Автор: Антонова Венера Николаевна
Должность: к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики
Учебное заведение: Север-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова
Населённый пункт: г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Приоритетные направления деятельности школы-лаборатории СВФУ"
Раздел: высшее образование
Антонова В.Н.
Приоритетные направления деятельности школы-лаборатории СВФУ
Начальная школа-лаборатория – Ресурсный центр «Сэргэлээх» была основана в 2013 году
в качестве филиала МОБУ «Якутская городская национальная гимназия», как научная
лаборатория к.филос.н. Н.К. Чиряева, поскольку на протяжении 25 лет ЯГНГ приобрела
статус
одного
из
наиболее
рейтинговых
общеобразовательных
организаций
города
Якутска.
Открытие
начальной
школы
было
инициировано
с
целью
создания
экспериментальной базовой площадки, учебной лаборатории СВФУ им. М.К. Аммосова
при кафедре начального образования Педагогического института СВФУ. Классы были
открыты на территории университетского кампуса в здании общежития. Начальная школа
действует
в
условиях
городской
среды,
расположена
в
центре
города.
Особенность
деятельности школы как филиала гимназии заключается в полном погружении в родную
языковую среду, создание условий для углубленного изучения родного языка, литературы
и культуры, традиций, поскольку в условиях городской среды дети развиваются под
влиянием русскоязычного информационного пространства, СМИ и пр. Особенностью
начальной школы является также и тот факт, что школа располагает широким спектром
различных
(материально-технических,
научно-методических,
информационно-
образовательных, кадровых и пр.)
ресурсов университета благодаря расположению на
территории университета и имеющемуся родительскому сообществу, поскольку в школе
обучаются преимущественно дети сотрудников СВФУ им. М.К. Аммосова. Данный факт
отражает
специфику
деятельности
НШЛ,
поскольку
в
числе
родителей
доля
представителей научного сообщества более высока, чем в любой общеобразовательной
школе города Якутска.
Образовательный
процесс
осуществляется
в
русле
действующей
концепции
методологической
школы
В.Е.
Степановой,
к.филос
наук,
раскрытой
в
идее
«Саха
оскуолата»,
прошедшей
апробацию
в
ЯГНГ
и
Айыы
кыьата,
но
в
настоящее
время
углубленно и в полной мере реализуемой коллективом начальной школы-лаборатории под
руководством автора.
Содержание проектной работы заключается в усилении метапредметности школьного
образования
посредством
внедрения
изменений
в
учебный
и
внеучебный
процесс
начальной
школы
(технологии
концепции
Бэйэни
куруолэнии),
расширение
образовательной программы путем организации детско-родительского взаимодействия в
направлении познания посредством созидания образовательных мини роликов для детей
на серьезные научные темы . Таким образом,
создано образовательное пространство
школы, где целостно видится развитие младшего школьника, где урочная деятельность
ребенка тесно сплетена с внеурочной деятельностью , в том числе в рамках свободного
досуга детей. То есть организованная среда частично проникает в неорганизованную среду
ребенка, но по его собственному выбору.
Действующая концепция школы «Бэйэни куруолэнии» ориентирована на самоопределение
ребенка
как
представителя
своего
этноса,
как
гражданина
своей
Родины
и
творца
собственной
жизни.
В
соответствии
с
концепцией
в
школе
разработана
методология
проведения уроков как создания пространства мыследеятельности, где создаются условия
для раскрытия возможностей максимального развития метапредметных результатов детей.
Коллективом
разработан
собственный
инструментарий
оценки
метапредметных
результатов младших школьников.
Таким образом, можно отметить, что в образовательном процессе школы первостепенное
значение
уделяется
именно
формированию
у
субъектов
образовательного
процесса
аутентичных компетенций, предполагающей рефлексию не в причем все они являются
исследователями, которые не столь наставники, сколько соисполнители проекта. Причем
такие группы могут быть как в одном направлении науки, так и междисциплинарные, что
значительно повышает метапредметность результатов. Совместный интерес к получению
результата в виде познавательного научно ориентированного ролика может стимулировать
участников к развитию у них общеучебных метапредметных умений.
