Напоминание

Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования на примере УТЭК СГУ


Автор: Суглобова Ирина Владимировна
Должность: преподаватель биологии и экологии
Учебное заведение: ФГБОУ ВО СГУ УЭТК
Населённый пункт: г.Сочи
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования на примере УТЭК СГУ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Суглобова Ирина Владимирована

Преподаватель биологии и экологии

Университетский экономико-технологический колледж СГУ

Российская Федерация, г. Сочи

Педагогические условия формирования экологической культуры

студентов в учреждениях среднего профессионального образования на

примере

УТЭК СГУ

С

ходом

истории

проблема

выживания

человечества,

связанная

с

предотвращениями разного рода конфликтов, кризисов и воин ставилась на первое место.

Но в наши дни специалисты склоняются к мнению, что первостепенным является решение

проблем,

связанных

с

экологией,

деградацией

окружающей

среды.

Очевидно,

что

пагубное влияние человечества на окружающую среду, ее загрязнение, может привести к

катастрофам, при этом не исключается и гибель всей человеческой цивилизации.

Стоить заметить, что осознание того, что человек потребительски относится к

биосфере, вызывая ее деградацию, достигнуто далеко не всеми [2]. И решение данной

проблемы не заключается в применении каких-то определенных мер. По мнению

специалистов, единственным рациональным выходом из сложившейся ситуации является

экологическое воспитание молодого поколения, формирование у молодежи экологической

культуры – «системы социальных отношений, нравственных установок, направленных на

взаимоотношения человека и природы» [7]. Для нашей страны это особенно важно, а

экологическое образование на всех уровнях даже закреплено в Федеральном законе от 10

января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [4].

Что касается профессиональной школы, то введение экологического воспитания у

студентов СПО в возрасте от 15 лет до 19 лет, в период их взросления, положительно

влияет на повышение качества профессионального образования, влияет на формирование

основных личностных качеств, ценностей подростков, дает знания об экологических

законах, помогает студентам правильно реагировать на изменившиеся условия

окружающей среды и понимать ответственность перед ней, выявляет интерес к

окружающему миру [5].

В ходе своей профессиональной деятельности выпускники СПО, особенно, если

это технические специальности, могут столкнуться с вопросами по эффективному

использованию природных ресурсов, переработке отходов и многими другими. Поэтому

для преподавателя важно убедить студентов, помочь им осознать взаимосвязь их будущей

профессиональной деятельности с деятельностью, направленной на охрану природы.

Эффективность процесса экологического воспитания в нашем колледже основана

на личностно – ориентированном подходе к каждому студенту, в основе которого

учитываются интересы и желания студентов. Так, как студенты УТЭК СГУ — это в

основном старшеклассники с разным уровнем экологических знаний, а также с разными

интересами, то для преподавателя важно наглядно, доступно и интересно для всех

студентов объяснять затрагиваемые проблемы экологии. В качестве главных вопросов

экологии на лекциях могут выступать: загрязнение атмосферного воздуха, питьевой воды;

загрязнение Черного моря; влияние человека на растительный и животный мир

Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Каждая тема

сопровождается докладами студентов, дискуссиями и использованием демонстрационного

материала.

В качестве базы для формирования экологической культуры студентов нашего

колледжа мы используем систему знаний, полученных студентами от педагога в процессе

обучения, которые в последствие реализуются на практике, формируя тем самым

ответственность перед окружающей средой у студентов и желание участия в ее защите.

Для разнообразия учебного процесса, преподавателями применяются такие методы

активного обучения, как участие в круглых столах, дискуссиях, обсуждениях,

конференциях, направленных на выявление экологических проблем и путей их решения.

Технологическое

оснащение

нашего

колледжа

способствует

активному

использованию цифровых образовательных ресурсов (подготовке презентаций, схем). В

процессе обучения студенты проходят различные тестирования, всегда могут получить

доступ к компьютерным программам по экологии. Использование технических средств

обучения

и

особенно

интернета

вызывает

у

студентов

желание

проявить

свою

индивидуальность, раскрыть свои интересы в рамках решения какой – либо экологической

проблемы, развивает креативное мышление, память, мотивирует на дальнейшее изучение

предмета, стимулирует к правильному использованию информационных технологий [1].

