Автор: Подкорытова Зинаида Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Шубинский УВК "Школа– детский сад"
Населённый пункт: село Шубино Кировский район Республика Крым
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Русский язык .Конспект урока "Омонимы" 5 класс
Раздел: среднее образование
Подкорытова Зинаида Викторовна-учитель высшей категории
Русский язык 5 класс Урок №53 Дата 22.11.18
Тема. Омонимы
Цель урока: познакомиться с новым лексическим понятием – омонимы ;
показать их значение в речи; развивать умения определять омонимы в
тексте, давать толкование их лексических значений, употреблять в речи;
воспитывать ценностное отношение к слову, культуру речи.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: раздаточный материал, презентация , УМК Рыбченковой
Планируемые результаты:
Предметные: умение находить омонимы в художественном тексте и в
словаре;
продолжить
развивать
на
основе
сказки
воображение
и
речь
учащихся;
пополнять
словарный
запас
учащихся,
развивать
умение
учащихся
пользоваться
словарем
омонимов,
способствовать
развитию
умения работать с текстом
Метапредметные:
овладение
приёмами
отбора
и
систематизации
материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск
информации;
способность
к
преобразованию,
сохранению
и
передаче
информации; развитие умения формулировать и доказывать свою точку
зрения;
развитие
умений
анализировать,
сравнивать,
обобщать
;
определять цели урока, давать оценку своей деятельности
Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных,
творческих
способностей
и
моральных
качеств
личности; воспитание интереса к предмету через разные виды работы.
Ход урока
Эпиграф : Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.
Оноре де Бальзак
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний, умений.(Используется презентация к уроку)
1).Проверка ( Выборочно) д/з: упр.197 зад.1. выписать пары антонимов
ВПЕРЕД- НАЗАД,ТЕСНОТА- ПРОСТОР, ДУХОТА- СВЕЖЕСТЬ, ЖИЗНЬ –
СМЕРТЬ, ДОБРО- ЗЛО, ЛЮБОВЬ- НЕНАВИСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ- ГРУСТЬ,
ДРУЗЬЯ – ВРАГИ, ТРУСЫ -ХРАБРЕЦЫ, СЛАДКО- ГОРЬКО, ВОСТОРГ-
УНЫНИЕ
2).Лексико-орфографическая работа .Объяснение правописания и
лексического значения слов
Класс, портфель, песчаный, мгновение, драгоценный, портфолио.
3). Работа в парах. Проверить и исправить ошибки в словах. Обменяться
тетрадями , исправить допущенные в результате проверки ошибки и
выставить оценки друг другу.
4).Орфографический практикум «Лови ошибку»:
вкустный, прекрастный, чюдестный, полисадник, чуство, лесница, интерес-
тный, предрассудок, каллиграфия.
5).Игра «Наоборот». Ответить в рифму словом-антонимом
Нам с тобой пришел черед сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко, а ты ответишь___низко________________.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь___близко_________________.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь___пол________________.
Скажу я слово потерял, и скажешь ты ___нашел_________________.
Скажу тебе я слово трус, ответишь ты ___храбрец_______________.
Теперь начало я скажу, ответишь ты_____конец_________________.
О каком лексическом явлении идет речь в этой игре?(Антонимия)
Прочитав стихотворение, ответьте, еще о каком лексическом явлении
мы знаем? Примеры. Какова роль этих явлений?
Мчался я, летел и нёсся.
И бежал, бежал, бежал.
Захихикал, засмеялся,
А потом захохотал.
3. Мотивация учебной деятельности. Определение темы, целей урока
1).Работа с высказыванием К.Паустовского: «Нам дан во владение
самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»
2).Прослушивание сценки
Встретились два друга: Серёжа и Денис. Серёжа сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Денис, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю овсянку! – добавил Серёжа
– И я люблю! – сказал Денис.
– Она жёлтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Серёжа.
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Серёжа.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Денис.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела?! – изумился Денис.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую,
что ли? – рассердился Серёжа и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку
слушать.
– Айда! – согласился Денис. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
- Оцените работу ребят.
- Что имел в виду каждый мальчик? (Овсянка каша и овсянка птичка).
- Почему они запутались?
- Есть такие слова в русском языке, которые пишутся и слышатся
одинаково.
- Может быть, кто-то знает, как они называются? (омонимы)
- Пишутся одинаково, слышаться одинаково, но …… различия есть.
Возникает вопрос, а чем же они различаются? (лексическим значением)
- Сформулируйте тему урока, цели
4. Изучение темы урока
Работа с учебником, чтение правила на с. 90
5. Первичное закрепление
Упр.199,200
По какому признаку определяли, что это омонимы?
6.Закрепление
1). Отгадайте загадки.
Загадка 1
Право, я прическа – чудо!
Заплести меня не худо.
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской. (коса)
Загадка 2
Я сборник карт; от ударения
Зависит два моих значения;
Захочешь – превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я. (атлас)
Загадка 3
Я травянистое растение
С цветком различного цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (ирис)
2). Докажите, что эти слова омонимы ( по группам)
1 группа- Пеночка, боксер, такса.
2 группа- Белки, мука, полки.
3
группа- Кисть, норка, замок.
3) Просмотр видеофильма «Омонимы» на шутливые стихи Я. Козлов-
ского.
Соревнование «Кто больше?» .Записать омонимы, составить с
ними предложения или словосочетания.(Лисички, норка, пеночка, ключ,
груша, боксер, такса,белки)
7. Итог. Работа с эпиграфом . Верно ли утверждение Бальзака?
Прав ли К. Паустовский говоря ,что нам дан во владение самый
богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык?
8. Рефлексия. Я узнал… Я умею… Мне понравилось…
9. Домашнее задание: п.26 упр.201 зад.2-4
Дополнительно!!! Шутке -минутка
1. Каким ключом нельзя открывать двери?
2. Какие ноты кладут в суп? 3. Из какого крана нельзя брать воду?
4. Из каких ноготков не соберешь букета?
5.Из какой батареи нельзя вести огонь по противнику?
6.Какой клуб нельзя выпускать на сцену?