Создание ситуации успеха старшеклассников в учебной деятельности по математике
Автор: Тыкоцкая Людмила Ивановна Должность: учитель математики Учебное заведение: МАОУ гимназия №23 Населённый пункт: г. Владимир Наименование материала: статья Тема: Создание ситуации успеха старшеклассников в учебной деятельности по математике Раздел: полное образование
Создание «ситуации успеха» в жизнедеятельности старшеклассников
в учебной деятельности по математике
Тыкоцкая Л.И.,
Г. Владимир
Успехи отдельного учителя, ученика данного образовательного учрежде-
ния в целом во многом зависят от того, какие цели образования принимаются
каждым из участников процесса обучения.
Глобальные социальные перемены нацеливают на усиление роли и значи-
мости личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании
и активное использование в практике педагогической работы инновационных
форм. Одной из таких форм является проектная деятельность учащихся, позво-
ляющая получать новый образовательный результат в системе общего образова-
ния.
Сегодня метод проектов является наиболее распространенным видом ис-
следовательского труда учащихся, в котором традиционные познавательные
процессы – усвоение и исследование – дополняются такими новыми типами де-
ятельности, как прогнозирование, конструирование, управление и т.п., требую-
щими проявления КИТСУ, взаимосвязи знаний, действий и чувств учащихся.
КИТСУ – это такие характеристики интеллектуальной сферы успешной
личности, как К – интеллектуальная компетентность, И – интеллектуальная
инициатива, Т - интеллектуальное творчество, С – интеллектуальная саморегу-
ляция, У – уникальность склада ума (Холодная М.А.)
Проблема поиска организационно-педагогических условий и средств,
способствующих созданию «ситуации успеха» в жизнедеятельности старше-
классников на основе проектной деятельности остается актуальной.
Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация –
это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат
подобной ситуации. Процесс создания проекта - совместное творчество педаго-
га и ученика. Сотрудничество позволяет учителю не только ориентироваться
на успех ученика, но и создавать специальные ситуации, способствующие
переживанию детьми эмоционального подъема.
На собственном опыте убедилась, что с оздание «ситуации успеха» в
жизнедеятельности старшеклассников на основе проектной деятельности воз-
можно, если в качестве условий организации образовательного процесса в
старшей школе будут: использование инновационных технологий, педагогиче-
ская поддержка, вариативность содержания обучения, разработана методика
диагностики уровня познавательной активности, корректировка учебно-матери-
альной базы, защита проектов.
Использование инновационных технологий должно быть адекватным
деятельностному содержанию образования (проектная технология, проблемное
обучение, ИКТ).
Проектная технология предполагает совокупность исследовательских, по-
исковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Основное предназна-
чение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности само-
стоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или
проблем, требующего интеграции знаний из разных предметных областей.
Примеры наиболее успешных межпредметных проектов: проект устного журна-
ла по математике «Золотое сечение», основная цель которого, развитие эстети-
ческого восприятия математических фактов, демонстрация разнообразия при-
менения математики в архитектуре, искусстве и природе; «Использование при-
ближенных математических вычислений при расчете физических процессов на
примере колебаний»; «Математические модели в экономике». Продукт этого
проекта: равновесная цена и равновесное количество товаров, которые помога-
ют пользователю прогнозировать реальные события, просчитывать последствия
принимаемых решений.
Педагогическая поддержка предполагает выстраивание индивидуаль-
ной, образовательной траектории ученика в процессе проектной деятельности,
учитывающая личностные предпочтения при работе над проектом. Учителю в
рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта,
консультанта. Учитель помогает ученику не только осознать существование
разных стилей кодирования и переработки информации, но и отрефлексировать
свой собственный познавательный стиль.
В качестве примера привожу фрагмент учебного методического проекта по
составлению и систематизации задач.
Постановка учебной проблемы: какие виды задач можно сформулиро-
вать, используя данные математические модели на рисунке?
Примерные варианты ответов:
1. Графики, каких функций представлены на
рисунке. Задать функции аналитически.
2. Найти координаты точек пересечения гра-
фиков функций.
3. Имеют ли функции равные значения?
