Напоминание

"Как жили люди на Руси в XІV - XVІ веках"


Автор: Спешкова Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Пушкинская школа №1500"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как жили люди на Руси в XІV - XVІ веках"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока. Окружающий мир 4 класс («Планета знаний»)

Тема урока: «Как жили люди на Руси в XІV – XVІ веках».

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить с бытом и жизнью русских людей в 14 – 16 веках;

Задачи:

Образовательные: повышать интерес к истории нашей Родины; привлекать детей к

поисковой деятельности.

Развивающие:

-Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память, связную

речь;

- Развивать умение анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы;

- развивать эмоционально-нравственную отзывчивость, доброжелательность к

истории.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к предмету;

-формировать историческое воспитание.

-воспитывать уважение к культуре русского народа.

Планируемые результаты:

Предметные:

Уметь определять события по датам;

выполнять правила этикета;

проявлять готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность;

задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы.

Метапредметные:

Познавательные:

Приводить примеры об исторических событиях;

Регулятивные:

Собирать требуемую информацию из указанных источников;

Фиксировать результаты разными способами; сравнивать и обобщать

информацию.

Коммуникативные:

Сравнивать и классифицировать объекты, самостоятельно выбирая основания;

Сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и

использовать при выполнении заданий.

Личностные:

Знание истории;

Осознание своего продвижения в овладении предметными и универсальными

учебными действиями.

Оборудование: сравнительные таблицы, портрет Ивана Федорова, диск «Как жили

люди на Руси», иллюстрация с изображением утвари, учебник, доска,

компьютер.

Литература: Окружающий мир:4-й кл.: учебник: В 2ч.Ч. 2/Е.В. Саплина,

А.И. Саплин - М.:АСТ: Астрель,2014

1

Этапы урока,

содержание

(задания)

Время

Деятельность учителя (описание,

прямая речь)

Деятельность

учащихся(описание,

предполагаемые ответы)

Формы,

методы и

приемы

обучения

1.

Организационный

момент

1 мин

- Здравствуйте ребята! Я очень рада

вас

видеть!

А

сейчас,

тихонечко

сядут те, кто настроился на урок,

готов

внимательно

слушать

и

активно работать.

-

Ребята,

проверьте,

всё

ли

у

вас

готово к уроку?

Приветствуют

учителя,

н а с т р а и в а ю т с я

н а

предстоящую

работу

и

проверяют все ли готово к

уроку.

Словесный

метод:

беседа

Фронтальная

работа

2. Актуализация

знаний

10 мин

- Ребята, а сейчас давайте проверим

домашнее задание.

Блиц – опрос:

1.В каком году Иван ІІІ стал князем?

Назови век.

2.В каком году Иван ІІІ стал царем?

3.Почему его прозвали Грозным?

4.Какие новшества появились на

Руси во время правления Ивана

Грозного?

- Прослушать несколько проектов на

тему:

«Иван Федоров - первопечатник»

-

Ребята

посмотрите

на

экран.

Прочитайте высказывание:

«Самое важное в изучении истории

– знать историю своей страны.»

-

К а к

в ы

п о н и м а е т е

э т о

высказывание?

Внимательно

слушают,

в ы п о л н я ю т

з а д а н и я

учителя,

отвечают

на

вопросы по пройденному

материалу.

Читают высказывание

Объясняют

Словесный

метод:

беседа,

опрос.

Наглядный

метод:

дидактическ

ий материал

3. Целепологание

Слайд 1.

5 мин

- Посмотрите на слайд.

Сравните картинки:

- Как выглядят люди на верхней

картинке? К какому классу они

принадлежат: крестьян или бояр?

- Как выглядят люди на нижней

картинке? К какому классу они

принадлежат: крестьян или бояр?

- Как вы думаете, кто жил в

Москве?

Решение проблемы

- Возьмите на столе конверт и

достаньте картинки.

- Разложите их на 2 группы.

- В 1 группе какие картинки у вас

Внимательно

смот рят,

отвечают на вопросы

Ответы детей

Фронтальная

работа

Словесный

метод:

беседа,

опрос

Наглядный

метод:

показ

презентации

2

оказались?

- Как вы считаете, кому они

принадлежали?

- Во 2 группе какие картинки у вас

оказались?

- Как вы считаете, кому они

принадлежали?

- Кто догадался: куда мы

отправимся и о чем будем

говорить на уроке?

- Правильно, сегодня мы с вами

побываем в прошлом и

познакомимся с тем как жили

люди на Руси.

