Автор: Голышева Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: урок окружающего мира
Тема: "Внимание, память"
Раздел: начальное образование
Окружающий мир
4 класс
УМК: «Начальная школа 21 века (под ред. Н.Ф.Виноградовой)
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема урока: Внимание, память.
Цель урока: дать детям представление о внимании и памяти, их значении в
жизни человека, показать учащимся различные способы их тренировки.
УУД:
Познавательные:
в ы с ка зы ва ют
и
о б о с н о в ы ва ют
п р е д л о ж е н и я ;
осуществляют
анализ,
сравнение,
обобщение,
формулирование
вывода,
выбор альтернативы.
Регулятивные:
осуществляют
оценку
взаимодействия
в
совместной
деятельности.
Коммуникативные:
планируют
учебное
сотрудничество;
разрешение
конфликтов,
проявляют
умение
с
достаточной
полнотой
и
точностью
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Основное
содержание
темы,
понятия,
термины:
внимание,
память,
их
значение в жизни человека.
Оборудование: компьютер, м/м проектор, экран, карточки с заданиями,
презентация «Внимание и память», тетрадь на печатной основе, листы с
понятиями, листы самооценки, учебник «Окружающий мир» 4 класс авт.
Виноградова Н.Ф.
1. Организационный момент
2. Постановка учебной задачи
- Для того чтобы узнать, какая сегодня тема урока, выполним задание и
ответим на вопросы.
Перед вами ряд чисел, записанных вразнобой, без какой- либо системы.
Ваша задача: как можно быстрее выписать их на листок в порядке
возрастания.
(Слайд 2)
25 1 7 36 15 4 8 14 2 17 9 54 48
Проверяем
(Слайд 3)
1 2 4 7 8 9 14 15 17 25 36 48 54
- Поднимите руку, кто правильно выполнил это задание. У кого одна
ошибка, две три?
- Что помогло вам выполнить это задание?
- Внимательно посмотреть на ряд чисел и выполнить предложенное
задание.
- Правильно, помогло внимание.
Ответьте на следующие вопросы:
1.
В какой день недели у вас по расписанию изобразительное искусство?
2.
Как найти скорость при решении задач на движение?
3.
Назовите свой домашний адрес.
- Что вам нужно было сделать, чтобы правильно ответить на мои
вопросы? (вспомнить)
- Что же помогает человеку запоминать события, явления,
информацию? (память)
- Правильно, память.
Тема нашего урока: «Внимание и память»
- Как вы думаете, что можно узнать о внимании и памяти в рамках одного
урока?
- Узнать что такое память и внимание. Для чего надо быть внимательным?
Какая бывает память? Как развивать внимание и память.
3.Изучение нового материала
Внимание
1. Беседа с учащимися.
– Вы, наверное, много раз слышали слова «внимание», «внимательный».
- А вам часто приходится слышать это слово, где и от кого?
- Выскажите предположение, что же такое внимание?
- Подумайте, где мы можем найти на этот вопрос.
(Спросить у взрослого, в учебнике, в словаре)
Один учащийся работает со словарем, остальные учащиеся ищут
информацию в учебнике на с 54.
Вывод. Внимание – особенность человека выделять что-нибудь важное.
Учитель прикрепляет к доске табличку «внимание» и формулировку этого
понятия.
- Какую роль внимание играет в жизни человека?
(Оно помогает людям жить, больше знать и уметь. Например, без внимания
не возможен успех в умственной работе, невнимательно прочитал задачу –
решил неправильно.)
- Почему
одних
людей
называют
внимательными,
а
других
невнимательными?
(Внимательные умеют лучше замечать изменения, которые происходят
вокруг.
Невнимательные
замечают
только
особенно
яркие
события
или
предметы. Н-р: Среди многих книг невнимательный выберет книгу яркую, а
внимательный обратит внимание еще и на название книги.)
- Как вы думаете, внимание у всех одинаковое?
- Можно ли развивать внимание?
Для этого существуют специальные игры и упражнения.
1.
Задание на определение объема внимания
А Ж Я Ш У Г Ю К
На короткое время (5 сек.) я покажу вам несколько букв на слайде,
посмотрите внимательно, а когда я закрою, запишите буквы, которые вы
запомнили. (Слайд4)
Кто запомнил 8 букв? 7 букв? 6 букв?