4. Графическое решение: уравнения, неравенства,
системы уравне-
ний.
5. Составить уравнение касательной к графику квадратичной функции, парал-
лельной данной прямой.
6. Вычислить площадь фигуры, ограниченной графиками функций.
В процессе работы над этим методическим проектом выявляются и разви-
ваются такие индивидуальные особенности психологии творчества, как анали-
тические и ассоциативные способности.
Вариативность содержания обучения должна обеспечивать индивиду-
альный характер развития учащегося.
Работа в профильных классах ставит перед необходимостью реализации
идеи вариативности, которая осуществляется различными способами: вариатив-
ностью учебных программ, учебников, возможностью выбора образовательных
технологий. Например, планирование по геометрии в 11 классе разработано в
виде законченных семи тематических модулей (призма, пирамида, цилиндр, ко-
нус, сфера и шар, комбинации круглых тел и многогранников, координаты и
векторы), каждый из которых был темой группового или индивидуального
учебного проекта. Материалы этих проектов успешно применялись на различ-
ных уроках геометрии: лекциях и практикумах по решению задач, в том числе и
задач из вариантов ЕГЭ.
Одним из условий реализации«ситуации успеха» является разработка
методики диагностики
уровня познавательной активности учащихся в про-
цессе проектной деятельности. В основе этой методики лежит развитие позна-
вательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои зна-
ния, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического
и творческого мышления.
Критерии и показатели развития познавательной активности учащихся в
процессе проектной деятельности должны включать:
1)
мотивационно-целевой компонент :
критерии - положительная мотивация, познавательный интерес, целеполагание;
показатели сформированности - стремление к самообразованию, к получению
информации, посещение факультативов, курсов по выбору, определение
проблемы и осознание ее актуальности, постановка целей и задач деятельно-
сти;
2) когнитивный компонент :
критерием которого является сформированность знаний и умений;
показатели сформированности - качество усвоения знаний, способность к их
интеграции, уровень усвоения знаний, умений, навыков, умение научно обос-
новать деятельность;
3 ) деятельностно - практический компонент:
критерии - самостоятельность, творческая деятельность, коммуникативность;
показатели сформированности - степень субъективности в реализации соб-
ственных возможностей, способность выдвигать идеи, гипотезы, определение
этапов технологического процесса, качество продукта, работа в команде.
4) эмоционально - волевой компонент:
критерии - отношение к деятельности, воля, самооценка;
показатели сформированности - инициативность, ответственность, удовлетво-
ренность деятельностью, умение преодолевать психологические и познаватель-
ные барьеры, способность к саморегулированию и самоорганизации, рефлек-
сия, анализ и оценка деятельности других.
За последние два года были получены контрольные результаты по
мотивационно – целевому и когнитивному компонентам.
Мотивационно-целевой компонент Когнитивный компонент
Результаты показали положительную динамику особенно в техническом
11А классе, где метод проектов использовался более активно.
Корректировка учебно-материальной базы через использование ресур-
сов дополнительного образования (программы спецкурсов, факультативов).
В этом году в 11 классах проводился спецкурс «Практикум по решению
нестандартных задач». Обучение методам и приемам решения нестандартных
математических задач с использованием материалов по подготовке к ЕГЭ позво-
лило сочетать углубленное изучение отдельных вопросов предмета с индивиду-
альными потребностями учащихся, проявляющими к математике повышенный
интерес. Некоторые вопросы спецкурса стали темой учебных проектов. Вызва-
ли большой интерес у старшеклассников учебные проекты: «Методы решения
стереометрических задач, основанные на применении векторов и метода коор-
динат», «Решение уравнений и неравенств методом мажоранта».
Ярким примером ситуации успеха является защита проектов (презента-
ция), которая проходит ежегодно на секциях научно-практических школьных
конференций. Основные идеи и результаты проделанной работы исследования
обсуждаются на семинарах, применяются на уроках, спецкурсах.
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов,
что создает предпосылки для проявления у каждого проектанта чувства успеш-
ности от своей работы. Учащиеся получают возможность проявить себя (при-
менить свой личный опыт, выразить свое отношение к окружающему миру),
ощутить удовлетворение от проделанной работы.