Напоминание

"Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при школе"


Автор: Додонова Любовь Васильевна
Должность: библиотекарь
Учебное заведение: МОУ Кротковская основная школа
Населённый пункт: село Кротково, Сенгилеевский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием при школе"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кротковская основная школа

“Утверждаю”

Директор школы__________ “_______”__________2018г

Программа

летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

«Солнышко»

Программу разработала

Учитель Додонова Любовь Васильевна

2018 г

1

Полное название

программы

Программа летнего оздоровительного лагеря с

дневным пребыванием детей «Солнышко»

2.

Краткая аннотация

содержания программы

Данная программа по своей направленности является

социально-педагогической,т. е. включает в себя разноплановую

деятельность, объединяет различные направления оздоровления,

отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием «Солнышко»

3

Цель программы

Создать

благоприятные

условия

укрепление

физического,

психического

и

эмоционального

здоровья,

организации досуга учащихся во время летнего

оздоровительного сезона.

4

Направления

содержания

деятельности

программы лагеря

Смена лагеря «Солнышко» включает следующие

направления:

-физкультурно-оздоровительное

- художественно-творческое,

- гражданско-патриотическое развитие детей,

- познавательно-интеллектуальная

- досуговая деятельность.

5

Ожидаемый

результат

-

повышение

двигательной

активности

будет

способствовать

укреплению

здоровья

и

физическому развитию детей;

- удовлетворить потребности детей и родителей

в полноценном отдыхе;

- воспитание

общей

культуры

учащихся

посредством

развития

эмоционально-волевой

сферы ребенка, креативности его мышления и

реализации творческого потенциала ребенка в

разнообразных сферах деятельности;

-

становление

социально-адаптированной

личности

с

активной

жизненной

позиции

человека

как

гражданина

и

патриота

своей

страны

6

Авторы программы

Додонова Любовь Васильевна, учитель,

II квалификационной категории

7

Адрес, телефон

С. Кротково, ул. Школьная д11

(884233) 2-85-25

8

Место реализации

МОУ Кротковская основная школа

9

Количество

участников

программы

15 человек

В о з р а с т

у ч а с т н и к о в

программы

7-12 лет

10

Сроки проведения,

количество смен

21 календарный день, одна смена.

11

Кадровое обеспечение

программы:

Додонова Любовь Васильевна-начальник лагеря;

Глазкова С.Н. - воспитатель;

Попкова Н.Ю. - воспитатель;

Головина Е.Н. - повар;

Лукина М.П. - технический работник;

Курносова Н.А. - медицинский работник

Пояснительная записка

Лето – это благодатное время для укрепления здоровья детей, их физической

закалки,

восстановления

сил

после

долгого

учебного

года.

С

наступлением

летних каникул у многих родителей возникает вопрос о том, как организовать

отдых их ребенка. Родители на работе, а ребенок, выйдя на летние каникулы,

предоставлен обычно сам себе, у него появляется масса свободного времени.

Заполнить

это

свободное

время

полезными

и

интересными

занятиями

становится основной заботой родителей. При этом не каждый ребенок готов

провести лето вне дома, в загородном лагере без мамы и папы.

Актуальность программы. Летние каникулы составляют значительную часть

годового

объёма

свободного

времени

школьника.

Лето

для

них

это

возможность

разрядить

накопившуюся

за

год

напряжённость,

пополнения

израсходованных

сил,

восстановления

здоровья.

Этот

период

как

нельзя

благоприятен для развития творческого потенциала, приобщения к культурным

ценностям,

совершенствования

индивидуальных

возможностей,

вхождения

в

систему

новых

социальных

связей,

воплощения

собственных

планов,

удовлетворения

индивидуальных

интересов

в

личностно

значимых

сферах

деятельности.

Разработка

данной

программы

организации

летнего

каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:

– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников

в условиях сельской местности;

– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;

– необходимостью

использования

богатого

творческого

потенциала

детей

и

педагогов в реализации цели и задач программы.

Педагогическая целесообразность:

Летний лагерь для детей и подростков в летний период позволяет создать условия для того,

чтобы потенциал летнего оздоровительного лагеря, использовался с максимальной силой и

был направлен на укрепление здоровья, физических и психических сил ребенка, снятия

напряжения после учебного года, обогатил знаниями, умениями, положительными эмоциями и

яркими впечатлениями. Программа создает условия для реализации воспитательной,

спортивно-оздоровительной, познавательной, досуговой, информационно-преобразовательной

и трудовой деятельности.

Новизна программы

прослеживается

в

широком

приобщении

детей

к

разнообразному

социальному

опыту,

созданию

в

лагере

стиля

отношений

сотрудничества,

содружества,

сотворчества, участия детей в управлении детским оздоровительным лагерем.

По

продолжительности

программа

является

краткосрочной,

т. е.

реализуется

в

течение

лагерной смены.

Место проведения летнего оздоровительного лагеря: МОУ Кротковская основная школа.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

Создание условий для организации оздоровительного отдыха детей и подростков, развития их

творческого

потенциала,

активной

жизненной

позиции,

развитие

личности

ребенка,

укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших

черт гражданина.

Задачи:

• Развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела;

• Сплочение детского коллектива, поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи;

• Повышение самосознания подростков через разнообразные формы работы и труда;

• Развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков "группы риска".

Формирование

мотивации

к

применению

накопленных

знаний,

умений,

навыков

в

повседневной жизни.

*Создать условия для развития духовно-творческой личности ребёнка.

*Укреплять связь школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования

детей, культуры, микросоциума,

в организации каникулярного отдыха, занятости детей и

подростков.

Ожидаемые результаты программы.

* При активном участии детей и взрослых в реализации программы

предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому

коллективу единомышленников.

* Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную

активность, даст уверенность в своих силах и талантах, повысит творческую

активность детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность,

активизирует лидерские и организаторские качества, приобретут новые знания,

будут развиты творческие способности, детская самостоятельность и

самодеятельность.

* При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно

организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и

своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они

существуют, укрепить физические и психологические силы детей и подростков.

* Осуществление экскурсий, помогут детям в обретении новых знаний о родном

крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

* Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для

взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут

участвовать в работе лагеря.

