Напоминание

Научно–исследовательская работа студентов как показатель сформированности профессиональных и общих компетенций


Автор: Ляйсле Татьяна Петровна
Должность: преподаватель профессионального цикла
Учебное заведение: ГБПОУ "Троицкий технологический техникум"
Населённый пункт: город Троицк , Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Научно–исследовательская работа студентов как показатель сформированности профессиональных и общих компетенций
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Ляйсле Т. П. – преподаватель

профессионального цикла ГБПОУ

«Троицкий технологический техникум»

Научно-исследовательская работа студентов как показатель

сформированности профессиональных и общих компетенций.

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне действовать самому – и я научусь.

(Древнекитайская мудрость)

На современном этапе модернизации отечественного образования все настойчивее

подчеркивается значимость проблемы повышения качества образования. Поиск новых

средств и методов формирования личности, способной к самостоятельным действиям,

саморазвитию,

самоопределению

в

будущей

профессиональный

деятельности

актуальная

задача,

обусловленная

потребностями

общества.

Современная

экономика

предъявляет к студенту техникума новые требования. Он должен обладать знаниями,

умениями, компетенциями, соответствующими мировому уровню образования, мировым

стандартам.

В федеральном государственном образовательном стандарте определены требования к

результатам

освоения

обучающимися

образовательных

программ.

Образовательное

учреждение

должно

выпустить

такую

личность,

которая

осознает

себя,

способной

принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и

другими людьми.

В образовательном процессе на первое место нужно ставить не знания, а личность

студента, то есть его личностные качества, в том числе компетентность. Поэтому одним из

основных подходов к образованию стал компетентностный подход. Компетентностный

подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в

качестве

результата

рассматривается

способность

человека

действовать

в

различных

ситуациях.

Компетентность – это совокупность свойств личности, позволяющих ей качественно

выполнить

определенную

деятельность,

направленную

на

разрешение

проблем

своей

отрасли. В настоящее время компетентность становится главным критерием качества

профессионального образования.

Профессиональная

компетентность

включает

систему

знаний,

умений,

навыков

и

способностей, позволяющих специалисту квалифицированно судить о вопросах сферы

профессиональной деятельности, а так же качества личности, дающие ему возможность

успешно решать профессиональные задачи.

Компетентность молодого специалиста включает в себя:

понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии;

принятие решений в нестандартных ситуациях;

поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения

профессиональных задач;

работа в коллективе и в команде.

Молодой специалист должен обладать исследовательскими навыками, способностью

учиться, порождать новые идеи, иметь лидерские качества, уметь работать самостоятельно

и

качественно.

Эти

компетенции

формируются

и

развиваются

в

процессе

решения

учебных и исследовательских задач.

1

Основными критериями готовности студентов к решению исследовательских задач

являются:

убежденность в необходимости этой работы;

сформированность

теоретических

знаний

в

соответствии

с

областью

профессиональной деятельности;

сформированность практических умений и навыков исследовательской

деятельности.

Изучение теоретического материала, входящего в профессиональные модули, дает

достаточно

большой

простор

для

организации

научно

исследовательской

работы

студентов.

Например,

проблема

влияния

линий

электропередачи

на

экологию

города

вытекает

из

изучения

профессионального

модуля

ПМ.03

Контроль

и

управление

технологическими процессами по специальности 13.02.03 Электрические станции, сети и

системы. Студентам в ходе изучения модуля было предложено изучить все аспекты этой

проблемы,

разработать

рекомендации

и

представить

результат

в

форме

научно

исследовательской работы на научно – практической студенческой конференции.

Тема является актуальной не только для нашего города, но и для многих городов

России. Проблема заключается в том, что с развитием городов расширяется их территория.

Электрические объекты, которые когда-то были вынесены за черту города, в настоящее

время оказались в черте города. Подстанции и линии электропередач находились за

городом

в

ненаселенной

местности.

Сейчас

они

находятся

в

центре

города,

где

расположены общественные объекты: рынок, магазины, офисные здания, торговые центры

и жилые массивы. Здесь наблюдается большое скопление людей вблизи ЛЭП, работающей

под нагрузкой. Провода ЛЭП находятся вблизи балконов жилых многоэтажных домов.

Провода работающей линии создают в прилегающей пространстве электромагнитные

поля

высокой

напряженности.

Студентами

проведен

мониторинг

напряженности

электромагнитные полей на территории улиц города. Исследования проводились при

различных климатических условиях: в хорошую погоду, при тумане, дожде, снегопаде, а

так же в различные времена года и в разное время суток.

Исследования

показали,

что

напряженность

электрического

поля

и

магнитная

индукция магнитного поля превышают предельно допустимый уровень. В заключении на

основании

исследований

разработаны

рекомендации

для

обеспечения

экологической

безопасности населения. Итогом научно – исследовательской работы было выступление с

докладом на научно – практической студенческой конференции.

Исследовательская работа студентов проводилась в несколько этапов:

1 этап – нахождение, постановка проблемы, формулирование цели и задач научно –

исследовательской работы.

2 этап – изучение технической, нормативной, справочной и специальной не только

отечественной, но и зарубежной литературы, а

так же изучение интернет ресурсов по

данной теме; критический анализ материала, изложенного в разных источниках.

3

этап

мониторинг

напряженности

электромагнитных

полей,

выводы

по

мониторингу.

4 этап – разработка рекомендаций для населения.

5 этап – подготовка доклада и презентация на научно – практической студенческой

конференции.

Анализ итогов научно – исследовательской работы студентов позволил установить:

1.

улучшение

динамики

роста

уровня

знаний

студентов

по

изучаемому

профессиональному модулю.

2.

повышение

степени

овладения

исследовательскими

умениями

и

навыками,

позволяющими:

анализировать заданную ситуацию;

видеть проблему;

ставить цель;

2

формулировать задачи исследования;

излагать ход и результаты исследования;

использовать знания и способы исследования в профессиональной деятельности.

Кроме того научно – исследовательская работа способствует:

воспитанию

патриотизма,

активной

гражданской

позиции,

правовой

и

экологической культуры;

трудовому

воспитанию

студентов,

формированию

и

развитию

интереса

к

профессии, подготовке к профессиональной деятельности;

выявлению и развитию творческого потенциала студентов.

Заключение.

Научно

исследовательская

работа

студентов

позволяет

сформировать

профессиональные

и

общие

компетенции,

а

значит

подготовить

квалифицированного

специалиста, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе

по

специальности

на

уровне

мировых

стандартов,

готового

к

постоянному

профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Используемая литература:

1.

Байденко

В.И.

Компетенции

в

профессиональном

образовании

/

В.И.

Байденко // Высшее образование в России, №11, 2004

2.

Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе /

В.А. Болотов, В.В, Сериков // Педагогика, №10, 2003

3.

Пахомов

Н.Ю.

Метод

учебного

проекта

в

образовательном

учреждении.

Пособие

для

учителей

и

студентов

–М:

журнал

«Среднее

специальное

образование» № 11, 2006

4.

Фролов

Ю.В.,

Махотин

Д.А.

Компетентностная

модель

как

основа

оценки

качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня // - М: №3,

2004

5.

Шарипов

Ф.В.,

профессор

Уфимского

государственного

авиационного

технического

университета,

доктор

педагогических

наук.

Приложение

к

журналу «Среднее специальное образование» №12, 2008. Профессиональная

компетентность как результат образования.

3



В раздел образования