах деятельности во многом зависит от

умения действовать самостоятельно, однако именно развитие самостоятельности

зачастую меньше всего беспокоит родителей. Лишь отдав ребенка в детский сад,

они с удивлением обнаруживают, что их «очаровательный зайка» отстает от

сверстников, и начинают вместе с воспитателем предпринимать решительные

действия, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

Действительно, одни малыши, оказавшись в детском саду, самостоятельно

едят, одеваются, легко находят общий язык со сверстниками. С другими возникает

масса проблем, потому что прежде каждый момент их жизни: одевание,

кормление, прогулку и даже игры с детьми – обеспечивали взрослые. У таких

детей нет достаточного опыта самостоятельной деятельности, вот и приходиться

воспитателям учить их элементарным навыкам самообслуживания и общения. У

таких детей нет опыта самостоятельной деятельности. Анализ теоретической

литературы и практический опыт показывает, что причина несамостоятельности

ребенка кроется в условиях его воспитания в семье. [8, с. 101]

В настоящее время, в условиях полного раскрепощения нравов, проблема

сохранения семейного благополучия и соответственно воспитания ребенка

самостоятельным, ответственным и активным человеком стоит достаточно остро.

Характер взаимоотношений детей дошкольного возраста и их родителей

зависит от множества факторов. Обозначим наиболее значимые, те, которые

достаточно серьезно влияют на развитие самостоятельности ребенка в старшем

дошкольном возрасте.

К ним относятся:

личностные особенности родительской фигуры, формы поведения

родителей в семье и за ее пределами;

личностные особенности ребенка;

педагогическая компетентность родителей, уровень их образованности;

качество эмоциональных связей в детско-родительских отношениях;

средства воспитательного воздействия, применяемые родителями и

другими взрослыми;

вовлеченность ребенка в жизнедеятельность семьи;

степень удовлетворения актуальных потребностей ребенка в семье.

Дети из благополучных семей достаточно легко становятся

самостоятельными и активно осваивают окружающий мир. В семьях с

нарушениями во взаимоотношениях дети не находят таких форм поведения,

которые помогли бы им проявить себя активно, ощутить собственную значимость

и компетентность в каком-либо деле. Они манипулируют родительскими

взаимоотношениями, имея одну цель – вернуть внимание родителей и в полной

мере, как когда-то в раннем детстве или младенчестве, ощутить их любовь. В

психолого-педагогической литературе достаточно полно описаны стили

воспитания, которые создают условия для развития невротичных, инфантильных

детей, не умеющих принимать самостоятельные решения, пассивных, с

мотивацией к избеганию неудач. К старшему дошкольному возрасту таких детей

легко найти взглядом в группе сверстников. К сожалению, многие родители

радуются пассивности своего ребенка, говоря примерно так: наконец-то ты стал

(а) серьезнее и взрослее, я рад этому… Парадокс! Родители желают, чтобы сын

или дочь как можно скорее стали самостоятельными и в то же время старательно

формируют инфантильное отношение к жизни.

Кроме того, семьи с одним родителем часто имеют искаженные

представления о развитии самостоятельности и активности у ребенка. Дети из

таких семей на фоне хорошо развитых бытовых умений часто становятся

коммуникативно депривированными, так как один родитель не уделяет

достаточного родительского внимания ребенку и сам испытывает чувство вины за

неудавшийся брак, обиду на бывшего супруга. В семьях, имеющих двух и более

детей, достаточно сложно воспитывать самостоятельность у самого младшего

ребенка, тогда как старший ребенок привычно выполняет многие обязанности за

«малыша». Сложнее обстоит дело с воспитанием самостоятельности у

единственного ребенка, растущего в условиях городской жизни. Единственный

ребенок слишком долго, на протяжении почти всего дошкольного детства,

общается лишь со взрослыми, которые охотно ему во многом помогают, а то и

выполняют за него некоторые обязанности. Единственный ребенок постепенно

принимает позицию «нуждающегося в помощи». Такой позиции он

бессознательно придерживается и в контактах со сверстниками, оставаясь

пассивным участником игр, приспосабливаясь к интересам других детей.