Направления и виды деятельности

Художественно-творческое;

Физкультурно-оздоровительное;

Трудовая деятельность;

Образовательная деятельность;

Досуговая деятельность

Физкультурно-оздоровительная работа

Задачи физкультурно-оздоровительного направления:

*Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной

работы;

*Выработка и укрепление гигиенических навыков;

*Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

*Утренняя зарядка

*Спортивные игры на спортивной площадке

* Подвижные игры на свежем воздухе («Зарничка», игры – вертушки,

«Спортивная тропка» и др.)

*Индивидуальные задания для самостоятельного выполнения в течение дня

*Оздоровительные процедуры

* Экскурсии

Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую

погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях.

Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и

закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего

физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег,

прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного

настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость,

быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы,

толерантности.

Эстетическое направление

Эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью

педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей. Прекрасное

окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между

людьми. Надо только его суметь увидеть, почувствовать и понимать. Ростки

этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит

воспитывать эстетически - умение видеть и чувствовать прекрасное вокруг себя.

Задачи эстетической деятельности:

* Пробуждать в детях чувство прекрасного

*Формировать навыки культурного поведения и общения

* Прививать детям эстетический вкус

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно организоввать

немало мероприятий, через следующие ведущие направления:

музыкальное, танцевальное, художественное, театральное, общения с книгой,

природой, искусством.

Основные формы проведения:

*Конкурсы: « Праздник цветов», «Праздник музыки и танца», «Золушка

лагеря»,

* Конкурс отрядных уголков «Наш сказочный дом»

Художественно-творческая деятельность

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в

которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения

удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным

назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности

детей.

Формы организации художественно-творческой деятельности:

*Изобразительная деятельность (оформление отряда «Отрядной уголок»,

конкурс стенгазет и рисунков «Радуга настроений, улыбок и веселья», «А в

нашем лагере…», «Самый лучший день…»

*Конкурсные программы: «Мисс лето – 2018», «Рыцарский турнир», «Алло,

мы ищем таланты!», «Найди, клад», «Умники и умницы»

* Творческие конкурсы: «Знакомьтесь, это наша дружная семья»

*Игровые творческие программы: «Весёлые затейники»

*Концерты, музыкальные конкурсы: «Детский голос – 2018»

*Творческие игры: «День рекордов»

*Выставки

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных

способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной

деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета

и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное

видение мира, свои фантазии.

Образовательная деятельность

В условиях летного отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового,

неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного,

реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны,

ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа,

окружающая среда.

Основные задачи образовательной деятельности:

*Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире

* Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений

Основные формы работы:

*Экскурсии по местам малой родины: (заочные)

*Определенный интерес у детей вызывают психологические тренинги, которые

помогают ребятам узнать о себе что-то новое.

Досуговая деятельность

Задачи досуговой деятельности:

*Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.

* Организовать деятельность творческих мастерских.

*Организовать деятельность по благоустройству территории школы , села.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей

и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идет

закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения

потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и

физического развития ребенка, формирования его характера. Организация

досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса

жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Виды досуговой деятельности:

*развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на

другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те

физические и духовный способности и склонности, которые не может

реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов,

спектаклей, экскурсий, спортивных соревнований, прогулки;

*отдых, в какой – то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение

эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.

*самообразование направлено на приобщение детей к культурным

ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.

*творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности.

Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.

*общение, является необходимым условием развития и формирования

личности, групп на основе общего интереса.

Механизмы и этапы реализации программы

Сюжетная линия программы

Погружение в сюжет игры происходит через знакомство с легендой игры, во

время которой лагерь превращается в Солнечный городок. Жизнь городка

основана на развитии творческих способностей каждого его жителя, проявлении

их талантов, активности, спортивных достижений, укреплении здоровья. Смысл

сюжета игры – возвращение Солнечному городку яркости, привлекательности,

украшение его домов и улиц, которые были нарушены нападением темных сил.

Все это будет возможным, если жители городка будут активно участвовать в

жизни и благоустройстве своего города (как индивидуально, так и коллективно).

Жители городка живут на 2-х улицах – улице Спортивной и улице Фантазеров. У

каждого жителя улицы свой собственный домик, который надо восстановить и

украсить разноцветной мозаикой. Управляет городком Мэр, жизнью улиц

руководят его Советники. В управлении Мэру помогает Городская дума

( детский орган самоуправления) , которую возглавляет Председатель .

Активность жителей городка, их любознательность, трудолюбие,

общительность, самостоятельность помогут городку стать красивым, а жизнь и

отдых в Солнечном городке сделают веселой, яркой, полной удивительных

приключений. ( легенда игры – см. Приложение №1)

Словарь терминов игры:

Солнечный городок - Лагерь

Жители городка - Дети

Мэр городка - Начальник лагеря

Советники мэра - Воспитатели

Городская дума - Детский орган самоуправления

Улицы - Отряды

Командиры - Лидеры отрядов

Огонек - Сбор отряда

Вече – Общий сбор жителей городка

Организационные формы детских органов самоуправления

Вече

-

общее

собрание

-

высший

законодательный

орган

самоуправления.

Принимает

жизненно

важные

решения,

утверждает

документы,

программы,

планы. Собирается 2 - 4 раза за время смены.

Городская

Дума

-

совет

лагеря

- высший

исполнительный

детский

орган

самоуправления. В него входят Мэр – начальник лагеря, командиры отрядов,

Председатель городской Думы – педагог - организатор лагеря. Решает текущие

вопросы, владеет информацией и осуществляет обмен информацией, руководит

работой и разрабатывает задания группам, планирует и анализирует, заполняет

мониторинг деятельности групп.

Командир отряда. Выбирается из числа актива отряда (жителей улицы) каждые

два дня. Руководит делами отряда, информирует, представляет интересы отряда

в

Городской

думе,

контролирует

организационные

моменты

и

творческие

процессы в отряде.

Отрядный огонек - собирается два раза в день. Утром планирует жизнь отряда:

распределяет

поручения,

информирует;

вечером

-

подводит

итоги

дня,

определяет рейтинг, поощрения, разрешает конфликты и проблемы, принимает

важные решения для всех членов отряда( жителей улицы).

