Автор: Спешкова Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Пушкинская школа №1500"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как жили люди на Руси в XІV - XVІ веках"
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока. Окружающий мир 4 класс («Планета знаний»)
Тема урока: «Как жили люди на Руси в XІV – XVІ веках».
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить с бытом и жизнью русских людей в 14 – 16 веках;
Задачи:
Образовательные: повышать интерес к истории нашей Родины; привлекать детей к
поисковой деятельности.
Развивающие:
-Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную
речь;
- Развивать умение анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы;
- развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, доброжелательность к
истории.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к предмету;
-формировать историческое воспитание.
-воспитывать уважение к культуре русского народа.
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь определять события по датам;
выполнять правила этикета;
проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность;
задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы.
Метапредметные:
Познавательные:
Приводить примеры об исторических событиях;
Регулятивные:
Собирать требуемую информацию из указанных источников;
Фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать
информацию.
Коммуникативные:
Сравнивать и классифицировать объекты, самостоятельно выбирая основания;
Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и
использовать при выполнении заданий.
Личностные:
Знание истории;
Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными
учебными действиями.
Оборудование: сравнительные таблицы, портрет Ивана Федорова, диск «Как жили
люди на Руси», иллюстрация с изображением утвари, учебник, доска,
компьютер.
Литература: Окружающий мир:4-й кл.: учебник: В 2ч.Ч. 2/Е.В. Саплина,
А.И. Саплин - М.:АСТ: Астрель,2014
1
Этапы урока,
содержание
(задания)
Время
Деятельность учителя (описание,
прямая речь)
Деятельность
учащихся(описание,
предполагаемые ответы)
Формы,
методы и
приемы
обучения
1.
Организационный
момент
1 мин
- Здравствуйте ребята! Я очень рада
вас
видеть!
А
сейчас,
тихонечко
сядут те, кто настроился на урок,
готов
внимательно
слушать
и
активно работать.
-
Ребята,
проверьте,
всё
ли
у
вас
готово к уроку?
Приветствуют
учителя,
н а с т р а и в а ю т с я
н а
предстоящую
работу
и
проверяют все ли готово к
уроку.
Словесный
метод:
беседа
Фронтальная
работа
2. Актуализация
знаний
10 мин
- Ребята, а сейчас давайте проверим
домашнее задание.
Блиц – опрос:
1.В каком году Иван ІІІ стал князем?
Назови век.
2.В каком году Иван ІІІ стал царем?
3.Почему его прозвали Грозным?
4.Какие новшества появились на
Руси во время правления Ивана
Грозного?
- Прослушать несколько проектов на
тему:
«Иван Федоров - первопечатник»
-
Ребята
посмотрите
на
экран.
Прочитайте высказывание:
«Самое важное в изучении истории
– знать историю своей страны.»
-
К а к
в ы
п о н и м а е т е
э т о
высказывание?
Внимательно
слушают,
в ы п о л н я ю т
з а д а н и я
учителя,
отвечают
на
вопросы по пройденному
материалу.
Читают высказывание
Объясняют
Словесный
метод:
беседа,
опрос.
Наглядный
метод:
дидактическ
ий материал
3. Целепологание
Слайд 1.
5 мин
- Посмотрите на слайд.
Сравните картинки:
- Как выглядят люди на верхней
картинке? К какому классу они
принадлежат: крестьян или бояр?
- Как выглядят люди на нижней
картинке? К какому классу они
принадлежат: крестьян или бояр?
- Как вы думаете, кто жил в
Москве?
Решение проблемы
- Возьмите на столе конверт и
достаньте картинки.
- Разложите их на 2 группы.
- В 1 группе какие картинки у вас
Внимательно
смот рят,
отвечают на вопросы
Ответы детей
Фронтальная
работа
Словесный
метод:
беседа,
опрос
Наглядный
метод:
показ
презентации
2
оказались?
- Как вы считаете, кому они
принадлежали?
- Во 2 группе какие картинки у вас
оказались?
- Как вы считаете, кому они
принадлежали?
- Кто догадался: куда мы
отправимся и о чем будем
говорить на уроке?
- Правильно, сегодня мы с вами
побываем в прошлом и
познакомимся с тем как жили
люди на Руси.
Тогда
давайте
поставим
цели
к
нашему уроку.
(Познакомиться с бытом и жизнью
русских людей.)