Тогда

давайте

поставим

цели

к

нашему уроку.

(Познакомиться с бытом и жизнью

русских людей.)

-

Отлично!

Цель

мы

поставили,

теперь нам нужно её достигнуть!

А для этого нам нужно хорошенько

поработать сегодня на уроке!

4.Изучение

нового материала

2, 3 слайды

4 слайд.

Диск

«Как

жили

на Руси» - №4

5,6,7 слайды.

11 мин

4 мин.

Знакомство с

крестьянской

избой.

- Опишите: в каких избах жили

крестьяне?

Угол

избы

напротив

двери

наз ы ва лся

«красны м»

-

т а м

помещали иконы. Сюда к столу на

лавки

сажали

самых

дорогих

гостей. В обычные дни здесь сидел

глава семьи.

Для чего служили лавки?

Посмотрите на следующий слайд и

скажите, а для чего еще

использовались лавки?

Как

вы

считаете,

почему

в

крестьянской избе было темно?

Вместе с Чевостиком мы сейчас об

этом узнаем.

-Почему в избе было темно?

- Как называлась такая изба?

- Зачем наши предки топили избы

по черному?

- Какая посуда была в крестьянской

избе?

Внимательно

слушают,

выполняют задания.

Словесный

метод:

беседа,

объяснение,

разъяснение.

Чтение

т е к с т а

в

учебнике.

Прослушива

ние диска.

Наглядный

метод:

дидактическ

ий материал

3

8,9 слайды.

10,11 слайды.

12 слайд.

13 слайд.

Словарная работа (приложение 1).

Используется толковый словарь.

- А что можно сказать по поводу

мебели?

- Что еще было в доме крестьянина?

а) Вспомните, как начинается сказка

«

О

царе

Салтане…».

Кто

ее

написал?

По вечерам женщины пряли пряжу.

б) Люлька.

Знакомство с домом боярина.

- Как жили богатые люди на Руси?

- Где можно найти информацию о

том, как жили бояре?

(чтение текста в учебнике)

- Рассмотрите убранство боярского

дома?

- Расскажите, что вы видите?

Знакомство с одеждой.

-Назовите головные уборы, которые

носили в то время.

Рассмотрите

одежду.

Как

она

называлась?

- Что носили крестьяне? Покажите.

- Что носили бояре? Покажите.

- Где можно найти информацию о

том,

как

одевались

люди

в

то

время?

(чтение текста в учебнике)

5. Динамическая

пауза

1 мин

- Ребята, а давайте сейчас с вами

немного отдохнем, я предлагаю вам

всем встать и повторять движения.

Включает видео.

- Молодцы ребята, садимся на свои

места.

Внимательно

слушают

и

в ы п о л н я ю т

в с е

предложенные

учителем

упражнения

Словесный

метод:

беседа

Практически

й

м е т о д :

выполнение

упражнений

6. Закрепление

изученного

материала

14 слайд.

10 мин

1 задание: провести сравнительный

анализ по таблице боярского дома и

крестьянской избы, а также их

одежды (приложение №2).

2. Рубрика «Проверь себя!»

(разгадать кроссворд)

Внимательно

смотрят

и

слушают,

в ы п ол н я ю т

задания.

Работа в

группах.

Словесный

метод:

беседа.

Наглядный

метод:

дидактическ

ий материал.

Практически

й метод:

4

П р о в е с т и

анализ,

разгадать

кроссворд.

7.

П од в е д е н и е

итогов

1 мин

- Какие цели ставили на урок?

-

Удалось

решить

поставленные

цели? (Да)

Что нового узнали?

Внимательно

смот рят,

подводят

итоги

урока,

отвечают на вопросы:

Ответы детей.

Словесный

метод:

беседа,

опрос.

8. Домашнее

задание

1 мин

-

А

теперь

давайте

запишем

домашнее

задание.

Вам

нужно

ответить

на

вопро сы

с.

4 3 ,

нарисовать

рисунки

крестьянской

избы,

дома

боярина

(на

выбор)

и

составить по ним рассказ.

- Всем спасибо за отличную работу

на уроке, урок окончен.

Внимательно

слушают

и

записывают

домашнее

задание.

Словесный

метод:

беседа

5

Приложение 1.

рушник

ухват

рукомойник

рубель

валёк

6

ушат

Приложение 2.

зипун

колпак

кокошник

порты

7

льняное и

конопляное

полотно

разноцветный

сафьян

8

9



В раздел образования