Группы

по

ЧТП

(чередование

традиционных

поручений)

небольшое

объединение ребят для общения и деятельности: подготовка дела, дежурства,

обсуждение

проблем

и

интересных

тем.

Создаются

для

организации,

или

проведения, или участия в отрядном деле, в мероприятии лагеря.

Досуговая группа (ЧТП). Подготовка и проведение творческих дел, заполнение

музыкальных и игровых пауз, проведение игр, досуговая часть на прогулках.

Дежурная

группа

(ЧТП)..

Отвечает

за

чистоту

и

порядок

в

лагере,

за

выполнение режима дня, за выполнения закона ОО. Организация дежурства в

столовой.

Спортивная

группа

(ЧТП). Организация

и

проведение

зарядки,

помощь

в

проведение соревнований, спортивных игр, содержание спортивного инвентаря

в порядке. Проведение познавательных дел на тему «Здоровый образ жизни»

Группа

СМИ

(ЧТП). Оформление

рубрик

информационного

стенда

лагеря,

помощь досуговой группе в оформлении КТД. Выпуск стенгазет совместно с

информационной группой. Обучение ребят оформительскому делу. Организация

конкурса на лучшее оформление отряда, лучшую эмблему отряда.

Система мотивации и стимулирования участников программы

Результаты личных достижений жителей городка отражаются на фасаде домиков

каждого жителя. Домики серые, их необходимо украсить, сделать цветными,

нарядными. За каждое достижение, успех, помощь и добрые дела на радость

людям жители города получают смальту – разноцветные камешки – мозаику,

которыми украшают стены своих домов, цветы, которые можно высадить около

своего домика. За смену каждый житель городка должен преобразить свой домик

и территорию около него, чтобы город опять стал солнечным и радостным. При

подведении итогов смены выявляются лидеры активности в различных видах

деятельности. По окончании смены каждый житель города забирает свой

разноцветный домик и получает звание

*Самый активный житель;

*Самый спортивный житель;

*Самый творческий житель;

*Самый трудолюбивый житель;

*Житель – Знайка

*Лидер – организатор

Смальта на домиках разного цвета с изображениями символов. Цвет и символика

смальты означают

Зеленая смальта с ноткой

- символ творчества;

Желтая смальта с лавровым венком

– за спортивные успехи;

Голубая смальта с изображением книги

– за интеллектуальные успехи;

Оранжевая смальта с сердечком

– за помощь и трудолюбие;

Красная смальта с факелом

– за лидерство.

Фиолетовая смальта

– за активность в делах.

Этапы реализации программы

1 этап: Подготовительный: апрель - май.

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного

летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону.

Деятельностью этого этапа является:

* Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по

воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону.

* Издание приказа по школе о проведении летней кампании.

*Разработка программы деятельности пришкольного летнего

оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»

* Подготовка методического материала для работников лагеря.

* Отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере.

*Составление необходимой документации для деятельности лагеря

(плансетка, приказы, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)

2 этап: Организационный: июнь

Этот период короткий по количеству дней - 2-3 дня.

Основной деятельностью этого этапа является:

*Встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских,

организаторских и творческих способностей;

*Запуск программы «Солнышко»

* Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

3 этап: Практический: июнь

Основной деятельностью этого этапа является:

*

Реализация основной идеи смены

*Вовлечение детей и подростков в различные виды коллективнотворческих

дел

* Работа творческих мастерских

4 этап: Аналитический: июль Основной идеей этого этапа является:

* Подведение итогов смены

* Выработка перспектив деятельности организации

*Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по

деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1.

Чёткое представление целей и постановка задач.

2.

Конкретное планирование деятельности.

3.

Кадровое обеспечение программы.

4.

Методическое обеспечение программы.

5.

Педагогические условия.

6.

Материально-техническое обеспечение.

Кадровые условия.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Координаторы смены:

заместитель директора по ВР;

начальник лагеря;

старшая вожатая;

Кураторы отрядов:

воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);

вожатые (из числа актива школы)

Повар

Медицинский работник

Методические условия

наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

должностные инструкции всех участников процесса.

проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;

подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

проведение ежедневных планёрок.

коллективные творческие дела

творческие мастерские

индивидуальная работа

Педагогические условия.

1.

Отбор

педагогических

средств

с

учетом

в о з р а с т н ы х

и

и н д и в и д у а л ь н ы х

особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2.

Организация различных видов деятельности.

3.

Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4.

Создание ситуации успеха.

5.

Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6.

Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение.

1.

Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных

мероприятий.

2.

Материалы для оформления и творчества детей.

3.

Наличие канцелярских принадлежностей.

4.

Аудиоматериалы и видеотехника.

5.

Призы и награды для стимулирования.

Материально-технические условия предусматривают:

Применение

Источник

финансирования и

материальная

база

Ответственны

е

1

2

3

4

Кабинеты

Комната

отд ы ха ,

игровые комнаты,

Материальная

база

школы.

Родительские

средства на закупку

канцелярских

принадлежностей

д ля

т в о р ч е с к и х

мастерских,

о т р я д н ы х

д е л ,

подготовки стендов

и

материалов

для

конкурсов

Начальник

лагеря,

воспитатели,

технический

персонал

Спортивный

зал

Занятия

спортом,

состязания,

линейка

(

в

случае

плохой погоды)

Материальная база

школы

воспитатели

Спортивная

площадка

Линейка,

проведение

общелагерных игр

на воздухе,

спартакиады,

спортивные

состязания

Материальная база

школы

воспитатели

Школьный

О т р я д н ы е

д е л а ,

Материальная база

Воспитатели,

двор

игры-путешествия

школы

администрация

лагеря

Актовый зал

Праздничные

м е р о п р и я т и я

и

концерты,

постановка

спектаклей,

работа

детской

творческой

мастерской

Материальная база

школы

Воспитатели,

администрация

лагеря

Медицинский

кабинет

Медицинский

контроль

мероприятий

лагерной смены

Материальная база

школы

Медицинский

работник

Школьная

столовая

Завтрак, обед

Фонд

социального

страхования

повара

Комнаты

гигиены

Туалеты, места для

мытья рук,

раздевалки

Материальная

база

школы

Начальник

лагеря,

воспитатели,

технический

персонал

Факторы риска, меры их профилактики

ВОЗМОЖНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Факторы окружающей среды: плохая погода,

дождь;

Заменить мероприятием без выхода на

улицу

Жара, палящее солнце.