При постоянном наблюдении отношений взаимного уважения между

окружающими его людьми ребенок развивает свое врожденное чувство

сопереживания в любовь к людям. Так постепенно ребенок становится

самостоятельным и активным человеком, творящим добро. Если же ребенок не

видит у окружающих его людей отношений любви и взаимоуважения, то он

обречен на возникновение в его сознании чувств обиды, злобы, зависти,

бессердечия.

Выдающийся русский педагог П. Ф. Лесгафт, создавший теорию семейного

воспитания, утверждал, что цель семейного воспитания – содействие развитию

человека, отличающегося мудростью, самостоятельностью, любовью. Ученый

старался определить причины, мешающие человеку развиваться и становиться

самостоятельной творческой личностью с активным отношением к жизни. П. Ф.

Лесгафт выделил необходимые и достаточные условия воспитания

самостоятельного и активного человека. Это:

1.

Атмосфера любви. Лишенный чувства любви, человек не способен на

уважение своих родных, близких, не сможет уважать Родину, делать людям

добро.

2.

Высоконравственный воспитатель, который учит ребенка размышлять.

Самое лучшее, если эту роль выполняют родители.

3.

Регулярный, радостный общественно полезный труд в присутствии

ребенка. Ребенок постепенно и сам начинает включаться в процесс

совместного труда с родителями.

4.

Исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни

ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды.

5.

Гармоническое развитие всех способностей ребенка.

6.

Принцип постепенности и последовательности.

7.

Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми.

Психика развивающейся личности активна, каждый ребенок отыщет свой

путь к самостоятельному познанию окружающей действительности, проблема в

том, социальный ли путь выберет взрослеющий человек пяти-семи лет. Очень

важно, чтобы старшие дошкольники выбирали такие средства самоутверждения,

находили такие способы получения родительского внимания, любви и заботы,

которые помогли бы им в опыте социализации, повысили уверенность в своих

силах. Родители должны помогать детям, искренне принимая индивидуальные

проявления личности растущего человека. [53, с.34]

Поэтому для адекватных действий по формированию самостоятельности в

дошкольном возрасте родителям следует знать много, но, возможно, самое

главное - знания об этапах развития самостоятельности, а также правилах её

формирования.

До определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают,

веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции

называют действиями «в логике предмета». Ребенок не особенно задумывается,

зачем он машет веником, - он просто воспроизводит знакомое действие, не

догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть

определенный результат - чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью

сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать,

что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал «в логике

цели». Проявление инициативы - это первый компонент в развитии

самостоятельности.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро

обнаружится второй компонентсамостоятельности - целеустремленность,

проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно

нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым,

организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а

заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за

помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие

развития его самостоятельности. Ребенок откажется от помощи, как только

почувствует, что может справиться сам.

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах:

стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет,

ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А

родители, к сожалению, не всегда охотно поддерживают «приступы» детской

самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь

или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению

взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской

самостоятельности и отбросит назад, к примитивной имитации. Только в крайнем

случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к

этому - в остальном инициативу надо поддерживать.

Овладев вторым компонентом самостоятельности -целенаправленным

осуществлением своих намерений, ребенок все равно остается зависимым от

взрослого, точнее от его способности соотносить результат с тем, как должно быть.

Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить,

достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания - взрослый,

поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка

он обязательно должен оценить, а это - целое искусство. С появлением первых

ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим

правам на ее проявление - столь же остро он реагирует и на оценку своих

действий. Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его «взрослых»

инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на

самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка,

сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично

объясните, почему не получилось. Выслушивая ваши доводы, он со временем

усвоит все понятия "общепринятого".

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже практически безошибочно

понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего - не надо, и

без нашей оценки. Такого рода способность - функция

самоконтроля - завершающий компонент в формировании самостоятельности в

предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать,

осуществлять и контролировать ее, ребенок становится уже в какой-то степени

независимым от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шажок на

пути к зрелой самостоятельности. [6, с. 90]

Существует несколько правил формирования самостоятельности:

Правило №1. Нельзя оценивать по одним и тем же меркам

самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и

психического развития, разного социокультурного слоя.

