Напоминание

"Лучше нет родного края!"


Автор: Казанцева Валентина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №18 "Улыбка" города Нерюнгри
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "Лучше нет родного края!"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лучше нет родного края!

«Любовь к родном краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с

любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь,

эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому и настоящему, ко всему

человечеству». Д. С. Лихачев.

Патриотизм -

это чувство любви к Родине. Любовь к Родине, привязанность к

родной

земле,

языку,

культуре,

традициям

входят

в

понятие

«патриотизм».

Она

проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном отношении к

народной памяти, национально-культурным традициям.

Русский и Якутский народ не может терять своего нравственного авторитета среди

других

народов

-

авторитета,

достойно

завоеванного

русским,

якутским

искусством,

литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках,

литературе, языке, живописи, рукоделии именно поэтому родная культура, как отец и мать,

должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем

относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам,

декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих

культурных достижений. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Не

секрет, что представления выпускников детского сада о русской и якутской культуре были

отрывочны

и

поверхностны.

Эти

пробелы

могли

быть

восполнены

участием

в

фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства.

Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что

такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется

большая грамотная переработка материала.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно

любому

другому

чувству,

патриотизм

обретается

самостоятельно

и

переживается

индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому,

не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к

Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное

самоопределение.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То,

какие нравственные качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от родителей и

окружающих его взрослых, как они его воспитают, какие впечатления обогатят. Поэтому

большую работу по ознакомлению детей с языком, культурой, историей и традициями

русского народа и народа Якутии необходимо вести уже в дошкольном возрасте.

Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к

окружающей их среде, природе, культуре и быту своего народа. Любовь маленького

ребенка-дошкольника к малой Родине начинается с отношения к самым близким людям, с

любви к своему дому, улице и родному городу, поселку. Прекрасные возможности в

воспитании патриотизма предоставляет знакомство малыша с традициями, обычаями,

бытом и прикладным искусством, фольклором России и Якутии.

Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась. Это связано как с объемом

содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов,

способных в полной мере донести это содержание до дошкольника и сделать занятие

интересным, незабываемым.

Для

решения

этого

вопроса

в

нашем

дошкольном

учреждении

были

созданы

специальные

помещения,

которые

получили

названия

«Русская

изба»

и

«Якутская

комната».

Помещения

предназначены

для

воспитанников.

В

них

проводятся

образовательная

деятельность

с

детьми

по

образовательным

областям,

досуги

и

развлекательные

мероприятия.

В

наших

мини-музеях

собраны

предметы

русского

и

якутского быта, посуда, утварь, мебель, предметы народного творчества. Иллюстративный

материал, который является основой деятельности педагога по ознакомлению детей с

бытом русского и якутского народов.

По

ознакомлению

дошкольников

с

родным

краем

мы

используем

в

работе

программу дополнительного образования для детей 3-7 лет «Знакомим дошкольников с

Якутией»,

составленную

педагогами

нашего

дошкольного

учреждения.

Программа

«Знакомим дошкольников с Якутией» включает в себя несколько блоков: «Мой город – моя

республика»,

«Мои

друзья

северяне»,

«Богатство

родного

края»,

«Декоративно-

прикладное искусство», «Северные мотивы».

Содержание всех блоков рассматривается в каждой возрастной группе, изменяется

только объем материала и формы организации образовательной деятельности. Например,

во

второй

младшей

группе

мы

только

начинаем

знакомить

детей

с

художественной

литературой народов Якутии, с народным творчеством - загадками, небольшими сказками

и стихотворениями. А в подготовительной к школе группе дети уже должны знать, что

каждый народ имеет свои эпосы, былины, песни, что народная мудрость раскрывается в

пословицах,

загадках,

т.е.

должны

иметь

представления

о

жанрах

художественного

творчества, характерного для каждого народа.

Часть

мероприятий

по

ознакомлению

дошкольников

с

традициями

русского

и

якутского народов организуется вне организованных помещениях, а в музыкальном и

спортивном

залах,

с

привлечением

музыкального

руководителя

и

инструктора

по

физической культуре. Массовые праздники («Масленица», Проводы зимы и др.), мы

проводим на улице. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы,

беседы в групповых комнатах.

В

нашем

дошкольном

учреждении

разработаны

перспективные

планы

мероприятий,

конспекты

образовательной

деятельности

и

развлечений

по

возрастам,

сценарии

праздников;

нарабатывается

методическое

обеспечение:

подбираются

игры,

атрибуты к ним, шьются декорации и костюмы, продумываются выставки, наглядный

материал.

Детям нравятся организованные нами мероприятия. Праздники стали живыми и

интересными. Наши воспитанники гордятся своими предками, рассказывают друзьям,

делятся

с

родными.

Работа,

которая

проводится

в

данном

направлении,

помогает

формировать у детей стойкий интерес к русской и якутской культуре, быту, устному

народному творчеству.

Таким

образом,

мировоззрение

детей,

обогащённое

новыми

знаниями

и

представлениями,

меняется

и

наполняется

значимыми

для

формирования

личности

ребёнка понятиями и выводами.

Список литературы.

1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей

дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для

педагогов. -СПб. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.

2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности

дошкольника. // Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.

3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: //

Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.

4. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании. // Управление ДОУ. -

2010 № 7. – 70с.

5. Жирякова И. В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через

музейную педагогику. //Управление ДОУ. -2008.-4.-с. 77



В раздел образования