Защита головы от солнечного удара,

питьевой режим. Не позволять

длительное время, находится на открытом

солнце

Клещевая опасность

Не планировать походов и выездов в лес.

Не желание принимать участие в мероприятиях

Организовать индивидуальную работу:

беседа воспитателя, помощь психолога.

Нарушение правил дорожного движения

Беседы, викторины, практические занятия

по предупреждению и профилактике ДТТ.

Травмы и ушибы.

Иметь средство для дезинфекции ссадин и

ран, порезов. Помощь медицинского

работника.

Кишечные инфекции.

Постоянное мытьѐ рук перед едой и после

посещения туалета. Беседы медицинского

работника по теме.

Приложение

Легенда игры.

В серых каменных джунглях Сортировки затерялся маленький Солнечный

городок. Его населяли малыши- крепыши и малышки- фантазерки и

мечтательницы. Как все дети, они очень любили прыгать, бегать, петь песенки,

танцевать, рисовать, заниматься спортом. Городок был такой маленький, что в

нем насчитывалось всего 2 улицы. Но какие же они были красивые! Каждый

житель Солнечного городка жил в своем отдельном домике и украшал его так,

как подсказывала ему фантазия. Городок находился недалеко от Солдатского

озера, окруженного соснами. Сосновая смола часто попадала в воду озера,

застывала там, окрашивалась в разные цвета. Жители Солнечного городка

находили на берегах озера кусочки разноцветной застывшей смолы. Эту смолу

называли смальта. Ею малыши и украшали свои домики. Управлял Солнечным

городком мудрый волшебник Радмир. Он подсказывал малышам, как сделать

город еще красивее и посоветовал вокруг каждого домика посадить цветы,

особенно подсолнушки. Ведь подсолнухи так похожи на маленькие Солнца. От

них даже в пасмурный день в городке было всегда светло и радостно. Но вот

однажды в городок пробрались злые сестрички Скука, Зависть, Лень и

Грязнулька. С их приходом городок стал похож на серые каменные джунгли,

потому что Зависть украла всю смальту со стен домиков, а Грязнулька сломала

все подсолнушки и засыпала весь городок шелухой от семечек. Скука и Лень

пробирались к малышам в дома и нашептывали им о том, что не надо приводить

городок в порядок, лучше лежать в своих постельках и ничего не делать. И так

малыши разленились, что им стало все равно, что их городок стал серым и

скучным, а от безделья они стали слабыми и хворыми. Злые сестрички

навредили не только малышам и их городку. Ночью они схватили волшебника

Радмира и замуровали его в высокую башню. Кто же теперь поможет малышам?

Но даже находясь в плену у злых сестричек, Волшебник Радмир попытался

помочь малышам. Он прислал им почтового голубя с наказами, как побороть

злодеек. Во- первых, надо заняться своим здоровьем и перестать лениться,

разучить новые песни, чтобы в городе было звонко и радостно, объединиться

всем вместе и научиться делать добрые дела, насадить новых подсолнушков,

убрать всю грязь в Солнечном городке. А за это мэр Солнечного городка,

назначенный Радмиром, будет награждать малышей кусочками смальты, чтобы

их домики стали опять яркими и красочными. И когда город станет, таким как и

прежде, кончится власть сестер – злодеек, Каменная башня рухнет и волшебник

Радмир опять будет свободен, а малыши станут здоровыми, и будут , как прежде,

радоваться жизни.

Программа

разработана

с

учетом

следующих

законодательных

нормативно-правовых

документов:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от

24.07.98 г. № 124-Ф3;

– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав

потребителей и кодекс «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием,

лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

- Письмо Минобрнауки № 09-260 от 26.10.2012г;

- Письмо Минобрнауки № 09-613 от 01.04.2014г;

-Письмо Минобрнауки № 09-388от 30.11.2015г

ДЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЕ

День

первый

«Улица Встреч»

1. Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Утренний сбор всего лагеря, решение

организационных вопросов.

2. Беседа по технике безопасности и правилах

жизни лагерной смены, инструктаж по ПДД ,

правилам противопожарной безопасности.

3. Конкурс рисунков на асфальте «Здравствуй,

лето!»

4. Экскурсия в библиотеку «Беседа о тайнах

природы» (сельская библиотека)

5. КТД: изготовление отличительных эмблем,

отрядной атрибутики.

6. Знакомство с легендой лагеря

7. Игры, конкурсы «Ярмарка идей»

День

второй

«Улица Дружбы»

1. Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Утренний сбор всего лагеря, решение

организационных вопросов.

2. Беседа «Осторожно огонь »

3. Распределение обязанностей в отрядах,

оформление отрядной газеты, выбор названия,

девиза, отрядной речевки, эмблемы.

4. Подвижные игры на воздухе. Игры на

выявление лидеров: «Верёвочка», «Карабас».

Игры на сплочение коллектива: «Зоопарк»,

«Заколдованный замок».

5. ”Споемте, друзья” разучивание песен.

6. Подготовка к открытию лагеря (творческие

номера, конкурс отрядных эмблем, речёвок,

песен.)

7. Час творчества “Юный мастер” Лепка из

соленого теста

День

третий

«Улица Праздничная»

1. Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Утренний сбор всего лагеря, решение

организационных вопросов.

2. Изучение правил безопасного поведения на

дороге, на воде, при пожаре.

3.Открытие лагеря. Праздничный концерт.

4.Рисунки на асфальте.

Дополненная реальность

5. Экскурсия в библиотеку «Там чудеса…»

6. Дискотека СДК

7.Подвижные игры на свежем воздухе

День

четвертый

«Улица Талантов»

1. Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Утренний сбор всего лагеря, решение

организационных вопросов.