Ученые определили ряд видов деятельности, максимально

обеспечивающих психическое развитие детей на том или ином этапе детства, -

овладение ими в полном объеме и позволяет ребенку стать самостоятельным «по

возрасту». Так, от 3 до 7 лет – ведущей деятельностью выступает игра.

Правило №2. Самостоятельность - понятие субъективное, она может быть

разной при оценке одного и того же действия.

Самостоятельность - не столько умение исполнять какое

то действие без

посторонней помощи, сколько способность ставить перед собой новые задачи и

находить их решения. Как только новое действие становится доступным,

отношение к нему меняется как у самого ребенка, так и у взрослых.

Однако активно демонстрируемая самостоятельность не вечна: освоенное

действие становится рутинным, привычным и не вызывает былых восторгов

окружающих. Ребенок теряет к нему интерес и начинает искать новое дело, успех

в котором вернул бы этот восторг. Поэтому так трудно определить, в каком

возрасте ребенок становится полностью самостоятельным.

По большому счету - этого не происходит никогда. Самостоятельность как

бы перетекает из одной сферы активности в другую и локализуется где-то между

уже освоенным и еще только осваиваемым - здесь она и фиксируется сознанием

малыша как особое качество, возвышающее его в собственных глазах и

вызывающее уважение окружающих.

Правило №3. Самостоятельность не означает полной свободы действия и

поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм.

Поэтому она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и

социально приемлемое. Со временем ребенок усваивает главное -

самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех.

«Всеобщий результат» или «всеобщий эффект» - непременное условие

становления подлинной самостоятельности. Возникает же она чаще всего в

интервале от 2

х до 3,5 лет, когда складываются три ее составные части. Они

проявляются постепенно и преимущественно в сфере предметной активности

ребенка - это последовательное овладение тремя уровнями целостной предметной

деятельности.

Наивно ожидать, что ребёнок будет до какого-то возраста послушно делать

всё, что ему говорят взрослые, а потом, в один прекрасный день, вдруг станет

самостоятельным, научится сам ставить перед собой цели и принимать

осмысленные решения. Чтобы дети выросли самостоятельными, то надо учить их

не только бытовой самостоятельности, т.е. умению самостоятельно одеваться,

есть, застилать кровать и выполнять несложную домашнюю работу, и не только

умению самостоятельно общаться, но ещё и умению самостоятельно принимать

решения и нести ответственность за последствия своих действий. [43, с. 10]

Правило №4. В дошкольном возрасте неплохо давать ребенку возможность

самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не

забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например,

что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо

отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по

душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и

учитывать его выбор.

Правило №5. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к

мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и

нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за

ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно,

возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки

они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в

состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью

дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в

накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить

хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.

Правило №6. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему

встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего

бездействия).

Правило №7. Воспитание самостоятельности предполагает также

формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время

заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.

Правило №8. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской

самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение

от поддержки его действий.

Правило №9. Прежде всего, родители должны показывать ребёнку те

возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право

самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним

последствия, к которым могут привести его действия. Например: "Ты хочешь

разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но

только учти, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки.

Решай сам". У ребёнка обязательно должна быть область жизни, где решения

принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия своих действий.

Например, он сам может решать, когда он будет убираться или заниматься, как

распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой одежде ходить дома или

куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется лучшим, и временами

он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо обсудить с ним, почему

его действие привело к плачевным результатам и как ему стоит поступать в

будущем. Иначе - если всегда решать за ребёнка и лишать его права на ошибку -

он не научится принимать осмысленные решения, а будет, либо подчиняться

окружающим, либо действовать импульсивно. Очень полезно планировать

нужные дела вместе с ребёнком. Например, если хотим, чтобы ребёнок выучил

стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и

принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если предложить:

"Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи". Тогда ребёнок сам

будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как

своё. Ребёнок учится самостоятельно принимать решения не только в

повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это относится к сюжетно-

ролевым играм и к играм с правилами, как настольным (игры с фишками, карты,

шашки, шахматы, нарды), так и подвижным. Игра - это своеобразное

пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты

своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его

опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать

самостоятельно в реальной жизни.

