Автор: Телегина Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 28
Населённый пункт: города Белово Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урока по литературе
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 5 классе
Тема : Лирика С.А.Есенина. Стихотворение «Поёт зима – аукает…»
Цели :формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный
язык стихотворения; совершенствование навыка грамотного и выразительного
чтения стихотворения; воспитание интереса к русской поэзии и любви к
родине.
Технологии :основы смыслового чтения и работа с текстом,технология
оценивания, здоровьесберегающая технология.
Методы и приёмы: создание учебной мотивации, проблемный диалог, кластер,
кубик,синквейн.
Формы работы: коллективная , в парах,индивидуальная.
Формируемые УУД:
Познавательные:
-формирование познавательной цели
-построение речевого высказывания
-построение логической цепочки рассуждения
-анализ ,синтез
-смысловое чтение
Регулятивные:
-самопроверка
-самооценивание
Коммуникативные:
-диалог с учителем
-сотрудничество с учителем и одноклассниками
Ход урока
1.Организационный.
-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке литературы. Чтобы все были в
хорошем настроении, давайте улыбнёмся друг другу.
2.Создание учебной мотивации. Определение цели и задач урока.
- Ребята, запишите дату сегодняшнего урока. А вот тему урока нужно будет
определить самим .И не только тему , но ещё и задачи .Послушайте отрывок из
стихотворения .
В этом имени – слово «есень»
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень и берёзы и синь –рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти ,юности и чистоты…
Только скажут ……
Всей России встают черты…
-Вы догадались о каком поэте пойдет речь? (Сергей Есенин) (см.приложение)
Итак ,запишем : Лирика Сергея Александровича Есенина .
Отгадайте загадку:
Запорошила дорожки ,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила
.(Зима)
-
Как вы думаете
,
какое отношение имеет эта загадка к теме урока .? Есть
предположения у вас
?
Действительно, речь пойдёт о зиме. Итак тема урока :
Сергей Есенин.Стихотворение «Поёт зима-аукает…». Мы будем работать с
поэтическим текстом. Ачто значит работать с поэтическим текстом ? Давайте
составим кластер. (Составление кластера).2-3 минуты
-На столе у каждого из вас лежат листы самооценки . В конце урока вы себя
будете оценивать. А теперь продолжаем работу дальше.
3. Актуализация опорных знаний учащихся.
-Мы уже познакомились с небольшой информацией из жизни Сергея Есенина.
Вспомним биографию ? Я бросаю кубик , кому он попадётся ,тот делится с нами
информацией о поэте и передаёт другому .( Приём «Кубик»). 3- 4 минуты
4.Теоретическая разминка.
-Прежде чем обратиться к прочтению и анализу стихотворения , давайте
проведём теоретическую разминку. Повторим художественные средства
выразительности .(Фронтальный опрос).
5.Изучение новых знаний. Чтение и анализ поэтического текста.
-Сейчас будем выразительно читать и понимать поэтический текст. Скажите, для
чего это нужно нам, читателям? (Проблемный вопрос).
-Прочтем выразительно стихотворение.(Работа с текстом, чтение по цепочке).
-Сколько частей в прочитанном стихотворении?(4 части)
-Что ещё заметили в частях? ( Каждая часть состоит из 6 строчек).
- Что скажете о рифме? Подчеркните последнее слово в каждой строчке. Найдите
созвучные слова .
- Будем анализировать стихотворение и заполнять таблицу, которая лежит у
каждого на парте. ( Совместная работа по анализу 1 и 2 строфы, групповая
работа по анализу 3и4 строфы). Давайте договоримся : после работы над
каждой строфой выразительно прочитать и передать голосом явления природы .
Часть
стихотворения
Образы
Ключевые слова
Настроение,
чувства
Средства
выразительности
1строфа
2строфа
3строфа
4строфа
Физминутка после анализа 1 строфы.
Раз- подняться,потянуться,
Два-нагнуться,разогнуться,
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять—руками помахать ,
Шесть-на место тихо сесть
.
6.Анализ названия стихотворения
-Ребята, впервые стихотворение было опубликовано в журнале « Мирок» под
названием «Воробышки».Отражало ли это название тему и основную мысль
стихотворения? Почему? (Проблемный вопрос) .Попробуйте дать своё название
стихотворению (Работа в парах).
7.Подведение итога
-Что вы можете сказать о Сергее Есенине –поэте после сегодняшнего урока? Что
открыли для себя в его лирике?(Есенин в одном стихотворении сумел показать
разную зиму, передать разнообразие настроений и чувств. Поэт говорит о том, что
всё в природе меняется: грусть и тревога сменяется на радость ,есть надежда-
весна придёт скоро , она согреет птичек.)
-Выразите своё отношение к тому , что услышали сегодня на уроке через
синквейн (Составление синквейна)
-Завершим работу самооценкой .Что мы делали на уроке? Какие работы
выполняли? Что получилось?
8.Домашнее задание .
1.Выучить стихотворение.
2. Выбор: А) Ответить на 1,2 вопросы.
Б)
9.Рефлексия
Работа с листом самооценки.
-Благодарю вас за активную работу на уроке.
Приложение
Есень –ж. «ясное небо» .Этимологический словарь русского языка.
Есень-ж. «осень,есенний,осенний».Толковый словарь Даля.
Учитель русского языка
и литературы :
Телегина Н.А.