Для более полного понимания студентами экологических вопросов, мы стараемся

привлекать студентов к всевозможным мероприятиям местного или регионального

характера, примерами которых могут быть акции по защите окружающей среды, очистке

территорий, экскурсии по национальным паркам, выпуск газет [6].

В план учебно - воспитательной работы УТЭК СГУ включены и проводятся такие

мероприятия, как проведение субботников по санитарной очистке территории,

прилегающей к корпусу колледжа, помощь в уборке Мацестинского лесопарка

Сочинского Национального парка, эко – акция по очищению пляжа Черноморского

побережья, а к методам активного обучения по праву можно отнести круглый стол

Сочинского Национального парка ко Дню Черного моря, участие в круглом столе

Сочинского Национального парка к Международному Дню Земли, «Мисс Эковесна», а

также беседы в группах на кураторских часах «Сочи – наш дом и нам его беречь!»,

«Чистый город», «Наш родной край!», «За чистоту окружающей среды».

Город Сочи – это город аллей и клумб с яркими цветами, пальм и деревьев,

большинство из которых не встретишь нигде больше в России. Все это оживляет жилые

комплексы, многочисленные постройки со времен Олимпийских игр. Но из – за

повсеместных строек, ставших логическим результатом трансформации города, часть этой

зелени нещадно вырубается, что также отмечают и наши студенты. Поэтому, студенты

групп программирования и строительных специальностей, в течение всего года на

территории колледжа производят высадку зеленых насаждений, декоративных

кустарников, цветов, обновление клумб.

Студенты туристических специальностей и гостиничного сервиса активно

участвуют в экологических экспедициях, десантах, присоединяются к обучающим

экскурсиям по территории вольерного комплекса «Лаура» Кавказского государственного

природного биосферного заповедника. А после мероприятия в полном восторге делятся

впечатлениями об увиденном и проделанной ими работе.

Такая практическая деятельность, главной характеристикой которой является глубинное

изучение предмета с использованием научного подхода, способствует воспитанию

экологической культуры личности [3].

Таким образом, совмещая теоретический и практический подходы в процессе

экологического воспитания, наши студенты становятся полноценными членами общества,

с развитым чувством ответственности за экологию нашего города, пониманием

необходимости экологического образования для их будущей профессии и грамотным

подходом к решению экологических задач.

Список используемых источников и литературы

1.Авгусманова

Т.В.

Педагогические

условия

развития

исследовательской

деятельности старшеклассников в инновационном образовательном учреждении / Т.В.

Авгусманова: автореф. дис. .канд. пед. наук. Иркутск, 2003. - 22 с.

2. Агаркова Е.Ю. Экологическое образование как фактор формирования культуры и

оптимизации социоприродного взаимодействия: / Е.Ю. Агаркова автореф. дис. .канд.

филос. наук. Улан-Удэ, 2002. - 21 с.

3. Герасименко С.В. Формирование профессионализма будущих специалистов через

научно-исследовательскую работу / С.В. Герасименко // Специалист. 2007. - № 6. - С. 6-8.

4. Глазачев С.Н. Экологическая культура, образование и цивилизационный выбор

России // Наука и школа. 1997. - №3. С. 4

5.

Глейзер

Г.Д.

Проблемы

общеобразовательной

подготовки

учащихся

в

профтехучилищах

со

сроком

обучения

два

года

//

Научные

труды.

Л.:

ВНИИ

профтехобразования, 1975.- С. 14

6. Гречушкин В.А. Экологическая подготовка студентов медицинского колледжа /

В.А. Гречушкин: дис. . .канд. пед. наук. Липецк, 2002. - 252 с.

7. Гюлушашян К.С. Экологическое воспитание как важнейшая задача современной

системы

образования

/

К.С.

Гюлушашян,

О.М.

Газина,

А.И.

Бабич

//

Сибирский

педагогический журнал. 2007. - № 15.-е. 142.



В раздел образования