Напоминание

Русский язык .Конспект урока "Омонимы" 5 класс


Автор: Подкорытова Зинаида Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Шубинский УВК "Школа– детский сад"
Населённый пункт: село Шубино Кировский район Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Русский язык .Конспект урока "Омонимы" 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Подкорытова Зинаида Викторовна-учитель высшей категории

Русский язык 5 класс Урок №53 Дата 22.11.18

Тема. Омонимы

Цель урока: познакомиться с новым лексическим понятием – омонимы ;

показать их значение в речи; развивать умения определять омонимы в

тексте, давать толкование их лексических значений, употреблять в речи;

воспитывать ценностное отношение к слову, культуру речи.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: раздаточный материал, презентация , УМК Рыбченковой

Планируемые результаты:

Предметные: умение находить омонимы в художественном тексте и в

словаре;

продолжить

развивать

на

основе

сказки

воображение

и

речь

учащихся;

пополнять

словарный

запас

учащихся,

развивать

умение

учащихся

пользоваться

словарем

омонимов,

способствовать

развитию

умения работать с текстом

Метапредметные:

овладение

приёмами

отбора

и

систематизации

материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск

информации;

способность

к

преобразованию,

сохранению

и

передаче

информации; развитие умения формулировать и доказывать свою точку

зрения;

развитие

умений

анализировать,

сравнивать,

обобщать

;

определять цели урока, давать оценку своей деятельности

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии

интеллектуальных,

творческих

способностей

и

моральных

качеств

личности; воспитание интереса к предмету через разные виды работы.

Ход урока

Эпиграф : Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.

Оноре де Бальзак

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний, умений.(Используется презентация к уроку)

1).Проверка ( Выборочно) д/з: упр.197 зад.1. выписать пары антонимов

ВПЕРЕД- НАЗАД,ТЕСНОТА- ПРОСТОР, ДУХОТА- СВЕЖЕСТЬ, ЖИЗНЬ –

СМЕРТЬ, ДОБРО- ЗЛО, ЛЮБОВЬ- НЕНАВИСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ- ГРУСТЬ,

ДРУЗЬЯ – ВРАГИ, ТРУСЫ -ХРАБРЕЦЫ, СЛАДКО- ГОРЬКО, ВОСТОРГ-

УНЫНИЕ

2).Лексико-орфографическая работа .Объяснение правописания и

лексического значения слов

Класс, портфель, песчаный, мгновение, драгоценный, портфолио.

3). Работа в парах. Проверить и исправить ошибки в словах. Обменяться

тетрадями , исправить допущенные в результате проверки ошибки и

выставить оценки друг другу.

4).Орфографический практикум «Лови ошибку»:

вкустный, прекрастный, чюдестный, полисадник, чуство, лесница, интерес-

тный, предрассудок, каллиграфия.

5).Игра «Наоборот». Ответить в рифму словом-антонимом

Нам с тобой пришел черед сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко, а ты ответишь___низко________________.

Скажу я слово далеко, а ты ответишь___близко_________________.

Скажу я слово потолок, а ты ответишь___пол________________.

Скажу я слово потерял, и скажешь ты ___нашел_________________.

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты ___храбрец_______________.

Теперь начало я скажу, ответишь ты_____конец_________________.

О каком лексическом явлении идет речь в этой игре?(Антонимия)

Прочитав стихотворение, ответьте, еще о каком лексическом явлении

мы знаем? Примеры. Какова роль этих явлений?

Мчался я, летел и нёсся.

И бежал, бежал, бежал.

Захихикал, засмеялся,

А потом захохотал.

3. Мотивация учебной деятельности. Определение темы, целей урока

1).Работа с высказыванием К.Паустовского: «Нам дан во владение

самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»

2).Прослушивание сценки

Встретились два друга: Серёжа и Денис. Серёжа сказал:

– А у меня дома овсянка!

– Подумаешь, – сказал Денис, – у меня дома тоже овсянка.

Люблю овсянку! – добавил Серёжа

– И я люблю! – сказал Денис.

– Она жёлтая, красивая такая!

– И вкусная. Особенно с молоком!

– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Серёжа.

Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Серёжа.

Как это – про что? Про овсянку! – ответил Денис.

– Про какую овсянку?

– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

– Каша песни пела?! – изумился Денис.

– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую,

что ли? – рассердился Серёжа и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку

слушать.

– Айда! – согласился Денис. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.

- Оцените работу ребят.

- Что имел в виду каждый мальчик? (Овсянка каша и овсянка птичка).

- Почему они запутались?

- Есть такие слова в русском языке, которые пишутся и слышатся

одинаково.

- Может быть, кто-то знает, как они называются? (омонимы)

- Пишутся одинаково, слышаться одинаково, но …… различия есть.

Возникает вопрос, а чем же они различаются? (лексическим значением)

- Сформулируйте тему урока, цели

4. Изучение темы урока

Работа с учебником, чтение правила на с. 90

5. Первичное закрепление

Упр.199,200

По какому признаку определяли, что это омонимы?

6.Закрепление

1). Отгадайте загадки.

Загадка 1

Право, я прическа – чудо!

Заплести меня не худо.

На лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.

В воду я вдаюсь полоской –

Узкой, серенькой и плоской. (коса)

Загадка 2

Я сборник карт; от ударения

Зависит два моих значения;

Захочешь – превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)

Загадка 3

Я травянистое растение

С цветком различного цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (ирис)

2). Докажите, что эти слова омонимы ( по группам)

1 группа- Пеночка, боксер, такса.

2 группа- Белки, мука, полки.

3

группа- Кисть, норка, замок.

3) Просмотр видеофильма «Омонимы» на шутливые стихи Я. Козлов-

ского.

Соревнование «Кто больше?» .Записать омонимы, составить с

ними предложения или словосочетания.(Лисички, норка, пеночка, ключ,

груша, боксер, такса,белки)

7. Итог. Работа с эпиграфом . Верно ли утверждение Бальзака?

Прав ли К. Паустовский говоря ,что нам дан во владение самый

богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык?

8. Рефлексия. Я узнал… Я умею… Мне понравилось…

9. Домашнее задание: п.26 упр.201 зад.2-4

Дополнительно!!! Шутке -минутка

1. Каким ключом нельзя открывать двери?

2. Какие ноты кладут в суп? 3. Из какого крана нельзя брать воду?

4. Из каких ноготков не соберешь букета?

5.Из какой батареи нельзя вести огонь по противнику?

6.Какой клуб нельзя выпускать на сцену?



В раздел образования