Правило №10. Важную роль в приучении ребёнка быть самостоятельным

играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому режиму,

включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и

позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё

время. Если же режим дня отсутствует, то родителям приходится постоянно

тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно "стоять над ним" и требовать,

чтобы он выполнял то или иное действие. [11, с. 7]

Подход к развитию самостоятельности требует необходимых условий,

которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При

этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка.

В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат

достижений всегда индивидуален. Если самостоятельность «тренируется» в

разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется», как

положительный опыт ребенка и становится качеством его личности.

Поэтому сотрудничество детского сада и семьи по формированию у детей

самостоятельности, тоже является важнейшим педагогическим условием.

Вместе с тем одна из важных задач педагога – научить выразить свои

чувства, эмоции, сформулировать мысли, найти самостоятельно путь для

достижения цели.

Основное условие развития самостоятельности М. Монтессори видела в

предоставлении свободы. Ребенок, ограниченный жесткими рамками, не сможет

отработать природой заложенную потребность в независимости и

самостоятельности. Эта потребность атрофируется, отомрет так же, как

атрофируется, отмирает ненужный, неиспользуемый организмом орган.

Реализация развития самостоятельности ребенка через предоставляемую

свободу деятельности возможна в специально подготовленной среде, которая

соответствует его потребностям, в которой он может активно действовать,

совершенствовать умения, ведущие его к независимости и самостоятельности.

Подготовленная среда – это не только специально организованная

развивающая предметная среда, но и среда социальная, включающая и детей, и

значимых взрослых, и атмосферу, создаваемую и поддерживаемую их усилиями.

Посредником между предметным миром, миром культуры и ребенком

является педагог. Основная его роль в том, чтобы создать условия для реализации

способностей ребенка, его внутреннего потенциала. Для этого он создает

подготовленную среду, в которой ребенок может проявлять себя, действовать

самостоятельно в соответствии со своими потребностями и уровнем развития.

Важнейшее достижение ребенка, приобретаемое им в условиях самостоятельной

активной работы, - умение практической реализации внутренней потребности в

саморазвитии.

Формирование этого умения происходит так: к пяти-шести годам ребенок

готов к роли старшего в группе: он приходит на помощь малышам и опекает их

так же, как когда-то помогали и опекали его. Он – первый помощник взрослых,

может заниматься с теми, кто помладше, исполняя роль учителя, может

выполнять сложные поручения воспитателя. Это уже новый, более высокий

уровень самостоятельности – самосознание себя, способным приходить на

помощь, брать на себя ответственность. Происходит развитие внутренней

дисциплины, основанной на уважении свобод людей, находящихся вокруг, и

следовании правилам, существующим в социуме. Ребенок способен к

самоконтролю, умеет управлять своим поведением, соблюдает правила игровой,

предметной, трудовой деятельности, выполняет требования взрослых. [7, с. 126]

Для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей

необходима культурно-развивающая пространственно-предметная среда.

Культурно-развивающая пространственно-предметная среда дошкольного

учреждения понимается как совокупность предметов, используемых в процессе

развития у дошкольников ценностно-смысловой сферы на материале истории и

культуры родного края. Среда удовлетворяет потребность ребенка в

познавательной деятельности, получении информации о построении

взаимоотношений с окружающим миром, создает определенную психологическую

комфортность ребенку: внутреннюю защищенность, выбор различных форм

активности и самостоятельности.

Основными условиями проектирования среды, способствующей ценностно-

смысловому развитию детей дошкольного возраста на материале истории и

культуры родного края, выступают:

четкая оформленность в среде предметных источников, раскрывающих

ценностный потенциал произведений искусства авторов;

наличие предметов реального мира, а также мира мифов, легенд, сказок,

раскрывающих обобщенное представление о жизни людей;

насыщение пространства предметами народной культуры, в которых

отражен опыт саморазвития и самосохранения;

сочетание заданных и свободных сред, обуславливающих развертывание

самостоятельной деятельности ребенка;

представленность в среде предметов детской субкультуры;

насыщение знаками и символами культуры родного края;

представленность в среде народной игры как одного из феноменов

культуры.