2.
Задание на переключение внимания
В данном тексте букву а подчеркните одной чертой; букву и обведите в
кружок.
На берегу реки сидела лиса. Ярко светило солнце. В его лучах резвились
в воде рыбки. Лисе очень хотелось наловить рыбок для завтрака.
Обменяйтесь листочками. Проверьте друг друга.
3. Задание на устойчивость внимания
- В учебнике задание на стр. 54 . Рассмотри рисунки и найди 5 отличий.
- Упражнений для развития внимания очень много, мы рассмотрели
некоторые из них.
- Что же такое внимание? Может ли человек обойтись без него?
Вывод:
- Внимательным человека делает умение замечать главное, важное.
- Внимание есть у всех, но не у всех оно развито хорошо.
ФКМ Игра «Птица, не птица» на внимание и знание птиц.
- Ваша задача: внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее
не птицу, подать сигнал – один хлопок .
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы - сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке!
- Переходим к следующему понятию нашего урока.
Память
- Приведите примеры, когда человеку нужна память.
(Учим правила, стихотворения, таблицу умножения.)
- Что же такое память?
Один учащийся работает со словарем, остальные учащиеся ищут
информацию в учебнике на с 56.
Вывод.
Память
–
это
способность
человека
запоминать
то,
что
он
воспринимает с помощью органов чувств.
Учитель прикрепляет к доске табличку « память» и формулировку этого
понятия.
4.
Изучение нового материала
Память
Работа с учебником.
Чтение и обсуждение текста «Зачем человеку память» с.55
- С чем можно сравнить память?
Память как магнитофон, который сначала записывает, сохраняет и при
необходимости вспоминает то, что ему в этот момент нужно.)
Учитель прикрепляет на доску схему
- запоминание
- сохранение
- воспроизведение
- Наша память связана с нашими органами чувств. Давайте подумаем и
вспомним, какие же органы чувств есть у человека.
- Зрение, обоняние, осязание, вкус, слух.
- Сколько органов чувств у человека?
- Пять.
- Существует несколько видов памяти. Рассмотрим некоторые из них.
Человек услышал определённую информацию и запомнил её. Как будет
называться такая память?
- Слуховая.
- Человек увидел что-то и запомнил. Как будет называться такая память?
- Зрительная.
5. Практическая деятельность
- Также полезно знать особенности своей памяти и использовать их.
Возьмите листочки для выполнения заданий.
Проверка слуховой памяти
- Прослушайте 10 слов, постарайтесь их запомнить. Все слова запишите в
столбик слева. (Каждое слово читается 1 секунду.)
Мышь, чертёж, ландыш, дочь, кирпич, ночь, ключ, рожь, малыш, врач.
Задание выполняется 3-4 минуты.
- Проверяем.
Учитель читает слова, а учащиеся на своих листах отмечают плюсом
правильные ответы.
- Сосчитайте, сколько слов вы написали и запишите количество цифрой.
- На какое правило эти слова?
-Вспомните, в каких случаях пишется мягкий знак у существительных после
шипящих, а в каких не пишется.
- Поднимите руки те, у кого записано 8-10 слов – отличная память, у кого 7-5
слов – хорошая, 4-1 – надо развивать память.
Проверка зрительной памяти
- Внимательно прочитайте слова на слайде, запомните их. Запишите в
столбик справа. (Слайд 6)
Затем слова закрываются.
куст дом
парта зонт
нос ручка
шёлк сок
лес нож
- Проверяем.
Учитель открывает слайд со словами, а учащиеся на своих листах
отмечают плюсом правильные ответы.
Сосчитайте и запишите цифрой количество записанных слов, которое вы
запомнили.
- Сравните свои результаты. Поднимите руки у кого больше баллов при
проверке слуховой памяти. О чем это говорит? У этих ребят лучше развита
слуховая память.
- Поднимите руки те, у кого больше баллов при проверке зрительной
памяти. У этих ребят лучше развита зрительная память.
- Какой вывод можно сделать?
-Нужно умело использовать особенности своей памяти, но и развивать другие
её виды. Есть для этого много разных игр и упражнений.
6. Самостоятельная работа в тетради
- Прочитайте внимательно задание №62 и выполните его в тетради на с 22.
Объедините слова в пары так, чтобы их легче было запомнить.