2.Минутка здоровья «Вредные привычки»

3. Конкурсная программа «Минута Славы»

4. Конкурс «Раз картинка, два картинка»

(Соревнование по собиранию пазлов)

5. Мастер-класс “Поделки из фантиков”

6. Подвижные игры на воздухе

День

пятый

«Улица Художников»

1.Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Утренний сбор всего лагеря, решение

организационных вопросов.

2. Минутка здоровья «Путешествие в страну

витаминию»

3. Игра “Через книгу к добру и свету”

4. Конкурс рисунков. Коллективный шедевр на тему “Цветы из

далеких планет”

5.Мастер-класс по рисованию зайчика

День

шестой

«Улица Спасайкина»

1. Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Утренний сбор всего лагеря, решение

организационных вопросов.

2. Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая

помощь при ожоге»

3. «Мой друг велосипед»- конкурсная

программа на территории школьной спортивной

площадки.

4.Видеосалон «Урок безопасности» (просмотр

детского фильма «Один дома…»)

5. Игра по станциям “Я - спасатель”

День

седьмой

«Улица Волонтера»

1. Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Ут ренний

с бор

вс его

лагеря,

р е ш е н и е

организационных вопросов.

2.Минутка здоровья «Осанка – основа красивой

походки»

3.

Анализ

книги

А.П.Гайдара

“Тимур

и

его

команда”

3. Беседа «Кто такой волонтер?»

4. Акция «Книжкина больница» (библиотека).

5. Игра-путешествие по сказкам

«Герои добровольцы».

День

восьмой

«Улица Детства»

1. Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Ут ренний

с бор

вс его

лагеря,

р е ш е н и е

организационных вопросов.

2. Минутка здоровья «Поделись улыбкою своей»

3. «Фабрика звезд» (конкурс детских песен)

4. Игры с малышами д/с

”Солнышко на свежем воздухе”.

5. Конкурс рисунков “Моя любимая игрушка”

6. Мастер-класс “Музей оригами”

День

девятый

«Улица Спортивная»

1. Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Ут ренний

с бор

вс его

лагеря,

р е ш е н и е

организационных вопросов.

2 . Минутка здоровья

«Правильное питание –

залог здоровья!»

3 . Малая

спартакиада. Под девизом: «Мы

за

здоровый образ жизни»

Первенство

лагеря

по

различным

видам

спорта:

веселые старты

футбол

шашки

Шахматы

4.Конкурс рисунков «Эмблема олимпийских игр».

5.Просмотр презентации “Спортсмены Ульяновской области”

День

десятый

«Улица Цветочная”»

1. Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Ут ренний

с бор

вс его

лагеря,

р е ш е н и е

организационных вопросов.

2.Минутка здоровья «Осторожно, клещ!» (беседа

о первой помощи при укусах насекомых)

3 . Экскурсия в библиотеку «Лесная викторина»

(рассказ о лекарственных травах )

4. Мастер- класс «Плетение венков»

5. Игры на свежем воздухе для мальчиков

6.

Мастер-класс

по

изготовлению

цветов

из

бумаги.

7. Конкурс “Праздник цветов”

День

одиннадцатый

«Улица Музыкальная»

1. Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Ут ренний

с бор

вс его

лагеря,

р е ш е н и е

организационных вопросов.

2. Минутка здоровья «Береги своё зрение»

3.Экскурсия в библиотеку «Час дружбы, доброты

и вежливости»

4. Конкурс вежливых приветствий

5. Танцевальный марафон Дискотека. (СДК)

6. Музыкальный конкурс: «Детский голос – 2018»

7.Мастер-класс

по

изготовлению

шумовых

инструментов.

День двенадцатый

«Улица Игровая»

1. Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Ут ренний

с бор

вс его

лагеря,

р е ш е н и е

организационных вопросов.

2. Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше

здоровье»

3. Интеллектуальная игра «Звездный час»

4.

Парад

шумовых

инструментов.

(конкурс

костюмов для порада, лучшие танцеры)

5.Игра «Зов джунглей»

6. Разучивание забытых игр

День тринадцатый

«Улица Цветочная»

1. Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Ут ренний

с бор

вс его

лагеря,

р е ш е н и е

организационных вопросов.

2.Минутка здоровья «Какие цветы нас лечат»

3. Экскурсия на ближайший луг. Беседа о цветах

4

. Видеосалон.

Просмотр

фильма-сказки

«Аленький цветочек»

5. Изготовление цветов из бумаги

6. Музыкальная ромашка

День четырнадцатый

«Улица Звёздная»

1. Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Ут ренний

с бор

вс его

лагеря,

р е ш е н и е

организационных вопросов.

2. Минутка здоровья «Как снять усталость с ног»

3.Конкурс «Мисс и мистер ЛЕТО-2018»

4. Дискотека СДК

5. Игровая программа «Угадай мелодию»

6.Игры на свежем воздухе

День

пятнадцатый

«Улица Шашечная »

1.Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Ут ренний

с бор

вс его

лагеря,

р е ш е н и е

организационных вопросов.

2.Минутка

здоровья

«У

меня

хорошее

настроение»

3. Шахматно-шашечный турнир.

4. Коллективная игра «Поиск клада».

Прохождение эстафеты при поиске клада.

5. Подвижные игры (пионербол).

День

шестнадцатый

«Улица Умников»

1.Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Ут ренний

с бор

вс его

лагеря,

р е ш е н и е

организационных вопросов.

2. Минутка здоровья «Чистая вода нужна всем»

3. Викторина «К звездам»

4 . Конкурс

рисунков

на

асфальте

«Украсим

планету рисунком»

5. Конкурс “Умники и умницы”

6 . Уборка территории «Приведи в порядок свою

планету».

День семнадцатый

«Улица Творческая»

1.Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Ут ренний

с бор

вс его

лагеря,

р е ш е н и е

организационных вопросов.

2. Минутка здоровья «Витамины на грядке»

3. Волшебное рисование «Разноцветное лето»

4. Музей оригами

5.Творческие

мастерские

(лепка,

коллаж,

аппликация)

для

участия

в

конкурсе

на

изготовление лучшего «Дома будущего».

6. Подготовка к закрытию лагеря

День восемнадцатый

«Улица Прощальная»

1.Приём и перекличка детей. Утренняя зарядка.

Ут ренний

с бор

вс его

лагеря,

р е ш е н и е

организационных вопросов.

