Напоминание

Создание ситуации успеха старшеклассников в учебной деятельности по математике


Автор: Тыкоцкая Людмила Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ гимназия №23
Населённый пункт: г. Владимир
Наименование материала: статья
Тема: Создание ситуации успеха старшеклассников в учебной деятельности по математике
Раздел: полное образование





Назад





Создание «ситуации успеха» в жизнедеятельности старшеклассников

в учебной деятельности по математике
Тыкоцкая Л.И., Г. Владимир Успехи отдельного учителя, ученика данного образовательного учрежде- ния в целом во многом зависят от того, какие цели образования принимаются каждым из участников процесса обучения. Глобальные социальные перемены нацеливают на усиление роли и значи- мости личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании и активное использование в практике педагогической работы инновационных форм. Одной из таких форм является проектная деятельность учащихся, позво- ляющая получать новый образовательный результат в системе общего образова- ния. Сегодня метод проектов является наиболее распространенным видом ис- следовательского труда учащихся, в котором традиционные познавательные процессы – усвоение и исследование – дополняются такими новыми типами де- ятельности, как прогнозирование, конструирование, управление и т.п., требую- щими проявления КИТСУ, взаимосвязи знаний, действий и чувств учащихся. КИТСУ – это такие характеристики интеллектуальной сферы успешной личности, как К – интеллектуальная компетентность, И – интеллектуальная инициатива, Т - интеллектуальное творчество, С – интеллектуальная саморегу- ляция, У – уникальность склада ума (Холодная М.А.) Проблема поиска организационно-педагогических условий и средств, способствующих созданию «ситуации успеха» в жизнедеятельности старше- классников на основе проектной деятельности остается актуальной. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Процесс создания проекта - совместное творчество педаго- га и ученика. Сотрудничество позволяет учителю не только ориентироваться
на успех ученика, но и создавать специальные ситуации, способствующие переживанию детьми эмоционального подъема.
На собственном опыте убедилась, что с
оздание «ситуации успеха» в жизнедеятельности старшеклассников на основе проектной деятельности воз- можно, если в качестве
условий организации образовательного процесса
в старшей школе будут:

использование инновационных технологий, педагогиче- ская поддержка, вариативность содержания обучения, разработана методика диагностики уровня познавательной активности, корректировка учебно-матери- альной базы, защита проектов.
Использование инновационных технологий
должно быть адекватным деятельностному содержанию образования (проектная технология, проблемное обучение, ИКТ). Проектная технология предполагает совокупность исследовательских, по- исковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Основное предназна- чение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности само- стоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из разных предметных областей. Примеры наиболее успешных межпредметных проектов: проект устного журна- ла по математике «Золотое сечение», основная цель которого, развитие эстети- ческого восприятия математических фактов, демонстрация разнообразия при- менения математики в архитектуре, искусстве и природе; «Использование при- ближенных математических вычислений при расчете физических процессов на примере колебаний»; «Математические модели в экономике». Продукт этого проекта: равновесная цена и равновесное количество товаров, которые помога- ют пользователю прогнозировать реальные события, просчитывать последствия принимаемых решений.
Педагогическая поддержка
предполагает выстраивание индивидуаль- ной, образовательной траектории ученика в процессе проектной деятельности, учитывающая личностные предпочтения при работе над проектом. Учителю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта,
консультанта. Учитель помогает ученику не только осознать существование разных стилей кодирования и переработки информации, но и отрефлексировать свой собственный познавательный стиль. В качестве примера привожу фрагмент учебного методического проекта по составлению и систематизации задач.
Постановка учебной проблемы:
какие виды задач можно сформулиро- вать, используя данные математические модели на рисунке? Примерные варианты ответов: 1. Графики, каких функций представлены на рисунке. Задать функции аналитически. 2. Найти координаты точек пересечения гра- фиков функций. 3. Имеют ли функции равные значения? 4. Графическое решение: уравнения, неравенства, системы уравне- ний. 5. Составить уравнение касательной к графику квадратичной функции, парал- лельной данной прямой. 6. Вычислить площадь фигуры, ограниченной графиками функций. В процессе работы над этим методическим проектом выявляются и разви- ваются такие индивидуальные особенности психологии творчества, как анали- тические и ассоциативные способности.
Вариативность содержания обучения
должна обеспечивать индивиду- альный характер развития учащегося. Работа в профильных классах ставит перед необходимостью реализации идеи вариативности, которая осуществляется различными способами: вариатив- ностью учебных программ, учебников, возможностью выбора образовательных технологий. Например, планирование по геометрии в 11 классе разработано в виде законченных семи тематических модулей (призма, пирамида, цилиндр, ко- нус, сфера и шар, комбинации круглых тел и многогранников, координаты и
векторы), каждый из которых был темой группового или индивидуального учебного проекта. Материалы этих проектов успешно применялись на различ- ных уроках геометрии: лекциях и практикумах по решению задач, в том числе и задач из вариантов ЕГЭ. Одним из условий реализации«ситуации успеха» является
разработка

