Автор: Ляйсле Татьяна Петровна
Должность: преподаватель профессионального цикла
Учебное заведение: ГБПОУ "Троицкий технологический техникум"
Населённый пункт: город Троицк , Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Научно–исследовательская работа студентов как показатель сформированности профессиональных и общих компетенций
Раздел: среднее профессиональное
Ляйсле Т. П. – преподаватель
профессионального цикла ГБПОУ
«Троицкий технологический техникум»
Научно-исследовательская работа студентов как показатель
сформированности профессиональных и общих компетенций.
Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне действовать самому – и я научусь.
(Древнекитайская мудрость)
На современном этапе модернизации отечественного образования все настойчивее
подчеркивается значимость проблемы повышения качества образования. Поиск новых
средств и методов формирования личности, способной к самостоятельным действиям,
саморазвитию,
самоопределению
в
будущей
профессиональный
деятельности
–
актуальная
задача,
обусловленная
потребностями
общества.
Современная
экономика
предъявляет к студенту техникума новые требования. Он должен обладать знаниями,
умениями, компетенциями, соответствующими мировому уровню образования, мировым
стандартам.
В федеральном государственном образовательном стандарте определены требования к
результатам
освоения
обучающимися
образовательных
программ.
Образовательное
учреждение
должно
выпустить
такую
личность,
которая
осознает
себя,
способной
принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и
другими людьми.
В образовательном процессе на первое место нужно ставить не знания, а личность
студента, то есть его личностные качества, в том числе компетентность. Поэтому одним из
основных подходов к образованию стал компетентностный подход. Компетентностный
подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в
качестве
результата
рассматривается
способность
человека
действовать
в
различных
ситуациях.
Компетентность – это совокупность свойств личности, позволяющих ей качественно
выполнить
определенную
деятельность,
направленную
на
разрешение
проблем
своей
отрасли. В настоящее время компетентность становится главным критерием качества
профессионального образования.
Профессиональная
компетентность
включает
систему
знаний,
умений,
навыков
и
способностей, позволяющих специалисту квалифицированно судить о вопросах сферы
профессиональной деятельности, а так же качества личности, дающие ему возможность
успешно решать профессиональные задачи.
Компетентность молодого специалиста включает в себя:
понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;
принятие решений в нестандартных ситуациях;
поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач;
работа в коллективе и в команде.
Молодой специалист должен обладать исследовательскими навыками, способностью
учиться, порождать новые идеи, иметь лидерские качества, уметь работать самостоятельно
и
качественно.
Эти
компетенции
формируются
и
развиваются
в
процессе
решения
учебных и исследовательских задач.
1
Основными критериями готовности студентов к решению исследовательских задач
являются:
убежденность в необходимости этой работы;
сформированность
теоретических
знаний
в
соответствии
с
областью
профессиональной деятельности;
сформированность практических умений и навыков исследовательской
деятельности.
Изучение теоретического материала, входящего в профессиональные модули, дает
достаточно
большой
простор
для
организации
научно
–
исследовательской
работы
студентов.
Например,
проблема
влияния
линий
электропередачи
на
экологию
города
вытекает
из
изучения
профессионального
модуля
ПМ.03
Контроль
и
управление
технологическими процессами по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и
системы. Студентам в ходе изучения модуля было предложено изучить все аспекты этой
проблемы,
разработать
рекомендации
и
представить
результат
в
форме
научно
–
исследовательской работы на научно – практической студенческой конференции.
Тема является актуальной не только для нашего города, но и для многих городов
России. Проблема заключается в том, что с развитием городов расширяется их территория.
Электрические объекты, которые когда-то были вынесены за черту города, в настоящее
время оказались в черте города. Подстанции и линии электропередач находились за
городом
в
ненаселенной
местности.
Сейчас
они
находятся
в
центре
города,
где
расположены общественные объекты: рынок, магазины, офисные здания, торговые центры
и жилые массивы. Здесь наблюдается большое скопление людей вблизи ЛЭП, работающей
под нагрузкой. Провода ЛЭП находятся вблизи балконов жилых многоэтажных домов.
Провода работающей линии создают в прилегающей пространстве электромагнитные
поля
высокой
напряженности.
Студентами
проведен
мониторинг
напряженности
электромагнитные полей на территории улиц города. Исследования проводились при
различных климатических условиях: в хорошую погоду, при тумане, дожде, снегопаде, а
так же в различные времена года и в разное время суток.
Исследования
показали,
что
напряженность
электрического
поля
и
магнитная
индукция магнитного поля превышают предельно допустимый уровень. В заключении на
основании
исследований
разработаны
рекомендации
для
обеспечения
экологической
безопасности населения. Итогом научно – исследовательской работы было выступление с
докладом на научно – практической студенческой конференции.
Исследовательская работа студентов проводилась в несколько этапов:
1 этап – нахождение, постановка проблемы, формулирование цели и задач научно –
исследовательской работы.
2 этап – изучение технической, нормативной, справочной и специальной не только
отечественной, но и зарубежной литературы, а
так же изучение интернет ресурсов по
данной теме; критический анализ материала, изложенного в разных источниках.
3
этап
–
мониторинг
напряженности
электромагнитных
полей,
выводы
по
мониторингу.
4 этап – разработка рекомендаций для населения.
5 этап – подготовка доклада и презентация на научно – практической студенческой
конференции.
Анализ итогов научно – исследовательской работы студентов позволил установить:
1.
улучшение
динамики
роста
уровня
знаний
студентов
по
изучаемому
профессиональному модулю.
2.
повышение
степени
овладения
исследовательскими
умениями
и
навыками,
позволяющими:
анализировать заданную ситуацию;
видеть проблему;
ставить цель;
2
формулировать задачи исследования;
излагать ход и результаты исследования;
использовать знания и способы исследования в профессиональной деятельности.
Кроме того научно – исследовательская работа способствует:
воспитанию
патриотизма,
активной
гражданской
позиции,
правовой
и
экологической культуры;
трудовому
воспитанию
студентов,
формированию
и
развитию
интереса
к
профессии, подготовке к профессиональной деятельности;
выявлению и развитию творческого потенциала студентов.
Заключение.
Научно
–
исследовательская
работа
студентов
позволяет
сформировать
профессиональные
и
общие
компетенции,
а
значит
подготовить
квалифицированного
специалиста, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе
по
специальности
на
уровне
мировых
стандартов,
готового
к
постоянному
профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.
Используемая литература:
1.
Байденко
В.И.
Компетенции
в
профессиональном
образовании
/
В.И.
Байденко // Высшее образование в России, №11, 2004
2.
Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /
В.А. Болотов, В.В, Сериков // Педагогика, №10, 2003
3.
Пахомов
Н.Ю.
Метод
учебного
проекта
в
образовательном
учреждении.
Пособие
для
учителей
и
студентов
–М:
журнал
«Среднее
специальное
образование» № 11, 2006
4.
Фролов
Ю.В.,
Махотин
Д.А.
Компетентностная
модель
как
основа
оценки
качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня // - М: №3,
2004
5.
Шарипов
Ф.В.,
профессор
Уфимского
государственного
авиационного
технического
университета,
доктор
педагогических
наук.
Приложение
к
журналу «Среднее специальное образование» №12, 2008. Профессиональная
компетентность как результат образования.
3