2. Минутка здоровья «Алкоголю – нет»

3. Конкурс актёрского мастерства

4. Концерт к закрытию лагеря. Дискотека.

Участие в прощальном флэш-мобе.

5. Подвижные игры на свежем воздухе

Анкетирование.

Дополненная реальность

Рисунками на асфальте сейчас мало кого удивишь, поэтому задание должно быть каким-то

особенным. Например, нужно нарисовать картинку, в которой каждый ребенок — главный

герой. Да, для финальной фотосессии в дополненной мелом реальности нужно лечь на

асфальт, но результат того стоит! Фотографировать нужно с высоты. Например, со второго

этажа, если дети рисуют прямо у входа в корпус. Ну или лесенку принесите.

Должно получиться что-то похожее на это:

Музей оригами

Схем в интернете много, можно каждый день осваивать

новую фигурку. Занятие увлекательное, правда, бумаги нужно много. К концу смены

получается шикарный музей оригами. Его лучше оформить в виде гирлянд, прикрепленных к

стене или веткам деревьев. Приклейте скотчем бумажные фигурки на одинаковом расстоянии

на вертикально свисающих нитях с грузиками на конце. В качестве грузиков используйте

обычные шарики, слегка наполненные водой. Так гирлянды не будут путаться и взлетать от

порывов ветра.

Картина на 5 метров

Это тематический художественный конкурс на рулонной

бумаге для рисования (можно использовать остатки бумажных обоев с изнаночной стороны).

Отмерьте ровно 5 метров для каждого отряда. Даем 30-40 минут для создания коллективного

шедевра. Темы можно дать разные: космос, подводный мир, зоопарк для несуществующих

животных, цветы с далеких планет и т.д. Для работы понадобится гуашь и крупные кисти. Не

запрещается делать отпечатки ладошек или штампики из картофелин.

Победители нашего конкурса поразили всех художественными приемами. У них была тема

«Пустыня». Знаете, что они придумали? Намазали клеем нижний край листа и посыпали

обычным песком! Барханы получились настоящие! Колючками для нарисованных кактусов

стали сухие елочные иголки. Здорово!

Театральный фестиваль

На таких фестивалях мирового масштаба всегда много

необычного: танцы, мимика, внешний вид актеров, декорации. Даем задание всем отрядам

подготовить театральную постановку на 5 минут, в которой даже неодушевленные предметы

будут «оживляться». Пусть будут роли у каждого дерева, пенька, ветра. Сказки берем самые

известные, иначе при таком богатстве выразительных средств будет трудно догадаться, о чем

речь.

Победители подобного конкурса в нашем лагере инсценировали стихотворение «Принцесса

была прекрасная, погода была ужасная». В роли ужасной Принцессы был полненький мальчик

с высокой самооценкой и актерскими способностями. Комнату Людоеда оформили картиной с

изображениями съедобных частей тела человека. Это было очень смешно…

Карнавальное шествие

Думаю, все видели по телевизору репортажи с бразильского

карнавала. Яркие костюмы, радостная музыка, много танцев по ходу движения, восхищенные

зрители.

Там к карнавалу готовятся целый год, а у нас с вами всего несколько часов. Этого времени

хватает, чтобы устроить, например, парад мыльных пузырей. Все идут и пускают пузыри…

Или предложите придумать необычные шумовые инструменты для Парада Барабанов. А

может сделать Карнавал Цветов? Шахматный марш?

Еще один совет! У нас участвовали все отряды одновременно, т.е. зрителей не было, были

одни участники. К счастью, кто-то из вожатых снял на камеру весь парад под музыку с

балкона второго этажа, поэтому после ужина все могли полюбоваться праздничным зрелищем.

Не забываем заранее объявить номинации: Лучшие костюмы, Лучший грим, Лучшие

аксессуары, Лучшие танцы во время шествия и т.д.

Издательство журнала

У нас был интересный опыт создания рукописного журнала

за один день. Каждый ребенок в отряде должен оформить один лист для красивого толстого

журнала, который потом будет оцениваться компетентным жюри. Естественно, соревнуемся

между отрядами. Иначе говоря, если в отряде 20 человек, должно быть 20 листов.

вот задания для детей:

придумать название и нарисовать обложку

написать страничку редактора (там обычно добрые слова для читателей и тема номера в двух словах)

рубрики: красота, здоровье, автомобили, политика, путешествия по странам, советуем почитать,

компьютерные игры, приложения для смартфонов, интересное кино, советы для мастериц, мода,

украшения, реклама и т.д. На каждую рубрику можно рисовать по 2-3 листа, если детей в отряде много

Напоминаю, каждый ребенок оформляет только одну страничку. Пишет небольшой текст,

рисует, придумывает подзаголовки. Он будет журналистом, художником, дизайнером и

редактором одной рубрики. Все листочки собираем в журнал, сшиваем, отдаем на суд жюри.

Как же потом интересно все это разглядывать… Журналы до конца смены хранятся в

столовой, можно брать и читать.

Анкета

личностного роста

1. Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?

2. Если тебе интересно в лагере, то что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать,

смотреть телевизор, играть, заниматься спортом или что-то ещё?

3. Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и

др.?

4. Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?

5. Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?

6. Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?

7. Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?

8. Что ты рассказываешь дома о лагере?

9. Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до

«двойки»).

10.Хочется ли тебе идти домой после лагеря?

11.Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?

12.Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?

13.Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета,

праздники, экскурсии, походы)?

Анкета (итоговая)

Что ты ожидал (а) от лагеря?

Что тебе понравилось в лагере?

Что тебе не понравилось в лагере?

С кем из ребят ты подружился?

Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего?

Почему?

Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?

Было ли скучно в лагере?

Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?

Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни

уже сейчас?

Что бы ты хотел (а) пожелать себе?

Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?

Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?

Самое важное событие в лагере? Было или оно?

Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?

– Закончи предложения: Я рад, что…..

Мне жаль, что…..

Я надеюсь, что…….

Твое имя, фамилия и автограф на память.

Список использованной литературы

1. Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии

мероприятий. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.

2. 2. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. –

М. 1998.

3. Гончарова Е.И., Савченко Е.В., Жиренко О.Е. Школьный летний лагерь – М.

ВАКО, 2004. - 192с.

4. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс,

2005. - 311с.

5. Лобачёва С.И. Великородная В.А. Загородный летний лагерь. – М.: ВАКО,

2006. – 208с.

6. Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в

летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.

7. Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007. – 192с.

8. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.:

глобус, 2007. – 206с.

8. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или

Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008. – 288с.

9. Руденко В.И. Игры, экскурсии и походы в летнем лагере: Сценарии и советы

для вожатых. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 224с.

10. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 1999. –

176с.

11. Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2001.

12. Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 62с. 13.

Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. –

Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с.

14.Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.

15.Газета «Педсовет» за 2000-2009 год.

16.Газета: «Последний звонок»

Диагностика результативности программы

п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

1.

Опрос родителей на выявление пожеланий

по

организации

деятельности

детского

лагеря.

май

Начальник лагеря

2.

Анкетирование

детей

в

организационный

период с целью выявлениях их интересов,

мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

Воспитатель

3.

Ежедневное

отслеживание

настроения

детей,

удовлетворенности

проведенными

мероприятиями.

В течение смены

Н а ч а л ь н и к

л а г е р я ,

отрядные воспитатели

4.

Анкетирование

детей

в

конце

смены,

Последний день смены

Воспитатель

п о з вол я ю ще е

в ы я в и ть

о п р а вд а н и е

ожиданий.

5.

Мониторинг здоровья детей

в лагере за

смену.

В течение смены

Н а ч а л ь н и к

л а г е р я ,

отрядные воспитатели

Анкета

на начало смены

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим

тебя ответить на некоторые вопросы:

– Твои первые впечатления от лагеря?

– Что ты ждешь от лагеря?

– Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

– В каких делах ты хочешь участвовать?

– Что тебе нравиться делать?

– Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

– Кто твои друзья в лагере? .................................................................................

– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….

Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….

Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..

Я боюсь, что…………………………………………………………………………….

Пожалуйста, напиши также:

Имя…………………….. Фамилия………………………………

Анкета

на закрытие смены

Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе

некоторые вопросы. Надеемся на помощь.

1.Что ты ожидал (а) от лагеря?

2.Что тебе понравилось в лагере?

3.Что тебе не понравилось?

4.Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?

5.Кто из ребят, с твоей точки зрения, изменился больше всего?

6.Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? На всех?

7.Было ли скучно в лагере?

8.Было ли тебе страшно?

9.Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?

10.Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей

повседневной жизни уже сейчас?

11.Что бы ты хотел (а) пожелать себе?

12.Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?

13.Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?

14.Самое важное событие в лагере? Было ли оно?

15.Закончи предложения:

Я рад, что …………………………………………………………..

Мне жаль, что……………………………………………………...

Я надеюсь, что……………………………………………………...

Твое имя, фамилия и автограф на память

__________________________________

(промежуточное тестирование – в середине смены)

Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их

содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1. Я жду наступления нового дня в лагере с радостью.

2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.

3. У нас хорошие вожатые/воспитатели.

4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в

любое время.

5. У меня есть взрослый в нашем лагере, которому я особенно доверяю.

6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.

7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.

8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей

суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.

У = общая сумма баллов / общее количество ответов

Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости,

если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой

степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.

А лидер кто?

Игра на тестирование для выявления лидерских качеств (в начале смены).

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникают проблемы лидерства. В

процессе формирования группы некоторые её участники начинают играть более активную

роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче

говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение

участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений

воспитателя с отрядом.

«Верёвочка»

Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано

кольцо. (Длина верёвки зависит от количества участвующих в игре ребят.)

Ребята встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга.

Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук верёвку,

построить треугольник». Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из

участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить

треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.

Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду,

шестиугольник.

«Карабас»

Следующей подобной игрой будет игра «Карабас». Для проведения игры детей рассаживают в

круг, вместе с ними садится воспитатель, который предлагает условия игры: «Ребята, вы все

знаете сказку о Буратино и помните бородатого Карабаса-Барабаса, у которого был театр.

Теперь все вы – куклы. Я произнесу слово «КА-РА-БАС» и покажу на вытянутых руках какое-

то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь встать со стульев, причём

столько человек, сколько я покажу пальцев. Эта игра развивает внимание и быстроту

реакции».

В этом игровом тесте необходимо участие двух воспитателей. Задача одного – проводить игру,

второго – внимательно наблюдать за поведением ребят.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают

позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем

садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа отряда,

которая не встаёт вообще.

Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

«Большая семейная фотография»

Эту игру лучше проводить в организационный период для выявления лидера, а также в

середине смены, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе.

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе

сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен

расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он

тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не

даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте

за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять

стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других

«членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей,

активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

Эта игра, проведённая в середине смены, может открыть вам новых лидеров и раскрыть

систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов

семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и

делают одновременный хлопок в ладоши.

Вот ещё один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята

делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе

название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды будут выполняться после того, как я

скомандую «Начали!». Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее

выполнит задание». Таким образом, вы создадите дух соревнования, который является

немаловажным для ребят.

Итак, первое задание. Сейчас каждая команда должна сказать хором какое-нибудь одно слово.

«Начали!»

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то

договориться. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Здесь необходимо, чтобы ни о чём не договариваясь, быстро встали

полкоманды. «Начали!»

Интерпретация этой игры сходна с интерпретацией игры «Карабас»: встают самые активные

члены группы, включая лидера.

Третье задание. Сейчас все команды летят в космическом корабле на Марс, но для того, чтобы

полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан,

штурман, пассажиры и «заяц». Итак, кто быстрее?!

Обычно, функции организатора опять же берёт на себя лидер, но распределение ролей часто

происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца». Это можно объяснить его

желанием передать ответственность командира на плечи кого-нибудь другого.

Задание четвёртое. Мы прилетели на Марс и нам нужно как-нибудь разместиться в

марсианской гостинице, а в ней только трёхместный номер, два двухместных номера

и один одноместный. Вам необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере

будет жить. «Начали!»

Проведя эту игру, вы можете увидеть наличие и состав микрогрупп в вашем коллективе.

Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо

«отверженным».