методики диагностики

уровня познавательной активности
учащихся в про- цессе проектной деятельности. В основе этой методики лежит развитие позна- вательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои зна- ния, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Критерии и показатели развития познавательной активности учащихся в процессе проектной деятельности должны включать: 1)
мотивационно-целевой компонент
: критерии - положительная мотивация, познавательный интерес, целеполагание; показатели сформированности - стремление к самообразованию, к получению информации, посещение факультативов, курсов по выбору, определение проблемы и осознание ее актуальности, постановка целей и задач деятельно- сти; 2)
когнитивный компонент
: критерием которого является сформированность знаний и умений; показатели сформированности - качество усвоения знаний, способность к их интеграции, уровень усвоения знаний, умений, навыков, умение научно обос- новать деятельность; 3
) деятельностно - практический компонент:
критерии - самостоятельность, творческая деятельность, коммуникативность; показатели сформированности - степень субъективности в реализации соб- ственных возможностей, способность выдвигать идеи, гипотезы, определение этапов технологического процесса, качество продукта, работа в команде. 4)
эмоционально - волевой компонент:
критерии - отношение к деятельности, воля, самооценка;
показатели сформированности - инициативность, ответственность, удовлетво- ренность деятельностью, умение преодолевать психологические и познаватель- ные барьеры, способность к саморегулированию и самоорганизации, рефлек- сия, анализ и оценка деятельности других. За последние два года были получены контрольные результаты по мотивационно – целевому и когнитивному компонентам. Мотивационно-целевой компонент Когнитивный компонент Результаты показали положительную динамику особенно в техническом 11А классе, где метод проектов использовался более активно.
Корректировка учебно-материальной базы
через использование ресур- сов дополнительного образования (программы спецкурсов, факультативов). В этом году в 11 классах проводился спецкурс «Практикум по решению нестандартных задач». Обучение методам и приемам решения нестандартных математических задач с использованием материалов по подготовке к ЕГЭ позво- лило сочетать углубленное изучение отдельных вопросов предмета с индивиду- альными потребностями учащихся, проявляющими к математике повышенный интерес. Некоторые вопросы спецкурса стали темой учебных проектов. Вызва- ли большой интерес у старшеклассников учебные проекты: «Методы решения стереометрических задач, основанные на применении векторов и метода коор- динат», «Решение уравнений и неравенств методом мажоранта». Ярким примером ситуации успеха является
защита проектов
(презента- ция), которая проходит ежегодно на секциях научно-практических школьных
конференций. Основные идеи и результаты проделанной работы исследования обсуждаются на семинарах, применяются на уроках, спецкурсах. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов, что создает предпосылки для проявления у каждого проектанта чувства успеш- ности от своей работы. Учащиеся получают возможность проявить себя (при- менить свой личный опыт, выразить свое отношение к окружающему миру), ощутить удовлетворение от проделанной работы.


В раздел образования