Автор: Сагиманова Фания Гайнетдиновна
Должность: студентка
Учебное заведение: Бирский филиал БашГУ
Населённый пункт: город Бирск
Наименование материала: статья
Тема: Нетрадиционные формы урока английского языка
Раздел: среднее образование
Нетрадиционные формы урока английского языка в школе
Проблема преподавания английского языка в школе в настоящее время -
актуальна. Главной целью обучения я ставлю формирование коммуникативной
компетенции. Поэтому для организации благоприятного климата,
ориентирующего учащихся на коммуникацию, я выбираю нетрадиционные
формы проведения уроков.
Нетрадиционные
форма
урока
используются,
в
первую
очередь,
для
повышения
эффективности
образовательного
процесса
за
счет
активизации
деятельности учеников на уроке.
Такие формы урока позволяют шире вводить элементы занимательности,
что повышает интерес к предмету.
Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем
снимается традиционность урока, оживляется мысль.
Нестандартные формы урока можно рассматривать как одну из форм
активного
обучения.
Это
попытка
повышения
эффективности
обучения
возможности
свести
воедино
и
осуществить
на
практике
все
принципы
обучения с использованием различных средств и методов обучения.
Существуют разные формы нестандартных уроков такие, как ролевые
игры;
урок-спектакль;
исполнение
сказочного
сюжета;
смотр
знаний;
урок
фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок взаимообучения;
урок-путешествие;
круглый
стол
или
конференция;
урок-состязание;
пресс-
конференция; урок взаимообучения; урок открытых мыслей; урок-восхождение;
урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина;
урок-брифинг; игра "Следствие ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион
знаний;
имитационно-ролевое
моделирование;
урок-диспут;
моделирование
мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-
лекция; игра "Волшебный конверт"; меж предметный, интегрированный урок;
урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; пресс-конференция; лекция-
конференция; лекция-провокация; лекция-диалог.
Любому из нас неприятны рутина и однообразие. Детям с их живыми
характерами, любознательностью ещё более хочется не однообразных действий,
а новых, более познавательных, более подвижных. Более того, дети любят
соревноваться, бороться за свою команду, поэтому мне показалось актуальным
включить в программу уроков такие нестандартные формы обучения, как
«КВН», «Поле чудес» и «Что? Где? Когда?». Это интеллектуальные игры,
развивающие логику, часто заставляющие поступать нестандартно, действовать
коллективно.
На нетрадиционных уроках использую различные формы работы: парные
и индивидуальные. И главное, что является важным фактором, – это создание
положительной мотивации в изучении иностранного языка. Это достигается
использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у
ребят в выполнении заданий. К ним относятся речевые и проблемные задания.
Нетрадиционные формы урока английского языка использую, как
правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя
функцию обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной
нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки
целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при проведении
итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в
традиционных условиях из-за боязни сделать ошибку.
На таких уроках удается достичь самый разный уровень методического,
педагогического и психологического характера. Методически
высокоэффективными, высоко реализующими нетрадиционными формами
обучения является урок-праздник, проведенный для учащихся 7 класса по теме
«Рождество», на котором дети узнали о традициях проведения рождества,
изучили обычаи этого праздника. Праздник сопровождался исполнением
рождественских песен на английском языке и национальных танцев. А приход
Деда Мороза с рождественскими поздравлениями и подарками вызвал восторг
участников праздника.
Другой формой проведения нестандартного урока был представлен урок
«Поле чудес» для учащихся 5 класса. Дети с удовольствием приняли в нём
участие, т. к. были уверены в своих ответах по пройденным темам: семья, дом,
школа, домашние животные. В ходе урока использовались музыкальные паузы,
где можно было услышать правильность произношения. В конце урока все
участники были награждены подарками и сладкими призами. Приятно было
видеть детей, раскованных в доброжелательной обстановке.
Нетрадиционные формы обучения поддерживают интерес учащихся к
предмету и повышают мотивацию обучения, формируют и развивают
коммуникативную культуру школьников, языковую базу и общение на
иностранном языке. Коммуникативная компетенция на таких уроках
присутствует во всех видах речевой деятельности: в произношении,
прослушивании, чтении и письме. Использование материалов в сети Интернет
на уроках иностранного языка создает возможности для «погружения»
учащихся в естественную языковую среду. Каждый такой урок вносит свой
специфический свойственный лишь ему вклад в решение задач.
Овладение иностранным языком в большой мере возможно лишь при
условии активной деятельности каждого ученика, вовлечение их в саму
речевую деятельность. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в
большей степени от того, какая технология обучения используется. Овладение
языком осуществляется, прежде всего, на уроке. Подготовка и проведение его
требует от учителя большой затраты творческих сил. Я понимаю, что уча
других - учишься сам. Самое большое и значительное знание языка
закладывается в школе.
Такие уроки требуют дополнительной подготовки, увеличивается
нагрузка учителя. Но уроки нетрадиционной формы имеют много плюсов:
повышается интерес к познавательной деятельности, развивается творчество
ребят, растёт уверенность учеников в своих силах, развиваются навыки
групповой деятельности и, самое главное, повышается учебная мотивация.
Литература:
1.
А.С.Комаров. Творческий подход к планированию урока английского
языка.
2.
С.В. Кульжевич, Т.П. Лакоценина «Совсем необычный урок»
3.
Е.С. Полат «Интернет на уроках иностранного языка»
4.
Е.А. Степанова «Игра как средство развития интереса к иностранному
языку»