Таким образом, создаются условия для нового направления образования – случайного
открытого
образования
детей,
что
сегодня
является
наиболее
востребованным
в
образовательной
практике
современной
школы,
поскольку
преодолевается
изолированность
как
научных
направлений,
так
и
самого
школьного
образования
от
реалий
современной
науки,
обучение
становится
жизненным
и
реально
практикоориентированным.
Особенности метапредметного проектного образования:
- Нелинейное вариативное индивидуальное развитие каждого ученика в зависимости от
развития
его
интересов
и
способностей,
возможность
актуального
«случайного»
образования
-
Расширение
программного
учебного
материала
за
счет
проектного
образования
во
внеучебной деятельности
-
Обогащенная
развивающими
мероприятиями
образовательная
среда
как
условие
осмысления ребенком своих склонностей и желаний, предпочитаемых видов деятельности
- Интересные, разработанные в рамках технологии нового направления в педагогике -
игропедагогики, - «встречи с наукой» для младших школьников.
-
партнерство
учителей,
детей
и
родителей
в
условиях
научного
пространства
университета как результат взаимного творчества и инициативы.
- Промежуточными результатами проекта является участие в олимпиадах, конкурсах,
конференциях учащихся различного уровня.
-
Исследовательская
деятельность
рассматривается
не
только
как
общая
цель
взаимодействия, но и как элемент сопровождения учебной деятельности детей.
- Предупреждение утомления и перегрузки детей, учета их состояния здоровья,
учета
естественной биоритмической организации
организма детей в процессе реализации
проекта.
Приоритетные
направления
деятельности
школы
«Бэйэни
күрүөлэнии»
-
«Уһуйуу-
Уһуйуллуу».
1
направление:
создание
ценностных
ориентаций,
где
приоритетом
является
культ
человека/этноса – личности/индивидуальности, культ саморазвития, культ творчества и
поиска как условие для сохранения и укрепления духовно-нравственного здоровья;
2 направление:
переориентирование школы знания на Школу взросления, имеющей
особый дух среды, исходящие из особенностей возрастного развития, укоренностью
школы в собственные этнические корни и открытостью перед большим образовательным
пространством «Республика Саха—Россия-мир»;
3
направление:
повышение
педагогической
культуры
родителей
школы
как
главных
«Уһуйааччы» в очеловечивании среды развития;
4
направление:
«выращивание»
инновационного
потенциала
педколлектива
–
быть
Уһуйааччы:
проектировать
и
моделировать
идеи
и
подходы
в
практических
формах
деятельности;
5
направление:
признание
в
деятельности
педколлектива
действия
методологических
принципов проектирования образовательных систем школы;
6 направление: выполнение социального заказа на качество образовательных услуг.
В
действующей
концепции
школы
определена
важность
повышения
педагогической
культуры
родителей,
разделение
ими
ответственности
за
образовательные
результаты
своего ребенка и принятие роли главных Уhуйааччы.
Здесь
начинается
пространство
взаимодействия
всех
субъектов
образовательного
процесса
С целью детализации механизма организации проектного образования в
новой форме
детско-родительского сотрудничества приведем ниже схемы вариантов организации:
Традиционный подход в развитии ребенка – это триада:
учитель- ученик- родитель
Причем родитель и учитель выступают как наставники, знающие и компетентные, иногда
только учитель как руководитель работы триады.
В нашем проекте мы видим сотрудничество, где в группе количество участников может
быть любым:
учитель – родитель – ученик – студент(тьютор) - другой родитель,
родитель – ученик- ученик- студент; и пр.
Как уже отметили выше,
сформированные в учебной деятельности метапредметные
умения
детей
переносятся
в
сферу
внеурочной
и
свободной
досуговой
деятельности
младших школьников.
Так,
действующая
авторская
концепция
начальной
школы
ориентирует
участников
образовательного процесса на 3 компонента:
-
Образовательно-рефлексивное
пространство
(там
формируются
аутентичные
компетенции – рефлексия и пр. обернуть ребенка на себя и пр.)
- Социально-практическое (жизненные компетенции)
- Образовательное пространство формального предметного образования (предметные и
метапредметные компетенции).