Предложенное количество номеров и комнат в них составлено для команды, состоящей из 8

участников. Если в команде больше или меньше участников, то составьте количество номеров

и комнат сами, но с тем условием, чтобы были трёхместные, двухместные и один

одноместный.

Эта методика даст вам довольно-таки полную систему лидерства в коллективе. Закончить её

можно какой-нибудь игрой на сплочение коллектива.

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и

интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер-

организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от

вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

Тест «Я – лидер»

Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских

качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности, повести отряд за

собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.

Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведённым

утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее

согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем

согласен – «1»; полностью не согласен – «0».

Образец карточки ответов расположен ниже.

Вопросы к тесту «Я – лидер»

Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.

Я знаю, как преодолевать трудности.

Люблю искать и пробовать новое.

Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.

Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

Все знакомые относятся ко мне хорошо.

Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.

Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

Я хорошо планирую своё время и работу.

Я легко увлекаюсь новым делом.

Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

Ни один человек не является для меня загадкой.

Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

Для меня важно достижение цели.

Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

У меня всегда всё получается.

Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.

Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.

Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

Не существует проблемы, которую я не могу решить.

Принимая решение, перебираю различные варианты.

Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.

Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.Если в работе у меня встречаются трудности, то

я не опускаю руки.

Я никогда не поступал так, как другие.

Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

Я никогда не поступал так, как другие

Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

При организации дел я учитываю мнение товарищей.

Я нахожу выход в сложных ситуациях.

Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

Никто и никогда не испортит мне настроение.

Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.

Решая проблемы, использую опыт других.

Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.

Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

Я умею контролировать работу моих товарищей.

Умею находить общий язык с людьми.

Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом

столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма

определяет развитость лидерских качеств:

А – умение управлять собой;

Б – осознание цели (знаю, чего хочу);

В – умение решать проблемы;

Г – наличие творческого подхода;

Д – влияние на окружающих;

Е – знание правил организаторской работы;

Ж – Организаторские способности;

З – умение работать с группой.

Карточка для ответов теста «Я – лидер»

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его

совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы,

выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них

поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренним в самооценке. Результаты

теста можно изобразить в графике.

Тест по выявлению организаторских способностей.

Инструкция:

Определите свои организаторские способности, т.е. умение активно влиять на людей. Для

этого ответьте быстро, не задумываясь, на нижеприведенные вопросы. Ответы должны быть

только утвердительными (да) или отрицательными (нет). Отвечая, постарайтесь

воспроизводить свое реальное поведение в конкретной ситуации.

1. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей на свою сторону?

2. Хорошо ли вы ориентируетесь в критической ситуации?

3. Нравится ли вам заниматься общественной работой?

4. Легко ли вы отступаете от своих намерений, если возникают некоторые помехи в

осуществлении их?

5. Любите ли вы придумывать или организовывать различные игры, развлечения?

6. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить

сегодня?

7. Стремитесь ли вы к тому, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим

мнением?

8. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих

обещаний, обязательств, обязанностей?

9. Часто ли в решении важных дел вы проявляете инициативу?

10. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой обстановке?

11. Возникает ли у вас раздражение, если не удается закончить начатое дело?

12. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших

товарищей?

14. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе (классе)?

16. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было

сразу принято вашими товарищами?

17. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания?

20. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в обществе большой группы своих

товарищей?

После того, как вы ответите на предложенные вопросы, посчитайте сумму набранных баллов.

При этом учтите, что каждый утвердительный ответ на нечетные вопросы и отрицательный на

четные оценивается в 1 балл.

Результат 15 баллов и более свидетельствует о высоком уровне организаторских

способностей; 13-14 баллов - о среднем; ниже 13 баллов - о низком уровне развития

организаторских способностей. Если у вас оказался низкий уровень, не отчаивайтесь, при

желании вы можете развить свои организаторские способности.

Что ожидают дети?

Укрепление

здоровья

Приключения

Дружба

Новые

знакомства

Яркий отдых

Открытие

нового

Радость,

эмоциональное

удовлетворение

Высокую

активность ребят

Проявление

лидерских качеств

Взрослые

ожидают

Воспитание

чувства

ответственности

Сохранение и

укрепление

здоровья

Осознания малой

и большой Родины

Расширение

кругозора и

проявление

творческих

способностей

Устав

лагеря «Солнышко»

Законы лагеря «Солнышко»

Закон хозяина.

«Солнышко» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой

зависят, прежде всего, от нас.

Закон точности.

Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться

и заканчиваться вовремя.

Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.

Закон поднятых рук.

Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.

Каждый в ответе за то, что с ним происходит.

Помни,

что

о

тебе

заботятся,

хотят

видеть

в

твоих

поступках

только

хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.

Верь в себя и свои силы.

Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.

Правила поведения в

лагере

1. Приходить в лагерь без опозданий.

2.Выполнять требования воспитателя и вожатого.

3.Соблюдать режим дня, выполнять распорядок дня

лагеря.

4. В кабинетах находиться под присмотром воспитателей.

5. Посещать столовую в определённое время, в сопровождении воспитателя.

6.Принимай активное участие в полезных делах своего отряда.

7.Соблюдай правила личной гигиены.

8.Оберегай родную природу.

9. Бережно относись к школьному имуществу и чужим вещам.

10.Будь честным, правдивым, вежливым.

Здоровайся с работниками и посетителями лагеря, знакомыми и товарищами.

11.

Всегда будь опрятным, аккуратно одетым и причёсанным.

1. Информационная карта

программы .....................................................стр 2-3

2. Пояснительная записка...........................................................................стр 4-6

3. Цели и задачи............................................................................................стр 7-8

4. Ожидаемые результаты............................................................................стр 8-9

5. Направления и виды деятельности.........................................................стр 9-14

6. Механизмы и этапы реализации программы..........................................стр 15-20

7. Этапы реализации программы................................................................стр 20-21

8. Ресурсное обеспечение программы.........................................................стр 22-26

9. Легенда лагеря...........................................................................................стр27 -28

10. План мероприятий.................................................................................стр 29-38

11. Список литературы..................................................................................стр39-40

12. Диагностика результативности программы...........................................стр 41

13. Факторы риска, меры их профилактики.................................................стр 42

14. Диагностика ..........................................................................................стр 43



В раздел образования