Предметный мир, окружающий ребенка, раскрывает ценностный

потенциал культуры родного края, выступает средой развития способов познания,

сохранения и преобразования ребенком себя, становления социокультурного

опыта. [37, с.109-111]

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре –

важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством

формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре

реализуется потребность воздействия на мир.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального

мастерства педагога, от правильного методического руководства

взаимоотношения детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, называют их

творческими или сюжетно-ролевыми. Игра – это отражение жизни. Здесь все

«как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке много настоящего:

действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны,

искренни. Подражания взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок

не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с

личным опытом.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают

в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее

достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время, ни в какой

деятельности нет строгих правил. Педагог должен делать всё, чтобы

сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые основаны на дружбе,

справедливости, взаимной ответственности.

Нужно всегда найти себе роль, чтобы изменить нежелательное направление

игры. Например, играя, в сюжетно – ролевую игру «Корабль» педагог замечает,

что не все дети участвуют в игре. Тогда он задает вопросы капитану корабля: «А

библиотека у вас на корабле есть? Столовая? Больница?» Так появляются в игре

дополнительные профессии: врач, повар, библиотекарь. Игра принимает новое

направление. Здесь появляются и водолазы, которые опускаются на дно моря и

находят затонувший корабль. Появление такой длительной игры говорит о новом,

высоком этапе развития творчества. В длительных коллективных играх имеется

больше возможностей для предварительного обдумывания, обсуждения игры, что

способствует развитию самостоятельности мысли.

При организации игры педагог должен стремиться к тому, чтобы дать

возможность детям проявить самостоятельность и инициативу («Вы сумеете

договориться, надо только попробовать», «Я уверена, что Таня поступит

справедливо»). Если дети не хотят решать вопрос преднамеренно и обращаются за

помощью к педагогу, то он должен не сразу спешить с разбором жалоб. Спокойно

выслушать и сказать: « Дело у вас серьезное. Но ведь я не имею право

вмешиваться в ваше дело – я же не работаю у вас». Часто такой подход помогает

ребятам вновь войти в игровую ситуацию, поверить в серьезность ее и решить все

вопросы самостоятельно.

Для воспитания самостоятельности у дошкольников педагог использует

такие формы работы с родителями:

Наблюдения, вследствие которых старается выяснить настроение ребенка.

Подбор музыки к играм, спектаклям совместно с родителями.

Выявление дисгармоничных отношений с помощью сюжетно-ролевой

игры.

Такая совместная деятельность педагога и родителей способствует обогащению

детей знаниями, отражающими труд взрослых, у детей возникает ответственность

за свою воображаемую работу. Имея определенные знания дошкольникам легче

организовать игру самостоятельно, отражая в игре труд взрослых. Повышается

активность детей, их стремление к творчеству, самостоятельность суждений,

настойчивость и целеустремленность в решении организационных вопросов.

Совместная деятельность педагога и родителей в сюжетно-ролевой

игре помогает сформировать у дошкольников самостоятельность, умение

принимать решение самому, отвечать за их последствия. Дети становятся

уверенными в себе, подготовленными к жизни.

Для развития познавательной активности детей старшего дошкольного

возраста очень важно, чтобы процесс обучения предполагал органичное

сочетание непосредственного воздействия педагога на детей и организацию

условий для их самостоятельной поисковой детской деятельности. Чем

разнообразнее и интенсивнее самостоятельная поисковая деятельность, тем

быстрее и полноценнее он развивается. При этом самостоятельную поисковую

деятельность следует развивать в двух направлениях: во-первых, постоянно

расширять арсенал объектов, отличающихся ярко выраженной

многофункциональностью; во-вторых, давать детям возможность использовать

самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах

деятельности (игре, рисовании, конструировании), побуждая к дальнейшему их

изучению. [51, с. 102]

Изобразительная деятельность, и в частности аппликация, заключает в себе

большие возможности для развития самостоятельности дошкольников.

