Автор: Ведомцева Лариса Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 77 г.Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Каким быть современному уроку музыки?"
Раздел: начальное образование
1
Ведомцева Лариса Александровна,
учитель музыки,
МАОУ «Лицей №77 г. Челябинска»
Каким быть современному уроку музыки?
Современное
образование
становится
всё
более
личностно
-
ориентированным. Общество приходит к пониманию того, что истинным
результатом
образования
является
не
просто
получение
знаний,
а
познавательное
и
личностное
развитие
учащихся
в
образовательном
процессе.
Согласно ФГОС, наряду с предметными и метапредметными результатами
обучения
прописаны
требования
к
личностным
результатам,
которые
включают:
1.
готовность
и
способность
обучающихся
к
самообразованию,
саморазвитию и личностному самоопределению.
2.
сформированность
ценностно-смысловых
установок,
отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности
3.
умение
ставить
цели
и
строить
жизненные
планы,
способность
к
осознанию российской идентичности.
В результате освоения
предмета «Музыка» должны быть достигнуты
определённые
личностные
результаты,
которые
отражаются
в
индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны
приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: у выпускника
начальной школы будут сформированы:
1. чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности
на
основе
изучения
лучших
образцов
фольклора,
шедевров
музыкального
наследия
2
русских
композиторов,
музыки
Русской
православной
церкви,
различных
направлений современного музыкального искусства России;
2 .
социально-ориентированный
взгляд
на
мир
основе
сопоставления
произведений
русской
музыки
и
музыки
других
стран,
народов,
национальных стилей;
3. умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в
учебной и внеурочной деятельности, умение ориентироваться в культурном
многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни
класса, школы, города.
4. формирование чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5.
развитие
музыкально-эстетического
чувства,
проявляющего
себя
в
эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в
жизни человека и общества.
Выдающийся педагог В. Сухомлинский писал: «Музыкальное воспитание
- это не воспитание музыканта, а воспитание человека». Ещё Аристотель
писал,
что
искусство
способно
оказывать
влияние
на
душу
человека,
а
поскольку оно обладает таким свойством, то должно быть включено в число
предметов воспитания детей. Духовно-нравственные ценности, заложенные
в
произведениях
искусства,
формируют
духовно-нравственную
сферу
личности ребёнка, помогают добиваться личностных результатов, определять
стратегию
своего
духовно-нравственного
развития.
А
это
является
приоритетным в современном образовании и формируется в соответствии с
требованиями ФГОС.
Каким должен быть современный урок музыки? Чтобы ребёнок ушёл с
него наполненный и одухотворённый. Конечно, когда он сам вовлечён в
действие, в процесс познания, когда происходит совместная продуктивная
3
деятельность,
проектная
деятельность,
когда
встреча
с
музыкальным
произведением
вызывает
у
детей
сопереживание,
яркий
эмоциональный
отклик на проблемы жизни, которые раскрывает и приглашает осмыслить
композитор. Программа по музыке Критской и Сергеевой предлагает нам
замечательный материал по развитию духовно-нравственной сферы учащихся
и развитию их личностных качеств.
Я
предлагаю
вашему
вниманию
конспект учебного занятия «С чего
начинается Родина?»
Конспект
отражает
специфику
урока
музыки
во
2
классе:
выполнение
продуктивного
творческого
задания,
обращение
к
национально-
региональному материалу.
Ключевые слова: патриот, Родина, нравственные ориентиры.
Класс: 2, раздел 1 «Россия - Родина моя».
Тип урока: урок – размышление с использованием НРЭО и ИКТ
Ц е л ь урока:
Формирование
ценностных
нравственных
ориентаций
с
использованием информационных технологий в начальной школе.
Задачи
урока:
1.
Используя
выразительные
средства
музыки,
поэзии
воспитывать у учащихся любовь и уважение к Родине, Уральскому краю,
русской природе, к окружающим их людям.
2. Развивать у учащихся музыкальную и художественную культуру.
3. Учить учащихся определять стратегию своего нравственного развития,
видеть себя и окружающий мир в гармонии и единстве.
Продуктивная задача: заполнение карты патриота «Я - гражданин России»
Оформление класса: на доске эпиграф:
4
Ты должен посвятить Отечеству свой век,
Коль хочешь навсегда быть честный человек
Д. Фонвизин
I. Организационный этап
Учитель музыки: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведём с вами урок –
размышление
«С
чего
начинается
Родина?».
(На
фоне
спокойной
классической музыки учитель читает стихотворение):
Великий - дар единожды родиться.
Вздохнуть, раскрыть глаза и на века,
Удивительному миру удивиться,
Где дом и поле, роща и река.
Н. Рыленков
II. Введение в тему урока
Учитель: Эти замечательные стихи и волшебная музыка привели нас в мир
раннего детства. В руках у меня маленькое чудо - это куколка, ребёнок,
который так мал, что похож на древесную почку - эта почка будет расти,
развиваться – у неё всё ещё впереди. Все мы родом из детства. Где нам тепло
и радостно? В родительском доме, где каждый день начинается с маминой
улыбки
и
заканчивается
под
мамину
песню.
