Автор: Казанцева Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №18 "Улыбка" города Нерюнгри
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Лучше нет родного края!"
Раздел: дошкольное образование
Лучше нет родного края!
«Любовь к родном краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с
любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,
эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему
человечеству». Д. С. Лихачев.
Патриотизм -
это чувство любви к Родине. Любовь к Родине, привязанность к
родной
земле,
языку,
культуре,
традициям
входят
в
понятие
«патриотизм».
Она
проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к
народной памяти, национально-культурным традициям.
Русский и Якутский народ не может терять своего нравственного авторитета среди
других
народов
-
авторитета,
достойно
завоеванного
русским,
якутским
искусством,
литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках,
литературе, языке, живописи, рукоделии именно поэтому родная культура, как отец и мать,
должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем
относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам,
декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих
культурных достижений. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Не
секрет, что представления выпускников детского сада о русской и якутской культуре были
отрывочны
и
поверхностны.
Эти
пробелы
могли
быть
восполнены
участием
в
фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства.
Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что
такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется
большая грамотная переработка материала.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно
любому
другому
чувству,
патриотизм
обретается
самостоятельно
и
переживается
индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому,
не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к
Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное
самоопределение.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То,
какие нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от родителей и
окружающих его взрослых, как они его воспитают, какие впечатления обогатят. Поэтому
большую работу по ознакомлению детей с языком, культурой, историей и традициями
русского народа и народа Якутии необходимо вести уже в дошкольном возрасте.
Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к
окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа. Любовь маленького
ребенка-дошкольника к малой Родине начинается с отношения к самым близким людям, с
любви к своему дому, улице и родному городу, поселку. Прекрасные возможности в
воспитании патриотизма предоставляет знакомство малыша с традициями, обычаями,
бытом и прикладным искусством, фольклором России и Якутии.
Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась. Это связано как с объемом
содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов,
способных в полной мере донести это содержание до дошкольника и сделать занятие
интересным, незабываемым.
Для
решения
этого
вопроса
в
нашем
дошкольном
учреждении
были
созданы
специальные
помещения,
которые
получили
названия
«Русская
изба»
и
«Якутская
комната».
Помещения
предназначены
для
воспитанников.
В
них
проводятся
образовательная
деятельность
с
детьми
по
образовательным
областям,
досуги
и
развлекательные
мероприятия.
В
наших
мини-музеях
собраны
предметы
русского
и
якутского быта, посуда, утварь, мебель, предметы народного творчества. Иллюстративный
материал, который является основой деятельности педагога по ознакомлению детей с
бытом русского и якутского народов.
По
ознакомлению
дошкольников
с
родным
краем
мы
используем
в
работе
программу дополнительного образования для детей 3-7 лет «Знакомим дошкольников с
Якутией»,
составленную
педагогами
нашего
дошкольного
учреждения.
Программа
«Знакомим дошкольников с Якутией» включает в себя несколько блоков: «Мой город – моя
республика»,
«Мои
друзья
–
северяне»,
«Богатство
родного
края»,
«Декоративно-
прикладное искусство», «Северные мотивы».
Содержание всех блоков рассматривается в каждой возрастной группе, изменяется
только объем материала и формы организации образовательной деятельности. Например,
во
второй
младшей
группе
мы
только
начинаем
знакомить
детей
с
художественной
литературой народов Якутии, с народным творчеством - загадками, небольшими сказками
и стихотворениями. А в подготовительной к школе группе дети уже должны знать, что
каждый народ имеет свои эпосы, былины, песни, что народная мудрость раскрывается в
пословицах,
загадках,
т.е.
должны
иметь
представления
о
жанрах
художественного
творчества, характерного для каждого народа.
Часть
мероприятий
по
ознакомлению
дошкольников
с
традициями
русского
и
якутского народов организуется вне организованных помещениях, а в музыкальном и
спортивном
залах,
с
привлечением
музыкального
руководителя
и
инструктора
по
физической культуре. Массовые праздники («Масленица», Проводы зимы и др.), мы
проводим на улице. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы,
беседы в групповых комнатах.
В
нашем
дошкольном
учреждении
разработаны
перспективные
планы
мероприятий,
конспекты
образовательной
деятельности
и
развлечений
по
возрастам,
сценарии
праздников;
нарабатывается
методическое
обеспечение:
подбираются
игры,
атрибуты к ним, шьются декорации и костюмы, продумываются выставки, наглядный
материал.
Детям нравятся организованные нами мероприятия. Праздники стали живыми и
интересными. Наши воспитанники гордятся своими предками, рассказывают друзьям,
делятся
с
родными.
Работа,
которая
проводится
в
данном
направлении,
помогает
формировать у детей стойкий интерес к русской и якутской культуре, быту, устному
народному творчеству.
Таким
образом,
мировоззрение
детей,
обогащённое
новыми
знаниями
и
представлениями,
меняется
и
наполняется
значимыми
для
формирования
личности
ребёнка понятиями и выводами.
Список литературы.
1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для
педагогов. -СПб. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.
2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности
дошкольника. // Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.
3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: //
Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.
4. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании. // Управление ДОУ. -
2010 № 7. – 70с.
5. Жирякова И. В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через
музейную педагогику. //Управление ДОУ. -2008.-4.-с. 77