-
Отлично!
Цель
мы
поставили,
теперь нам нужно её достигнуть!
А для этого нам нужно хорошенько
поработать сегодня на уроке!
4.Изучение
нового материала
2, 3 слайды
4 слайд.
Диск
«Как
жили
на Руси» - №4
5,6,7 слайды.
11 мин
4 мин.
Знакомство с
крестьянской
избой.
- Опишите: в каких избах жили
крестьяне?
Угол
избы
напротив
двери
наз ы ва лся
«красны м»
-
т а м
помещали иконы. Сюда к столу на
лавки
сажали
самых
дорогих
гостей. В обычные дни здесь сидел
глава семьи.
Для чего служили лавки?
Посмотрите на следующий слайд и
скажите, а для чего еще
использовались лавки?
Как
вы
считаете,
почему
в
крестьянской избе было темно?
Вместе с Чевостиком мы сейчас об
этом узнаем.
-Почему в избе было темно?
- Как называлась такая изба?
- Зачем наши предки топили избы
по черному?
- Какая посуда была в крестьянской
избе?
Внимательно
слушают,
выполняют задания.
Словесный
метод:
беседа,
объяснение,
разъяснение.
Чтение
т е к с т а
в
учебнике.
Прослушива
ние диска.
Наглядный
метод:
дидактическ
ий материал
3
8,9 слайды.
10,11 слайды.
12 слайд.
13 слайд.
Словарная работа (приложение 1).
Используется толковый словарь.
- А что можно сказать по поводу
мебели?
- Что еще было в доме крестьянина?
а) Вспомните, как начинается сказка
«
О
царе
Салтане…».
Кто
ее
написал?
По вечерам женщины пряли пряжу.
б) Люлька.
Знакомство с домом боярина.
- Как жили богатые люди на Руси?
- Где можно найти информацию о
том, как жили бояре?
(чтение текста в учебнике)
- Рассмотрите убранство боярского
дома?
- Расскажите, что вы видите?
Знакомство с одеждой.
-Назовите головные уборы, которые
носили в то время.
Рассмотрите
одежду.
Как
она
называлась?
- Что носили крестьяне? Покажите.
- Что носили бояре? Покажите.
- Где можно найти информацию о
том,
как
одевались
люди
в
то
время?
(чтение текста в учебнике)
5. Динамическая
пауза
1 мин
- Ребята, а давайте сейчас с вами
немного отдохнем, я предлагаю вам
всем встать и повторять движения.
Включает видео.
- Молодцы ребята, садимся на свои
места.
Внимательно
слушают
и
в ы п о л н я ю т
в с е
предложенные
учителем
упражнения
Словесный
метод:
беседа
Практически
й
м е т о д :
выполнение
упражнений
6. Закрепление
изученного
материала
14 слайд.
10 мин
1 задание: провести сравнительный
анализ по таблице боярского дома и
крестьянской избы, а также их
одежды (приложение №2).
2. Рубрика «Проверь себя!»
(разгадать кроссворд)
Внимательно
смотрят
и
слушают,
в ы п ол н я ю т
задания.
Работа в
группах.
Словесный
метод:
беседа.
Наглядный
метод:
дидактическ
ий материал.
Практически
й метод:
4
П р о в е с т и
анализ,
разгадать
кроссворд.
7.
П од в е д е н и е
итогов
1 мин
- Какие цели ставили на урок?
-
Удалось
решить
поставленные
цели? (Да)
Что нового узнали?
Внимательно
смот рят,
подводят
итоги
урока,
отвечают на вопросы:
Ответы детей.
Словесный
метод:
беседа,
опрос.
8. Домашнее
задание
1 мин
-
А
теперь
давайте
запишем
домашнее
задание.
Вам
нужно
ответить
на
вопро сы
с.
4 3 ,
нарисовать
рисунки
крестьянской
избы,
дома
боярина
(на
выбор)
и
составить по ним рассказ.
- Всем спасибо за отличную работу
на уроке, урок окончен.
Внимательно
слушают
и
записывают
домашнее
задание.
Словесный
метод:
беседа
5
Приложение 1.
рушник
ухват
рукомойник
рубель
валёк
6
ушат
Приложение 2.
зипун
колпак
кокошник
порты
7
льняное и
конопляное
полотно
разноцветный
сафьян
8
9