Иголка,
лодка,
художник,
яблоко,
пила,
кошелёк,
нитка,
рыбалка,
картина, сок, деньги, дрова.
- Сделайте вывод, как легче можно запомнить слова?
- Чтобы лучше запомнить слова, нужно объединить их по смыслу.
Проверим. Учитель читает первое слово, учащиеся – называют второе.
иголка - нитка
лодка - рыбалка
художник – картина
яблоко - сок
пила - дрова
кошелёк - деньги
Задание на развитие смысловой памяти (Слайд 7)
- Я буду медленно читать 10 пар слов. Ваша задача: запомнить вторые слова.
Затем я прочитаю лишь первые слова из каждой пары, а вы запишите у себя
на листочках вторые.
шум – вода стол – обед
мост – река рубль - копейка
лес – медведь дуб - желудь
дичь – выстрел рой - пчела
час – время гвоздь - доска
- Поднимите руки те, у кого записано 8-10 слов – отличная память, у кого 7-5
слов – хорошая, 4-1 – надо развивать память.
7. Выполнение рисунков к выражениям
- Теперь я предлагаю вам проверить, как вы умеете фантазировать, умеете ли
составлять
ассоциации.
Я
вам
зачитываю
10
выражений,
а
вы
их
не
записываете, а только делаете рисунок на каждое выражение.
Выражения:
1.
туманное утро
2.
дорогой подарок
3.
ласковый май
4.
день рождения
5.
кривое зеркало
6.
плечо друга
7.
трудное задание
8.
безбилетный проезд
9.
постельный режим
10.открытая книга
- Теперь, когда вы нарисовали рисунки к каждому выражению, предлагаю вам
вспомнить это выражение и записать его рядом с рисунком. (Для среднего
уровня памяти дети должны вспомнить 7-8 выражений)
8. Игра «Запомни порядок!»
- Сейчас мы поиграем в игру, развивающую зрительную память. Называется
она «Запомни порядок!»
5-6
уч-ся.
Один
из
них
водящий.
Другие
выстраиваются
в
паровозик.
Водящий
смотрит
на
«паровозик»
1
минуту,
а
затем
отворачивается
и
перечисляет учащихся по имени так как они стоят в «паровозике».
После этого игроки становятся зрителями, а на «сцену» выходят другие дети.
9. Игра «Повтори за мной»
Цель: развивать моторно-слуховую память.
Все
сидят
на
своих
местах.
Учитель
за
столом.
Учитель
постукивает
определенный ритм концом карандаша по столу. Ритмическая пауза должна
быть короткой и четкой. Один из учеников (по желанию) повторяет ритм.
Учитель
спрашивает:
«Кто
не
согласен?»
Если
кто-то
считает,
что
не
правильно он предлагает свой вариант.
-Некоторые из этих игр вы можете использовать и на переменах.
- Мы рассмотрели несколько упражнений на развитие памяти, но их очень
много. Давайте поработаем с учебником и познакомимся с правилами, как
развивать память.
10. Работа с учебником
- Какие правила нужно знать, чтобы развивать свою память?
11. Работа в парах с деформированным предложением
Каждый ряд получает свое задание: составить из слов предложение.
-Поработайте в парах. Возьмите конверты, составьте из слов предложение.
Прочитайте главную мысль нашего урока.
Внимательным человека делает умение замечать главное, важное.
Хорошая
память
–
это
когда
человек
легко
запоминает,
долго
не
забывает и быстро вспоминает.
Нужно не только умело использовать особенности своей памяти, но и
развивать её виды.
12. Подведение итогов урока
- Давайте вспомним, о чем же мы говорили на уроке? (О внимании, о
памяти)
- Что такое внимание?
(Внимание – это способность человека выделять что-нибудь в окружающем
мире, одновременно отвлекаясь от всего другого.
- Что такое память?
- Для чего человеку нужно внимание? (Оно помогает людям жить, больше
знать и уметь. Без внимания не возможен успех в умственной работе.)
- Для чего человеку нужна память?
- Какая бывает память?
- Можно ли развивать внимание и память?
(Да можно. Для этого существуют специальные игры и упражнения.)
Вывод: внимание и память необходимо развивать.
13. Рефлексия
Анкета:
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
7.Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно
14. Задание на дом
Подобрать задания или игры для тренировки внимания и памяти.