Какую?
Правильно,
колыбельную. Как мама поёт вам эту песню? (Ответы учеников)
Учитель: Давайте для нашего маленького чуда споём «Колыбельную».
Ученики исполняют песню «Колыбельная медведицы», передавая свёрток с
куклой друг другу.
III. Работа над понятиями
5
Учитель: У маленького ребёнка есть родители, родственники, которые
живут недалеко друг от друга, на земле, которая называется Родина.
Учитель: Родина – это место, которое когда-то полюбилось нашим предкам,
они пустили здесь свои корни, основали свой род. Скажите, ребята, а что
общего в словах природа, Родина, родители, родиться, родословная.
Ответы учеников: Это родственные слова. У них один корень – род.
Учитель: Родословную часто изображают в виде дерева с корнями (предками)
и кроной (потомками). Вы тоже можете прославить свой род добрыми делами
или огорчить недостойными поступками. Всё в ваших руках! Итак, Родина,
это место, где пустили корни ваши родные, это всё, что окружает вас с
детства: и люди, и природа.
(Ученики исполняют песню - «Здравствуй, Родина моя!»)
Учитель: Символом нашей Родины России является, какое дерево?
Ученики: берёза.
IV. Работа над новым материалом
Учитель: Замечательная челябинская поэтесса Ася Борисовна Горская
написала
очень
трогательные
стихи
о
русской
берёзке,
а
челябинский
композитор
Валерий
Ярушин
написал
музыку,
и
получилась
песня
«Кто
берёзку причесал?».
(На экране портреты А. Горской и В. Ярушина, учитель исполняет новую
песню «Кто берёзку причесал?»)
Учитель: Сейчас мы разучим эту песню. На экране текст этой песни. Во
время
исполнения
мы
немножко
отдохнём
–
проведём
валеологическую
паузу. На словах: ветер – руки вверх и покачивание руками, солнце – руки в
6
стороны – круговые движения рук, дождик – потряхивание руками сверху
вниз. (Ученики разучивают песню с движениями).
Учитель: Какой приём использовала Ася Горская, изображая образ берёзки?
Ученики: Олицетворение. Берёзка, как русская девушка: скромна и нежна.
Ствол – это стан. Ветви - это косы.
Учитель: Какие чувства выразили авторы в этой песне? Любовь к берёзке,
русской природе, бережное отношение к природе, единение с природой, ведь
человек – это часть природы.
Учитель: Ребята, Россия – это наша большая Родина. А как называется
наша малая Родина?
Ученики: Южный Урал, город Челябинск.
Учитель: давайте, исполним вашу любимую песню «Уральский хоровод».
V. Продуктивная задача: заполнение карты патриота «Я – гражданин
России»
Учитель: Как называют человека, который любит свою Родину, свой край?
Ученики: патриот.
Учитель: Какой вы хотите видеть нашу Родину в будущем? Перед вами
изображение границ нашего государства – России. (На экране – границы
России.)
Это будет ваша карта - патриота гражданина России. В центре карты
напишите, какой вы хотите её видеть, а вокруг границ напишите, какими
качествами должны обладать граждане нашей страны?
7
Зависит ли от нас будущее России? Ведь Родина начинается с чего? Прежде
всего, с нас! От нашего отношения к близким, друзьям, природе, делу, к
стране.
(Ученики заполняют карты, в это время звучит видеофрагмент песни «С
чего начинается Родина?»,
затем ученики зачитывают и показывают свои
карты патриота).
Учитель: Давайте, ребята, исполним главную песню нашей страны - Гимн
России!
VI. Итог и рефлексия урока
Учитель:
Как
вы
теперь
понимаете
слова
писателя
Фонвизина,
взятые
эпиграфом к нашему уроку?
Ученики: честный человек посвящает свою жизнь Родине.
Я думаю, что после такого проникновенного урока-размышления «С чего
начинается Родина?» у детей начнутся формироваться и развиваться такие
личностные качества как: патриотизм, любовь к русской природе, родному
краю, любовь к родным и близким людям, чувство гордости за свою Родину и
историю России.
Список литературы:
1
Ведомцева
Л.А.
Уроки
музыкального
краеведения
Южного
Урала:
методическое
пособие. – Челябинск: «Край Ра», 2016. - 108 с. («Педагогическая мастерская»).
2
Горская
А.Б.,
Ярушин
В.И.
Аквариум
детства
(песни
для
детей
и
взрослых).
Издательство ТОО «Версия», 1997 г.
3 Музыка. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия Г. П. Сергеевой, Е. Д.
Критской:
пособие
для
учителей
общеобразоват.
учреждений
/
[Г.П.
Сергеева,
Е.
Д.
Критская, Т. С. Шмагина]. – М.: Просвещение, 2012.