Напоминание

урока по литературе


Автор: Телегина Наталья Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ООШ № 28
Населённый пункт: города Белово Кемеровской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урока по литературе
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 5 классе

Тема : Лирика С.А.Есенина. Стихотворение «Поёт зима – аукает…»

Цели :формирование умения анализировать прочитанное с опорой на образный

язык стихотворения; совершенствование навыка грамотного и выразительного

чтения стихотворения; воспитание интереса к русской поэзии и любви к

родине.

Технологии :основы смыслового чтения и работа с текстом,технология

оценивания, здоровьесберегающая технология.

Методы и приёмы: создание учебной мотивации, проблемный диалог, кластер,

кубик,синквейн.

Формы работы: коллективная , в парах,индивидуальная.

Формируемые УУД:

Познавательные:

-формирование познавательной цели

-построение речевого высказывания

-построение логической цепочки рассуждения

-анализ ,синтез

-смысловое чтение

Регулятивные:

-самопроверка

-самооценивание

Коммуникативные:

-диалог с учителем

-сотрудничество с учителем и одноклассниками

Ход урока

1.Организационный.

-Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке литературы. Чтобы все были в

хорошем настроении, давайте улыбнёмся друг другу.

2.Создание учебной мотивации. Определение цели и задач урока.

- Ребята, запишите дату сегодняшнего урока. А вот тему урока нужно будет

определить самим .И не только тему , но ещё и задачи .Послушайте отрывок из

стихотворения .

В этом имени – слово «есень»

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен-

Поднебесье, тихие веси,

Сень и берёзы и синь –рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти ,юности и чистоты…

Только скажут ……

Всей России встают черты…

-Вы догадались о каком поэте пойдет речь? (Сергей Есенин) (см.приложение)

Итак ,запишем : Лирика Сергея Александровича Есенина .

Отгадайте загадку:

Запорошила дорожки ,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила

.(Зима)

-

Как вы думаете

,

какое отношение имеет эта загадка к теме урока .? Есть

предположения у вас

?

Действительно, речь пойдёт о зиме. Итак тема урока :

Сергей Есенин.Стихотворение «Поёт зима-аукает…». Мы будем работать с

поэтическим текстом. Ачто значит работать с поэтическим текстом ? Давайте

составим кластер. (Составление кластера).2-3 минуты

-На столе у каждого из вас лежат листы самооценки . В конце урока вы себя

будете оценивать. А теперь продолжаем работу дальше.

3. Актуализация опорных знаний учащихся.

-Мы уже познакомились с небольшой информацией из жизни Сергея Есенина.

Вспомним биографию ? Я бросаю кубик , кому он попадётся ,тот делится с нами

информацией о поэте и передаёт другому .( Приём «Кубик»). 3- 4 минуты

4.Теоретическая разминка.

-Прежде чем обратиться к прочтению и анализу стихотворения , давайте

проведём теоретическую разминку. Повторим художественные средства

выразительности .(Фронтальный опрос).

5.Изучение новых знаний. Чтение и анализ поэтического текста.

-Сейчас будем выразительно читать и понимать поэтический текст. Скажите, для

чего это нужно нам, читателям? (Проблемный вопрос).

-Прочтем выразительно стихотворение.(Работа с текстом, чтение по цепочке).

-Сколько частей в прочитанном стихотворении?(4 части)

-Что ещё заметили в частях? ( Каждая часть состоит из 6 строчек).

- Что скажете о рифме? Подчеркните последнее слово в каждой строчке. Найдите

созвучные слова .

- Будем анализировать стихотворение и заполнять таблицу, которая лежит у

каждого на парте. ( Совместная работа по анализу 1 и 2 строфы, групповая

работа по анализу 3и4 строфы). Давайте договоримся : после работы над

каждой строфой выразительно прочитать и передать голосом явления природы .

Часть

стихотворения

Образы

Ключевые слова

Настроение,

чувства

Средства

выразительности

1строфа

2строфа

3строфа

4строфа

Физминутка после анализа 1 строфы.

Раз- подняться,потянуться,

Два-нагнуться,разогнуться,

Три-в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять—руками помахать ,

Шесть-на место тихо сесть

.

6.Анализ названия стихотворения

-Ребята, впервые стихотворение было опубликовано в журнале « Мирок» под

названием «Воробышки».Отражало ли это название тему и основную мысль

стихотворения? Почему? (Проблемный вопрос) .Попробуйте дать своё название

стихотворению (Работа в парах).

7.Подведение итога

-Что вы можете сказать о Сергее Есенине –поэте после сегодняшнего урока? Что

открыли для себя в его лирике?(Есенин в одном стихотворении сумел показать

разную зиму, передать разнообразие настроений и чувств. Поэт говорит о том, что

всё в природе меняется: грусть и тревога сменяется на радость ,есть надежда-

весна придёт скоро , она согреет птичек.)

-Выразите своё отношение к тому , что услышали сегодня на уроке через

синквейн (Составление синквейна)

-Завершим работу самооценкой .Что мы делали на уроке? Какие работы

выполняли? Что получилось?

8.Домашнее задание .

1.Выучить стихотворение.

2. Выбор: А) Ответить на 1,2 вопросы.

Б)

9.Рефлексия

Работа с листом самооценки.

-Благодарю вас за активную работу на уроке.

Приложение

Есень –ж. «ясное небо» .Этимологический словарь русского языка.

Есень-ж. «осень,есенний,осенний».Толковый словарь Даля.

Учитель русского языка

и литературы :

Телегина Н.А.



В раздел образования