Самостоятельность детей в процессе занятий аппликацией понимается как

качество личности, которое проявляется в интересе воспитанников к аппликации,

способности детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания,

средств и способов выполнения аппликативных заданий.

Наиболее значимыми психолого-педагогическими условиями,

обеспечивающими эффективность процесса формирования самостоятельности, у

детей старшего дошкольного возраста в аппликации являются:

создание обогащенной вариативной педагогической среды, открывающей

дошкольникам возможности способов и средств осуществления

аппликативного замысла;

использование технологии обучения детей старшего дошкольного возраста

аппликации, направленной на формирование самостоятельности как

качества личности;

применение определенной тактики педагогического руководства, в основе

которой лежит дифференцированный подход к детям с учетом исходного

уровня их самостоятельности и общего уровня развития. [31, с. 143]

Занятия ручным трудом подразумевают различные «рукодельные»

занятия: поделки из пластилина, бумаги, природного материала, работа с тканью,

нитками. Главная ценность этих занятий аргументируется художественно-

творческим развитием ребенка, а также развитием моторики, координации,

усидчивости, аккуратности, самоконтроля, умения доводить порученное дело до

конца.

Условия организации рукотворной деятельности ребенка дошкольного

возраста:

всю работу ребенок может выполнять сам при минимальной помощи и

поддержке воспитателя или родителя;

полученный результат всегда будет эстетически и эмоционально

привлекательным для ребенка;

ребенок должен не только видеть и ценить результат своего труда, но и

создавать нечто свое, новое;

методически процесс работы ребенка должен быть настолько хорошо

подготовлен, чтобы у него не возникало технических проблем с

изготовлением изделия. [4, с. 149]

Специально подготовленная среда группы и ее атмосфера,

ориентированная на поддержку и поощрение проявлений самостоятельности,

способствует развитию этого качества как базы формирования ключевых

социальных компетенций дошкольника.

Таким образом, педагогом создаются необходимые условия в детском саду,

которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности в разных

видах деятельности. Самостоятельность постоянно «тренируется» в детском

саду и «закрепляется» в домашних условиях. Педагог предоставляет детям, как

можно больше самостоятельности на всех этапах – от принятия решения до

исполнения задуманного и оценки полученного результата.

ВЫВОДЫ

1.

Анализ литературы показал, что проблема формирования

самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи и

дошкольного учреждения изучалась и изучается многими отечественными

и зарубежными педагогами и психологами.

2.

Актуальным на сегодняшний день является рассмотрение

самостоятельности как качества личности ребенка, являющееся базовым

для формирования ключевых компетенций дошкольника.

3.

Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и

дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельности как

личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием

основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования,

художественной и учебной деятельности. Каждый вид детской деятельности

оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы,

поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение

способов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности.

4.

Главную роль в формировании самостоятельности ребенка занимает семья.

Но то, насколько благополучно и полноценно будет развиваться ребенок,

зависит от того, как он будет воспитываться родителями, в какой атмосфере

он будет расти: в атмосфере ненависти и страха, или же, в любви, заботе и

доброте.

5.

Чтобы семья смогла педагогически эффективно воспитывать и развивать

самостоятельность и на ее основе активное отношение к жизни, взрослые

члены семьи должны развивать в отношениях между собой общую

родительскую позицию, единство воспитательных подходов,

взаимоуважение, интерес к событиям семейной жизни.

6.

Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

успешно протекает при создании педагогических условий, стимулирующих

детей к активной, результативной, творческой деятельности в дошкольных

учреждениях и в семье (игра, учение, труд).

7.

Условиями, обеспечивающими воспитание самостоятельности у детей

дошкольного возраста, педагоги считают среду дошкольного учреждения,

содержание дошкольного воспитания, повышение его теоретического

уровня, совместную деятельность детей с различной степенью

кооперирования в процессе деятельности, эмоционально-положительный

психологический контакт между взрослым и ребенком.



В раздел образования